Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

тувинский, тофаларский и сойотско-цатанский

Автор Антиромантик, сентября 9, 2008, 14:50

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Антиромантик

http://lingsib.unesco.ru/ru/languages/tofa.shtml.htm
Цитировать
Тофаларский язык
Общие сведения о языке
Самоназвание этнической группы
Библиография по тофаларскому языку
Самоназвание тофаларов – тоъфá, с дореволюционных времен вплоть до 1930-х. годов их называли карагасами. Это их название произошло от искаженного наименования одного из тофаларских родов кара-һааш, о чем писали еще М.А. Кастрен и В.В. Радлов. О том, что сам себя этот народ называет тофа утверждал в середине XIX в. Ю.П. Штубендорф.

Варианты названия и самоназвания языка

Адамова Галина Иннокентьевна – знаток тофаларского песенного фольклора, активный участник тофаларского фольклорного ансамбля «Дыырак ибилер» («Быстрые олени»)
Фото из архива В.И. и И.В. Рассадиных
Свой язык тофалары называют тоъфа дыл. Других вариантов нет. По своей генетической принадлежности это тюркский язык. Н.А. Баскаков в своей классификации тюркских языков, являющейся общепринятой в России, относит тофаларский язык к уйгуро-тукюйской подгруппе уйгуро-огузской группы тюркских языков. Сюда же он включает и тувинский язык наряду с древними языками орхоно-енисейских тюрок и уйгуров. В результате наших исследований родственных связей тофаларского языка выяснилось, что он вместе с современными тувинским и сойотским языками России, языками цаатанов, уйгуро-урянхайцев и тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии, кёк-мончаков Монголии и Китая образует группу близкородственных так называемых саянских тюркских языков, объединяемых единством происхождения от древних уйгурского и огузского языков. С саянскими языками через уйгурский язык связан своим происхождением и якутский язык. Наши сравнительно-исторические исследования тофаларского языка показали, что саянская группа в свою очередь делится на два ареала: степной и таежный. Степной образуют языки тувинцев Республики Тыва РФ, тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии и кёк-мончаков Монголии и Китая. В таежный ареал входят тофаларский и сойотский языки России, языки цаатанов и уйгуро-урянхайцев Монголии. Языки этого ареала имеют в своем строе множество специфичных и архаичных черт и заметно отличаются от языков степного ареала. Носители языков обоих ареалов различаются и по своим хозяйственно-культурным типам: представители степного ареала обитают в степной местности Тувы и Монголии, ведут, подобно монголам, номадное скотоводческое хозяйство и разводят тех же домашних животных – верблюдов, лошадей, яков, коров, овец и коз, по религиозной принадлежности – буддисты. Представители же таежного ареала искони населяют Саянскую горную тайгу и еще недавно вели образ жизни кочевых оленеводов-охотников, перейдя в настоящее время на оседлость. Оленеводство у них сейчас носит отгонный характер. В качестве религии у них был принят шаманизм.

География распространения языка
Тофаларский язык распространен на территории так называемой Тофаларии, которая расположена на северо-восточных склонах Восточного Саянского хребта. Административно это Нижнеудинский район Иркутской области РФ. Современная Тофалария состоит из трех сельских администраций – Алыгджерской, Верхнее-Гутаринской и Нерхинской. Кочевавшие до конца 1920-х. гг. тофалары живут ныне оседло в 3 селах – Алагджер, Верхняя Гутара и Нерха. При кочевой жизни, т.е. еще совсем недавно, где-то 70 с небольшим лет тому назад, тофалары расселялись тремя группами:

Северо-западная группа, которую сами тофалары называли соңгуу ааллар, состояла из представителей родов һааш, сары һааш, қара һааш, их происхождение связано с хакасами-качинцами.
Юго-восточная группа, называвшаяся по-тофаларски буруңгуу ааллар, состояла из членов родов чоғду, ақ чоғду, қара чоғду, имеющих общее происхождение с тувинцами рода чооду, а также с цаатанами рода чогду.
Центральная группа – по-тофаларски оъртаа ааллар – включала представителей рода чептэй, происходящего от нижнеудинских бурят рода мааньжираг.
При переводе на оседлость тофаларов северо-западной группы поселили в пос. Верхняя Гутара, тофаларов юго-восточной группы – в пос. Алыгджер, центральной – в пос. Нерха. Население ныне в этих поселках смешанное в результате перекрестных браков между представителями разных родов.

Языковые контакты
В настоящее время тофаларский язык активно контактирует с русским языком, обогащая за счет него свой лексический состав. При кочевой жизни тофаларский язык контактировал как с окинским и нижнеудинским бурятскими говорами, так и с соседними тюркскими языками – сойотским и тувинским-тоджинским. В тофаларском языке имеются, кроме того, множество лексических заимствований из средневекового монгольского языка, свидетельствующих о былых длительных контактах тофаларов со средневековыми монголами.

Численность носителей языка

Фото из архива В.И. и И.В. Рассадиных
Современные тофалары - один из самых малочисленных тюрко-язычных народов Российской Федерации. По данным последней Всесоюзной переписи населения (1989 г.) их насчитывалось 731 чел., а по переписи населения России 2002 г. - 723 чел., подавляющее большинство которых – 681 чел. – являются сельскими жителями (официальные данные на сайте //www.perepis2002.ru). По своему статусу они отнесены к народам Севера. Тофалары являются одним из древнейших народов Саян, занимающихся охотой и оленеводством.

Из-за малочисленности и давнем смешении представителей разных родов под влиянием закона экзогамии язык современных тофаларов достаточно однообразен на всей территории их расселения, хотя можно наблюдать и некоторые незначительные различия главным образом в фонетике и лексике в речи тофаларов из Верхней Гутары (этническая группа һааш) и Алыгджера (этническая группа чоғду). Нерха примыкает к Алыгджеру. Различия незначительны и не носят принципиального классифицирующего характера, поэтому не дают оснований выделять в тофаларском языке диалекты и говоры. Главным отличием в фонетике является разный тип губной гармонии гласных – в Верхней Гутаре преобладает хакасский тип, восходящий к кыпчакско-кыргызскому (после гласного о первого слога произносят ы, например: қолым – моя рука), в Алыгджере и Нерхе – тувинского типа, восходящий к огузо-уйгурскому (после первослогового о произносят у, например: қолум – моя рука). Кроме того, гутаринцы во многих словах с конечным согласным -ғ произносят вместо него -й, например: дай вм. дағ – гора, суй вм. суғ – вода, улуй вм. улуғ – большой и т.п. Наблюдается также наличие нескольких слов как в Верхней Гутаре, так и в Алыгджере, различия в семантике ряда лексем.

Лингвистическая характеристика языка
Фонологические сведения
Тофаларский язык по своему строю типичный тюркский язык. Его звуковой строй содержит в системе вокализма общетюркские краткие гласные фонемы твердого ряда – а, о, у, ы, мягкого ряда – э, ө, ү, и. Этот ряд дополнен двумя фонемами - ә, i. Спецификой тофаларского языка является наличие в нем еще кратких фарингализованных фонем твердого и мягкого рядов – аъ, оъ, уъ, ыъ, эъ, өъ, үъ, иъ, әъ, iъ, а также тех же долгих фонем – аа, оо, уу, ыы, ээ, өө, үү, ии, әә, ii. Это позволяет различать больше слов по качеству гласного, например: ас 'горностай' – аъс 'повесь' – аас 'рот'; кээр 'придет' - кәәр 'покрошит'. Консонантизм состоит из губных – б, в, м, п, ф, переднеязычных – т, д, с, з, ш, ж, н, л, р, среднеязычных – й, ч (ть), ҷ (дь), нь, заднеязычных – к, г, ң, ғ, увулярных – қ,ғ, ң, фарингальных – һ, һь. Особенностью тофаларского языка в области консонантизма является фонематичное противопоставление не глухих и звонких фонем, а сильных и слабых. Слабые при этом могут быть как звонкими, так и глухими. Сильные согласные всегда глухие и произносятся с придыханием, перед ними употребляются фарингализованные краткие гласные. Например: қап 'мешок' – қаъп 'схвати ртом'. Отличает тофаларский язык также чередование сильного ш с мягким һь, например: баъш 'голова' – баъһи 'его голова', а слабого ш – со звонким слабым ҷ, например: баш 'язва' - баҷы 'его язва'.

Морфология и грамматика
Тофаларский язык по типу своего грамматического строя относится к агглютинативно-аналитическим языкам. Морфологическая структура тофаларского слова носит общетюркский характер: слово состоит из корневой морфемы, словообразовательного, формообразовательного и словоизменительного аффиксов, присоединяемых к корню именно в этой последовательности. Образование новых слов осуществляется как аффиксальным, так и неаффиксальным способами. Состав классов слов и частей речи тот же, что и в других тюркских языках – выделяется класс знаменательных слов с группами назывных и указательных слов, классы служебных, модальных, аффектных и изобразительных слов. У знаменательных слов те же грамматические категории – у существительных категории числа, принадлежности, падежа, определенности/неопределенности. Категории грамматического рода нет. У глагола – виды, залоги и наклонения. В рамках последнего происходит спряжение глаголов по лицам.

Лексический состав в своей основе общетюркский. Наблюдается заметное количество архаичных словоформ, восходящих как к древнеогузскому языку, так и к древнему уйгурскому. Много заимствований из бурятского языка, а также из средневекового монгольского. В тофаларский язык вошло также немало слов из русского языка в разные эпохи – как до ревоюции, так и в советское время.

Синтаксические сведения
Синтаксический строй сохранил древнетюркский тип, в котором почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричастные и причастные обороты.

Социолингвистическая характеристика языка
Юридический статус, состояние языка в настоящее время
После создания в 1986 г. письменности для тофаларского языка, а с 1990 г. официального введения его преподавания в тофаларских школах приостановился процесс его умирания. Усилилась его функция как средства общения внутри тофаларского этноса, молодежь стала больше использовать родной язык при коммуникации. В настоящее время этот язык является языком школьного изучения.

Письменность и орфография
Письменность для тофаларского языка основана на кириллице, как и письменность других тюркских народов бывшего СССР. Для специфических тофаларских фонем приняты буквы с диакритикой. К русскому алфавиту добавлены буквы қ, ғ, ҷ, һ, ң, ө, ү, ә, i. Долгота обозначается удвоением буквы, фарингализация – подстановкой после буквы твердого знака.

Степень изученности и история изучения языка
Тофаларский язык начал изучаться давно. Первым его исследователем был М.А. Кастрен. В 1857 г. была издана на немецком языке его книга «Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre» (St.-Pb.). Следующим лингвистом был Н.Ф. Катанов, посетивший кочевья тофаларов в 1890 г. Его записи образцов тофаларской речи и фольклора были опубликованы В.В. Радловым («Образцы народной литературы тюркских племен. Ч. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н.Ф. Катановым». Тексты. СПб., 1907. С. 614-657; Перевод. СПб., 1907.). В 1930-е гг. небольшие записи тофаларских текстов, опубликованных позднее, произвела Н.П. Дыренкова. Ею была написана статья о тофаларском языке с приложением этих текстов (Дыренкова Н.П. Тофаларский язык // Тюркологические исследования. М.;Л., 1963. С. 5-24.). С 1964 г. изучением тофаларского языка начал заниматься В.И. Рассадин, собравший с тех пор по настоящее время большой фактический материал по тофаларскому языку. За это время им написаны и защищены кандидатская «Лексика современного тофаларского языка» (1966 г) и докторская «Тофаларский язык и его место в системе тюркских языков» (1983 г.) диссертации, опубликованы монографии «Фонетика и лексика тофаларского языка» (Улан-Удэ, 1971) и «Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении» (М.: Наука, 1978), «Тофаларско-русский словарь. Русско-тофаларский словарь» (Иркутск, 1995), «Легенды, сказки и песни седого Саяна. Тофаларский фольклор» (Иркутск, 1996). В 1986 г. очередная сессия Иркутского облисполкома утвердила созданную им письменность и правила орфографии для тофаларского языка. В 1989 г. был издан составленный им 1-й тофаларский букварь, в 1990 г. книга для чтения для 1-го класса, в 1994 г. книга для чтения во 2-м классе тофаларских школ. С 1990 г. официально началось преподавание тофаларского языка в начальных классах тофаларских школ, продолжающееся до сих пор.


Антиромантик

Цитировать
Сойотский язык
Общие сведения о языке
Самоназвание этнической группы
Библиография по сойотскому языку
Самоназвание сойотов – сойыт. Буряты, среди которых они живут, называют их һоёд. У соседних тофаларов они известны как һаазуут. Это название происходит от сойотского этнонима һаазуут – названия самого крупного рода сойотов. Другие их роды – иърһит (иркиты) и оъңһыт (онхоты) – не столь многочисленны.

По сведениям старожилов Окинского края, как сойотов, так и бурят, сойоты в составе родов иркит, хаазуут и онхот относительно недавно, порядка 350-400 лет тому назад, перекочевали из Монголии из окрестностей оз. Хубсугул, где они тогда кочевали на территории дархатских сомонов Ханха и Уури, а также в районе горы Ринчинлхумбэ, считавшейся их священной горой-покровителем. Выйдя из пределов Монголии, сойоты сначала расселились в Тунке и частично в Закамне. Но поскольку там почти нет мест, благоприятных для оленеводства, то часть сойотов, перейдя на животноводство, осела в Тунке и Закамне, сливаясь с местными бурятами. Оленеводы же перекочевали в Оку, на водораздельный хребет рек Оки и Иркута возле озера Ильчир, где было достаточно ягеля для прокорма оленей. Так сойоты оказались в Оке.

В Дархатском крае Монголии, к западу от оз. Хубсугул, до сих пор продолжают обитать тюркоязычные оленеводы, которых монголы называют цаатан (букв, «оленевод»), а также уйгар, т.е. уйгур, а иногда и цаатан уйгар (букв. «оленеводы-уйгуры»). Сами же себя цаатаны-уйгуры именуют словом myъha, которое очень близко к самоназванию тофаларов - тофа, ср. название тувинцев - тыва-дыва. Кстати, окинские буряты используют для именования тувинцев и тофаларов помимо этнонима уряанхад (букв. «урянхайцы») также выражение уйгар хэлтэн, т.е. «уйгуроязычные». Это говорит о том, что память бурятского народа связывает данные тюркские этносы с древними уйгурами. В составе цаатанов, а также оленеводческих групп дархатов, произошедших от саянских тюрков-оленеводов, тоже имеются роды иркит, хаасуут, онхот. Видимо, от них, от этих саянских тюрков-оленеводов, ведут свое происхождение современные окинские сойоты.Варианты названия и самоназвания языка
Свой язык сойоты называют сойыт тыл. Это тюркский язык. По всем своим классификационным признакам он совпадает с тофаларским языком, кроме того, он очень близок к языкам цаатанов-уйгуров и уйгуро-урянхайцев Монголии. Это дает основание включать сойотский язык вместе с тофаларским, цаатанским и уйгуро-урянхайским языками в так называемый таежный ареал саянской группы тюркских языков (см. статью «Тофаларский язык»). Согласно классификации Н.А. Баскакова этот язык следует внести в уйгуро-тукюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Носители языков таёжного ареала являются в основном оленеводами-охотниками (кроме уйгуро-урянхайцев Монголии, которые давно уже имеют тот же хозяйственный тип, что и монголы, занимаясь животноводством), которых объединяет, кроме общего языка, также сходный тип охотничье-оленеводческого кочевого хозяйства и своеобразной материальной культуры, позволивших им хорошо приспособиться к кочевой жизни в условиях горной тайги.

Генетическая принадлежность
О близости сойотского языка к тофаларскому и другим языкам таежного ареала свидетельствуют не только наши личные впечатления, полученные при наблюдении сойотского языка, языков цаатанов и уйгуро-урянхайцев, но и ряд свидетельств ученых, которым довелось наблюдать сойотов. Так, по утверждению Б.С. Дугарова, изучавшего этногенез бурят и сойотов Оки, М.А. Кастрен, посетивший сойотов Тунки в XIX в., писал, что они говорили «... на том же тюркском наречии, каким говорят карагасы (т.е. тофалары - В.Р.)». Об активном использовании сойотами своего тюркского языка еще в XVIII в. пишет и Г.Д. Санжеев, исследовавший в конце 20-х гг. XX в. дархатов и население Дархатского края, ссылаясь на свидетельство немецкого географа XVIII в. Антона Фридриха Бюшинга, который в своей книге «Описание земли» (издана в Гамбурге в 1787 г.) утверждал, что язык у тункинских сойотов тот же, что и у карагасов Нижнеудинского уезда. Профессор Иркутского госуниверситета Б.Э. Петри, проводивший в 1926 г. по заданию Комитета Севера специальную этнографическую экспедицию по изучению хозяйства, быта и культуры сойотов, писал об их языке, что его еще помнят старики и что он чрезвычайно близок урянхайско-сойотскому. Сойотами, сойонами и урянхайцами, кстати, в старой русской литературе вплоть до 20-х гг. XX в. называли тувинцев и не отделяли от них цаатанов и тофаларов.

География распространения языка
Распространение сойотского языка ограничивалось расселением групп сойотов, ведших еще до 1930-х. гг. традиционный кочевой охотничье-оленеводческий образ жизни в Окинском районе Бурятии в местности Ильчир на водораздельном горном хребте в верховьях рек Оки и Иркута. В 1930-е гг. они были переведены на оседлость и расселены в поселках Сорок, Боксон, Хурга, а также в Орлик и на многочисленных мелких животноводческих фермах вперемешку с окинскими бурятами. Сойоты стали заниматься животноводством местного бурятского типа, разводя яков (сарлыков), хайныков, коров, лошадей и немного овец, переняв у бурят и их образ жизни. При этом стал интенсивно проходить процесс обурячивания сойотов. Стадо оленей в колхозах сохранялось до 1960-х гг. для транспортных нужд и для обеспечения охотников во время зимнего охотпромысла в горной тайге. Однако в 1963 г. по решению Правительства Бурятской АССР оленеводство в Оке было ликвидировано как якобы нерентабельная отрасль животноводства.

В прошлом, после переселения сойотов в Бурятию, сойотский язык стал активно контактировать с языком окинских бурят, заимствовав из него много слов. В настоящее время сойотский язык контактирует как с бурятским, так и с русским языком. При кочевой жизни сойотов их язык контактировал с соседними тюркскими языками – тофаларским и тувинским-тоджинским, а также с языком цаатанов-уйгуров Монголии. В сойотском языке имеются, кроме того, множество лексических заимствований из средневекового и современного монгольского языка, свидетельствующих о былых длительных контактах сойотов с монголами.

Современные сойоты - один из малочисленных народов России. До 1990-х. гг. сойотами считали себя лишь около 500 человек. Официально они не выделялись из числа бурятского населения данного района. Их долгая борьба за признание их самостоятельным этносом завершилась тем, что Указом Президиума Верховного Совета Республики Бурятия от 13 апреля 1993 г. на территории Окинского района был образован Сойотский национальный сельский совет, ныне Сойотская сельская администрация с центром в с. Сорок. В 2000 г. Постановлением № 255 Правительства России сойоты Бурятии были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. В этом документе численность сойотов указана в 1973 чел. По данным на 2001 г. их было уже 2002 чел. Это почти 42 % всех жителей Окинского района Республики Бурятия.

Лингвистическая характеристика языка
Современный язык сойотов, который еще недавно помнило несколько стариков и который нам удалось наблюдать в 1970-х гг. и даже слышать в начале 1990-х, во время наших поездок в Оку, по своему строю типичный тюркский язык, наиболее близкий к тофаларскому языку России и к языку цаатанов-уйгуров и уйгуров-урянхайцев Монголии. Сойотский язык довольно монолитный язык, в котором нет ни диалектов, ни говоров. Лишь иногда в речи представителей разных родов слышались перебои в произношении отдельных слов, например: баъшы // баъһи 'его голова', қаъшан // қаъһян 'когда', маъшыына // маъһиина 'машина' и т.п., что свидетельствует о разном и независимом происхождении сойотских родов.

Сойотский язык, как и тофаларский, имеет помимо 4 твердорядных гласных а, о, у, ы еще 6 мягкорядных: э, ə, ө, ү, и, i, произносимых одинаково и представленных в одних и тех же словах. Эти гласные бытуют в виде 3 типов фонем - краткие чистые, краткие фарингализованные и долгие чистые. При этом долгота обозначается двойным написанием соответствующей гласной буквы, а фарингализация - твердым знаком после этой буквы. Таким образом, в составе вокализма как тофаларского, так и сойотского и цаатанского языков представлено по 30 гласных фонем. Взаимозамена этих фонем меняет смысл слов. Так, например, кээр 'придет' - кəəр 'будет крошить', ас 'заблудись' – аъс 'повесь' – аас  'рот; пасть'.

В составе консонантизма этих языков представлены помимо согласных б, п, в, ф, т, д, с, з, ш, ж, ч, л, р, й, к, х, г, ц, ш, произносимых как и соответствующие русские буквы, еще 5 специфических согласных, для обозначения которых взяты соответствующие буквы из алфавитов языков народов России: қ, ғ, ң, ҷ, h. Примеры: қарақ 'глаза', қараған 'багульник, рододендрон', hем 'река', чараҷаң 'соболь', доңған 'замерз'.

Фарингализация гласных решительным образом влияет на характер чередований последующих согласных. При этом, например, после чистых кратких и долгих гласных согласный п переходит в б или в: қап 'мешок' – қабы // қавы 'его мешок', после фарингализованных – в п, ф, h: қаъп 'поймай ртом' – қаъпар // қаъфар // қаъhар 'поймает ртом'; при первом условии ш переходит в ҷ, (баш 'язва' - баҷы 'его язва'), при втором - в hь или остается в виде глухого сильного ш (баъш 'голова' - баъhи // баъшы 'его голова').

Сойотский язык по типу своего грамматического строя относится к агглютинативно-аналитическим языкам. Морфологическая структура сойотского слова носит общетюркский характер: слово состоит из корневой морфемы, словообразовательного, формообразовательного и словоизменительного аффиксов, присоединяемых к корню именно в этой последовательности. Образование новых слов осуществляется как аффиксальным, так и неаффиксальным способами. Состав классов слов и частей речи тот же, что и в других тюркских языках – выделяется класс знаменательных слов с группами назывных и указательных слов, классы служебных, модальных, аффектных и изобразительных слов. У знаменательных слов те же грамматические категории – у существительных категории числа, принадлежности, падежа, определенности/неопределенности. Категории грамматического рода нет. У глагола – виды, залоги и наклонения. В рамках последнего происходит спряжение глаголов по лицам.

Лексический состав в своей основе общетюркский. Наблюдается заметное количество архаичных словоформ, восходящих к древнему уйгурскому языку. Много заимствований из бурятского языка, а также из средневекового монгольского. В последнее время в сойотский язык вошли также слова из русского языка.

Синтаксический строй сохранил древнетюркский тип, в котором почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричастные и причастные обороты.

Социолингвистическая характеристика языка
Юридический статус, состояние языка в настоящее время
Статус и общественные функции сойотского языка еще неопределены. Хотя он признан национальным языком сойотов, но еще находится в стадии возрождения и пока не стал вновь языком общения всех сойотов или какой-либо их части. Он становится языком изучения в начальных классах сойотской школы. Успех его возрождения и сохранения зависит как от воли и желания самих сойотов, так и от уровня его государственной поддержки.

Письменность и орфография
Письменность для сойотского языка основана на кириллице, как и письменность языков других тюркских народов бывшего ССС. Для специфических сойотских фонем приняты буквы с диакритикой. К русскому алфавиту добавлены буквы қ, ғ, ҷ, һ, ң, ө, ү, ә, i. Долгота обозначается удвоением буквы, фарингализация – подстановкой после буквы твердого знака.

Язык сойотов хорошо развит и адекватно отражает тип их традиционной хозяйственной деятельности, быта, культуры. В 1970-е гг. во время диалектологической экспедиции в Окинский район нами от сойотских стариков было записано около 5 тысяч сойотских слов и основные сведения по грамматике сойотского языка, был установлен звуковой строй этого языка. В 2001 г. по просьбе Правительства Республики Бурятия, администрации Окинского района и Ассоциации сойотского народа нами была разработана письменность для сойотского языка, выработаны правила орфографии и составлен «Сойотско-бурятско-русский словарь», изданный в 2003 г. Он включил всю собранную нами сойотскую лексику, переведенную нами не только на русский язык, но и на бурятский с использованием окинской бурятской диалектной лексики. В настоящее время подготовлен учитель сойотского языка для начальных классов сойотских школ, идет работа над составлением сойотского букваря и иных школьных учебников. Правительственными органами Республики Бурятия принято решение ввести преподавание сойотского языка в начальных классах сойотской школы с 2005 г.

Состояние изученности сойотского языка весьма слабое.


Darkstar

Что-то они накрутили тут. Там этих тофаларцев всего 800 человек. Откуда столько языков и ареалов?

Спасиб, надо будет потом поподробнее посмотреть...
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

_kya_


Dana

Цитата: "_kya_" от
а откуда фаррингализированные гласные - субстрат?

Фарингализованные гласные — это рефлексы прото-тюркских кратких гласных первого слога.
Homo homini cattulus est

Хто не знає про добро, той завжди буде злим,
Хто забув свою мову, той прокинеться німим,
Хто завжди був рабом, той залишиться ніким,
Все почалося з нічого і закінчиться нічим...


Devorator linguarum

Посмотрел тофаларскую грамматику. Что интересно, по ряду параметров язык демонстрирует древнетюркские архаизмы, более нигде не сохранившиеся. Особенно с притяжательным склонением показательно: вин. пад. на -ын не только с 3 л., но и с двумя первыми (аътымын "моего коня"), дат. пад. с 3 л. -ңа (аътыңа "его коню")... Такого в современных языках больше нигде нет, даже в ближайшем тофаларскому тувинском. Интересно бы, конечно, посмотреть, что там в сойотском и цатанском, но по ним доступной информации ноль, так что пока только тофаларский. Ну и как все ж таки это интерпретировать: не то действительно тофаларский суперЪархаичен (хм, а с чего бы это, на самом деле, все другие современные языки притяжательное склонение столь дружно перестроили?), не то вовсе он и не архаичен, а просто прямой потомок древнетюркского, в то время как все остальные современные языки, включая тувинский, - побоку. Н-да...

Karakurt

-ңа это 2 лицо должно быть, 3-е -на. да и генитив дожен быть -ың а не -ын.

Devorator linguarum

Цитата: Karakurt от октября 31, 2008, 04:57
-ңа это 2 лицо должно быть, 3-е -на. да и генитив дожен быть -ың а не -ын.
Внимательней читайте. Про генитив я ничего не говорил, -ын в тофаларском - суффикс аккузатива (в сочетании с притяжательными суффиксами 1 и 2 л.). 2 лицо с дательным падежом в тофаларском -ңға (аътыңға "твоему коню" vs. аътыңа "его коню"). В древнетюркском (орхонском), кстати, эти формы не различаются: қағаныңа значит и "твоему кагану", и "его кагану".

Karakurt

ок, а что там с генитивом? потом начальная звонкость против глухости др. тюркского. аас vs. агыз

Devorator linguarum

С генитивом ничего интересного - -ның с чередованием начального н/д/т, как в остальных сибирских тюркских (или казахском, например). В древнетюркском было по-другому: -ның после гласных, но -ың после согласных (т.е. как в современных огузских). А про начальную звонкость/глухость я не понял, что имеется в виду.

Karakurt

если в тофаларском начальные звонкие, а в др. тюркском глухие, как можно говорить о происхождении тофаларского непосредственно от др.тюркского? или это позднее озвончение?

Антиромантик

Цитата: Karakurt от ноября  2, 2008, 19:19
если в тофаларском начальные звонкие, а в др. тюркском глухие, как можно говорить о происхождении тофаларского непосредственно от др.тюркского? или это позднее озвончение?
Они не звонкие, а слабые.

Devorator linguarum

Цитата: Karakurt от ноября  2, 2008, 19:19
если в тофаларском начальные звонкие, а в др. тюркском глухие, как можно говорить о происхождении тофаларского непосредственно от др.тюркского? или это позднее озвончение?
Да, позднее озвончение. В последней книге даже А.В.Дыбо это почти признала. :yes:

Karakurt


Devorator linguarum

Цитата: Karakurt от ноября  3, 2008, 19:58
Мне интересно, считается что изначально были звонкие?
По Старостину-Дыбо-Мудраку - да. По Рясянену-Клосону-Дёрферу-Щербаку - нет (за исключением *b- - его признают все, кроме Щербака).


Хворост

Цитата: Антиромантик от ноября  2, 2008, 20:13
Цитата: Karakurt от ноября  2, 2008, 19:19
если в тофаларском начальные звонкие, а в др. тюркском глухие, как можно говорить о происхождении тофаларского непосредственно от др.тюркского? или это позднее озвончение?
Они не звонкие, а слабые.
Слабые = непридыхательные? Сильные = придыхательные?
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Антиромантик

Цитата: Hworost от ноября  5, 2008, 16:11
Цитата: Антиромантик от ноября  2, 2008, 20:13
Цитата: Karakurt от ноября  2, 2008, 19:19
если в тофаларском начальные звонкие, а в др. тюркском глухие, как можно говорить о происхождении тофаларского непосредственно от др.тюркского? или это позднее озвончение?
Они не звонкие, а слабые.
Слабые = непридыхательные? Сильные = придыхательные?
В абсолютном начале слова - да.

Антиромантик

Разве что б- отличается некоторой более выраженной звонкостью.

Darkstar

Цитата: "Devorator linguarum" от
Посмотрел тофаларскую грамматику. Что интересно, по ряду параметров язык демонстрирует древнетюркские архаизмы, более нигде не сохранившиеся. Особенно с притяжательным склонением показательно: вин. пад. на -ын не только с 3 л., но и с двумя первыми (аътымын "моего коня"), дат. пад. с 3 л. -ңа (аътыңа "его коню")... Такого в современных языках больше нигде нет, даже в ближайшем тофаларскому тувинском.

На основании фонологии числительных я тоже сделал вывод, что тофаларский очень архаичен. Скорее всего, так называемые "карагасы" это прямые потомки енисейских кыргызов...

Распад пратюркского (минус булгарские) здесь в Саянах и происходил -- якуты в верховьях Лены; тюрки изначально на южном Байкале, в устье Орхона; кыргызы в Восточном Саяне и Минусинской Котловине.

Причем гоктюрки это уже, по всем параметрам, более позднее ответвление енисейских кыргызов, т.е. изначально было здесь только две ветви якуты и кыргызы (карагасы).
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Цитата: "Devorator linguarum" от
По Старостину-Дыбо-Мудраку - да. По Рясянену-Клосону-Дёрферу-Щербаку - нет (за исключением *b- - его признают все, кроме Щербака).

Изначально, конечно глухие на основе ИЕ и др. аналогий. Позднее вероятно происходили какие-то прогрессивные процессы с перестройкой всей древней системы, сопровождавшиеся озвончением.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Цитата: "Darkstar" от
в устье Орхона;

Точнее Орхон это же приток Селенги, сорьте, в устье Селенги.
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Darkstar

Просто "большие" языки (хакасский, тувинский) это уже продукт размножения народов в условиях средневековой рыночной экономики, часто даже перехода древних кочевников к оседлости и влияния на них всех местных языков. Исконные языки для исторического сравнения нужно искать в тайге, где сохранился древний уклад жизни в нетронутом состоянии, и очевидно, что тофа (тофаларский) и, возможно, сойотский как раз подходят на эту роль. Не стоит удивляться, что именно тофаларский сохраняет архаичные черты
(1) С людями надо помягше, а на вопросы смотреть поширше (с) (2) Проекция (в психологии) - неосознанное приписывание собеседнику собственных мыслей и действий (3) Учебник логики еще никто не отменял (4) Какой был тезис?

Devorator linguarum

Цитата: Darkstar от января 21, 2009, 19:46
Просто "большие" языки (хакасский, тувинский) это уже продукт размножения народов в условиях средневековой рыночной экономики, часто даже перехода древних кочевников к оседлости и влияния на них всех местных языков. Исконные языки для исторического сравнения нужно искать в тайге, где сохранился древний уклад жизни в нетронутом состоянии, и очевидно, что тофа (тофаларский) и, возможно, сойотский как раз подходят на эту роль. Не стоит удивляться, что именно тофаларский сохраняет архаичные черты
Черт его знает... Этих сойотов, похоже, исторически мотало чуть не по всей Центральной Азии. Они считают себя выходцами с монгольского Хубсугула, где и сейчас сидят близкие им по языку цаатаны. Но цаатаны, в свою очередь, считают себя выходцами из тувинской Тоджи. А монголы и буряты вообще и тех, и других уйгурами обзывают. Насчет миграций тофаларов информации у меня нет, но по примеру сойотов можно полагать, что и они бродили по свету не меньше. Так что насчет древнего уклада жизни в нетронутом состоянии - очень и очень проблематично.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр