Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

*Генералы у руля

Автор mnashe, апреля 6, 2019, 23:16

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Wolliger Mensch

Цитата: piton от апреля  8, 2019, 23:27
Не, слабая она от веры слабой. Прямо скажем, не православное русское воинство и не джигиты Шамиля.
Тот не ловкий момент, когда ни фига не поймёшь — автор сообщения сарказмирует или серьёзно пишет.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке" — ,,выпечке"?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил...», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО ... ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики...», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход "ж" в "п с придыханием"», forest

mnashe

ЦитироватьЕврейская история Ғаззы
Пётр Люкимсон

Spoiler: Копия мозаики, изображающей сцены из жизни царя Давида, синагога Ғаззы. ⇓⇓⇓

    Не многие знают, что в Ғаззе до сих пор существует еврейский квартал. Много раз сначала египетские, а затем и местные власти пытались изменить его название, для чего издавались специальные указы; жители давали себе слово называть его по-другому, — но привычка оказывается сильнее, так что еврейский квартал существует и сегодня, когда сектором правит ХАМАС. Журналистка Лейла ʕабд эль-Нур, сотрудничающая с газетой «Маарив», недавно расспросила жителей квартала о том, что они знают об его истории, и выяснилось, что некоторые старожилы еще помнят своих соседей-евреев.
    «На самом деле здесь жили всего несколько евреев, но поскольку они всюду любят утверждать свое присутствие, и захватывать земли, то и дали кварталу свое имя», — сказал Лейле ʕабд эль-Нур житель Ғаззы. Но многие другие ее собеседники высказали совершенно иную версию.
    «В Ғаззе в свое время жило довольно много евреев, по меньшей мере, несколько десятков, — рассказал 75-летний уроженец города Фирас. — Они в основном занимались торговлей с Египтом, так как Ғазза была важным перевалочным пунктом между Азией и Европой. Сколько евреев было точно, не знаю, но у них было свое кладбище, довольно большое. Когда в 1948 году Ғазза перешла под управление Египта, губернатор решил перестроить кварталы Салах ад-Дин и аз-Зейтун. В качестве компенсации он отдал выселенцам территорию еврейского кладбища, те срыли старые могилы и построили на их месте дома. Новый район назвали Серым кварталом — то ли из-за цвета домов, то ли потому, что, согласно легенде, здесь когда-то располагался храм филистимского бога Дагона. Но вот дома, в которых жили евреи, стоят до сих пор. При каждом доме, кстати, был участок, на котором росли фруктовые деревья, а еще евреи выращивали специально для себя пшеницу».
    Дома эти стоят до сих пор, и Лейла ʕабд эль-Нур сделала несколько снимков еврейского квартала, упирающегося в новостройки. Как выяснилось, после Шестидневной войны, когда сектор Ғаззы перешел под контроль Израиля, евреи попытались отсудить участок клабища, но жильцы построенных на его месте домов предъявили документы о том, что являются их законными хозяевами.
    Пожилая жительница Ғаззы — Умм-ʕабдалла вспоминает, что до 1948 года в городе жили торговцы-евреи, у которых были вполне дружеские отношения с арабскими соседями. Люди это были простые, небогатые, во всяком случае, особо не шиковали, и дома их ничем не выделялись среди домов других жителей. Умм-ʕабдалла также вспоминает, что после 1967 года и вплоть до начала первой интифады евреи регулярно приезжали по пятницам, чтобы помолиться в старой городской синагоге и сделать покупки на рынке. По ее словам, это были совсем неплохие времена. Во всяком случае, гораздо лучшие, чем сегодня.
    Живущий в Ғаззе историк Халиль Убдах подвел черту под изысканиями журналистки следующей сентенцией:
    «До 1948 года на всей территории Палестины жили в мире и согласии представители трех религий — ислама, христианства и иудаизма. До британского мандата мусульманские власти разрешали евреям селиться, где им хочется, а Ғазза была стратегической торговой точкой. Поэтому здесь жили около 300 еврейских торговцев. У них была своя мельница, лавки и магазины, они владели несколькими предприятиями. В честь них и был назван квартал. Евреи продолжали в нем жить и в период правления Египта, отношение к ним испортилось только после 1948 года, когда они стали оккупантами».
    Это, безусловно, интересные, но неточные и неполные сведения. На самом деле раскопки показывают, что большая еврейская община существовала в Ғаззе уже в  Iв. н.э., а возможно, и раньше — просто именно этим веком датируются самые ранние из найденных в Ғаззе останков синагог и еврейские артефакты. В 1965 году египетские археологи откопали в городе руины синагоги, датируемой 6 в. н.э., с уникальной, хорошо сохранившейся мозаикой, в которой еврейские мотивы перемежаются с греческими. Археологи поначалу попытались утверждать, что здание представляет собой останки церкви, но мозаика, изображающая сцены из жизни царя Давида, и полное отсутствие в ней христианских мотивов и вообще каких-либо христианских артефактов выбило почву из-под подобных утверждений. Окончательно исследователей убедил разворот здания и ниши для священных свитков в сторону Иерусалима, они вынуждены были признать, что находка – не что иное, как синагога.
    Сохранились также неопровержимые сведения о наличии в Газе еврейской общины в XIV-XIX вв. В начале ХХ века евреи Ғаззы были тесно связаны коммерческими, семейными и другими отношениями с еврейскими общинами Египта и Хеврона. Но вот насчет того, что евреи жили в Ғаззе в мире и дружбе со своими соседями вплоть до 1948 года, — явный перебор: они покинули город после погромов 1929 года.
    Ну, а то, что после 1967 года и вплоть до начала 1980-х израильтяне часто приезжали в сектор Ғаззы, — чистая правда.
    — Вечером в четверг и в пятницу утром тысячи евреев с юга и из центра Израиля отправлялись в Ғаззу, — рассказала корреспонденту «НН» жительница Тель-Авива Мирьям Шалуш. — Ехали, в основном, за покупками, так как в Газе все стоило значительно дешевле. Я сама несколько раз бывала с родителями в Ғаззе. Помню, как мы поехали туда специально, чтобы купить обувь мне и старшему брату. Внешне Ғазза напоминала тогда наш квартал  ɦат-Тиқва: такие же дома, такие же переулки. Арабские торговцы были очень приветливы, я бы даже сказала, дружелюбны. Да и почему им было такими не быть, если евреи приносили им значительную часть дохода?!
    Все это осталось в прошлом. Сегодня Ғазза захлебывается от ненависти к евреям, а ее экономическое положение, судя по публикациям, является катастрофическим. И, видимо, это две вещи взаимосвязаны.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!