Author Topic: Тетраграмматон в теофорных именах.  (Read 1286 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).
Такая реконструкция хорошо объясняет форму имён с теофорным элементом в конце. Форма *yahwɛ, потеряв конечную гласную, закономерно превращается в ˈyāhū, ср. имперфект yištaḥa̯wɛ «он поклонится» и старый перфект wayyišˈtāḥū «и он поклонился».
А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
Сокращённая форма — yāh ...

Спасибо!

Offline yurifromspb

  • Posts: 1818
Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).

Интересно, что традиционная этимология "Сущий" предполагает сохранение архаичной qal-формы *Yahwi. Архаичная форма корня hwy встречается в еврейском тексте 6 раз: https://biblehub.com/hebrew/1933.htm (LXX везде переводят как форму "быть").
Сохранение архаичного произношения префикса требует объяснения (какие-то особые условия произношения).
Семантически тут вряд ли есть какие-либо сложности, абстрактное значение наряду с конкретным вполне может быть очень древним.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline 4fzbl

  • Posts: 1069
Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян. Также вроде бы фигурирует в аккадских текстах язычников, где-то читал, но не уточнял

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян.
Не знал. И именно в такой форме — yahwɛ?
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline 4fzbl

  • Posts: 1069
Помимо реконструкции через имена, оно точно сохранилось у самаритян.
Не знал. И именно в такой форме — yahwɛ?
Йабэ насколько помню

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
Сокращённая форма — yāh, а несокращённая вероятнее всего (но точно неизвестно!) yahwɛ — «делает быть» (каузатив от «он есть»).
Такая реконструкция хорошо объясняет форму имён с теофорным элементом в конце. Форма *yahwɛ, потеряв конечную гласную, закономерно превращается в ˈyāhū, ср. имперфект yištaḥa̯wɛ «он поклонится» и старый перфект wayyišˈtāḥū «и он поклонился».
А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.

У возник меня вопрос: Имя יהושע "Яхве спасение". Куда делась буква "йод" в слове ישועה ?

Offline yurifromspb

  • Posts: 1818
Не знаю, какие-то стяжения могли быть, так что точную историю уже и не восстановить.

Есть ещё šūaʕ - крик о помощи.
https://biblehub.com/hebrew/7768.htm
https://biblehub.com/hebrew/7769.htm
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Наверное, стяжение всё-таки. Почему ē в первом слоге? Может быть начальный y второго слова так отразился.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
У возник меня вопрос: Имя יהושע "Яхве спасение".
Ага.

Куда делась буква "йод" в слове ישועה ?
А где там должна была бы быть буква йод? :what:
Корень — wšʕ. Имя действия от простой породы, как правило, *CaCīCat- > CəCīCɑ̄, но бывают вариации.
Хотя, скорее, здесь не *CaCūCat-, а *CaCuCat-, как в *paʕulat- > pəʕullɑ̄ «действие», *katubat- > kəṯubbɑ̄ «брачный договор», и т.п.
У древней безударной краткой /u/ в масоретском иврите аж три реликта:
1. ə: *kutub > kəṯōḇ
2. ō: *yuburraku > *yəḇōraḵ
3. u, с геминацией последующей согласной: *luqaḥa → luqqaḥ
Возможно, слово yəšūʕɑ̄ построено по модели *waṯuōat- и должно было бы звучать *yəšuʕʕɑ̄ в масоретском иврите, если бы ʕаин мог геминироваться. А так вместо удлинения согласной (как в pəʕullɑ̄ и kəṯubbɑ̄) удлинилась сама гласная.

Не помню, какая модель в древности была в hufʕаl’е у корней C₂=C₃ (например, ḥll) — *ɦuCaCCa или *ɦūCaCCa. Если первое (т.е. как в полных корнях, несмотря на открытый слог), то и здесь выходит u > ū (ɦūḥal и т.п.).

Есть ещё šūaʕ - крик о помощи.
То ж другой корень, хоть и близкий: šwʕ.
Ну, не знаю, может, он вторичен (и тогда глагол ləšawˈwēaʕ — отымённый, а от него уже šawʕɑ̄, с тем же значением «крик о помощи»), но мне так не кажется.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Почему ē в первом слоге?
Где? :what:
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline yurifromspb

  • Posts: 1818
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

То ж другой корень, хоть и близкий: šwʕ.
Ну, не знаю, может, он вторичен (и тогда глагол ləšawˈwēaʕ — отымённый, а от него уже šawʕɑ̄, с тем же значением «крик о помощи»), но мне так не кажется.
Пиэльные часто отыменные. А есть употребление основной породы? Есть ли когнаты?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

А вот как объясняют формы с теофорным элементом в начале (yəhōˈšūaʕ, yəhōšāp̄āṭ, yəhōnāṯān, etc.) — я  не знаю. Их как раз очень легко образовать от **yəhōwā, но проблема в том, что эта **yəhōwā грамматически бессмысленна, ну и формы типа yirmīˈyāhū, nəṯanˈyāhū из неё никак не выводятся.
В Септуагинте вроде бы всегда(?) Ιω- (yō-) и -ια (-yā).
А не  могут быть менее усеченные формы искусственно восстановленными?
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male


А где там должна была бы быть буква йод? :what:

Корень — wšʕ.


В архаичным корень был "вав"?

Ещё вопрос:  в слове ישועה "камец" + ה  на конце, а в имени יהושע на конце "патах генува", Как эта форма появилась?

Offline онжегога

  • Posts: 184
Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?
Наверно, canaanite shift. "Йошуа" - еврейское талмудическое, "Йосеф" и т.п. Арамеизированное - "Йешу". Кстати, отчего-то принято "Йешу" переводить "Спаситель", хотя точнее переводится - "Целитель" т.е. "Врач" (терапевт?).

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
Краткая форма Имени это יָהּ откуда в теофорных именах таких как  יְהוֹשֻׁעַ ,יִרְמְיָהוּ  гласные û / ô ?
Наверно, canaanite shift. "Йошуа" - еврейское талмудическое, "Йосеф" и т.п. Арамеизированное - "Йешу". Кстати, отчего-то принято "Йешу" переводить "Спаситель", хотя точнее переводится - "Целитель" т.е. "Врач" (терапевт?).

Там огласовки разные.

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
יֵשׁוּעַ
А… Так то ж совсем другое. Гетманский про yəšūʕɑ̄ «спасение» спрашивал. Если это не описка, конечно.
А yēˈšūaʕ (или даже yēšū — в Галилее вроде уже тогда ʕайны отваливались…) — несомненно стяжение.

В архаичным корень был "вав"?
Ага. В формах, где первая корневая не попадает в начало слова, она сохраняется.

Ещё вопрос:  в слове ישועה "камец" + ה  на конце, а в имени יהושע на конце "патах генува", Как эта форма появилась?
Которая?
Про первое слово я уже написал выше свои предположения, а второе — соединение Имени с какой-то из форм префиксального спряжения корня wšʕ, но с какой именно, сложно сказать. Если Имя + yōšīaʕ, то непонятно, почему огласовка стала ū, а не ī.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
Которая?

Буква ה на конце ישועה есть, а в имени יהושע её уже нет.

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
Буква ה на конце ישועה есть, а в имени יהושע её уже нет.
А зачем она там? Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол (чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline Гетманский

  • Posts: 464
  • Gender: Male
А зачем она там? Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол
Понял. Спасибо!

Quote
(чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Это имперфект?

Offline mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 45104
  • Gender: Male
Это имперфект?
Ага.
Хотя в именах, наверно, чаще юссив (выражение пожелания, чтобы Бог что-то сделал).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Слово ישועה — существительное, а типичная модель теофорных имён — Имя + глагол (чаще в форме 3 л. префиксального спряжения).
Впрочем, в имени yəšaʕˈyɑ̄ɦū, видимо, таки существительное.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?:

503 Service Unavailable

No server is available to handle this request.