Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Древнетюркский шипящий шпирант перед этимологическим дифтонгом

Автор Devorator linguarum, сентября 3, 2010, 15:52

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Devorator linguarum

Выписывается у Тоньюкука и в орхонско-уйгурских памятниках: шуб "вода", шакын- "беспокоиться". Находит точное соответствие у чувашей, которые в этих корнях тоже шипят: шыв "вода", шухăш "мысль". Данное шипение объясняют тем, что в пратюркском после *с- шел не простой гласный, а дифтонг: шуб/сув < *сйуб. Однако вопрос в том, что ж там было в древнетюркском? Все еще сохранялся дифтонг, и через ш- фактически записывалось сй-? Или это было действительно ш-, сохраняющееся после утраты дифтонга? В последнем случае получится, что из современных языков ни один не может напрямую восходить к древнетюркскому, кроме разве что чувашского. :green:

bvs

Так вроде бы ни один и не восходит. Древнеуйгурский в Турфане не является продолжением древнеуйгурского на Орхоне, а от тюрков, если верить Гумилеву, прямых потомков не осталось. А есть ли какие-то отличия в языке собственно тюркских и орхонско-уйгурских памятников, или это один язык?       

Devorator linguarum

Цитата: bvs от сентября  3, 2010, 16:44
А есть ли какие-то отличия в языке собственно тюркских и орхонско-уйгурских памятников, или это один язык?     
Там даже в собственно тюркских памятниках (кёк-тюркских) есть свущественные отличия. Противопоставляются с одной стороны Кюль-тегин и Бильге-каган, с другой - Тоньюкук и все остальные. Орхонско-уйгурские ближе к Тоньюкуку, но тоже отличаются.

Darkstar

Мне сейчас мыслится, что ПТ *сув и монг. *ус все-таки из китайско-тибетского (кит. шуЭ, тиб. чу), поскольку нормальных ностратических когнатов у этого слова мало, а по-алтайски "вода" все-таки, в основном, стабильно *mIr, *mu и пр. Поэтому вполне возможно, что и "шув".
В этой связи происхождение тюркского *s фактически неясно, внетюркских когнатов у фонемы мало и их можно повергуть по-всякому. Очень возможно, что это было какой-то исходный *ш, который менялся плохо предсказуемым образом, а совсем не стабильный *с как в ИЕ
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Здесь у меня, кстати, опять ошибка. Suw -- не из тибетских, это исконное слово с метатезой: wuts, wus, ush -- легко соотносится с уральским и ностратическим "вода". Подтверждается монголским us-un.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Devorator linguarum

Цитата: Darkstar от ноября  3, 2010, 17:26
Здесь у меня, кстати, опять ошибка. Suw -- не из тибетских, это исконное слово с метатезой: wuts, wus, ush -- легко соотносится с уральским и ностратическим "вода". Подтверждается монголским us-un.
А вы в курсе, что -sun в монгольском usun - продуктивный суффикс, который вообще присутствует чуть ли не в половине монгольских существительных?

Darkstar

(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Предположительно, после альвеолярных -s- ассимилируется либо отстутствет

среднемонг : халха
modun > mod
kelen > xel
naran > nar

После палатальных отсутствует

ko"ku"n > xo"x
zhu"ru"ken > zhu"rx
miqan > max
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?


Darkstar

Ну так а я о чем? *us-un или *us-sun -- в любом случае, предположительно, корень *us-
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Devorator linguarum

Мне интересно, где вы вот в этих словах исторический -s- нашли:
Цитата: Darkstar от ноября  3, 2010, 18:07
Предположительно, после альвеолярных -s- ассимилируется либо отстутствет

среднемонг : халха
modun > mod
kelen > xel
naran > nar

Darkstar

Одно из двух: либо его никогда не было, либо он ассимилировался с альвеолярным и исчез в период ранее исторической фиксации.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Devorator linguarum

Цитата: Darkstar от ноября  3, 2010, 20:37
либо его никогда не было
Во! Только не "либо", а точно никогда не было. По многим причинам - хотя бы из-за второго гласного, который в kelen и naran вовсе не u.

Darkstar

Я об этом и говорил, это вы меня сбиваете на -sun.
А гласные имеют свойство подчинятся сингармонизму, поэтому это ни о чем не говорит...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Devorator linguarum

Я вас сбиваю на -sun только в слове "вода", где корень по всем признакам не us-, а u-. Восходил этот u- к us- или нет, вилами на воде писано. Скорее всего, не восходил, потому что в самом монгольском, без всяких отдаленных родственников, есть вероятное однокоренное uγu- "пить". "Вода" < "питьё".

А гласные подчиняются сингармонизму не абы как, а по определенным законам, и в среднемонгольском u чередуется с ü, но никогда с a и e. А если в поздних (уже не среднемонгольских) памятниках они смешиваются, то виноват не сингармонизм, а просто редукция в безударном положении, из-за которой везде произносилось уже просто шва или ноль звука, а малограмотные не знали, как правильно писать.

Darkstar

есть вероятное однокоренное uγu- "пить". "Вода" < "питьё".
[/quote]
Нет, с семантической точки зрения это однозначно не так. В крайнем случае питье < вода, но вообще тюркский корень *ич- cюда просится.

Цитата: Devorator linguarum от ноября  3, 2010, 22:00
А гласные подчиняются сингармонизму не абы как, а по определенным законам, и в среднемонгольском u чередуется с u", но никогда с a и e.
Вы сами сказали, что там 150 среднемонгольских языков было... Какие там были изначально чередования одному тенгри ведомо...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

SWR

Цитата: bvs от сентября  3, 2010, 16:44
Так вроде бы ни один и не восходит. Древнеуйгурский в Турфане не является продолжением древнеуйгурского на Орхоне, а от тюрков, если верить Гумилеву, прямых потомков не осталось. А есть ли какие-то отличия в языке собственно тюркских и орхонско-уйгурских памятников, или это один язык?     
А язык желтых уйгур ? Šera Yogor.
Только Вы и Гумилев наверное род Ашина и Дуло имеете ввиду. Так это хуннский (гуннский) род по Паркеру.

Цитата: Darkstar от сентября 30, 2010, 20:52
Мне сейчас мыслится, что ПТ *сув и монг. *ус все-таки из китайско-тибетского (кит. шуЭ, тиб. чу), поскольку нормальных ностратических когнатов у этого слова мало
Как раз таки наоборот. Слов очень много! Только древнее Су - это не только вода.

усă - благо, польза на чувашском и "услада" на русском... 
Ус-су... "ĕç шыв" на чувашском или "*ич су (сув)" на тюркских.

Исуус и... Уссури... Определенно общие корни в ностратических языках.  :)

SWR

Цитата: Devorator linguarum от сентября  3, 2010, 15:52
Выписывается у Тоньюкука и в орхонско-уйгурских памятниках: шуб "вода", шакын- "беспокоиться". Находит точное соответствие у чувашей, которые в этих корнях тоже шипят: шыв "вода", шухăш "мысль". Данное шипение объясняют тем, что в пратюркском после *с- шел не простой гласный, а дифтонг: шуб/сув < *сйуб.
Ведический Шива - тоже изначально Сива, Сиван. Интересно...  :)

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр