Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Фуллы - город охоциров и другие христианские епархии Хазарского каганата

Автор Zverozub, апреля 11, 2009, 01:53

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zverozub

Фуллы один из самых "неуловимых" крымских городов.
упоминается в "Житии Иоанна Готского" как место его заточения.

Три сохранившихся версии Жития приводит со своими комментариями (и комментариями многих других авторов) А.К. Шапошников в приложении к книге Фадеевой "Княжество Феодоро и его князья".
http://koe-chto.boom.ru/pages/articles/books/feodoro/saint_ioan.htm

Фуллы упоминаются в паре с "торжищем Курасеитов" в Житиях, а в документе 9 века во времена патриарха Фотия в составе Готской епархии Хазарского каганата упоминается "Харасия на Черной воде" и епископство охоциров у Фулов. В начале 10 века значение Фульской епархии так возросло, что она стала напрямую подчиняться патриарху в Константинополе.
Это говорит о росте православного населения там, а ведь город Фуллы все еще находился под властью хазар!
Хорошо известно, что в городе, известном во времена Золотой орды как Крым, или Солхат, целые кварталы занимали русские ремесленники и купцы.
Вполне понятно, что значительную часть хазарского каганата составляли русские земли, причем с богатыми торговыми городами.
Таким образом парочка "потерянных" городов из Жития Иоанна Готского - это нынешние Старый Крым (Фуллы) и Белогорск (Карасубазар).
Было ли в 8 веке торжище на Черной воде (это буквальный перевод с языка кыпчаков, а затем и крымских татар названия Кара-су-базар) причалом с портовыми складами?
Множество исторических описаний и множество геоморфологических данных говорят о том, что обводненность крымской природы в целом и полноводность крымских рек была раньше значительно выше, чем теперь.
Впрочем, достаточно говорить о высоком уровне воды и только в весенний период, чтобы говорить о существовании порта для сплава товаров по Карасу в плоскодонных лодках к Азовскому морю.
Именно к Азовскому! Ведь даже в 1667 году Эвлия Челеби пишет о двух проливах, разделяющих Арабатскую стрелку - Ченишке и Арабат.
Где же быть проливу Арабат, как не напротив общего устья Салгира и Биюк-Карасу?
А вот в 8-10 веках Арабатской стрелки как таковой просто не существовало, об этом ясно говорят многие исследования геологов и геоморфологов.

Среди описаний чудес, которые в Крыму произвел святой Иоанн:
... В торжище Курасаитов преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал в ними (мертвыми) как с живыми....
... Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, бросил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же (Иоанн), осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятья, то дитя тотчас очистилось от ран.
====
из легенды о Черкез-бее из города Солхат ясно, что речь идет не о владетеле, а о военном вожде наемных сил (такое же положение занимали русские и литовские князья в Новгороде, их приглашали на службу или отправляли за ненадобностью за пределы города).
Таким же образом "владетель Готфии" мог быть командиром наемников в Доросе или торжище Парфенитов или во всех поселениях готов в Крыму.
.... В синаксаре монастыря Филофея значится:
Сей преподобный отец наш Иоанн был епископом Готфии при царях Константине и Льве, происходя из земли Тавроскифов, что за Понтом, которая подчинена стране Готфов, из торжища, называемого (торжищем) Парфенитов.

==== итак, тут Партенит назван землей тавроскифов, но подвластной готам. Крымские реалии вполне допускают, что ни готы, ни тавроскифы не образовывали некие моноэтнические анклавы. Те и другие жили соседними населенными пунктами.

Важно, что владетель Фулов и владетель Готфии равнозначные князья, Фуллы - город в земле охоциров.
из Тунманна следует, что
... племя венгров, которое с этого времени кочевало на равнинах Крыма, называлось аулциагры или ульцингуры. Но в 679 г. эти и остальные венгры должны были покориться власти хазар ...
далее Тунманн называет половцев - уцы.
по поводу охоциров нет ничего, кроме догадок.
Точнее есть упоминания в византийских церковных документах, что был такой народ.
понятно, что это не тавроскифы и вообще охоциры - пришлое население.
но не готы, значит - тюрки, но при этом НЕ хазары, а потомки гуннов и новых волн степных кочевников угорского, тюркского и иранского происхождения.
о том, что половцы были христианами (или точнее - среди половецких племен были и христиане) известно.
само по себе понятие куманы объединяет огромное число разных племен, причем, враждовавших между собой, а точнее, включенных в разные княжества, как кавалерийские силы. Особенно хорошо это видно из истории усобиц русских князей, которые ходили на соседние русские княжества со своими половцами и сражались с "чужими" половцами.
все что я нашел об уцах:
историк начала XIX в. П.Ф.Сум писал: "Общие имена часто переменялись оттого, что один народ брал перевес над другим. Скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, Уцы или Куманы — суть общие имена, которые следовали одно за другим" [Сум П.Ф., 1846, 15].

пока как рабочая версия - языком охоциров был согдийский.
собственно, это могла быть сугубо локальная "мини-нация" из разных тюркских, угорских и иранских кочевых народов, принявших христианство.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Nevik Xukxo


jvarg

Что там париться, ваши охоциры - обыкновенные акациры, достаточно известное тюркское племя.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Nevik Xukxo

Цитата: jvarg от апреля 11, 2009, 15:03
обыкновенные акациры, достаточно известное тюркское племя.

а можно пруфлинк на их тюркскость? чтобы Зверозуб уверовал.  :umnik:

Zverozub

гы. а я как раз верю, что охоциры были тюрки.
нормальные тюрки-христиане.
которые потом стали нормальными католиками-армянами, поскольку так требовало развитие коммерции.
и я вообще доверяю jvarg.
он злой, но умный.
лучше с умным потерять, чем с дураком найти:)
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

м-да.
я конечно из коммерческих соображений скопирую то, что подсовывает доверчивым юзером яндекс по запросу "акациры".
типа что акациры это на самом деле ээээииистонцы (я-то и сам на надцать процентов финн)
но как бы морально я не готов признать, что эстонцы и тюрки - братья навек.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

ахациры помимо всего прочего основали и Харьков?
но какие же они тогда тюрки?
Возможно, слово «Харька» — тюркское, есть вариант его перевода — лебедь. Возможно, это хазарское слово «харк», которое обозначает дань... Это исходя из той логики, что предположительно здесь были торговые пути: торговля, оброк, дань...

— Да. В ХII веке в Армении существовала территория, которая называлась Харк. Достаточно большая... Если представить некое движение из наших краев в те места, где сейчас кочует курдское племя харка, то эта умозрительная траектория проходит как раз через район Армении. Может быть это «осколок» племени — пошли за солью и не вернулись...

— Можно попытаться найти ещё один более ранний аналог обратного процесса: в VIII веке произошла большая миграция аланов с Кавказа именно в район Северского Донца, в район Верхнего Салтова. Тогда сложилась ситуация, когда было массовое переселение народа из Алании (это будущая Осетия). А в эпоху расцвета аланского государства в центральном Предкавказье, среди других Аланских крепостей известно городище с названием Харк. Это примерно IX век.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр