Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Синдром "билета в один конец" в современной фантастике

Автор Devorator linguarum, февраля 14, 2009, 21:01

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Devorator linguarum

Не то чтобы я так уж много ее читал... Тем не менее, замечаю явную тенденцию. Раньше все переносы героя в прошлое/параллельный мир/волшебную страну/на таинственный остров описывались в связи с его последующей борьбой за то, чтобы вернуться обратно, в свой привычный мир. (Примерам несть числа, начиная с Гулливера и вплоть где-то до конца 1980-х.)  Исключения хоть и встречались, но редко и всегда в трагическом контексте (см., напр., концовку уэллсовской "Машины времени" или - с приплетением темы героического следования долгу - ле-гуиновскую "Планету Роканнона"). Теперь же все больше персонаж становится там, куда попал, графом/варварскаим вождем/начальником милиции, и возвращаться и не думает (или, скорее, в начале чуть-чуть думает, но потом этот вопрос как-то заминается).

С чего бы это? Уж не является ли такая тенденция индикатором, что современная жизнь значительной (и, видимо, не самой прозябающей) части общества нахренела настолько, что хочется от нее смыться в какое-нибудь мрачное средневековье насовсем? И ради этого не грех пожертвовать компутерами, сотовой связью и всем прочим техническим прогрессом? Причем это именно так стало в последние лет пятнадцать, а раньше наш мир был субъективно достаточно хорош, чтобы хотелось в него вернуться?

P.S. Сказанное относится в основном к российской фантастике. Что-то по-настоящему современную зарубежную я фактически совсем не знаю, так что про нее ничего уверенно не могу сказать.

P.P.S. За собой-то я как раз подобные подспудные желания  периодически замечаю. Но у меня здесь случай специфический как с точки зрения недостаточной вписанности в окружающее общество, так и из-за наличия специфических интересов в прошлом. (Я бы там, пожалуй, вместо того, чтобы лезть в графья и искать приключений себе на ж..., собиранием материалов по некоторым ныне фрагментарно известным языкам занялся. :dayatakoy:)

BFRZ

Так, навскидку - Robert Sheckley Dimension of Miracles 1968 год. Ни долга, ни трагики, а мимо своего мира главный герой сознательно проходит. Как-то недостаточно субъективно хорош оказался.

Python

Путешествие с возвратом, да еще и с таким, при котором у героя не остается никаких доказательств, что он вообще где-то был, воспринимается как некая выдумка, фантазия, сновидение. Сны видят все — ничего фантастического в этом нет. Есть ли смысл в его подвигах, если на последней странице оказывается, что ничего не произошло, ничего не изменилось? Другое дело путешествие в один конец — здесь фантастическая реальность действительно становится реальностью, которую нельзя уничтожить, и если герой в ней сделал ошибку, то он уже не сможет проснуться и все забыть.

Возможно, избыток «фантастики до пробуждения» и стал причиной отказа от подобных сюжетов в дальнейшем.
Пролетареві ніколи вчити європейських мов, бодай би свою знати добре і на ній принести до своєї хати світло знання (Гнат Хоткевич)
ÆC CASALI NAXI PRASQURI: AHOV CÆRU, MERTVÆRI TÆ SLAVUTÆT!
Вони просили його: «Скажи: кетум», а він говорив: «сатем», і не міг вимовити правильно.
Хотелось бы также отметить, что "Питон" - это "мышиный язык" : "пи+тон". © АБР-2

Ноэль

Такое впечатление, что проснулось (или перешло на новый уровень развития) сознание средневекового горожанина, именно горожанина. Отсюда такая масса фентези.

Вообще, ролевики и т. п. имхо ностальгия по "старым добрым временам", когда жизнь была ясна до мелочей, где добро, а где зло; год был расписан по дням, как в нынешнем православии, например... и король по обыкновению велик и светел и т. д.

Devorator linguarum

Цитата: Noëlle Daath от февраля 14, 2009, 22:34
Такое впечатление, что проснулось (или перешло на новый уровень развития) сознание средневекового горожанина, именно горожанина. Отсюда такая масса фентези.

Вообще, ролевики и т. п. имхо ностальгия по "старым добрым временам", когда жизнь была ясна до мелочей, где добро, а где зло; год был расписан по дням, как в нынешнем православии, например... и король по обыкновению велик и светел и т. д.
Хм! "Фантастика до пробуждения", конечно, имела место быть, но я бы не сказал. что в общей массе подобных сюжетов она преобладала. Так что вряд ли дело в этом... В большинстве сюжетов с возвращением все вполне реально, и ошибка как раз чревата невозможностью возвращения. И кстати, вообще-то сюжеты с возвращением сейчас не полностью исчезли, но стали довольно редкими и, по-моему, остаются только в детской фантастике (например, "Рыцари 40 островов" Лукьяненко).

Ноэль

Возможно, осознали, что пробуждение, как таковое, невозможно... что ж это за возвращение, через сотню лет?

... Я помню, в 80-х мне очень тяжело было читать "Возвращение со звезд" Лема. Мысль о билете в один конец там развита до невыносимости...

Lugat

В принципе, да. Фантастика отражает тенденции современного мира, в котором наличествуют центробежные тенденции. Империи распадаются. Народы, ранее населявшие империи уходят из них без желания возвращения, создают свои миры, свои государства. Общение, да, это можно. Сотрудничество - тоже неплохо. Но сдаться под начало кому-то - от этого бегут. Это - не эскапизм. Это - взросление. А любое взросление есть обретение самостоятельности.

Ранее сотрудничество в галактических масштабах мыслилось в виде галактической федерации. Теперь о федерации говорить неприлично. Теперь конфедерацию подавай.

Потому и герои фантастических произведений мечтают уйти, чтобы создать свой мир.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр