Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тюркские этимологии

Автор Darkstar, сентября 30, 2010, 20:03

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 17:09
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 15:22
[quote
А тебе зачем?
Да разобраца надо в конце-то концов. То он у Рашки-ад-Дина упоминается, то в 15 веке, то в 17, летучий голландец какой-то. Напиши, что имеешь. А я пока в Огуз-наме полазаю.

Да ты о другом :fp: А я там старался, текст писал :wall:

Если интересно время Къарчи, надо выяснить когда был кабардинский князь Кази Кайтуков. Только у них тоже это точно неизвестно по-моему. По крайней мере я интересовался, мне ответить не смогли :no:
[/quote] Я тоже, на слух. Получилось 224 строфы. Пока анализирую. Если местные тюркологи проявят интерес к карачаевскому генезу, могу и выложить, с твоей помощью.
Пока ясно одно- Къарча во времена Кайтукова не жил. Адурхай и Боташ, вероятно, тоже, хотя в отношении Боташа уверенности нет, тем более что Боташевы на Баксане,кажется, не водятся.
Но вот что отказывается воспринять мой процессор:
Если Къарча < Къарача > къарачай , то почему не къарчай, а совершенно отчетливо къарачай. Сначала подумал, что протез -й каким-то образом сохраняет вокализм в инлауте ( ну мало ли), но тут же  опроверг - балк. габара = карач. габрай.
Похоже, это аргумент в пользу " реки ". Типа къара-чай.
Карчу в Огуз-наме не нашел. Да и достоверность атдаша в категории Д. Ничего это не значит, по-моему.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 21:45
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:26
В данном случае женский род. Речь не об этом.
Знаю, что речь не об этом (про Джохар).

Вы хотите сказать, что на имя Джаухарат в конец добавился "-ат" из-за женского рода?
Естесна, есть Джаухар ( Джохар), есть Джаухарат.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Хусан

Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:50
Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 21:45
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:26В данном случае женский род. Речь не об этом.
Знаю, что речь не об этом (про Джохар).

Вы хотите сказать, что на имя Джаухарат в конец добавился "-ат" из-за женского рода?
Естесна, есть Джаухар ( Джохар), есть Джаухарат.
Например, у нас в узбекском в конце имени добавляется "-а" для девочек: Хуршид (муж.) -> Хуршида (жен.), Рашид (муж.) -> Рашида (жен.), ...

Но кроме этого есть и с "-ат": Салом (муж.) -> Саломат (жен.), Адил (муж.) - Адолат (жен.), ...

Как видите, которые с "-ат", заимствованы из арабского, впрочем по отдельности.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Rashid Jawba

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 22:01
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:50
Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 21:45
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:26В данном случае женский род. Речь не об этом.
Знаю, что речь не об этом (про Джохар).

Вы хотите сказать, что на имя Джаухарат в конец добавился "-ат" из-за женского рода?
Естесна, есть Джаухар ( Джохар), есть Джаухарат.
Например, у нас в узбекском в конце имени добавляется "-а" для девочек: Хуршид (муж.) -> Хуршида (жен.), Рашид (муж.) -> Рашида (жен.), ...

Но кроме этого есть и с "-ат": Салом (муж.) -> Саломат (жен.), Адил (муж.) - Адолат (жен.), ...

Как видите, которые с "-ат", заимствованы из арабского, впрочем по отдельности.
Ну, то у вас. И у татаро-башкир. А у нас только недавно научились вм. Патимат Фатима  говорить :)
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Къази Къайтукъ, видимо, был причиной переселения карачаев, что произошло между 1637 и 1650 (могу чуть ошибиться).
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Хусан

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 19:13
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 12:35Джохар, хазбат, оьгюз, чыгыр, всего не упомнишь - игра слов. Временное.
Гоьдю, напр., постоянное.
Без перевода найти сложно. Не могу предложить слова незная его смысл. Можеть быть они тоже есть в других ТЯ.
Что означать эти слова?
Хазбат, оьгюз, чыгыр, гоьдю.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Rashid Jawba

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 22:25
Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 19:13
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 12:35Джохар, хазбат, оьгюз, чыгыр, всего не упомнишь - игра слов. Временное.
Гоьдю, напр., постоянное.
Без перевода найти сложно. Не могу предложить слова незная его смысл. Можеть быть они тоже есть в других ТЯ.
Что означать эти слова?
Хазбат, оьгюз, чыгыр, гоьдю.
Хазбат - что-то ненормативное, оьгюз - вол - ox. Чыгыр - плешь. Последнее не нада.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:48

Пока ясно одно- Къарча во времена Кайтукова не жил. Адурхай и Боташ, вероятно, тоже, хотя в отношении Боташа уверенности нет, тем более что Боташевы на Баксане,кажется, не водятся.


Откуда такая уверенность?  :donno: Поделись сведениями.


TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 22:18
между 1637 и 1650 (могу чуть ошибиться).

Ну откуда сведения? Не для спора интересуюсь, мне интересна эта тема.

Хусан

Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 22:37
оьгюз - вол - ox
Совпадает:
ҳўкиз (узб.)
1 вол; бир жуфт ~ пара волов; ќўш ~ пара волов, запряжённых (или запрягаемых) в соху (омач); ~дай 1) как вол, болъшой, болъшущий; ~дай ит мени ќувлади за мной гналасъ болъшущая собака; 2) перен. разг. здоровенный, дюжий;
2 перен. разг. неотёсанный; // балбес.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

TawLan

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 22:43

2 перен. разг. неотёсанный; // балбес.

А у нас перен.: бычара 8-) Кстати у нас синоним этому перен. понятию - къарачайлы :D То есть выражения "Ёгюзча этме" и "Къарачайлыча этме" одно и то же - "Не быкуй"  ;D

Хусан

Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 22:48
А у нас перен.: бычара 8-)
А у нас в узбекском бечора переводится так:
бечора
1 бедный, неимущий, нуждающийся; // бедняк;
2 лишённый поддержки; попавший в безвыходное положение; беспомощный; бедный, несчастный; // бедняга, бедняжка.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

TawLan

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 22:55
Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 22:48
А у нас перен.: бычара 8-)
А у нас в узбекском бечора переводится так:
бечора
1 бедный, неимущий, нуждающийся; // бедняк;
2 лишённый поддержки; попавший в безвыходное положение; беспомощный; бедный, несчастный; // бедняга, бедняжка.

Ты о чем? Под "бычарой" я имел ввиду понятие "бык" - упертый, своенравный и т.п.

Хусан

Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 23:00
Ты о чем? Под "бычарой" я имел ввиду понятие "бык" - упертый, своенравный и т.п.
Незнаю тогда.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Turk07

Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:48
Я тоже, на слух. Получилось 224 строфы. Пока анализирую. Если местные тюркологи проявят интерес к карачаевскому генезу, могу и выложить, с твоей помощью.
Пока ясно одно- Къарча во времена Кайтукова не жил. Адурхай и Боташ, вероятно, тоже, хотя в отношении Боташа уверенности нет, тем более что Боташевы на Баксане,кажется, не водятся.
Но вот что отказывается воспринять мой процессор:
Если Къарча < Къарача > къарачай , то почему не къарчай, а совершенно отчетливо къарачай. Сначала подумал, что протез -й каким-то образом сохраняет вокализм в инлауте ( ну мало ли), но тут же  опроверг - балк. габара = карач. габрай.
Похоже, это аргумент в пользу " реки ". Типа къара-чай.
Карчу в Огуз-наме не нашел. Да и достоверность атдаша в категории Д. Ничего это не значит, по-моему.
На счет Огузнаме не знаю, но в Деде Коркуд есть косвенные сведения, которые возможно рассказывают о Къарче, об этом писали несколько исследователей.
Адурхай похоже на Аттюркай, но это все просто созвучие, вообще интересные моменты приносит генетика КБ родов, некоторые къаумы выходит просто в прошлом побратимство без кровного родства.
Есть Y-днк представителей Адурхаевцев, и других каумов, в том числе чанка и биев.
Советую взглянуть на Карачаево-Балкарский ДНК проект.

Боташевы есть даже и в Кумукистане, в Баксанском ущелье если не ошибаюсь были семьи Боташевых, и в Балкарии есть свои Боташевы, но кто откуда не знаю.

Rashid Jawba

Цитата: Хусан от мая 29, 2013, 22:55
Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 22:48
А у нас перен.: бычара 8-)
А у нас в узбекском бечора переводится так:
бечора
1 бедный, неимущий, нуждающийся; // бедняк;
2 лишённый поддержки; попавший в безвыходное положение; беспомощный; бедный, несчастный; // бедняга, бедняжка.
ААА, так вот как переводится фамилия Байчора :)
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Turk07 от мая 29, 2013, 23:21
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:48
Я тоже, на слух. Получилось 224 строфы. Пока анализирую. Если местные тюркологи проявят интерес к карачаевскому генезу, могу и выложить, с твоей помощью.
Пока ясно одно- Къарча во времена Кайтукова не жил. Адурхай и Боташ, вероятно, тоже, хотя в отношении Боташа уверенности нет, тем более что Боташевы на Баксане,кажется, не водятся.
Но вот что отказывается воспринять мой процессор:
Если Къарча < Къарача > къарачай , то почему не къарчай, а совершенно отчетливо къарачай. Сначала подумал, что протез -й каким-то образом сохраняет вокализм в инлауте ( ну мало ли), но тут же  опроверг - балк. габара = карач. габрай.
Похоже, это аргумент в пользу " реки ". Типа къара-чай.
Карчу в Огуз-наме не нашел. Да и достоверность атдаша в категории Д. Ничего это не значит, по-моему.
На счет Огузнаме не знаю, но в Деде Коркуд есть косвенные сведения, которые возможно рассказывают о Къарче, об этом писали несколько исследователей.
Адурхай похоже на Аттюркай, но это все просто созвучие, вообще интересные моменты приносит генетика КБ родов, некоторые къаумы выходит просто в прошлом побратимство без кровного родства.
Есть Y-днк представителей Адурхаевцев, и других каумов, в том числе чанка и биев.
Советую взглянуть на Карачаево-Балкарский ДНК проект.

Боташевы есть даже и в Кумукистане, в Баксанском ущелье если не ошибаюсь были семьи Боташевых, и в Балкарии есть свои Боташевы, но кто откуда не знаю.
ССылка не открывается. Я пока скептически отношусь к этим генетическим выводам. Где-то на ЛФ уже выкладывали днк-исследования по Кавказу, и ближайшими родственниками абазов оказались карачаи, а абхазы ваще с ними не совпадали. Последнее я еще могу принять, ведь абаза интенсивно, чуть ли не через поколение, смешивается с адыгами, особенно тапанта, но с карачаями....? Да и с черкесами у них немного общего, по днк. Как-то все это загадочно.
Боташевы и у адыгов есть. Вопрос в том, была ли фамилия на момент переселения ? Или все эти Боташевы из Карачая уже разбежались? Склоняюсь к первому.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 22:39
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 21:48

Пока ясно одно- Къарча во времена Кайтукова не жил. Адурхай и Боташ, вероятно, тоже, хотя в отношении Боташа уверенности нет, тем более что Боташевы на Баксане,кажется, не водятся.


Откуда такая уверенность?  :donno: Поделись сведениями.
Внутренний процессор + пространственная мысль + элементы анализа. Не медицинского.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от мая 29, 2013, 22:41
Цитата: rashid.djaubaev от мая 29, 2013, 22:18
между 1637 и 1650 (могу чуть ошибиться).

Ну откуда сведения? Не для спора интересуюсь, мне интересна эта тема.
Было 2 русских посольства в Грузию, они шли через Баксан, в первый раз их встретили Кърымшамхаловы и вся карачаевская банда, а во второй - Орусбиевы. Можно найти в работах КЧ НИИ или как там, или в Росс.-груз. отношениях.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Turk07

Цитата: rashid.djaubaev от мая 30, 2013, 07:48
Цитата: Turk07 от мая 29, 2013, 23:21
На счет Огузнаме не знаю, но в Деде Коркуд есть косвенные сведения, которые возможно рассказывают о Къарче, об этом писали несколько исследователей.
Адурхай похоже на Аттюркай, но это все просто созвучие, вообще интересные моменты приносит генетика КБ родов, некоторые къаумы выходит просто в прошлом побратимство без кровного родства.
Есть Y-днк представителей Адурхаевцев, и других каумов, в том числе чанка и биев.
Советую взглянуть на Карачаево-Балкарский ДНК проект.

Боташевы есть даже и в Кумукистане, в Баксанском ущелье если не ошибаюсь были семьи Боташевых, и в Балкарии есть свои Боташевы, но кто откуда не знаю.
ССылка не открывается. Я пока скептически отношусь к этим генетическим выводам. Где-то на ЛФ уже выкладывали днк-исследования по Кавказу, и ближайшими родственниками абазов оказались карачаи, а абхазы ваще с ними не совпадали. Последнее я еще могу принять, ведь абаза интенсивно, чуть ли не через поколение, смешивается с адыгами, особенно тапанта, но с карачаями....? Да и с черкесами у них немного общего, по днк. Как-то все это загадочно.
Боташевы и у адыгов есть. Вопрос в том, была ли фамилия на момент переселения ? Или все эти Боташевы из Карачая уже разбежались? Склоняюсь к первому.
Вот полный адресс: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=ycolorized. Это открытый проект, любой может вступить.
Есть еще не в этом проекте ДНК нескольких балкарских родов.

Не стоит скептически относиться, так как ваша Y-DNA (мужская хромосома) это точнее некуда считайте, что маркеры вашей ДНК это как отпечаток пальца, только по всему вашему роду по мужской восходящей линии. Аналогично по мтДНК - женской восходящей линии.
По поводу абазин, среди абазин на сегодняшний день в открытом доступе есть представители R1a из кластера, куда входят Бостанов и еще ряд карачаевских фамилий + башкиры из рода элан и ряд других представителей тюркских народов.
Так что говоря о близости, очень важно уточнение о чем именно речь.
А абазин немаленький процент это гаплогруппы, вероятно входящий в один кластер с карачаевскими и остальными тюркскими, что неявляется удивительным, так как даже название абазинских обществ носили тюркские имена Алтынкесек и т.д., но и большой процент типичной для западного кавказа адыгов, абхазов и других субклада.

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от мая 30, 2013, 07:48
Я пока скептически отношусь к этим генетическим выводам.

В этом я с тобой согласен. Как Къарачайлы мне говорил что уже двое Боташевых сдали анализ и значит ясно ГГ Ботшевых. А ведь Боташевых не 20 человек. Это одна из самых многочисленных фамилий. Еще крепостные записывались фамилиями хозяев, еще усыновления раньше были нередки. Пока большинство не исследуется, говорить об этом неправильно.

TawLan

Цитата: rashid.djaubaev от мая 30, 2013, 07:48
Боташевы и у адыгов есть. Вопрос в том, была ли фамилия на момент переселения ? Или все эти Боташевы из Карачая уже разбежались? Склоняюсь к первому.

Рашид, я имею отношение к Боташевым. Помнишь я тебе сказал  что моя фамилия простор для фантазий))? Вернее будет второй вариант.

В той же песне о Къарче не говорится Боташ улу, говорится Боташ, значит тогда это было имя, а не фамилия.

Основная версия о Боташевых: Къарча заподозрил что Боташ убил его сына, заказал убийство Боташа Ёздену, пообещав ему столько земли насколько долетит его стрела. У Боташа осталось 11 или 13 сыновей. После смерти Къарчи, сыновья Боташа начали наводить смуту. Народ восстал и прогнал их с Карачая. Потом двоим позволили вернуться, а остальные осели кто где. Вот тебе и адыги и кумыки.

TawLan

Цитата: Turk07 от мая 30, 2013, 08:34
входящий в один кластер с карачаевскими и остальными тюркскими, что неявляется удивительным, так как даже название абазинских обществ носили тюркские имена Алтынкесек и т.д.,

и т.д. и Къызылбек  :) Абазины тоже многие наши фамилии относят к Къызылбекам ;D

TawLan

Предлагаю такие вещи обсуждать в теме К-Б язык, здесь думаю это многим не интересно

TawLan

ШИН - вид, облик  (?)

Къара шинли(шилли) джашчыкъ  -  темный(темноволосый, смуглый) мальчик.

Сары шинли(шилли) къыз  -  русоволосая девушка.