Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Хазарский и аварский

Автор Первый раз зашёл, сентября 16, 2004, 03:19

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Red Khan

Offtop
Цитата: kanishka от мая 11, 2013, 23:52
Вы алиф от палки не отличаете
У вас тоже эта пословица есть получается?

Абаршахр

Цитата: kanishka от мая 12, 2013, 15:13
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 13:22
Цитата: kanishka от мая 12, 2013, 11:51
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 11:12
Так это же исторический факт: Массагеты, а позже и авары, имели обыкновение заплетать волосы в косы.

Не понял, какой факт?
О традциции заплетения кос у воинов, о чем и речь.

Так вы же говорили, что это монгольский обычай? Как сразу до массагетов добрались?
Я приводил данные, где указывалось на подобную традицию у сяньбийцев, но склоняюсь к той версии, что она, как и многие другие, были переняты от массагетов.
""...массагеты навязали свою власть многим народам. На севере – охотникам и рыболовам Западной Сибири, в степях Поволжья и Южного Урала - савроматам, на востоке – племенам кочевников Восточного Туркестана и Алтая-Саян. Так сложились культуры: саргатская Западной Сибири, сарматская Южного Урала и пазырыкская Алтая-Саян. С последними связывают исторически известных юечжей. Облик их культуры несет в себе черты переднеазиатских цивилизаций. ""

Абаршахр

Цитата: SWR от мая 12, 2013, 15:10
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 09:32
Все это не причем, эфталиты тоже носили косы, а ирано-туранский мир Большого Хорасана простирался от Абара до Китая и эту моду или ритуальную форму прическу могли принести на Д.Восток ираноязычные племена, а не протомонголы и др.
Скифы носили косы, или может сарматы носили?
Кажеться путаете кушан (юэчи) и эфталитов-апаритов (авар). Последние белые унны (вероятно северные хунны).
Только причем здесь аварцы?
Украинцы до сих пор носят болгарские чубы (оседлец), как и многие славяне носили, но они же не тюрки. Культурное гуннское влияние в древности всего лишь.

Кушаны и эфталиты родственные племена, объединившиеся на одном из этапов в одно государство. Они и называются юэчжи.

А аварцы здесь, да практически не причем...
Айтберов Т. М. даёт следующее объяснение распространению этнонима «авар» в кавказоязычной среде: «Этноним ,,аварцы" происходит от термина ,,авары", употреблявшегося в средневековье для обозначения одной из центральноазиатских этнополитических общностей, которая известна была тем, что творчески усвоила достижения китайской цивилизации в сфере военного и государственного строительства. Авары применили названное здесь на практике и передали свои познания в VI в. древним тюркам. В ходе продвижения на западные земли авары... оставили часть своих воинов на Восточном Кавказе, в стратегически важных местах, расположенных в горной местности. Одним из таких мест, где расселились тогда аварские воины, было Хунзахское плато, в пределах которого проживало население, говорившее на наречиях, входивших в дагестанскую группу. Пришельцы полностью ассимилировались в языковом аспекте с древним местным населением и составили органическую часть дагестаноязычного населения Страны Гор».



Абаршахр

      "Авары - косоносцы, проникшие из далёких восточных империй в северокавказские степи, не все, по-видимому, ушли затем на Дунай, где также известны их изображения с косами. Возможно, часть авар осталась в составе Хазарского каганата."
Магомедов М.М. ук. соч. С.51

Костяная накладка. Изображение всадника из Верхнечирюртовского городища (Дагестан). Source of image: Магомедов М.М. Золото древней Хазарии. Махачкала, 2006.С.86



SWR

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 16:28
Цитата: SWR от мая 12, 2013, 15:10
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 09:32
Все это не причем, эфталиты тоже носили косы, а ирано-туранский мир Большого Хорасана простирался от Абара до Китая и эту моду или ритуальную форму прическу могли принести на Д.Восток ираноязычные племена, а не протомонголы и др.
Скифы носили косы, или может сарматы носили?
Кажеться путаете кушан (юэчи) и эфталитов-апаритов (авар). Последние белые унны (вероятно северные хунны).
Только причем здесь аварцы?
Украинцы до сих пор носят болгарские чубы (оседлец), как и многие славяне носили, но они же не тюрки. Культурное гуннское влияние в древности всего лишь.

Кушаны и эфталиты родственные племена, объединившиеся на одном из этапов в одно государство. Они и называются юэчжи.

А аварцы здесь, да практически не причем...
Айтберов Т. М. даёт следующее объяснение распространению этнонима «авар» в кавказоязычной среде: «Этноним ,,аварцы" происходит от термина ,,авары", употреблявшегося в средневековье для обозначения одной из центральноазиатских этнополитических общностей, которая известна была тем, что творчески усвоила достижения китайской цивилизации в сфере военного и государственного строительства. Авары применили названное здесь на практике и передали свои познания в VI в. древним тюркам. В ходе продвижения на западные земли авары... оставили часть своих воинов на Восточном Кавказе, в стратегически важных местах, расположенных в горной местности. Одним из таких мест, где расселились тогда аварские воины, было Хунзахское плато, в пределах которого проживало население, говорившее на наречиях, входивших в дагестанскую группу. Пришельцы полностью ассимилировались в языковом аспекте с древним местным населением и составили органическую часть дагестаноязычного населения Страны Гор».
Никто кушан и эфталитов именем юэчи не называл. Последних назвали белыми уннами. Китайцы никогда не путали юэчи и хунн.
С чего вы взяли, что кушаны и эфталиты-апариты были родственными племенами? Кушаны-вероятно юэчи, которых вытеснили хунты в начале 2 века до н.э. и эфталиты - юэ-бань, которых вытеснили в конце первого века н.э.
Авары на Кавказе не останавливались, ничего они древним тюркам передать не могли, ибо тюрок как таковых на западе еще не было, были гунны. Прошли мимо. А вот савары (савиры)  с тем же корнем Вар, если вы не заметили, долго присутствовали и оказали культурное влияние на местное население. Это ж по большому счету и есть хазары.

kanishka

Да, такими темпами тема скоро переедет...
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

kanishka

Цитата: Red Khan от мая 12, 2013, 15:37
Offtop
Цитата: kanishka от мая 11, 2013, 23:52
Вы алиф от палки не отличаете
У вас тоже эта пословица есть получается?

Алифни таёқ деб юрасан/алифни таёқдан фарқламайсан.

А первая фиксация в 15-м в.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Zhendoso

Цитата: kanishka от мая 12, 2013, 17:56
Да, такими темпами тема скоро переедет...
Косоплетство можно выделить в отдельную тему. Интересно.
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

Абаршахр

Цитата: SWR от мая 12, 2013, 17:24
Никто кушан и эфталитов именем юэчи не называл. Последних назвали белыми уннами. Китайцы никогда не путали юэчи и хунн.
С чего вы взяли, что кушаны и эфталиты-апариты были родственными племенами? Кушаны-вероятно юэчи, которых вытеснили хунты в начале 2 века до н.э. и эфталиты - юэ-бань, которых вытеснили в конце первого века н.э.
Авары на Кавказе не останавливались, ничего они древним тюркам передать не могли, ибо тюрок как таковых на западе еще не было, были гунны. Прошли мимо. А вот савары (савиры)  с тем же корнем Вар, если вы не заметили, долго присутствовали и оказали культурное влияние на местное население. Это ж по большому счету и есть хазары.

Своеобразная интерпретация истории. Тюрки и авары существовали в разные эпохи, не вели борьбу между собой, не граничили друг с другом, а вместо тюркского кагана выходит был гуннский?
Насчет савар/савир верно, но их разбили авары на Кавказе, в Дагестане.

Юэбань - делились на четыре разных племени: чуюе, чуми, чумугунь, чубань. И среди них не было эфталитов.

Юэчжи это предки тохаров/кушанов, участвовавших в этногенезе эфталитов.


выдающийся японский исследователь Кацуо Еноки об аварах: " они принадлежали к эфталитам-горцам (Бадахшан с прилегающими территориями),вынужденным покинуть родные места (с экскурсами в историю дисцев Китая; хуа - ветвь племени ди; априди/африди/апарди - суть перешедшие на восточноиранскую речь мигранты из Китая; язык чистых дисцев соотносится автором с тибетской группой, при этом утверждается, что светлые круглоголовые европеоиды-дисцы владели и ханьским, т.е. китайским; депигментированные особи среди пуштунов возводятся к байди "белым ди"

Известно, что в этногенезе афганцев пуштунов большое участие приняли эфталиты. Эфталиты и были передовым звеном авар. В современном аварском и пашто наблюдаются значительные языковые параллели. Далее приведу их.

Red Khan

Offtop
Цитата: kanishka от мая 12, 2013, 18:01
Алифни таёқ деб юрасан/алифни таёқдан фарқламайсан.

А первая фиксация в 15-м в.
әлифне таяк дип белми - он не сможет назвать алиф даже палкой

SWR

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 18:59
Своеобразная интерпретация истории. Тюрки и авары существовали в разные эпохи, не вели борьбу между собой, не граничили друг с другом, а вместо тюркского кагана выходит был гуннский?
Насчет савар/савир верно, но их разбили авары на Кавказе, в Дагестане.
Авары бежали от тюрков, точнее тюрков Ашина. А если учесть, что тюрки Ашина - "это отрасль дома хунн", то это те же этнические гунны-хунны.

Савары-савиры были разбиты аварами, но остались и составили вместе с болгарами основу хазар.
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 18:59
Юэбань - делились на четыре разных племени: чуюе, чуми, чумугунь, чубань. И среди них не было эфталитов.
На пять. Алты чуб. Чуе-Чуб - это клановое имя. Авар - не клановое имя. Это разные категории.

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 18:59
Юэчжи это предки тохаров/кушанов, участвовавших в этногенезе эфталитов.
Кушаны вероятно юэчи. Эфталиты пришли на земли кушан значительно позже. Это вообще разные народы. Паркер считает их северными хуннами, которых вытеснили китайцы в коалиции с сяньби, канакалами, южными хуннами... в 90-е годы н.э.

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 18:59
выдающийся японский исследователь Кацуо Еноки об аварах: " они принадлежали к эфталитам-горцам (Бадахшан с прилегающими территориями),вынужденным покинуть родные места (с экскурсами в историю дисцев Китая; хуа - ветвь племени ди; априди/африди/апарди - суть перешедшие на восточноиранскую речь мигранты из Китая; язык чистых дисцев соотносится автором с тибетской группой, при этом утверждается, что светлые круглоголовые европеоиды-дисцы владели и ханьским, т.е. китайским; депигментированные особи среди пуштунов возводятся к байди "белым ди"
А как уважаемый Кацуо Еноки объясняет Авар Паннониии и... апарскую ветвь тюрков Ашина?  ;)

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 18:59
Известно, что в этногенезе афганцев пуштунов большое участие приняли эфталиты. Эфталиты и были передовым звеном авар. В современном аварском и пашто наблюдаются значительные языковые параллели. Далее приведу их.
Болгары тюрки создали государство Болгария. Но вы же не будете утверждать, что современные болгары - тюрки. Или русские - скандинавы...  :yes:

Абаршахр

Тюрки были долгое время в зависимости от жужаньской конфедерации племен, куда входили и авар/апар, оттуда и происходит эта ветвь и термин заимствованный, политический с большой долей вероятности.

Эфталиты разбили кушан и продолжили их государственные традиции.

Авары Паннонии или так называемые псевдоавары это и есть эфталиты/апарди/хиониты, обьединившиеся с уграми и горцами Дагестана. А истинные авары (по исконному этно-топониму) это авары Хорасана Абаршахра, апарны, осколок их империи в те времена сохранился в Кавказо-албанской провинции Обарене/обры, те же горцы и составили боевые единицы Аварского союза, как впрочем отдельные из булгар.

Насчет тюркских корней болгар не стану утверждать ничего, речь идет наверное о протоболгарах, болгарский ученые стоят на этих позициях, отделяя протоболгар от тюрков.

Абаршахр

Языковые встречи в иранских яз./пашто и в аварском/даг.яз.
http://arsears.ya.ru/replies.xml?item_no=2


Далее приведу языковые встречи в мадьярском и аварском/даг.яз.

SWR

Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 20:57
Тюрки были долгое время в зависимости от жужаньской конфедерации племен, куда входили и авар/апар, оттуда и происходит эта ветвь и термин заимствованный, политический с большой долей вероятности.

Эфталиты разбили кушан и продолжили их государственные традиции.

Авары Паннонии или так называемые псевдоавары это и есть эфталиты/апарди/хиониты, обьединившиеся с уграми и горцами Дагестана. А истинные авары (по исконному этно-топониму) это авары Хорасана Абаршахра, апарны, осколок их империи в те времена сохранился в Кавказо-албанской провинции Обарене/обры, те же горцы и составили боевые единицы Аварского союза, как впрочем отдельные из булгар.

Насчет тюркских корней болгар не стану утверждать ничего, речь идет наверное о протоболгарах, болгарский ученые стоят на этих позициях, отделяя протоболгар от тюрков.
И где в каких источниках написано, что авар-апар входили в жужжаньскую конфедерацию? ;)
Тут не надо ничего придумывать. У тюрков была ранговая структура государства, как и хунн, юэчи и т.д. до скифов.
АПАРская ветвь тюрков Ашина - это всего лишь ранг структуры самих тюрков.

Эпталитам-АПАРитам не нужно было продолжать государственные традиции кушан. У них у самых были такие же.

Авары, прошедшие транзитом в Паннонию через Прикавказье, не могли объединиться с "Уграми и горцами" Кавказа. не было времени для этого. тем более, что на Кавказе вполне хватало присутствия савар и болгар - и вообще гунн. И что вы понимаете под Уграми? Огур? Так это и есть гунны.
Слушайте, мы ж не в 18 веке живым. Зачем гадать. Давно доказано, что авары Паннонии говорили на одном из диалектов болгарский группы тюркских языков - гуннском языке, что вполне исторически оправданно.
Про обров на Кавказе - это, конечно, интересно. Но хотелось бы увидеть источники.

Вот только болгарский ученые и стоят...  ;D  Ну не хотят они носить имя тюрок...  :D
Другим давно уже все понятно. Болгары - хунны, вероятно, южные хунны. С 203 года н.э. под таким именем южные хунны зафиксированы в китайских летописях.

А теперь подумайте, в чем разница между аварами и болгарами... С учетом того, что и те и другие говорили на гуннском языке (доказано, ибо см. выше)   ;)

Абаршахр

Цитата: SWR от мая 12, 2013, 22:47
Цитата: Абаршахр от мая 12, 2013, 20:57
Тюрки были долгое время в зависимости от жужаньской конфедерации племен, куда входили и авар/апар, оттуда и происходит эта ветвь и термин заимствованный, политический с большой долей вероятности.

Эфталиты разбили кушан и продолжили их государственные традиции.

Авары Паннонии или так называемые псевдоавары это и есть эфталиты/апарди/хиониты, обьединившиеся с уграми и горцами Дагестана. А истинные авары (по исконному этно-топониму) это авары Хорасана Абаршахра, апарны, осколок их империи в те времена сохранился в Кавказо-албанской провинции Обарене/обры, те же горцы и составили боевые единицы Аварского союза, как впрочем отдельные из булгар.

Насчет тюркских корней болгар не стану утверждать ничего, речь идет наверное о протоболгарах, болгарский ученые стоят на этих позициях, отделяя протоболгар от тюрков.
И где в каких источниках написано, что авар-апар входили в жужжаньскую конфедерацию? ;)
Тут не надо ничего придумывать. У тюрков была ранговая структура государства, как и хунн, юэчи и т.д. до скифов.
АПАРская ветвь тюрков Ашина - это всего лишь ранг структуры самих тюрков.

Эпталитам-АПАРитам не нужно было продолжать государственные традиции кушан. У них у самых были такие же.

Авары, прошедшие транзитом в Паннонию через Прикавказье, не могли объединиться с "Уграми и горцами" Кавказа. не было времени для этого. тем более, что на Кавказе вполне хватало присутствия савар и болгар - и вообще гунн. И что вы понимаете под Уграми? Огур? Так это и есть гунны.
Слушайте, мы ж не в 18 веке живым. Зачем гадать. Давно доказано, что авары Паннонии говорили на одном из диалектов болгарский группы тюркских языков - гуннском языке, что вполне исторически оправданно.
Про обров на Кавказе - это, конечно, интересно. Но хотелось бы увидеть источники.

Вот только болгарский ученые и стоят...  ;D  Ну не хотят они носить имя тюрок...  :D
Другим давно уже все понятно. Болгары - хунны, вероятно, южные хунны. С 203 года н.э. под таким именем южные хунны зафиксированы в китайских летописях.

А теперь подумайте, в чем разница между аварами и болгарами... С учетом того, что и те и другие говорили на гуннском языке (доказано, ибо см. выше)   ;)
А ну, ясно и скифы были тюрками или хуннами))) снова к мифам пантюркизма вернулись... Апарди никакие не тюрки и быть ими не могли так как они европеиды. Во многих источниках, от того авар и назвали жужанями.

Ничего не доказано, что авары говорили на булгарском, это булгары Аварского каганата говорили на нем, в свое время покинувшие союзников-покровителей.

Об Обарене обров пишут несколько источников, в том числе Стефан Византийский: "У реки Кира живут обарены и отены, составляющие значительную часть Армении". Следует учесть, что и К.Албанией, Арменией, Иверией, Обареной правили парфянские династии.

Абаршахр

И почему это у авар не было времени на передислокацию своих войск на С.Кавказе? Может они спешили на рыцарский турнир к франкскому королю? Или бежали от иноплеменного ворога тюркского кагана? Создание форпоста в горах в районе Ариан Хунз это, хотя и версия, но имеет под собой реальные основания. Неслучайно некоторые историки и учёные, в том числе непризнающий себя тюрком болгарин Ж.Войников,  называют Аварское ханство наследником эфталитской державы. К тому же правитель Хунза Авар (Auhar) или эфталит или апарн одно из двух; военно-политический треугольник апарди и апарнов (парфян) - представителей Великого Хорасана сомкнулся в Хунзе и выдвинул свои силы для захвата Европы.
Хорасанский клан повсюду ;up:

Если болгары тюрки, что же родственная Турция так безжалостно искромсала Болгарию, что она до сих пор не оправится? Вопрос риторический.

Кем были угры, огурами или оногурами, какая в данном случае разница, именно с аварами они оказались в Европе, на месте своей теперь уже постоянной дислокации) А уцелевшие от римско-франкского погрома группки гуннов Атиллы были ассимилированы аварами, а позже венграми.

kanishka

Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Абаршахр

Цитата: kanishka от мая 13, 2013, 14:12
:fp:
:=
  :stop:

В данном случае на контрастирующих примерах мы видим неблагодарность околоисторических рассуждений, даже если в них есть историческое зерно. Точно также с вопросом о "тюркости" авар есть не что иное, как околоисторические рассуждения. Я дал лишь контрастный пример.
Но ниже приведу сведения на эту тему, подкреплённые отчасти научным материалом.

kanishka

Не в обиду, но ваши данные не совсем научные.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.

Абаршахр

Цитата: kanishka от мая 13, 2013, 21:41
Не в обиду, но ваши данные не совсем научные.
Да уж, наука отдохнула на этой ветке с самого начала.
Но не будем отчаиваться, если есть направление вектор, иногда не самый строгий научный подход приводит к поиску обьективных сведений и обнаружений таковых в знакомых вещах и явлениях.

То что термин Авар (абар, апар) связан с Хорасаном (Абаршахр), а до воцарения индоевропейских времен с хурритской государственностью это реальность. Абар Нахарам.
Дальше этот термин встречается в Иране и у парфян: «апарманд» (парф.-пехл. термин означавший «наследство по трансмиссии.

Авары, так называемые псевдо, это союз племен уар - скорее угры, хуни - синокавказоязычные хоны/хиониты и близкие им эфталиты/апариты/байди. Три языковых ветви соответственно. Миграция их прослеживается в Ср.азию, Прикаспийский и северо-кавказский регион.



Фанис

Может определенную часть этой темы перенести хотя бы в исторический раздел? По мне так, можно бы и в Псевдонауку прямиком.  :donno:

Абаршахр

В первые века нашей эры одним из великих народов Евразии были авары. В вопросе об их языке (по причине отсутствия даже небольшого списка аварских слов) ученые выдвигают следующие гипотезы: одни полагают, что авары, по крайней мере, их верхушка, говорили на одном из угорских (близких к венгерскому) языков, вторые считают кочевых аваров народом тюркоязычным, третьи - ираноязычным. Но в последнее время на Западе все больше утверждается мнение, что авары, точнее их ядро и правители, говорили на языке, близком к монгольскому.

Народ, носивший название авары, как пишет византийский историк VII в. Феофилакт Симокатта, традиционно считался «наиболее деятельным и способным» среди всех известных тогда кочевников. У аваров, как считает знаменитый французский ориенталист П. Пелье, древние тюрки позаимствовали принципы государственного устройства и ряд титулов, в том числе титул каган[32], имевший значение «верховный правитель, император». Недаром древнерусский летописец говорил про аваров, что они были «велики телом, а умом горды».

В начале 60-х годов V в., как пишет историк V в. Прииск Панийский, одно из кочевых племен Восточной Европы сообщало византийцам, что на него напало и вытеснило из своей страны другое такое же племя - савиры (сабиры). На последних перед этим напали авары, которых в свою очередь потеснило какое-то племя, обитавшее «на берегах океана»[33]. Следует при этом отметить, что первое из названных племен современная наука локализует обычно в северокавказских степях, а второе - в равнинной части современного Дагестана и далее к востоку, в связи с чемнельзя не упомянуть о существовании вблизи сел. Чиркей топонима Сибир лъарг1ал «Равнины сибира»[34]

Серединой VI в. датируется второе упоминание об aвapax в византийских источниках наряду с так называемыми псевдоаварами, которые и были народом, создавшим знаменитый Аварский каганат с центром на территории Венгрии. Первые из них, именуемые ещё «истинными» аварами, обитали к середине VI в. намного восточнее вторых, которые в свою очередь до переселения в Восточную Европу жили, по-видимому, «там, где течет река Тиль». Она же тождествена, по мнению одних ученых, Итилю - Волге, а, по мнению других - р. Тарим, текущей в Центральной Азии. Псевдоавары в самом начале 60-х годов VI в. были уже на Дунае, а 567 г. осели на территории современной Венгрии, где их существование фиксируется до 70-х годов IX в.

Добавим здесь, что, по сообщению вышеупомянутого Феофилакта Симокатты, к племенам, из которых образовались псевдоавары, некоторые люди относили тогда и племя забендер. Современные же ученые считают, что именно ему первоначально принадлежал известный г. Семендер, располагавшийся в восточной части Северного Кавказа.

В данной части работы необходимо указать и на то, что среди западных специалистов по истории кочевых аваров все большее распространение получает мнение, что никаких псевдоаваров не существовало вообще и, таким образом, авары были только одни.

Учитывая, что сел. Хунзах и вся территория Хунзахского «общества», состоявшего из ряда населенных пунктов, еще в прошлом столетии назывались по-тюркски (?) Авар[35], западноевропейские ученые, знакомые с кочевыми аварами и Аварским государством, просуществовавшем в Европе на протяжении примерно трехсот лет, уже давно ставят вопрос о соотношении между дагестанской Аварией и европейской. Учитывая тот несомненный факт, что аварский язык является одним из дагестанских языков (находится, в близком родстве с лакским, даргинским, лезгинским и прочими дагестанскими языками, а также с чеченским), европейские ученые предполагают, что в VI в. часть кочевых аваров проникла в горный Дагестан, на Хунзахское плато. Как обладатели более высокой, чем у местного «лекского» населения, военной и государственной организации авары, по их мнению, составили политическую, военную элиту горского государства с центром в Хунзахе.

В грузинской летописи «Картлис Цховреба» (конец XVII в.) сказано, что во время правления в Восточной Грузии, в Картли, Гypaмa-куропалата (конец VI в.) на Северный Кавказ переселились с Востока авары, которые и подчинили себе население названного региона. У этих аваров-кочевников возникла война с Гурамом-куропалатом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527-565). После этого они «помирились», и тогда Гурам-куропалат «расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, они и ныне называются аварами». Самые же знатные из тех кочевых аваров, по «Картлис Цховреба», были поселены на княжеских правах в Грузии и именно от них происходят ксанские эриставы - «воеводы» домонгольского времени и иные представители картлийской знати.

Что же нам говорят об этом авторы домонгольского времени? Начать можно с армянского автора X в. Товмы Арцруни, который, описывая события, происшедшие на несколько столетий раньше, сообщает, что рядом с цанарами - обитателями верховий Терека и прилегающих к ним земель - обитают горцы авархазы (аваргьаз). Затем коснемся сирийца Захарии Ритора, писавшего в середине VI в., что на Северном Кавказе в «пределах гуннских» и на соседних территориях живут воинственные кочевые народы, и в числе их авары. Компилятор X в. Стефан Византийский пишет, что согласно доступным ему старинным текстам «у реки Кира», то есть Куры, «живут оварены и отены», которых ученые отождествляют с удинами. С другой стороны, арабский автор начала X в. Ибн Руста, чьи сведения относятся ко второй половине IX в., пишет, что Сарирское «владение» - государство «именуют Авар». Здесь же можно обратить внимание на другого арабского автора X в. - ал-Истахри, сообщавшего, что «владетель Сарира» носит титул Ихран Аваран-шах[36]; в «Дербенд-наме», Как известно, Ихран (Игьран) локализуется на берегах р. Сулак, ас другой стороны - титул Аваран-шах можно перевести со староперсидского, пехлевийского языка, как «царь Авара».

Арабский автор IX в. ал-Балазури, который пользовался в числе прочих сасанидскими источниками на староперсидском языке, пишет, что доисламский правитель Ирана шах Хосров Ануширван (531-579 гг.) назначил правителей горных территорий на Восточном Кавказе. На территории современного Азербайджана шах Ануширван назначил тогда князей: в Маскут, соответствующий равнинным землям к югу от Самура, в Лахижан, соответствующий Лагиджской долине (Исмаилинский район Аз. ССР) и в Ширван. В Южном Дагестане он назначил их тогда в Филан, соответствующий, по моему мнению, лезгинскому сел. Филя[37] и прилегающим землям в бассейне р. Гюльгеричай; в Табасаран и в Лакз, соответствовавший бассейнам рек Самур и Кусарчай. В Центральном Дагестане Ануширван поставил тогда владыку Зирихгерана. Любопытно, однако, что перечень шахских креатур на Восточном Кавказе VI в. начинается с князя, носившего кочевнический, аварский по своему происхождению титул «каган», то есть император «гор». В труде ал-Балазури этот «каган гор» прямо отождествлен с владыкой Сарира. Далее отмечается, что он «называется Ихран Аваран-шах»[38].



"Древний Хунзах и хунзахцы"
Автор: Айтберов Тимур М.

Абаршахр

Помня, что, по сообщению византийских авторов VI - VII вв. Менандра Протиктора и Феофилакта Симокатты, одна из двух основных частей аваров называлась yap - вар[39] и другая - хунни - хон, обратим здесь внимание на то, что, по мнению известного венгерского востоковеда проф. К. Цегледи, в древнем китайском источнике «История династий Суй» под 607 г. упоминается племя вар хун. Это племя названным исследователем локализовано в северокавказских степях. Он отмечает при этом, что вместе с соседними аланами вар хун называется там, в числе племен, связанных с одним из тюрко-язычных, уйгурских, этнополитических объединений, входивших в состав империи Древних тюрок. Доктор К. Цегледи считает, что племена yap и хунни из византийских источников идентичны племени вар хун, о котором нам сообщают китайцы, и полагает, что названный этнос тождествен дагестанским аварцам, обитающим, как известно, к востоку от ираноязычных осетин - потомков алан. Таким образом, сообщения мусульманских историков и географов о северо-восточно-кавказской Сарирской державе, именуемой уже в первом тысячелетии ещё и Авар, находят подтверждение в христианских сирийских и китайских летописях. Тот факт, что правители горного Сарира носили титул каган (признанный в Европе, кстати, лишь за тремя могучими владыками - каган европейских аваров, каган русов и каган хазар), дает, видимо, основания увязывать государственность дагестанских аварцев, имевшую своим центром Хунзах, с Аварским каганатом в Восточной Европе.

В 553-555 гг. в результате сокрушения тюрками в Центральной Азии Аварского каганата, зародившегося в IV веке, образовался могучий Древнетюркский каганат. В это время, по-видимому, при содействии Сасанидского Ирана, опасавшегося новой кочевой империи, организованная группа азиатских монголоязычных (?) аваров создала на Северо-Восточном Кавказе свое государство с центром на Хунзахском плато.

Не исключено, что именно это событие отражено в Нихая ал-ираб, где сообщается, что Хосров Ануширван назначил в горный Дагестан наследственного марзпана (в переводе с персидского «хранитель границы») с титулом Владетель Сарира», которому он выделил 12 тыс. конных воинов, горный Аварский каганат, сложившийся на базе государства лекских «царей» — ипаджаджей, превратился в одну из главных опор Ирана в его противостоянии древним тюркам и продолжателям их традиций - хазарам. Для того, однако, чтобы эти авары, обосновавшиеся на Хунзахском плато, и их каган могли наилучшим образом выполнять свои функции хранителей части северной границы Сасанидского Ирана, под их контроль следовало поставить стратегически важную дорогу, ведущую из Прикаспия в Восточную Грузию, которая начиналась у современного Эндирея и заканчивалась в Закатальской зоне. Поэтому Хосров Ануширван передал, как сообщает Ибн Руста, горным каганам, владетелям Сарира, «крепкие замки»: Калял и Кумух. Последний замок, который согласно «Дербенд-наме», шах предварительно отстроил и первоначально держал там правителя из числа своих родственников.

Для экономической, то есть прочной привязки к себе данного горного каганата (возможно, уже в конце сасанидской эпохи его стали называть на Востоке «страной золотого трона», по-арабски: Сарир) шахи доисламского Ирана предположительно закрепили за ним Закатальскую зону.

Итак, Хунзах и все Хунзахское «племя», Хунзахское «общество» получили название Авар в VI в. после переселения на Хунзахское плато (не исключено, что из Закавказья) организованной группы азиатских имперских» аваров. Это событие, происшедшее в сасанидскую эпоху кавказской истории, привело к образованию в южной части плато особой общности в результате симбиоза и последующего синтеза пришлого - монголоязычного и местного - лекского (дагестаноязычного) элементов. Этой общностью являются хунзахцы в широком значении этого слова - хунз, которых северокавказские тюрки еще в прошлом столетии именовали аварами (аварлар; ед. ч. аварлу). В сасанидскую эпоху населенный пункт, именуемый Хунзахом и располагавшийся в местности Итля (Илъаб, откуда происходит ахвахское Илъалъ - «Хунзах»), становится столицей горных каганов, владевших Сулакским бассейном, верховьями Самура (Цахурский участок) и, вероятно, прилегающими к ним равнинами.

"Древний Хунзах и хунзахцы"
Автор: Айтберов Тимур М.
http://as-sarir.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2012-03-28-10-02-21&catid=5:-ii-ii-i-i&Itemid=4

Абаршахр

""Антропология аваров". Данные антропологии дают неплохую информацию о том, что они же они собой представляли. 80 процентов европеоиды. Из европеоидов было больше всего нордиков и кроманьоньцев (блондины и преимущественно длинноголовые), вторыми шли круглоголовые европеоиды (Балкано-кавказская или Памиро-альпийская раса, иногда этот же тип называют кельтским), третьми шли длинноголовые средиземноморцы, четвёртыми арменоиды-переднеазиаты (хурритский тип). Среди монголоидов преобладали северные монголоиды бурятского типа. Обычно вот это сочетание- североевропеоиды и северомонголоиды очень часто превращалось в грозную военную силу. Подмечено,кстати, не мною. В принципе, настоящими аварами было конечно же племя "вар", а "авары", это типичная идеологическая нация, то есть аваром мог стать любой кто поддерживал аварское объединение. Уверен, что "авары", это не нация в классическом понимании . Хотя у них конечно была своя этническая элита. Определённое влияние на них оказали и чёрные булгары, однако хорошо известно, что между аварами и тюрками (утригурами, кутригурами, чёрными булгарами) отношения часто сказывались весьма драматически. Отсюда следует, что тюркский элемент так и остался обособленным тюркским. Славяне (а их было очень много),скорее всего, испытывали двойственные чувства по отношению к аварам. Часть из них оказалась благонадёжной и не исключено, что смешалась с аварами. Германское племя гепидов (их разгромленные остатки) полностью растворились среди аваров. Вообще, антропологи подчёркивают, что эти "псевдоавары" сильно смешаны. А подавляющееся большинство рождавшихся от этого конгломерата детей внешне напоминали балтов. -Awarenstuermer 15:38, 24 сентября 2006 (UTC)""

Anthropology of Pseudo-Avars

About Avarian (Pseudo-Avarian) anthropology:"Liptak (1955) went into the details of Avar Period'santhropology in his candidate degree thesis.He stated his opinion that archeological chronology system was simply wrong.According to Liptak, too much cemeteries were dated for the 8th century and too few for the 7th and the 9th centuries.He pointed out as an obvious contradiction the fact, that 7th century, early Avar anthropological material was almost exclusively Europid, while grave-goods indicated Middleand Central Asian parallels. On the other hand there were cemeteries dated for the 8th century that contained Mongoloid elements among others. The attire and armament introduced by the Avars was rapidly adapted by other ethnic groups, it became the general fashion of the region in the 7th century.Therefore the separation of autochton elements was (and is)simply impossible by archeological means. That is why Liptak strongly emphasized that to talk of Avar Period population makes much more sense than to stick with the phrases of "the Avars" and of "Avar population"... Liptak outlined his view that the gracile Mediterranean type was autochton, while the brachycran Europid types were partly typical of the local inhabitants,partly they migrated to the Central Danubian Basin with the Avars. He found the origin of Cromagnoids, Nordoids and large stature Mediterraneans uncertain, and he indicated migration as the probable reason of their emergence. Liptak mentioned the Asiatic origin of Mongolid and Mongoloid population elements, but he did not go into the details of any closer relationship or parallel. Liptak analysed the Avar Period population of the Danube-Tisza midland region and stated that 80% of them was of Europid character.He separated narrow-faced dolichomorph types (Nordoid, Mediterranean) in 38%, broad-faced Cromagnoid types (A and B) in 22.6%, and brachycran forms(Pamirian, Dinarian, Near Eastern and short-headed individualsof undefined origin) in 17.1%... He found the tall stature, dolichomorph, narrow-faced variation (its frequency was 22%) non-homogenous. Liptk put the northern (Nordic) and tall Mediterraneans under this heading.He separated two regional varieties, a western(Atlanto-) Mediterranean one and an eastern or Indo-Iranian one...Liptak considered the gracile Mediterranean (Ibero-Cromagnoid types Insular) type the most significant component of the Avar Period population. The that were classified the descendants of the Upper-Palaeolithic Cromagnon race were rated important components of the Avar Period population by Liptak. He added that these types kept their significance in the Arpadian Age as well. The author put Pamirian (Pamiro-Ferganian), Dinarian, Alpine and Near Eastern (Armenoid types under the heading of brachycran) elements... Their presence was insignificant in the Avar Period. Liptak paid the most attention to the Turanid (South-Siberian)and to the Ural types from the Europo-Mongoloids. Noneof the two had much significance in the Avar Period, but they were dominant among the conquering Hungarians. Liptak identified and described in detail three kinds among the Mongoloids of the Avar Period: the Northern-Chinese(Chinid), the Central Asian Mongol and the palaeo-Siberian types. He considered the two later types the keycomponents of Avar Period Mongolids...Liptak voted for the dual origin theory when studying the ethnogenesis of the Avars.He called true-born (pure blooded)Avar (Varchonite) those small series which were characterized by Mongolid and Mongoloid features. According to Liptak's opinion the progenitors of the Vachonite originated from beyond Lake Baykal,and they migrated into Southern- Central Asia only sometime later.From there they were forced out by the Turkis hpeoples, and so they escaped into the Central Danubian Basin.There were series with acomparatively high ratio of the Iranian type (Kiskoros-Varos alatt,Alattyan).Liptak named them ones with Hephtalite origin because he considered the Indo-Iranian Mediterranean type a significant ethnical component of the Hephtalites.

This type could be traced back as far as Central Asia (Liptak1983)". Volume 44(1-4):87-94, 2000 Acta Biologica Szegediensis http://www.sci.u-szeged.hu/ABS/tart00.html Erzsébet Fóthi. Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods Acta Biol Szeged 2000, 44:87-94 Abstract PDF. SYMPOSIUM Department of Anthropology, Hungarian Natural History Museum, Budapest,Hungary Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods. Erzsebet Fothi

kanishka

Цитата: Фанис от мая 14, 2013, 06:43
Может определенную часть этой темы перенести хотя бы в исторический раздел? По мне так, можно бы и в Псевдонауку прямиком.  :donno:

Вот я и думаю, отказаться ли ото всей темы или же вырезать только словоизлияния в последних страницах. Однако трудно разобрать конец и начало оффтопа.
Мефиристам ман саломамро ба ту, гулрӯ писар,
Шердил хизмат бикун ту дар диёри пурсамар.
Синаатро баҳри ҳифзи ин ватан бинмо сипар,
Навниҳоли боғи Ленин, қаҳрамонҷони падар!

Ба ҷамъият ту ёру ҳам қаринй, Ниҳоли бўстони Сталинй.
Аҷаб зебо ки ман колҳоз, ту аскар, Ба мо Сталин аст ғамхору раҳбар.