Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Сома (хома) - выжатый сок и происхождение виноделия. Время и место?

Автор Zverozub, декабря 2, 2007, 18:37

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Zverozub

стандартные сопли по поводу того, что виноделие происходит из Эллады не выдерживают никакой критики по нескольким причинам:
1. климато-географические - Эллада, в смысле Греция находятся не в лучших для винограда условиях.
В дикорастущем виде виноград встречается в юго-восточном Крыму (и возможно в других местах), но только не в Греции.
самые большие живые, растущие коллекции форм и сортов винограда находятся во Франции (Монпелье), Калифорнии  и Крыму.
при этом французы честно пишут о том, что самый лучший сорт Шира происходит из персидской провинции Шираз.
в Крымском ханстве также известен был сорт Шираз, но сейчас он исчез.
2. исторические - мифологические образы, связанные с виноделием - рогатый эрегированный мужчина с хвостом.
слишком сильно отличается от обычных богов Эллады и слишком похож на ведического бога Индру.
образы рогатого бога с эрекцией и хвостом часто встречаются на каменных стелах юга Русской равнины, возраст которых 5-4 тысяч лет назад. то есть задолго до цивилизации древних греков.
в текстах Ригведы и Авесты известно огромное число гимнов, посвященных священному напитку - сома (хома).
напиток этот не являтся ни отваром мухоморов, ни дымом конопли, ни экстрактом мака.
это - выжатый сок.
из чего можно выжать сок так, чтобы почувствовать себя бессмертным?
из дыни? из крыжовника?
3. современное виноделие Греции вообще никак не славится.
известен только коньяк Метакса. известно, также что виноматериалы перерабатываются на винный спирт (из которого делаются крепкие напитки типа бренди и коньяка), когда они не добирают содержание сахара, чтобы из них можно было сделать хорошее вино.
4. технологии производства вина в Элладе не ограничивались натуральными процессами, впрочем как и в Риме. Виноград заизюмливовали, вино вымораживали или держали у дымоходов, добавляли в него всевозможные компоненты. То есть налицо некие специальные техники, чтобы получить желаемый продукт в условиях, для него не свойственных.
5. в современном виноделии Италии есть только одно нормальное натуральное вино - Кьянти.
всемирно известные Мартини не являются вином в том смысле, что в их технологии участвуют настои трав и спирт.
6. существуют работы, в которых доказывается что слово "вино" имеет кавказское происхождение. но нет работ о том, что виноградная лоза в диком виде встречается на Кавказе.
современные грузинские (кахетинские) вина созданы академиком Егоровым.
поэтому сложно вообще что-то говорить о традициях кавказского виноделия.
7. пока не понятно (мне), было ли виноделие в древнем Иране или иранских государствах Средней Азии.
принятие ислама даже в Крыму привело к тому, что как грех воспринималось не только производство вина. Многие мусульмане - производители молодого вина в Крыму никогда не ели даже свежий виноград. При этом они спокойно пили водку из виноградных выжимок:)
Как и в современной Турции недавно прошла защита докторской диссертации по проблеме самоубийств среди бизнесменов.
как только турецкий бизнесмен по вечерам перестает пить водку Раки, его жена должна немедленно нанять психоаналитика. потому что это первый симптом того, что человека уже ни что не радует.
+ + + + +
собственно, хорошо будет, если я просто получу ссылку о виноделии в Шумере, Вавилоне и других древних государствах вблизи иранской провинции Шираз.
Зверозуб - человек без внешности и национальности


Zverozub

Цитата: Karakurt от декабря  2, 2007, 19:27
сома или хаома - напиток из эфедры
об эфедрине:
http://www.piluli.kharkov.ua/spravochnik.php?func=vivod&number=225
Алкалоид, содержащийся в различных видах эфедры (Ephedra L.), сем. эфедровых (Ephedraceae), в том числе в Ephedra equisetina Bge. (эфедра хвощевая), растущей в горных районах Средней Азии и Западной Сибири, Ephedra monosperma S.A.M., растущей в Забайкалье и др.\

Стимулирует альфа- и бета-ад ренорецепторы.
По периферическому симпатомиметическому действию эфедрин близок к адреналину. Вызывает сужение сосудов, повышение артериального давления, расширение бронхов, торможение перистальтики (волнообразных движений) кишечника, расширение зрачков, повышение содержания глюкозы в крови.

но в хрестоматии священных текстов Мирча Элиаде сома связывается с медом.
он что не разобрался? или средневековые меды никакого отношения к пчелам не имели?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

"Эфедра - это одно из тех редких растений, которые содержат алкалоиды. По своему действию на человека алкалоиды разнятся: есть наркотики, есть яды. А вот эфедра содержит алкалоиды, которые зверски повышают мышечную энергетику.

Нас призывают сторониться всякой "химии", вроде эфедрина. А стоит ли?

Все знают: сочетание кофеина с эфедрином - самый эффективный "жиросжигатель" на свете.

С кофеином все ясно. Он содержится в кофе, чае, кока-коле... От него еще никто не умирал. Ну а что насчет эфедрина? Как-никак он запрещен МОКом. Хорошее не запретят. А если эфедрин вреден, то почему же вольготно продают "жиросжигатели" на эфедрине?

Начать надо с того, что эфедрин для здоровья не опасен, но по действию напоминает известные дискотечные колеса: энергия так и прет, усталости никакой - пляши хоть до утра. Если атлет примет эфедрин перед беговой дистанцией, то получит явное и нечестное преимущество. МОК запретил синтетический "чистый" эфедрин, а производители "жиросжигателей" добавляют в них траву эфедру и выдают за безобидный гомеопатический препарат."

м-да. от вина точно не худеют.
а вот наркоши от ожирения не страдают.

технология получения эфедрина действительно - "выжатый сок" ?

Зверозуб - человек без внешности и национальности

Jumis

Цитата: "Zverozub" от
или средневековые меды никакого отношения к пчелам не имели?
Или были взваром хмельного пива с вытяжкой того же эфедрина, аль других каких мухоморов...
Ужасный чудными делами
Дзержинец мира искони
Он нашими решил судьбами
Себя прославить в эти дни

Zverozub

если эта тема точно к винограду не имеет отношения, я пожалуй пойду винный путеводитель чистить...
на самом деле алкоголизм имеет еще и генетические всякие мульки, так что можно урыться глубоко.
пиво - египтяне, а теперь почему-то чехи и немцы. при этом египтяне не страдали пивным животом.
виноградное вино - эллины и римляне. грузины - отдельно от них. и при этом на мировых конкурсах обычно побеждают калифорнийская вина. хотя все знают, что лучше всех - французские.

японцы - рисовое саке
арабы изобрели спирт, но при этом вроде как непьющие... почти как непьющие турки.
Руси есть веселие пити (но при этом самое высокое потребление крепкого алкоголя в благополучной Австралии)
грибочки - шаманская фигня. но самые клевые грибочки, говорят растут под Смоленском.
мак - это китайцы. и почему-то еще и Западная Украина.
кумыс - вот тут относительно понятно. непонятным остается лишь то, что о скифах писали, что они счастливые (то есть всегда слегка пьяные) доители кобылиц. а на пекторалях всяких скифы доят вовсе не кобылиц, а овец. и при этом покупали огромные объемы греческих вин.
достоверно о скифах известно лишь то, что мыться они предпочитали сухим способом, втирая в кожу ароматические смолы. а вот баню устраивали исключительно, чтобы швырять на раскаленные камни коноплю и хихикать от ентого парку. вполне возможно, что они даже не раздевались при такой бане:)
интересно, от чего балдели викинги? наверное, слегка друг друга душили ради прикола?
или у них там все-таки "и на камнях растут деревья", а также всевозможная дурь?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Jumis

Цитата: "Zverozub" от
почти как непьющие турки.
бугага... клевый закидон...

Цитата: "Zverozub" от
или у них там все-таки "и на камнях растут деревья", а также всевозможная дурь?
мухоморчики они настаивали.
Ужасный чудными делами
Дзержинец мира искони
Он нашими решил судьбами
Себя прославить в эти дни

Ноэль

Какой там виноград, какое там вино у арьев, пан Зверозуб! Виноградарство требует оседлой жизни.

А насчет того, из чего делали сому... Вот, пожалуйста, мега-цитаточка из книги  Н. Р. Гусевой «Славяне и арьи. Путь богов и слов». Извиняюсь перед модераторами, не могу дать ссылочку на эту книгу, мы когда-то скачали с Натахауса, больше ее нигде нет, поэтому привожу такую здоровенную цитату (без картинок).

====================================================
(стр. 217 и далее)

...Выше мы упомянули о случаях жертвенного возлияния напитков. Остановимся на этом более подробно, обратив внимание прежде всего на близость в славянских языках (в частности, в русском) и в санскрите лексики, которая семантически связана с процессом питья.

Для начала приведем несколько примеров из словарей в качестве наглядных иллюстраций (поставим здесь вначале санскритские слова, а за ними их переводы на русский язык):

па, пи — пить пейя — то, что пьют

пита — (было) пито пиюша — пьянящий

пити — глоток питух — пьющий

пиба — пьющий пива — вода, напиток

Этому краткому списку нельзя отказать в наглядности, тем более что в текстах он значительно расширяется, порождая новые варианты.

Останавливаясь на этом вопросе, необходимо уделить побольше внимания значимости упоминавшегося выше «напитка бессмертия», известного в ведической литературе как сома. Что мы о нем знаем? То, что в Ведах его воспевают как главный вид принесения жертвы богу Индре, а равно и то, что его предназначали для пития не только богу, но и жрецам и общинникам-жертвователям. Приготовляли этот напиток в больших количествах и многословно воспевали его опьяняющую силу. Из чего приготовляли? Что придавало ему опьяняющую силу? Окончательных ответов на эти вопросы пока нет. Есть догадки, и только.

Представительница российской науки, наша современница санскритолог Т. Я. Елизаренкова, издавшая все десять мандал Ригведы на русском языке [64-66], не только сопроводила тексты гимнов подробными сносками и комментариями, но и включила в последний том свою статью о соме. В статье приведены сведения о накопившихся в науке попытках решить эту задачу, особо важную еще и потому, что соме посвящена отдельная, девятая, мандала Ригведы, да и в других главах упоминается этот напиток. В указанной статье перечислены почти все имена ученых, пытавшихся решить эту древнюю задачу. Почти все считали, что основную роль играло какое-то растение, упоминаемое в гимнах тоже под названием сома. Но какое? Почти все западные переводчики Ригведы дают картину извлечения из этого растения сока путем выдавливания его из стеблей (ветвей) с помощью камней (жерновов). Многие сходятся на том, что это должна быть эфедра, другие полагают, что использовались зерна горчицы, дикая рута, разные виды акаций, а в Америке даже высказали мнение, что это были мухоморы, потому что сибирские шаманы впадают от их сока в галлюцинаторное состояние (которое, кстати, в Ригведе и не описывается). В этой статье совершенно правильно подчеркивается, что сома была напитком опьяняющим, и приводятся многие подтверждающие примеры. Но тут же говорится, что она придавала состояние бодрости и творческого возбуждения. Собраны по многим местам текстов описания выжимки сока и очищения его через цедилку из овечьей шерсти. Исследовательница тщательно собрала некоторые подробности в описании процесса, в том числе указания на шум, издаваемый приготовленным напитком, разливание его по деревянным сосудам или кувшинам, — словом, отмечено многое, чего читатель сам и не заметил бы при чтении Ригведы. Но снова нет ответа на вопрос: а что такое эта сома?

К сожалению, мимо внимания исследовательницы прошли изредка встречавшиеся в научных трудах догадки о том, что бесконечно повторяемое слово «сома» может означать «хмель». Заметим, что данные слова совпадают по своим коренным согласным: «см» — «хм». Нет, это не эфедра, сок которой в минимальных дозах используется в медицине, а в максимальных может нанести человеку тяжелейший вред, вплоть до летального исхода, и не грибы, вообще не входящие в число растений. С наибольшей вероятностью, это хмель, от которого производятся в славянских языках такие слова, как «хмельной», «хмелеть», «опохмелиться» и т. п.

Все искатели смысла в растении под названием сома даже не заметили, что уже в XIX веке один из ведущих санскритологов Макс Мюллер и его современник индийский ученый Раджендралала Митра упоминали о том, что в Ригведе имеется в виду хмель. Эту их точку зрения подчеркивали и английские авторы двухтомного «Указателя ведических имен и предметов» [89, т. II, с. 475].

Если мы займемся простым количественным подсчетом указаний в Ригведе на то, сома действует на бога Индру и на человека, то увидим, что ведущее место занимают упоминания об опьянении — свыше 70 гимнов лишь девятой мандалы воспевают именно это его качество. Приведем из этого множества лишь несколько эпитетов: «самый пьянящий», «возбуждающий опьянение», «сок для радостного опьянения», «очищайся для опьянения», «желанный пьянящий», «наливайте сому, опьяняющего Индру», «к Индре пусть пойдет это опьянение» и т. д. и т. п.

Во многих гимнах указывается на то, что пьют отнюдь не чистый сок растения сомы, а проводят долгий процесс изготовления напитка из него. Говорится, что доводят до набухания то ли это растение, то ли нечто другое, — и вот тут надо заметить, что проскальзывают упоминания о ячмене. Затем затирают его камнями, заливают водой, цедят, отстаивают, смешивают с сомой; в этом процессе напиток «рычит, мычит и ходит кругами по чану», что можно воспринять лишь как рассказ о шуме брожения. Указание на набухание некоего исходного материала напитка сомы упорно наводит на мысль о зерне, из которого таким путем добывается солод. Спросим: о каком зерне? Вспомнив о теплом климате областей древнейшего расселения арьев и обратившись к В. Далю, увидим, что ячмень определяется как «самый северный колосовой хлеб». А в 23-м гимне первой мандалы говорится и о пахоте, и о том, что бога Пушана, покровителя хозяйства, просят помочь вспахать на быках поле для посева ячменя. И в книге «Ведическая Индия» указывается, что одна из разновидностей напитка сомы (а их вообще-то упоминается три) изготовлялась из смеси с ячменем [92, с. 396] и что у древних арьев сома была крайне популярным напитком. (В скобках следует согласиться, что такое замечание довольно заметно снижает воспеваемую святость ведической сомы!)

Запомним эти данные о ячмене и поговорим о соме как о хмеле.

Древние арьи и другие уже не раз упоминавшиеся здесь предки индоевропейцев знали на своих землях не только «густой злаково-травянистый покров почвы», но и леса. В лесах вполне мог произрастать и хорошо известный нашим северянам хмель — вьющееся растение, поднимающееся по стволам и ветвям на очень высокие деревья. Глагол «хмелевать» означает в русском словаре «идти в лес собирать шишки хмеля» (для приготовления пьянящего напитка нужны именно шишки, где на тычинках содержится «цветень» — пыльца: «хмелевой цветень одуряет» [29, т. IV]). За шишками на высокие деревья нелегко залезать, поэтому собирают на земле шишки, сброшенные птицами (по легенде Вед, сому-растение принес людям орел или сокол — видимо, это просто мифологизированный образ птиц, невольно помогающих людям). Иногда исследователи буквально понимают слова Вед о том, что сому приносят птицы с высоты гор или неба, но, заглянув в санскритский словарь, можно увидеть, что также словом «парват» обозначается и любое высокое место, любая высота, а значит, и высота дерева.

О том, что хмель был хорошо знаком арьям и они его использовали для приготовления напитков, говорится в некоторых памятниках древнеиндийской литературы, где прямо указываются условия выращивания и сохранения этого растения. Так, в великом своде законов, в «Артхашастре» (III в. до н. э.), это растение перечисляется в составе «ценных деревьев» [8, с. 105], и названием его служит слово сомавалка [8, с. 608]. Там говорится, что «царь должен предоставлять брахманам леса для... разведения сомы» [с. 65], и сообщается, что на равнинах, «на высоких местах» есть «рощи растений сома» [с. 183]. Это можно понимать только как рощи деревьев, обвивая которые вызревает хмель. Следует процитировать также и комментарий к «Артхашастре»: «Сома — весьма древнее, очевидно вьющееся растение... Сомой называется и сок этого растения, хмельной напиток, который употребляется при жертвенных возлияниях и почитается священным. Его выжимают жрецы из стеблей растения сомы, затем омывают водой и процеживают через сито...» [с. 583].

Итак, выстраивается некий смысловой ряд: ячмень... хмель... и слово «пива». Есть и еще слова, наводящие на ту же мысль: а действительно, не была ли эта сома пивом?

Есть в санскрите и такие слова, как «сома-па» — пьющий сому, а есть и другое в том же значении — «сома-пивон». Но есть даже и такое, которое довольно точно указывает на избыточную любовь к соме: «сома-вамин» — перепивший сомы до рвоты. (Тут, как кажется, пояснений не требуется.)

Если мы остановимся на мысли о том, что в той глубочайшей древности арьи (а значит, и прочие предки индоевропейцев, бывшие их соседями, а возможно, частично и родней) знали сому как пиво, то проверим себя еще раз насчет ячменя. В самом полном словаре санскрита [90] мы обнаруживаем ряд слов, употребляемых в Ригведе, которые указывают на использование ячменя: «ява» — ячмень, «явамат» — выращивающий ячмень, «ява-ад» — поедающий ячмень, «явайю» — жаждущий этого зерна, «ява-ашир» — смешанный с ячменем, «яванала» — ячменная солома, и, наконец, следует прямо подчеркнуть слово «явья», бывшее именем группы ведических риши, которое напрямую связывает их смысл с процессом производства сомы именно с применением ячменя.

А как готовят пиво в нашей стране? Оказывается, есть разные способы — более просто делают деревенское пиво, более сложно — фабричное.

Судя по письменным указаниям, замачивают ячмень (можно рожь, пшеницу, овес), чтобы проросли зерна и образовался солод. Подсушенные затем зерна «затирают» — перетирают, дробят камнями, смешивают с водой, причем осахаривается крахмал, отфильтровывают сусло, кипятят с хмелем, добавляют дрожжи для брожения, снова очищают и разливают по сосудам. Есть уточнения, что можно обойтись и без дрожжей, их роль может играть естественно забродивший с сахарами солода крахмал зерна.

В Ригведе восхваляется лишь та группа жрецов, которая занималась замешиванием солодового затира, процеживанием сусла и наблюдением за бродильным процессом с последующим разливанием напитка по чанам. Но упоминается постоянно и некая работа по дроблению затира камнями — это был нелегкий труд, и занимались им, видимо, жрецы более низкой категории. Музыка же грохочущих камней воспевается не раз. Выявляется аналогия между описанным затиранием солодового зерна и деревенским затиранием. В Ригведе упоминается о том, что размол камнями проводился в больших кожаных мешках из бычьих шкур, и этим якобы поясняется «выдавливание сомы» из растения, а на деле добывался солод из зерна: «Выжимайте же сому камнями, полощите его в воде» [VIII, I]. При изготовлении деревенского пива проросшее зерно туго набивают в грубые мешки и тоже дробят камнями.

В новом интересном исследовании о варке пива Т. Андреевой [6] приводятся ценные материалы, собранные исследовательницей на русском Севере и полученные от стариков информаторов, хранящих старые рецепты. Пиво в больших количествах варили ко многим праздникам. И тот факт, что это считалось ритуально обязательным, говорит о большой древности традиции. Именно в этой статье описано это дробление проросшего зерна в мешках. В четвертой манда-ле (гимн 24) говорится о варке сомы, что и совпадает с привычным понятием пивоварения. И большой разницы в процессе не прослеживается (возвращаясь к вероятному отсутствию в древности дрожжей, скажем еще, что и в наше время иногда закваской служит настоянная в тепле смесь сусла, меда и муки, а о добавке именно меда к готовящейся соме вспоминается в Ригведе множество раз).

Обычно исследователи Ригведы не сосредоточивают своего внимания на частых упоминаниях в текстах соломы и воспринимают ее в качестве подстилки из жертвенной соломы. А речь-то, вероятно, идет о другом — о том, что не только цедилка из овечьей шерсти (как почти все переводят указания на фильтровальное устройство) использовалась для очистки сусла от дробленого зерна, а впоследствии, после того, как забродит, и от остатков хмелевых шишек. Использовалась для фильтрации также и солома: дно смесительного чана и сейчас устилается соломой, придавленной грузилами через ткань. Солому же кладут на палочки, положенные на венчик сосуда, в который сливается сусло. Через соломенную затычку в отверстии чана выпускается напиток. Так что солома не зря упоминается в Ригведе.

Вот процесс варки в древности неясен. Нет указаний на металлические сосуды, но постоянно — свыше 40 раз — в описаниях упоминаются емкости из дерева. Как в них прогревали смесь, как варили? Не от тех ли далеких времен сохранился широко применяемый у нас метод прогрева и даже доведения пива до кипения путем опускания в раствор раскаленных камней? Ведь в Ригведе постоянно восхищаются ревущими камнями — только ли теми, которыми дробят проросшее зерно?

Необходимо провести строгий технологический анализ гимнов, связанных с процессом приготовления «загадочной сомы».

В одном из новых изданных в Индии словарей, а именно у Апте [91], приводится слово «явасура», которое переводится как «пиво» и поясняется как «пьянящий напиток из ячменного зерна». Ничего нам не удалось больше обнаружить о нагревании и кипячении. Но нельзя молча проходить мимо, скажем, 89-го гимна восьмой мандалы, в котором жертвенный напиток, подносимый богу, определяется словом «гхарма» — теплый, нагретый, горячий, да еще в 83-м гимне девятой мандалы указывается, что «достигнуть этого» может лишь нечто «вареное», а «сырое» не может.

Необходимо всегда помнить о том, что под названием «сома» в Ведах упоминаются (или, по первому впечатлению, как-то вразнобой описываются) три вида напитка, носящего это название. Да и словарь санскрита указывает, что известны три вида сомы, различавшихся по исходным (или использованным частично?) материалам. Отдельно от приготовленной на ячмене сомы упоминаются и ее смеси с обычным или кислым молоком.

О чем можно думать, когда встречаются в гимнах слова о разных названиях этих смесей? Упомянутый выше «Указатель ведических имен и предметов» приводит эти названия: «гавашир» — смесь с молоком, «дад-хьяшир» — смесь с кислым молоком и уже известное нам слово «явашир» — ячменная смесь [89, с. 11]. Часто упоминается и смесь с медом, или добавка меда, или просто поименование сомы медом (в последнем нет ничего удивительного, ибо в Индии медом часто называют все, что мило для глаз или приятно на вкус, на слух и т. д.). А вот молоко с пивом как-то не вяжется. Но если это бьш отдельный молочный напиток, то по логике вещей он должен был бы соответствовать основным качествам сомы, и прежде всего быть опьяняющим. Тут на мысль приходит молочный самогон, известный всем кочевым народам, а стало быть, и кочевникам-арьям, имевшим достаточное количество молока в результате занятий скотоводством.

В гимне 103 седьмой мандалы довольно ясно говорится о длительном кипячении молока при изготовлении сомы. Спросите: какой сомы? И если это возгонка молока, заброженного сомой-хмелем, то легко понять, что и брахманы сидят вокруг в испарине, и, более того, становится понятным и многократное упоминание в разных гимнах сияющей капли — «Для Индры, о капля, растекайся вокруг». Эта капля не похожа на описываемую сому, которая бурным потоком льется сквозь цедилку. Только ли о цедилке надо думать, когда речь идет об очистке сомы? И о какой именно очистке в том или другом случае? Об очистке через сито или о возгонке? Автором данной книги уже была опубликована статья с догадкой на эту тему [26], но здесь уместно будет повторить ту же мысль. Мы знаем, что и без хмеля любой, даже слегка прокисший, молочный продукт начинает бродить, и в должной степени закисания его можно подвергнуть возгонке и получить спиртной напиток. Поэтому напрашивается вывод, что слова в гимнах об «одевании сомы молоком» относятся не к приготовлению ячменного пива-сомы, а к возгонке, то есть к бесконечно повторяемой в гимнах некой его «очистке», не связанной с обильным проливанием сквозь фильтрующую цедилку. Не надо бы забывать, что слова «капля» и «поток» означают разные понятия.

Крупный индийский историк Д. Д. Косамби в своей книге [46] писал об арьях так: «Индра, напоминающий земного военачальника... свирепых патриархальных варваров бронзового века, каким, очевидно, были арьи во время первой волны миграции... Не раз в гимнах мы находим обращение к Индре с призывом выпить крепкой опьяняющей сомы (точно неизвестный, очень крепкий напиток) и вести своих верных арьев к победе... Арьи до своего прихода в Индию уничтожили не одну городскую цивилизацию». Слова этого ученого прекрасно иллюстрируются указанием в 63-м гимне девятой мандалы на то, что соки сомы — «усиливающие Инд-ру... делающие все арийским, разбивающие недоброжелателей», а также строками 61-го гимна той же мандалы: «С его помощью мы хотим получить все великолепие у чужого, у людей (вообще), стремясь к захвату».

В гимнах как бы обрисовывается упомянутая выше картина трех видов опьянения сомой — да в том числе еще и сомой-сурой, то есть водкой какой-то разновидности (в Индии так стали называть уже пальмовую водку). В этой связи интересно обратить внимание на работу английского исследователя Ф. Оллчина [88], в которой говорится о давнем знании индийцами способов возгонки спиртных напитков. Автор справедливо замечает, что производство алкогольных напитков знакомо, очевидно, всему человечеству с очень давних времен, но изучался этот вопрос чрезвычайно мало. Первые же иноземцы, попавшие в Индию, обнаружили, что там умеют готовить спиртной напиток из риса (как замены ячменя?), не говоря о соках плодов и растений. В дальнейшем были обнаружены методы добывания спирта, и в том числе возгонка в аппарате, устроенном по типу всем известного самогонного куба, а также оригинальный способ возгонки в трех сосудах, поставленных один на другой: в нижний наливался приготовленный состав (под ним разводили огонь), в средний через перфорированное его дно поднимались пары, и на это же дно ставили внутрь небольшой сосудик для сбора капель, а капли эти падали с конического дна верхнего сосуда, в который наливали холодную воду.

Оллчин ссылается на утверждение некоторых знатоков Аюрведы, что в санскрите возгонка по каплям определяется словами «париш-рут» и «паришравана» [88, с. 62]. Но оставим это и вспомним, что сомой в Индии стали называть любой пьянящий напиток. Воины, возводящие свое сословие к арийским кшатриям, сохраняют явную или скрываемую склонность к алкоголю. Арийские брахманы осознали, видимо, после прихода в Индию губительное действие алкоголя в новых социальных и природных условиях и ввели строжайшие запреты на его употребление. Но отвыкнуть трудно. «Три тысячи лет назад первые арьи наслаждались пьянящими напитками», — пишут индийские авторы книги «Индуизм» [45].
И при проведении молитвенных обращений к тому же Индре, которому, судя по Ригведе, возливали большое количество сомы со словами, наиболее четко вошедшими в гимны девятой мандалы («силы мрака... разбей, добудь солнце», «соки сомы сдувают прочь ненавистную Индре черную кожу с земли и с неба», «ведь ты породил солнце» и т. п.), жрецы постепенно прекратили питие сомы, как прекратили и процесс его изготовления в больших количествах, и стали фигурально вкушать нечто, именуемое сомой (нам довелось присутствовать при одном домашнем богослужении, когда сомой называли пепси-колу). Деревенские же жители, относящиеся к средним и особенно к низким кастам, пили и пьют самодельную суру, хотя изготовление этого напитка преследуется по закону.

Пили и пьют и все славяне, несмотря на запреты и уговоры. Первые упоминания о массовом питии пьянящих напитков (не будем здесь углубляться в производство, скажем, эля на Британских островах — мы не знаем о нем почти ничего) появляются в письменных источниках начиная с X века. И в дальнейших описаниях постепенно вырисовывается картина употребления и изготовления пива и медка (хмельного меда). Чешский исследователь Л. Нидерле указывает, что в грамотах X века славянам предписывалось включать пиво в состав дани, выплачиваемой властвующим князьям [58, с. 202]. В Лаврентьевской летописи под 985 годом упоминается и варка пива с хмелем. Нидерле напоминает, что рецептура этой варки была уже давно и широко известна индоевропейцам: «Пили славяне, как и другие окружающие их народы — скифы, кельты, пруссы и германцы, — много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых пиръ происходит от слова пити» [58, с. 203]. (Нам тут попутно не мешает вспомнить и вышеприведенные примеры из санскрита.)

Пиво, в основном ячменное, употреблялось неограниченно, наряду с перебродившим медом и еще каким-то напитком, упоминающимся как «комина». (Следует сообщить, что в санскритском словаре нам удалось найти некий, видимо, аналог его — это «каминиприя» — вид спиртного напитка.) Этот «комина» тоже изготовляли из ячменя, но рецепт утрачен.

В летописных указаниях и книгах подчеркивается, что такое питие, особенно в собраниях, сопровождалось молитвами и после каждой завершенной — жрецом или хором — молитвы выпивали по чаре.

С начала введения христианства священники стали активно бороться с такими ритуальными возлияниями большого количества пьянящих напитков. Но о непременном сопровождении выпивкой каждого нашего праздничного мероприятия мы здесь говорить не будем.

И в завершение укажем еще раз на то, как наглядна картина протекания, или, если хотите, просачивания, сомы-хмеля сквозь тысячелетия...

Zverozub

1. затирают камнями, после чего выжатый сок бродит - именно виноград.
но я не настаиваю, поскольку с технологией изготовления пива я не знаком.
2. зато я знаком с утверждениями о том, что пиво (а также курение продуктов конопли) приводит к снижени потенции, тогда как виноградное вино ее увеличивает.
пиво реально воздействует не только на женский тип жировых отложений на животе и груди, но и изменяет тональность голоса - от мужского на женскую:)
3. «Сома — весьма древнее, очевидно вьющееся растение... Сомой называется и сок этого растения, хмельной напиток, который употребляется при жертвенных возлияниях и почитается священным. Его выжимают жрецы из стеблей растения сомы, затем омывают водой и процеживают через сито...» - если это так, то конечно речь скорее о хмеле, чем о винограде.
хотя из растений рода витис, наукой изучено не так много видов.
пахание на быках также никак не может быть связано с возделыванием винограда.
а вот у эллинов - сатиры щеголяют не только в рогах и копытах, но еще и с большущими писюнами.
получается, что вино по отношению к пиву вторично...
4. молочный самогон - если это о кумысе, то тема уж совсем отдельная.
если об очистке виноградного вина молоком - тоже отдельная тема.
5. изготовление бузы у татар тоже надо в теме зацитировать.
там также присутствует процесс затирания каменными жерновами и брожение.
и сам процесс опьянения бузой считался жутко престижным. типа чисто по пацански нажраться...
6. «силы мрака... разбей, добудь солнце» - я когда-то пытался быть трезвым (кажется это продолжалось полгода). и много чего читал по этому поводу.
в том числе, что в климате средней полосы России и севернее алкоголь восполняет дефицит витаминов.
если напиток сома позволял пережить период великого оледенения, то необходимость в нем, действительно, могла со временем исчезнуть.
7. так называемый Керносовский идол на своей задней стороне имеет изображения неких технологических мулек, которые названы литейными формами
http://www.zverozub.com/img/pg/13667.jpg
может это как раз штуки для приготовления сомы?
8. то, что в Индии готовят спиртное именно из риса, лишний раз доказывает, что проникновение арийской цивилизации в Индию не имело никакого успеха. тем, не менее, то что священные тексты арийцев сохранились именно в Индии - хорошо.
9. некоторую табличку какие народы от чего пьянеют, а от чего дуреют - можно было бы составить.
из моего опыта могу сказать, что литовцы любят водку, но с опаской относятся к виноградному вину.
впрочем, как и турки:)
крымские татары никогда не отважатся попробовать кумыс. а грибов даже вроде шампиньонов не едят, так что про мухоморы и речи быть не может.
я вот у Мирча Элиаде встретил выражение "пиво и хлеб"
можно сформулировать более общую формулу - "злак и опьяняющий напиток".
для скифов и сарматов  это будут пшеница и виноградное вино.
для славян - пшеница, ячменно-хмелевое пиво и водка.
для балтов - рожь, пиво и водка
.....
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Драгана

Да алкоголь можно получить много из чего.Была свидетелем приготовления самогона и вишневой настойки.Кстати,ничего так настоечка получилась,правда,крепкая.На семейные праздники..

Драгана

Точнее,из сока,как вино,а не совсем настойка.И из сливы так.Бабушка с дедушкой делали.
Да много чем можно затуманить голову.В принципе,можно и ничего не пить,не курить,не колоть,и дойти до измененного состояния сознания..

5park

Zverozub

Правильно не "хома", а "хаома".

Вот, что написано в одном интересном источнике:

"С конца XVIII в. вплоть до настоящего времени ученые ведут жаркие споры о том, ка-
кое же растение «скрывается» под сомой (хаумой). Предлагались самые разные идентифика-
ции: вереск, разновидность горной руты, грибы, эфедра, молочай, конопля и т.д. Дело в том,
что, когда ученые заинтересовались этим вопросом, у последователей индуизма и зороастриз-
ма для приготовления ритуального напитка употреблялись различные растения.
Попытки точно определить, какое же именно растение предки индоиранцев называли
сомой, вряд ли смогут привести к бесспорной идентификации. На протяжении своей многове-
ковой истории предки авестийских иранцев и индийских ариев расселялись по обширным тер-
риториям с различными географическими условиями, климатом, растительностью. Следуя
своим культовым традициям, они изготовляли ритуальные напитки, находя пригодные для
этого растения; в разных географических зонах ими являлись, очевидно, различные «плоды
земли», дававшие необходимый культовый эффект. Еще в ранних индийских сочинениях за-
фиксировано положение, по которому разрешалось заменять традиционный вид «сомы» неко-
торыми другими растениями — травами, злаками, кустарниками. Но все они должны были об-
ладать сходными свойствами, оказывать эйфорическое воздействие. Уже ранний комментатор
«Ригведы» Саяна писал, что если невозможно добыть точно ту сому, о которой говорит свя-
щенное писание, то следует взять «путику» — определенный вид вьющегося растения; если
нет и ее, то темную траву «арджунани». Ритуальные тексты разрешают в качестве «замените-
лей» сомы применять зерна ячменя, некоторые сорта пахучих трав и т.д.
Современные зороастрийцы — парсы — для изготовления хаумы обычно употребляют
эфедру. Еще в работах XIX в. было высказано предположение, что именно эфедра и являлась
тем растением, которое предки ариев называли сомой".

Бонгард-Левин Г., Грантовский Э. "От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история", - М.: Мысль, 1983.

Вы также почему-то не упомянули об очень интересном свидетельстве Геродота, говорящем про использование скифами конопли:

«ставят три шеста, наклоненные один к другому,
натягивают на них шерстяные войлоки и как можно плотнее стягивают их между собой, затем
бросают раскаленные докрасна камни в сосуд, стоящий между этими шестами и войлоками. В
их земле растет конопля — растение, весьма похожее на лен, но гораздо толще и выше его;
она там растет и в диком состоянии и засевается... Скифы берут семена конопли, подлезают
под войлоки и там бросают семена на раскаленные камни; от этих семян поднимается такой
дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не превзойдет этой. Скифы наслаждаются ею и
громко воют...»


Греческий лексикограф Гезихий сообщал, что конопля — это «скифское курение». Свидетельства античных авторов недавно подтвердились раскопками в Пазырыкских курганах, где были найдены металлические сосуды для курения конопли.

Цитироватьдля славян - пшеница, ячменно-хмелевое пиво и водка.

Традиционный хмельной напиток славян - мед. Это подтверждается  свидетельством Приска Паннийского, бывшем на Украине в V в.
:fp:

Zverozub

5park
по части хаомы все ясно. точнее ясно, что в винном путеводителе эту тему можно не трогать вообще.
в разных географических условиях и для разных этнических типов эффект сомы могут давать самые разные виды растений и технологии.
о скифской "бане" с коноплей я не стал тут писать, поскольку вопрос касается только выжатого сока.
баню такого рода "реконструировали" археологи на Мангупе, где как известно растет особо ядреная конопля. из-за нее многие молодые люди живут там годами и даже рожают детей...
но у вас не точный перевод - не громко воют, а "вопят от возбуждения":)
в отношении что такое мед как хмельной напиток - честно скажу, что не понимаю.
то, что в магазинах называется медок - всего лишь разновидность водки.
ну и что касается Индии как мнимой прародины славян и арийцев - разве не ясно из текстов "Ригведы", что прежде чем попасть в Индию арии долго странствовали по свету, и естественно в местах намного севернее? в Индии им пришлось менять многие свои технологии, поскольку природная среды была совершенно не подходящей.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Драгана

Вот забыла,кто написал антиутопию "О дивный новый мир"-там герои при малейших стрессах принимают таблетку под названием сома,к-рая в зависимости от дозы-успокоительное,снотворное или узаконенный наркотик.Не Хаксли?То же название."Сому ам-и нету драм"..

ginkgo

Цитата: Zverozub от декабря  2, 2007, 18:37
1. климато-географические - Эллада, в смысле Греция находятся не в лучших для винограда условиях.
А что в Греции не так с климатом для винограда?

Цитата: Zverozub от
5. в современном виноделии Италии есть только одно нормальное натуральное вино - Кьянти.
А остальные ненатуральные, что ли? Или в чем их ненормальность?
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Zverozub

ginkgo
ну сходите в ближайший супермаркет и попросите греческого или итальянского вина.
из греческих вин до революции 1917 года в России была популярна мальвазия.
но это сладкое крепленое вино (то есть в его изготовлении участвует спирт).
сейчас и его не найдешь в продаже. только коньяк Метакса. он в общем не плохой, но это не натуральный винный продукт.
опять же в любом нормальном книжном магазине можете посмотреть энциклопедию современного виноделия. любого автора. о Греции там будет в лучшем случае пара страниц.
как бы просто страна не в теме...
ну а Италия знаменита своими вермутами - мартини, кампари. это напитки на основании сброженного виноградного сусла, спирта и настоя трав. ну еще ликеры у них есть всякие.
а страны натурального вина - Франция, Испания, Австрия, Германия, США, Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили. то есть несколько ближе к полюсам, чем Греция и Италия. в общем - 45 параллель плюс минус несколько градусов.
исламские страны из этой цепочки выпадают, но не по причине неподходящего климата.
почему я тему и начал.
самые лучшие французские вина делают из сорта шира, а он из Шираза. ну и мускаты знамениты в нескольких странах, а они тоже все переднеазиатского происхождения.
в общем, получается что корни виноделия по природным факторам могут быть или на Кавказе, или в Передней Азии.
Греция и Италия точно в число кандидатов не могут входить.
к лингвофоруму это имеет такое отношение, что слово вино фактически не имеет вариантов: вин, вайн, вино.
то есть слово распространилось вместе с технологией.
забавно, что в Англии вино сейчас делают, но виноград называется грейп, то есть как бы существует отдельно от виноделия.
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

Цитата: ginkgo от декабря  2, 2007, 23:44
А что в Греции не так с климатом для винограда?
еще важная штука.
в начале так называемого железного века (8 век до новой эры) в Европе везде был более холодный климат, чем сейчас.
вот тогда-то в Греции климат был оптимальным для виноделия.
во всяком случае у Керчи была раскопана большая винодельческая усадьба с огромным количеством пустых амфор с клеймами разных островов Эллады.
в эти амфоры разливался местный шмурдяк, чтобы продать за огромные деньги скифам на север :E:
Зверозуб - человек без внешности и национальности

ginkgo

Zverozub, ну при чем тут супермаркет? С Грецией понятно, виноделие как индустрия неразвито, не спорю, равно как и культура винопития (плюс тот факт, что у греков вообще с маркетингом своих продуктов напряженка, такое ощущение, что им пофиг),  - но домашнее вино они делают очень охотно и очень им гордятся, хотя оно у них странное какое-то выходит. Но непонятно, как это доказывает, что виноделие не было развито в Греции в древности...
И вообще, разве считается, что корни виноделия следует искать в Греции? Вроде бы еще в Древнем Египте вино было известно, нет? И про Переднюю Азию, вроде бы, тоже не новость...

А об итальянских винах вы зря так :) И вермуты с коньяками не при чем, это отдельная история, мы же о винах.

А вот кстати, скажите, как в Крыму как потенциальной родине виноделия вино пьют? В смысле, нормальное сухое вино люди пьют в повседневной жизни (как в Италии  :) ) - или же под вином обычные граждане подразумевают эту фигню под названием "полусладкое"?

Цитировать
к лингвофоруму это имеет такое отношение, что слово вино фактически не имеет вариантов: вин, вайн, вино.
то есть слово распространилось вместе с технологией.
забавно, что в Англии вино сейчас делают, но виноград называется грейп, то есть как бы существует отдельно от виноделия.
Зато vine - виноградная лоза  :)
Кстати, вот в новогреческом этимологию κρασί надо посмотреть, и когда оно вытеснило οίνος.

А про климат - я правильно вас понимаю, что климат в Греции слишком жаркий для винограда?
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Ноэль

Извиняюсь за немного запоздалое сообщение.

Цитата: Zverozub от декабря  2, 2007, 22:41
1. затирают камнями, после чего выжатый сок бродит - именно виноград.
но я не настаиваю, поскольку с технологией изготовления пива я не знаком.

Не знаю, как в Крыму... но у нас, когда выжимают сок на консервацию или на вино, жмут ягоды руками над волосяным ситом, протирают несильно, осторожно - не дай Бог попадет в сок косточка, а тем более раздавленная косточка! Так что затирание камнями категорически исключается.

А вот камнями (в наше время деревянной ступкой) затирают как раз другой продукт. До сих пор на базаре можно купить домашние дрожжи. Когда мы жили в собственном доме, я как и все соседки, зимой сама пекла хлеб, все равно ведь топится плита.

Так вот лучшие дрожжи на хлеб делают только бабули-специалистки. И стОит такая закваска недешево. Всю технологию я не знаю (секрет фирмы, а как же!), но:

шишки хмеля
размоченный ячмень
отруби

Все это затирается без контакта с металлом, заливается теплой водичкой и сбраживается. Когда дойдет до кондиции, сушится на печи. Хранится такой порошок только в очень сухом месте, или же в баночке с крышкой. Продают на стаканы.

Перед замешиванием теста закваску надо жидковато затереть тепленькой водичкой пополам с молоком, с ложечкой сахара и столовой ложкой муки. Когда забродит, можно замешивать тесто в дИже (бочке или эмалированной кастрюле с крышкой). При выпекании хлеба оставить  на дне кастрюли "на развод" кусочек теста размером с кулак, так можно поступать до семи раз. Если тесто уже начинает пахнуть самогоном, кастрюлю моют и опять разводят закваску.

Кто знает, сколько столетий этому рецепту... Вроде бы похожую закваску делали житомирские чехи для своего домашнего пива.

Цитата: Zverozub от декабря  2, 2007, 22:41
2. зато я знаком с утверждениями о том, что пиво (а также курение продуктов конопли) приводит к снижени потенции, тогда как виноградное вино ее увеличивает.
пиво реально воздействует не только на женский тип жировых отложений на животе и груди, но и изменяет тональность голоса - от мужского на женскую:)

Если уж честно... мы всей семьей пьем светлое непастеризованное пиво, но  я не представляю себе, сколько это надо вылакать за день, причем изо дня в день, чтобы проявились такие симптомы... От поллитры пива под жареный окорочок , пару раз в неделю, такого никогда в жизни не случится. :green:

Насчет конопли. Помните фильм "Король джунглей"? Как там слоненок подкрадывается к браминам, а те "в предвкушении" читают молитву, а перед ними стОит мисяра с обыкновенной рягой (настой травы конопли на парном молоке). :)  Навряд ли такая вешчь, как ряга, могла быть священным напитком - слишком уж быстро готовить.
Конопля не всегда встречается наркотического подвида, требует посева в определенном месте, но все равно, ее не так будет много и она легко дичает..

Молочная самогонка требует излишков молока.

Виноград требует ухода в течение нескольких лет, до первого урожая, к тому же требует шпалеры (это только римляне выращивали винный винограда на деревьях, но это был адский рабский труд). Кроме того, вино надо где-то выдерживать (есть у индусов винные погреба, кто мне скажет?) И еще: индусы даже вареный рис не держат дольше трех часов, выкидывают, считается, что его уже есть нельзя (они правы, что сказать, при ихнем климате).

А вот хмель - это такая дереза, что ее кругом полно и она практически неубиваемая, горе для огородника. Вот это действительно подарок богов - не надо культивировать, собирай шишки, сколько унесешь. И вари себе пивко хоть на ячмене, хоть на рисе, хоть с медом, хоть без меда...

Ноэль

Цитата: Драгана от декабря  2, 2007, 22:53
Да алкоголь можно получить много из чего.Была свидетелем приготовления самогона и вишневой настойки.Кстати,ничего так настоечка получилась,правда,крепкая.На семейные праздники.. 

Интересно, что украинцы в Якутии ухитрялись по рецепту вишневки (а точнее, вишняка) делать настойку из голубики.

Убойная, говорят, вещь. Бешеный компотик. Привкус марганца чувствуется только при первой рюмке, потом тебе уже все равно..., затем прорезается певческий голос (но только голос, потому что голова вроде есть, но ног вроде нету :green: )...

Ноэль

Цитата: Zverozub от декабря  2, 2007, 18:37
1. климато-географические - Эллада, в смысле Греция находятся не в лучших для винограда условиях.
Цитата: ginkgo от декабря  2, 2007, 23:44А что в Греции не так с климатом для винограда?

То же самое, что и у нас. Почвы подходящие, известковые, солнца очень много, грунтовые воды близко, но все равно влаги не хватает. Виноград надо не поливать, а буквально заливать (для примера, когда садят чубук, черенок, то сперва в лунку заливают ведро воды).

Каких только хитростей не предпринимают!
Садят виноград вокруг хаты (он притеняет и вытягивает корнями влагу из-под фундамента). Асфальтируют дорожки на дворе. Оставляют вокруг лозы пространство 50 см, которое хорошо рыхлят, а между лозами горкой кладут гладкие камни или просто куски гранита - утром на них оседает роса. Или садят виноград во дворе возле крана с водой, в землю вкапывают старую ванну с пробкой. В этой ванне купаются дети (если детей-внуков нет, то плавают гусята-утята). И вечером из этой ванны вынимают пробку, поливают таким образом виноград.

И все равно - в последние годы такая сушь, что этим летом цена на местный столовый
виноград доходила до доллара за килограмм - никогда такого не было!

Ноэль

Цитата: Zverozub от декабря  3, 2007, 00:18
...во всяком случае у Керчи была раскопана большая винодельческая усадьба с огромным количеством пустых амфор с клеймами разных островов Эллады.
в эти амфоры разливался местный шмурдяк, чтобы продать за огромные деньги скифам на север :E:

Это такие толстостенные амфоры апельсинового цвета, с поперечными бороздками? Если да, то осколки от них можно найти в любом конце Киева, на глубине около 2 м.

И почему обязательно шмурдяк? Вы хоть пробовали? У нас до сих пор такое вино делают. Местный винный виноград (ему и названия-то нет), мелкий и кислющий, домашнее вино получается с фиолетовым оттенком, почти свекольного цвета, добавляют сахар для ускорения процесса, поэтому вино очень сладкое. Употребляется как зимнее столовое вино, витаминная добавка, больше двух лет его никто не держит. Сильно бьет по ногам. Без сахара его надо выдерживать несколько лет, но это редко какой хозяин выдержит, слюной подавится. :)  Это разве что в Рыбаковке, где у людей иной раз виноградник вдвое больше огорода - да, там они могут себе позволить подождать и 3, и 5 лет.

Белое вино у нас не делают. Местные, простенькие сорта белого (Шасла) и мускатного винограда (Изабелла, Лидия) идут на сок.В этом соке столько глюкозы, что она через месяц кристаллизируется на дне банки кристаллами размером до куриного яйца.

"Молдова" и "Кардинал" - это уже столовые сорта. Ну, иногда любитеди закатывают их в банки, заливают сахарным сиропом. Мне такое не нравится, я лучше изюма съем.

Zverozub

ginkgo
1. виноделие в Древней Греции не просто было развито, оно было развито лучше всех других стран того времени. и ему придавалось огромное значение в жизни, религии, воинском деле и праздниках.
2. греческие историки честно писали о том, что не знают откуда в Элладе появилось виноделие.
бог Дионис назван странствующим богом.
3. Крым как прародина виноделия - не рассматривается.
ну и в Крыму по разным драматическим историческим причинам коренное население составляет не более 10%... в 1778 году депортировано христианское население. в 1783, 1856 и 1944 - мусульманское и опять повторно коренное христианское  (греки, армяне,болгары)
4. про Переднюю Азию или Египет как прародину виноделия...  - для меня новость. если есть источники в нете - закиньте пжлста ссылки.
5. итальянские вина я ценю и потребляю.
белый мартини пока пицца готовится. кьянти классика у нас не продается. но я и виртуально снимаю шляпу перед сим напитком. тем не менее об Италии как родине виноделия даже сами итальянцы вроде и не пишут.
6. насчет "полусладкое" - пользуясь случаем хочу просветить всех форумчан.
полусладкие вина очень дорогие. это результат очень редкого и не вполне понятного появления в винных подвалах особой благородной гнили (бактерий), которые прекращают брожение вина.
в магазинах России и Украины дешевые полусладкие вина являются или синтетикой, очень опасной для печени, или результатом добавления в натуральное вино спирта. в самом лучшем случае - это добавление в натуральное вино мистеля (вина, в котором содержание спирта повышено благодаря вымораживанию).
7. новогреческий корень крав - забавно. Кравец - это еврейская фамилия (причем, ее прославили негры реперы:). кравчий по русски виночерпий. тут хотелось бы еще развития темы.
8. климат в Греции не столько жаркий, сколько слишком сухой для винограда.
вообще в учебниках написано, что оптимально 52-43 градуса широты.
что касается изменений климата, то на Керченском полуострове сейчас вообще нет хорошего вина, а в античные времена оно в общем годилось и на подделку лучших средиземноморских вин:)

Noëlle Daath
1.чтобы получить пивной животик много времени не надо.
просто побродите по улицам или распросите своих знакомых.
не знаю, многие ли из ваших знакомых мужчин честно ответят на вопрос - чего ты хочешь на самом деле: еще попить пивка или пойти к жене?:)
бутылка в два дня точно не даст пивного живота. но кто же такую норму блюдет нынче?
2. на Мангупе конопля почему-то не дичает. это народ там дичает.
вы в состоянии представить себе девушку из Киева, которая прожила в пещере несколько лет? родила там ребенка. туристы ему памперсы приносили...
на Лисьей бухте тоже конопля растет с незапамятных времен.

там женщины детей рожают в морскую воду.
и что интересно - растут эти дети здоровыми, красивыми и счастливыми...
3. с хмелем понятно.
но вот мои глобальные рассуждения после чтения гимнов в честь возлияний сомы.
пока жрецы держали в тайне рецепт изготовления чудесного напитка, они полностью контролировали бандитичную касту воинов, уже не говоря о касте земледельцев.
а как только производство алкоголя и других возбуждающих веществ стало бизнесом гармония мира была потеряна.
4. насчет убойных вещиц.
крымские татары у Мангупа делают особую самогонку из зеленых грецких орехов.
идеальная штука для археологов. позволяет орать песни до 2 часов ночи, потом отрубаться в дрова, а в 5 часов вставать опять к лопате:)
5. это где камни у винограда для росы кладут?
такая технология применялась эллинами на виноградниках Херсонеса Таврического (у Севастополя). но просто укладывались ряды плоских известняковых камней.
позже генуэзцы складывали из судакского плитняка пирамиды для перехвата морских бризов. с этой воды выращивали рис и лен!
6. цена в Крыму за 1 кг винограда - в Щебетовке (столица страны Коктебель) - 1.2 -1.3 доллара, в Симфе - 2-3 доллара, в Алуште - в августе - 2-3 уб.енота, в сентябре 1 у.е. за счет того, что много ворованного винограда.
в Киеве выращивают Шасла и Кардинал:)?
лучше бы эти земли заняли клубникой.
вот из чего напиток получается боевой.
а Изабеллу и Лидию не называйте мускатом. это вообще виноград как бы другого рода. витис лабруска.
от него ослепнуть можно, спирт получается не этиловый, а метиловый.

вывод:
странствующий бог Дионис был казачок засланный?
учил народ вино делать. зачем? чтобы народ из-под власти жрецов арийцев вывернулся?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Zverozub

ginkgo
а напишите пжлста подробнее (или ссылки просто дайте) о современном виноделии в Греции.
в Крым и в античное, и в средневековое (эпоха иконоборчества) виноделы прибывали из Греции, но смысл торговли был в том, что в Грецию из Крыма отправлялась пшеница, а местное крымское вино использовались для своих целей и продавалось дальше на север. ценным вином считалось греческое.
античное виноделие было подорвано изобретением дубовых бочек в Галлии.
Галлия заполнила античный мир дешевым и хорошим вином.
один из римских императоров даже приказал вырубить там половину виноградников.
сейчас, возможно, в Греции выгоднее выращивать оливки (в смысле растут то они сами, а ухода вообще не требуют).
домашнее виноделие - это понятно.
а вот есть ли виноделие в монастырях? есть ли программы для туристов, посвященные виноделию в Греции? научные институты? есть ли праздники вина?
Зверозуб - человек без внешности и национальности

Ноэль

Цитата: Zverozub от декабря  4, 2007, 02:26

...новогреческий корень крав - забавно. Кравец - это еврейская фамилия (причем, ее прославили негры реперы:). кравчий по русски виночерпий. тут хотелось бы еще развития темы.

Кравец - это странствующий закройщик. Были такие закройщики в 18-19 веках, и украинцы, и евреи. Всего инструменту им требовалось пять пальцев, ну иголка с ниткой, ножницы в крайнем случае мог и клиент дать. Даже такой анеклот есть:

Шел дядько в город. Проходит мимо села, а уже темнеет - переночевать-то пустят, а вот денег нет, жрать охота, что делать? Стучится в ближайшую хату и говорит, мол, я кравец.  Его бегом за стол, тарелку борща, стопку самогоноски, вареники...наелся. Ему сразу же приносят материю. Он берет отрез в руки, меняет ладонью и приговаривает:

- О! От это матерьял!  (хазяйка с дочками аж прямо просияли) харр-оший матерьял... два мешка и одна торба!

- Не-е-е, нам с этого две юбки...

- Э-э, не-е-е-е, так не пойдет. Я такой закройщик, что мешки шью...

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр