Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Право на предательство.

Автор ta‍criqt, сентября 3, 2021, 01:48

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ta‍criqt

Должен ли каждый свободный человек иметь неосудимое право предательства?
Хотя бы в случаях, когда ему кажется, что он предаёт что-то противоречащее его убеждениям и способностям.
А далее — и право на предательство без видимых моральных причин. Насколько это психологически оправдано? Что вы думаете, когда вас не осуждают за преданный интерес того или иного субъекта?

forest

Цитата: ta‍criqt от сентября  3, 2021, 01:48
Должен ли каждый свободный человек иметь неосудимое право предательства?
Хотя бы в случаях, когда ему кажется, что он предаёт что-то противоречащее его убеждениям и способностям.
А далее — и право на предательство без видимых моральных причин. Насколько это психологически оправдано? Что вы думаете, когда вас не осуждают за преданный интерес того или иного субъекта?
По справедливости , тот кто обвиняет другого в предательстве , должен заслуживать того, чтоб обвиняемый хранил ему верность, а заслуживает ли обвинитель того, чтоб  обвиняемый хранил ему верность, может только сам обвиняемый.  Примерно так выглядит смысл древнего китайского рассказа о верности и предательстве. 

злой

Предательство - это, в моём понимании, такая ситуация: человек явно и недвусмысленно в определённых аспектах доверяет другому человеку, другой человек об этом знает, потому что ему об этом сказали, и он с этим согласился (причём добровольно), либо же воспитание в определённой традиции предполагает, что тот, кому доверяют, неявным образом понимает, что ему доверяют, и это доверие предать нельзя. И вот тот, кому доверяют, наносит определённый вред "доверяющему". Вред, которого от него не ждут. В такой "чистой", модельной ситуации с морально-этической точки зрения (если двигаться именно в этой системе ценностей) предательство - однозначно осуждаемое деяние.

"Тонкие моменты" возникают там, где, скажем, один доверяет, а другой об этом не знает, или не считает себя связанным чьим-то доверием. И если речь не идёт о каких-то совсем "грязных" вещах, то второй человек вполне может считать себя морально оправданным. Ну а ещё есть не морально-этическая система, отталкивающаяся от "справедливости", а система а-ля "реальполитик", исходящая из целесообразности. Вот там вообще всё по принципу "ты мне, я тебе". Один другому должен до тех пор, пока обоим есть от этого какая-то выгода. Но это уже другой понятийный аппарат.
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

злой

Цитата: forest от сентября  9, 2021, 18:40
Цитата: ta‍criqt от сентября  3, 2021, 01:48
Должен ли каждый свободный человек иметь неосудимое право предательства?
Хотя бы в случаях, когда ему кажется, что он предаёт что-то противоречащее его убеждениям и способностям.
А далее — и право на предательство без видимых моральных причин. Насколько это психологически оправдано? Что вы думаете, когда вас не осуждают за преданный интерес того или иного субъекта?
По справедливости , тот кто обвиняет другого в предательстве , должен заслуживать того, чтоб обвиняемый хранил ему верность, а заслуживает ли обвинитель того, чтоб  обвиняемый хранил ему верность, может только сам обвиняемый.  Примерно так выглядит смысл древнего китайского рассказа о верности и предательстве. 

Вот это тоже существенный момент. Допустим, тот, кто тебе доверяет - конченый подонок. Скажем, преступник, который кого-то только что убил, просит его укрыть. А тот, кому он доверился, храня верность своим убеждениям, не выдаёт его. Благодаря этому бандюк идёт и убивает ещё кого-нибудь. А так, второй сдал бы его, и сидел бы он в тюрьме. Было бы это предательством? Вопрос.
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Волод

Наверно, это похоже на ситуацию с коллегой по работе, который сдал Ткача.
У него ведь тоже были колебания сдавать- не сдавать.

Agabazar

В чувашском языке вроде не существует глагола предавать. В  указанных случаях обычно говрят «сутас» (поддаться подкупу). Но это уже чуть-чуть   не то... Вернее, совсем не то.

злой

Можно рассудить так: с морально-этической точки зрения укрывательство явно опасного человека - действие более аморальное, чем его выдача. Поэтому в данном случае можно сказать, что это будет оправданное предательство. Хотя всё равно, как-то тяжело это принять. Косность мышления.
Entre los individuos, como entre las naciones, el respeto al derecho ajeno es la paz.   - Benito Juárez

Devorator linguarum

Цитата: злой от сентября  9, 2021, 19:54
Можно рассудить так: с морально-этической точки зрения укрывательство явно опасного человека - действие более аморальное, чем его выдача.
Я бы не согласился, что более аморальное. Более общественно опасное - да, но не более аморальное.

ta‍criqt

А ведь есть ещё предательство на грани юродства. Когда человек отступается от страны, веры, семьи дабы показать, что что-то не так. И понимая, что за это ему не то что выгоды не будет, а ещё более того наказание, гораздо более тяжкое, чем его нынешнее положение.

forest

Цитата: злой от сентября  9, 2021, 19:08
Цитата: forest от сентября  9, 2021, 18:40
Цитата: ta‍criqt от сентября  3, 2021, 01:48
Должен ли каждый свободный человек иметь неосудимое право предательства?
Хотя бы в случаях, когда ему кажется, что он предаёт что-то противоречащее его убеждениям и способностям.
А далее — и право на предательство без видимых моральных причин. Насколько это психологически оправдано? Что вы думаете, когда вас не осуждают за преданный интерес того или иного субъекта?
По справедливости , тот кто обвиняет другого в предательстве , должен заслуживать того, чтоб обвиняемый хранил ему верность, а заслуживает ли обвинитель того, чтоб  обвиняемый хранил ему верность, может только сам обвиняемый.  Примерно так выглядит смысл древнего китайского рассказа о верности и предательстве. 

Вот это тоже существенный момент. Допустим, тот, кто тебе доверяет - конченый подонок. Скажем, преступник, который кого-то только что убил, просит его укрыть. А тот, кому он доверился, храня верность своим убеждениям, не выдаёт его. Благодаря этому бандюк идёт и убивает ещё кого-нибудь. А так, второй сдал бы его, и сидел бы он в тюрьме. Было бы это предательством? Вопрос.
Если у тебя такие убеждения, которые говорят тебе, что надо покрывать  даже убийцу который тебе доверился , то да, это измена по отношению к себе . Это же твои убеждения. Если он является твоим другом это уже измена по отношению к нему . Что для тебя в приоритете решать тебе . Быть предателем или спасти чью то жизнь.

forest

Цитата: Волод от сентября  9, 2021, 19:25
Наверно, это похоже на ситуацию с коллегой по работе, который сдал Ткача.
У него ведь тоже были колебания сдавать- не сдавать.
Что за Ткач ?

Волод

Цитата: forest от сентября 10, 2021, 20:43
Цитата: Волод от сентября  9, 2021, 19:25
Наверно, это похоже на ситуацию с коллегой по работе, который сдал Ткача.
У него ведь тоже были колебания сдавать- не сдавать.
Что за Ткач ?

Ткач

Ткач держал в страхе города, указания изловить маньяка шли из Москвы, свозили оперов из многих областей - всё без толку.

Коллега по работе, который видел Ткача с девочками около пруда, долго колебался: "стоит ли сообщать милиции, может Ткач там был с внучкой, а милиция вцепится. неприятностей не оберёшься?"

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр