Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Почему здесь "воображение" - это часть грамматической основы?

Автор From_Odessa, мая 18, 2021, 19:22

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

From_Odessa

На "Ответах Мэйл.ру" задали соответствующий вопрос. Я его посмотрел и тоже не понял. Вот задание из ОГЭ-2021:

ЦитироватьЗадание 2 № 12953
Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Мы бродили (предложение 1)

2) Закат хорош (предложение 2)

3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3)

4) Держит шорох (предложение 4)

5) Будит воображение (предложение 5)

Пояснение.
Выделим основы:

1) Мы уходили и бродили (предложение 1);

2) Закат хорош (предложение 2);

3) Тени нарастают, мгла начинает надвигаться (предложение 3);

4) Воздух держит (предложение 4);

5) Переживаешь; которое будит воображение (предложение 5).

Я смотрел на предложение "Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение", смотрел, но так и не понял, почему "воображение" - часть грамматической основы. Как по мне, в этом придаточном предложении "которое" - подлежащее, "будит" - сказуемое, а "воображение" - дополнение.

Что скажете, друзья?

Wolliger Mensch

Воображение будит тревожное настроение. Тогда воображение — подлежащее придаточного, а которое — дополнение. :P :smoke:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

From_Odessa

Wolliger Mensch, да, можно и так повернуть. Хотя, как мне кажется, по смыслу все-таки не очень подходит. Но - можно. Однако и в этом случае "которое будит воображение" не будет грамматической основой придаточного. Как Вы отметили, тогда она будет состоять из "будит воображение".

Weier

В таких тестах часто, если глагол выражает не свое "дефолтное, физиологическое" значение, то сказуемое считается составным. Если "будит" имеет смысл "будит человека", то сказуемое простое, а "человека" - дополнение. А если "будит воображение", то сказуемое составное.

Эта бредятина стабильно в тестах проступает. У методистов и составителей свое особое семантическое понимание русского языка.

И вообще, надо же на чем-то детей срезать. Если составить вменяемые алгоритмы выделения разных граммкатегорий, то все 100 баллов станут получать.

Hallucigenia sparsa

Цитата: Weier от мая 19, 2021, 14:42
В таких тестах часто, если глагол выражает не свое "дефолтное, физиологическое" значение, то сказуемое считается составным. Если "будит" имеет смысл "будит человека", то сказуемое простое, а "человека" - дополнение. А если "будит воображение", то сказуемое составное.

У Ожегова:
ЦитироватьБУДИ́ТЬ, бужу, будишь; несовер.
1. кого (что). Заставлять проснуться, нарушать чей-н. сон.
2. перен., что. Возбуждать, вызывать (высок.). Б. добрые чувства.

То есть выделенное будет трактоваться как фразеологизм независимо даже от того, что зафиксировано такое значение у самого глагола? Это ж сколько подобных фразеологизмов можно насчитать! Будить воображение, будить чувства, будить зависть, будить ревность, будить желание...

VagneR

Цитата: From_Odessa от мая 18, 2021, 19:34
"которое будит воображение"
Они так показали две основы одновременно. Два варианта одним махом. Наверное.





Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

VagneR

Цитата: Weier от мая 19, 2021, 14:42
И вообще, надо же на чем-то детей срезать. Если составить вменяемые алгоритмы выделения разных граммкатегорий, то все 100 баллов станут получать.
В этом случае ничем не срежешь.
Вспомнился по этому поводу анекдот из моей студенческой жизни.
Студентка, не сдавшая философию, выходит из аудитории: "Преподаватель так режет, так режет!" За ней выходит другая студентка, рассказывает про первую, которой достался вопрос  про китайскую философию. Экзаменуемая не может ответить по билету ни слова. Злой преподаватель пытает, просит хотя бы назвать китайских философов. Студентка молчит как партизан, а преподаватель продолжает мучить бедную девушку, спрашивает, кто такой Конфуций. Студентка нерешительно и робко: "Китайский философ?". Тут-то её и зарезали.
:-)
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Bhudh

 — Вопрос на 5 — как меня зовут?
В аудитории молчание.
 — Вопрос на 4 — что сдаём?
В аудитории молчание.
 — Вопрос на 3 — какого цвета учебник?
С заднего стола шёпот:
 — Во валит, гад!‥
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

VagneR

Цитата: Bhudh от мая 19, 2021, 22:22
— Вопрос на 5 — как меня зовут?
В аудитории молчание.
— Вопрос на 4 — что сдаём?
В аудитории молчание.
— Вопрос на 3 — какого цвета учебник?
С заднего стола шёпот:
— Во валит, гад!‥
:yes:
Каждый человек имеет право быть дураком, но и правом надо пользоваться с некоторой умеренностью.
К. Берне

Janko


Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр