Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Женские народные костюмы Беларуси и Латгалии

Автор procyone, марта 26, 2014, 20:39

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

procyone

Народное название длинных курганов в Беларуси - Валатоўкi . Kурганы кривичей найдены в северной, восточной, центральной Беларуси. Наибольшее количество в северной Беларуси. В белоруской мифологии 'волат' – великан, силиач.

Реконструирувный костюм витеблянки 10-13вв из книги Археология Беларуси 9-13 вв


Tys Pats

Цитата: procyone от марта 26, 2014, 20:39

Реконструирувный костюм витеблянки 10-13вв из книги Археология Беларуси 9-13 вв




Женские народные костюмы (Латгалия).
 

procyone

Цитата: Tys Pats от марта 26, 2014, 21:13

Женские народные костюмы (Латгалия).
 




В некоторых регионах Беларуси похожие накидки и головные уборы сохранились. На Витебщине и Новогрудщине похожая накидка точно есть. Вообще многие традиционные костюмы - это фасон 18-го века если я не ошибаюсь. Но некоторые элементы в одежде сохранились из древности. Например, накидка, символика и узоры.



Эта фотография с народного белорусского праздника Багач преуроченного к осеннему равноденствию. Осенины или день урожая в России.




procyone

Цитата: Tys Pats от июля  5, 2014, 14:57
Интересное интервью: http://dziveszinazaltis.blogspot.com/2013/02/2013gads-seno-latgalu-varda.html
То же самое на литовском: http://www.baltai.lt/?p=12188




Второе украшение с левой стороны  очень похоже на белорусское 10-13вв.



procyone

Цитата: procyone от октября 12, 2014, 09:52

Второе украшение с левой стороны  очень похоже на белорусское 10-13вв.


С правой, а не с левой стороны.  :)

zalktis Спасибо за видеоролики.

procyone

Из монографии Рыжаковой С.И. Язык орнамента в латышской культуре. 2002. Параграф о символике ужа в латышском фольклоре. Книгу обещали перевести на латышский язык. Возможно уже перевили.

https://www.dropbox.com/s/35mmp29q8iagxt6/zalktis12.pdf?dl=0


procyone

Цитата: sven от февраля 23, 2015, 21:03
Latgaļu rotu rekonstrukcija




Вот этот костюм больше похож на реальный костюм из древности. Некоторые реконструкции яркие и разукрашенные/ Откуда у крестьян были разного вида краски и много украшений из металла до 10-15кг в древности? Гривны, браслеты, подвески, кольца по нескольку штук на каждом пальце.

PS похожие подвески я видел археологических материалах из Беларуси.

Tys Pats

Цитата: procyone от марта  5, 2015, 10:51
...
Вот этот костюм больше похож на реальный костюм из древности. Некоторые реконструкции яркие и разукрашенные/ Откуда у крестьян были разного вида краски и много украшений из металла до 10-15кг в древности? Гривны, браслеты, подвески, кольца по нескольку штук на каждом пальце.

PS похожие подвески я видел археологических материалах из Беларуси.

Я так понимаю, что те красочные и богатые наряды [реконструкции нарядов], что представлены выше:
1. из материалов найденных в захоронениях (до сих пор кое-где сохранилась традиция умершим "в загробную жизнь" отдавать драгоценности, другие дорогие для ушедшего вещи) ;
2. были праздничные наряды. А в повседневной жизни люди, конечно же, ходили в более простых одеяниях.

procyone

Цитата: Tys Pats от марта  5, 2015, 11:53
Цитата: procyone от марта  5, 2015, 10:51
...
Вот этот костюм больше похож на реальный костюм из древности. Некоторые реконструкции яркие и разукрашенные/ Откуда у крестьян были разного вида краски и много украшений из металла до 10-15кг в древности? Гривны, браслеты, подвески, кольца по нескольку штук на каждом пальце.

PS похожие подвески я видел археологических материалах из Беларуси.

Я так понимаю, что те красочные и богатые наряды [реконструкции нарядов], что представлены выше:
1. из материалов найденных в захоронениях (до сих пор кое-где сохранилась традиция умершим "в загробную жизнь" отдавать драгоценности, другие дорогие для ушедшего вещи) ;
2. были праздничные наряды. А в повседневной жизни люди, конечно же, ходили в более простых одеяниях.

Нет, не те что выше. Я видел красочные реконструкции в книге. Точнее книжные копии помещенные на сайте. В повседневной жизни люди конечно надевали рабочую одежду. И все же технологий создания красок 5-7 цветов для одежды у крестьянина не было как мне кажется.

Tys Pats

Цитата: procyone от марта  5, 2015, 12:02
...Я видел красочные реконструкции в книге. Точнее книжные копии помещенные на сайте. В повседневной жизни люди конечно надевали рабочую одежду. И все же технологий создания красок 5-7 цветов для одежды у крестьянина не было как мне кажется.

Позже попробую разобраться более подробно, расспросить знатоков, а пока:


http://www.livemaster.ru/topic/91365-okraska-naturalnymi-krasitelyami-obraztsy-i-primery?vr=1&inside=0
http://www.feltomania.ru/class/natural_dyeing/
http://www.livemaster.ru/topic/91322-okrashivanie-shersti-naturalnymi-krasitelyami
ЦитироватьКоричневые краски
Лишайники, торчовка, дубовая лапка — растут почти повсюду, на земле и камнях.
Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.
Ольха черная — распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре, шишках.
Сухая кора крушины — дает коричневую окраску,
Кора сливяного дерева — дает коричневую окраску.
Трава серпуха — красит льняные и шелковые ткани. -
Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Красные краски
Крушина, волчьи ягоды — та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.
Марена красильная или крап — растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.
Бузина — кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.
Ветла — кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.
Душица — трава красит шерсть.
Мак дикий — сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.
Терн — кора, варенная со щелоком, красит шерсть.
Бирючина — сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.
Стружки красного или бразильского дерева варить с прибавлением 2 — 3% квасцов.

http://irinadvorkina.livejournal.com/13494.html

ЦитироватьКрашение свежей жгучей крапивой дает зеленовато-желтый цвет, сушеной – серовато-желтый;
Ягоды черной бузины – черновато-синий;
Иван-да-Марья (см. первое фото)(цветы, стебли, листья) – розовый;
с предварительной протравой квасцами – фиолетово-синевато-серый;
Иван-чай (цветы) – красный;
Сосна (кора и шишки) – коричневый;
Черемуха (ягоды спелые) – красный;
Шалфей (стебли, листья) – синий

sven

Цитата: procyone от марта  5, 2015, 10:51
Цитата: sven от февраля 23, 2015, 21:03
Latgaļu rotu rekonstrukcija




Вот этот костюм больше похож на реальный костюм из древности. Некоторые реконструкции яркие и разукрашенные/ Откуда у крестьян были разного вида краски и много украшений из металла до 10-15кг в древности? Гривны, браслеты, подвески, кольца по нескольку штук на каждом пальце.

PS похожие подвески я видел археологических материалах из Беларуси.

Это реконструкция из археологического материала, как сказано, каменного века.

procyone

Цитата: sven от марта  5, 2015, 19:48
Это реконструкция из археологического материала, как сказано, каменного века.

В каменном веке широко использовался камень. Или украшения из металла тоже были?

Tys Pats

Недавно узнал этимологию лтг. nõtons, лтш. (в говорах)nātans "ткань или предмет из ткани, которая изготовлена из волокон льна, реже, конопли или крапивы".
Выяснил, что это слово родственно лтг. ńõtrę, лтш. nātre "крапива".

Ср. лтг. vylnons "нечто из шерсти, шерстяное" < vylna "шерсть"



https://www.youtube.com/watch?v=-E6hH3deE_A

procyone

Цитата: Tys Pats от марта  5, 2015, 13:32
Цитата: procyone от марта  5, 2015, 12:02
...Я видел красочные реконструкции в книге. Точнее книжные копии помещенные на сайте. В повседневной жизни люди конечно надевали рабочую одежду. И все же технологий создания красок 5-7 цветов для одежды у крестьянина не было как мне кажется.

Позже попробую разобраться более подробно, расспросить знатоков, а пока:


Изменил свое мнение относительно технологий покраски тканей в период железного века. Наши предки железного века были не глупее  современников. Во всяком случае несколько натуральных красителей для покраски ткани могли использовать.


Крестьяни Беларуси использвали натуральные красители вплоть до 19-го века. Из источника о белорусской традиционной одежде.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды). В конце 19 – начале 20 в. при изготовлении одежды в Беларуси использовалось браное, выборное, закладное, ремизное, переборное ткачество

HeiligerVater

Добрый день! Подскажите, есть ли в латгальских узорах символика медведя? Спасибо!

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр