Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Автор Тема: Любопытные (не)соответствия LXX-MT  (Прочитано 2178 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
На память.

אַבְנֵר Αβεννηρ
אַבְשָׁלוֹם Αβεσ­σαλωμ

На "случайность" не похоже, слишком замысловато, и дважды.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн Киноварь

  • Сообщений: 617
  • Пол: Мужской
Что здесь именно любопытного?

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
Что здесь именно любопытного?
Просто какой-то странный фонетический переход. Имена, конечно, нередко несоответсвуют у LXX и MT, но там обычно либо разные огласовки, иногда с заменой согласных, либо вообще разные слова (но из тех случаев, когда имена соответствуют, виден прямолинейный фонетический принцип транскрипции). А тут не объяснить огласовкой, ясно что Авеннир = Отец Нир, там в тексте прямо сказано, с Авессаломом тоже понятно, от каких слов образовано имя.
Вопрос, откуда вставка гласного (редуцированного?) с удвоением?

Мне тут вспомнилось, видел где-то про перестройку какого-то типа имён в новоарамейских, там, смутно помню, нечто похожее было (просодичское что-то?). Не помню.
Ещё вспомнился Хюнергардов закон полной ассимиляции w перед дентальными (не, он-то тут конечно не при чём, там прасемитское время, да и *w в "отце" тоже древнее время, и потом перед š ассимиляции не было). Ещё "перевернутый" имперфект вспомнился.
В общем тут надо по всем составным именам пройтись, посмотреть, но пока не хочется.
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн Киноварь

  • Сообщений: 617
  • Пол: Мужской
Вопрос, откуда вставка гласного (редуцированного?) с удвоением?
А ещё Ρεβέκκα…

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
А ещё Ρεβέκκα…
Здесь, в принципе, можно объяснить и просто другой морфологией. R(a|i)biqqat- vs. Ribqat- (может быть, тут ситуация как c Дарья/Даша?). Ещё вспоминается пара Δεββωρα ~ דְּבוֹרָה, но тут, кажется, никаких кластеров в языке LXX не могло быть, а разница с MT есть (ср. когнаты "пчелы" в других семитских: (wikt/en) דבורה (тут, возможно, дело в звукоподражательности слова)).
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
А вот в транскрипциях слов с ожидаемым артиклем, геминации-то, навскидку, и нет.  :what:
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
https://azbyka.ru/biblia/?1Sam.5:1&c~g~i~l~r
ἐξ Αβεννεζερ εἰς ᾿Ἀζωτον ~ מֵאֶבֶן הָעֵזֶר אַשְׁדּוֹדָה ~ a Abenezer in Azotum
https://azbyka.ru/biblia/?1Sam.26:6&c~g~i~l~r
προ­̀ς Αβεσ­σα υἱὸν Σαρουιας ~ וְאֶל־אֲבִישַׁי בֶּן־צְרוּיָה ~ Abisai filium Sarviae
https://azbyka.ru/biblia/?2Sam.18:12&c~g~i~l~r
σοὶ καὶ Αβεσ­σα καὶ τῷ Εθθι ~ אֹתְךָ וְאֶת־אֲבִישַׁי וְאֶת־אִתַּי ~ tibi et Abisai et Ethai
https://azbyka.ru/biblia/?Rth.4:22&c~g~i~l~r
τὸν Ιεσ­σαι ~ אֶת־יִשָׁי ~ Iesse
https://azbyka.ru/biblia/?2Sam.6:11&c~g~i~l~r
τὸν οἶκον Αβεδδαρα ~ אֶת־עֹבֵד אֱדֹם ~ Obededom
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн mnashe

  • Administrator
  • *
  • Сообщений: 46322
  • Пол: Мужской
filium Sarviae
Выходит, автор латинского перевода (это Вульгата?) брал за основу ивритский текст, который он читал как Бог на душу положит, не опираясь ни на еврейскую устную традицию (а огласовок тогда ещё не придумали), ни на LXX? Или у самих евреев был такой вариант?
Ведь MT и LXX в данном случае совпадают, а латинский вариант явно транскрибирует другие огласовки (צַרְוִיָּה).
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Оффлайн yurifromspb

  • Blogger
  • *
  • Сообщений: 2156
filium Sarviae
Выходит, автор латинского перевода (это Вульгата?) брал за основу ивритский текст, который он читал как Бог на душу положит, не опираясь ни на еврейскую устную традицию (а огласовок тогда ещё не придумали), ни на LXX? Или у самих евреев был такой вариант?
Ведь MT и LXX в данном случае совпадают, а латинский вариант явно транскрибирует другие огласовки (צַרְוִיָּה).
Думаю, здесь просто неоднозначность латинского письма. Saruia можно прочитать и так и так.

Читал как научили, вероятно, всё-таки опираясь на устную традицию (в Амиатинском кодексе так же: Abisai filium Saruiae).
Дяденька, я ведь не настоящий лингвист, а этимологический словарь я в интернете нашёл.

Свобода у каждого своя, как и очевидность, посмотри, не тьма ли твой свет.

Bāb-lišānī lapit-ma, lū awīlāta! // from "Lamentations of Urišapibim".

Оффлайн mnashe

  • Administrator
  • *
  • Сообщений: 46322
  • Пол: Мужской
Думаю, здесь просто неоднозначность латинского письма. Saruia можно прочитать и так и так.
А, ну да. Про это я чё-то забыл…
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: