Author Topic: Crusader Kings II: Pagan Reformation  (Read 147 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Online Awwal12

  • Blogger
  • *
  • Posts: 59135
  • Gender: Male
on: January 26, 2019, 00:01
Давайте попробуем рассмотреть, какие варианты языческой реформации нам подкинули разработчики в последнем обновлении, и как это можно использовать.
Если коротко, то реформированная религия определяется следующими моментами:
- база. То есть, собственно, то, какую именно религию мы реформируем. От исходной религии всегда остаются определенные модификаторы, "решения" и пр. Кроме того, исходная религия всегда предоставляет доступ к одной уникальной доктрине (см. ниже).
- природа религии (nature).
- доктрины (2 штуки на выбор).
- лидерство (leadership) - один вариант из четырех.
- кумулятивные эффекты от вышеперечисленного (их немного, но они есть).

1. База.
- германская вера: +30% к ополчениям (а также рунные камни до середины XII века и блоты).
- эллинисты: наложниц нет; жрецы не могут жениться и наследовать; в наличии эффекты астрологии и гадания по внутренностям (garuspicy) вместе взятые; доступ к герметическому обществу.
- тенгрианцы: +30% к ополчениям; бонусы к атаке и защите легкой кавалерии по 30%; женщины не могут владеть храмами; поклонение предкам; воздушные погребения.
- ацтеки: +30% к ополчениям; женщины не могут владеть храмами; жертвоприношения пленников (если природа религии не миролюбивая).
- ромува, славянская вера и суоменуско: божества-патроны, поклонение предкам.
- афиканцы: божества-патроны, поклонение предкам, ряд эффектов анимизма (выбор ритуальной раскраски и пр.); у женщин может быть до 3 консортов; опция синкретизма с авраамическими религиями (по решению можно получить трейт симпатии).
- зунисты: женщины не могут владеть храмами; доступ к герметическому обществу; мелкие особенности типа "суда солнца" над пленниками.
- бон: при тибето-бирманской культурной группе - доступ к феодально-монашеской форме правления (владение храмами без штрафов и дополнительные постройки в замках); у женщин может быть до 3 консортов; гуру, воздушные погребения, божества-патроны; жрецы не могут наследовать.

Итак, видим, что в чистом виде достаточно сильными базами для реформирования являются:
- тенгрианцы (большие военные плюсы, особенно для кочевников и носителей культур, делающих упор на легкую кавалерию, + бонусы от поклонения предкам);
- эллинисты (доступ к герметическому сообществу и де факто аж 2 "бесплатные" доктрины);
- африканцы (бонусы от поклонения предкам, от анимизма и от божеств-патронов).

2. Природа.
- миролюбивая. +3 к количеству владений, +15 к мнению вассалов, +1 к благочестию ежемесячно во время мира. Управляемые компьютером персонажи не склонны начинать войны, фракции и заговоры. Минусы: набеги доступны только для особых культур (нордической, алтайских и пр.); нет священных войн; фокус на охоту невозможен; невозможно создание воинских лож, если такие отсутствуют. Отключены и "войны цветов" для ацтеков и религий с "кровожадными богами".
- воинственная. Нет штрафов к мнению за поднятые ополчения вассалов. Агрессивный ИИ. Штрафы к престижу за слишком долгое отсутствие войн и набегов.
- несгибаемая (unyielding). Иммунна к конверсии. +20% к ополчениям и +30% к гарнизонам. В провинциях с данной религией - дополнительно +40% к гарнизонам, а также по +80% к защите и морали войск.
- прозелитическая. Повышенная эффективность миссионерства, штрафы к благочестию за войны с единоверцами, ИИ будет пытаться обращать свои провинции.
- догматическая. Постонный бонус к авторитету религии. Невозможны браки с иноверцами; штрафы к воровству технологий главой шпионов; штрафы к благочестию за войны с единоверцами.
- космополитическая. Штраф к эффективности миссионерства и к авторитету религии. Невозможно отнимать владения у иноверцев. Плюсы - можно жениться на любых единоверцах.

Видим, что очевидными плюсами обладают миролюбивая и несгибаемая природа. Первая сильно стабилизирует политику в стране, но крайне затрудняет экспансию. Вторая подходит для более агрессивного подхода. Прозелитическая нейтральна; догматическая неудобна штрафами к воровству технологий. Воинственная создает больше проблем, чем дает выгод. Космополитическая - явный шлак.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Reply #1 on: January 26, 2019, 11:18
3. Общие доктрины.
- Астрология. Персонажи получают зодиакальные трейты с различными характеристиками и взаимодействиями. Доступ к герметическому сообществу.
Небесполезная доктрина, но целесообразность траты целого слота под вопросом. Однако эллинисты имеют все эффекты доктрины от природы.
- Гадание по внутренностям. Гадательные ритуалы повышают мораль войск.
Вряд ли это стоит целого отдельного слота. Тем не менее, эллинистам эффекты доступны от природы.
- Кровожадные боги. Можно приносить пленников в жертву в обмен на благочестие, попутно открывая особые трейты (и, рано или поздно, основывая особый bloodline).
Трейты не впечатляют (штраф к мнению феодальных вассалов!), доктрина представляет собой интерес интерес скорее в плане отыгрыша, чем с практической точки зрения.
- Божественный брак. Разрешаются и поощряются близкородственные браки.
Чисто игровой смысл крайне сомнителен. Бороться с вырождением так или иначе придется, и вряд ли умеренная прибавка к престижу при браке и +5 к мнению вассалов стоят этого, как и потраченного слота.
- Полигамия. Вместо наложниц появляются полноценные второстепенные жены (при этом оказываются в принципе исключены консорты у правителей-женщин).
В принципе, может быть достаточно действенным инструментом (возможны альянсы с родственниками всех жен или части жен, повышенное количество детей - и, следовательно, в том числе увеличенный потенциальный шанс сделать наследником гения, силача и пр.). Но, в отличие от ислама, языческая полигамия не предполагает удобной "открытой" системы наследования (как, впрочем, и механики упадочности), что как-то должно купироваться. Преимущества от альянсов очень ситуативны. В целом - на любителя, хотя и может дополнять некоторые другие доктрины.
- Меритократия. Возможность выбрать наследника... главного наследника. И только из числа собственных сыновей (при полностью когнатической системе - и из дочерей). Не сочетается с доктриной энатических/агнатических кланов (так что энатической системы просто не будет).
Важный момент в том, что эта механика накладывается на действующую систему наследования. Так, если у нас gavelkind, выбранный наследник унаследует главный титул, но все остальные будут штатным образом разделены. С выборными формами наследования не работает. В принципе, может быть достаточно сильным инструментом при грамотном использовании.
- Равенство. Автоматически устанавливает полное равноправие полов и полную агнатическую систему. Позволяет женщинам иметь консортов.
То же самое может быть достигнуто прокачкой технологий, только без консортов (а если религия африканская или бон, то будут и консорты). Пустая трата слота доктрины.
- Стабильность. Штраф за короткое правление ликвидирован, правитель может поднять атрибут придворного за счет своего благочестия.
Преимущества не очень большие, но недостатков нет. Известным образом стабилизирует внутреннюю политику в стране и немного повышает эффективность управления. При грамотном применении может быть хорошим инструментом.
- Безжалостность. +10% к атаке войск (не сочетается с другими бонусами от религии, сама доктрина не сочетается с несгибаемой природой); бонусы к истощению со стороны противника (т.е. при атаке нереформированных язычников) игнорируются.
Игнорирование бонусов к истощению может быть достигнуто технологиями. +10 к атаке - по-моему, не столь большой бонус, чтобы тратить из-за него слот.
- Анимизм. +5% к морали войск (не сочетается с другими бонусами от религии), ритуалы инициации (сроком действия до 20 лет).
Не столь большие бонусы, чтобы тратить слот. У африканских язычников всё вообще есть изначально.
- Движение к морю. Стоимость содержания кораблей уменьшена до 10% от стандартной. Флоты могут передвигаться по крупным рекам. Не сочетается с мирной природой религии.
Мощный, но ситуативный трейт. Посреди субсахарской африки или в сердце Евразии вам будет от него мало толку, определенно.
- Энатические кланы. Устанавливают энатическое наследование (только женщины!) и открытую систему наследования. Из других половых схем наследования доступна только энатическо-когнатическая. Никаких мужчин в совете, в принципе. Доступны консорты для женщин.
Открытая система - достаточно сильная вещь, но вряд ли стоит нагромождения сопутствующих ограничений и траты слота. Если брать, то скорее по соображениям отыгрыша.
- Агнатические кланы. Полная противоположность энатическим кланам. Исключают матрилинейный брак.
В принципе, к этой доктрине относится всё то же самое, что и к энатическим кланам - за исключением того момента, что отсутствие матрилинейных браков ещё и делает практически невозможным накопление bloodline-ов. Открытое наследование того не стоит.
- Почитание предков. Позволяет получать языческие аналоги святых. Также открывает систему наследования eldership elective и поклонение предкам.
Выглядит достаточно интересным инструментом, однако многие религии перекрывают бонусы от доктрины. Объявление "почитаемых предков" не очень хорошо сочетается с ситуацией, когда глава религии - это верховный правитель (чтобы быть "канонизированным", перед смертью правитель должен передать титул главы религии наследнику; естественно, никто точно не знает, когда он умрет).
- Монашество. У всех последователей религии бонус +2 к науке. Правитель может заставить подданных принять монашеские обеты. Священники безбрачны и не наследуют.
Конечно, это вполне себе способ контролировать наследование (пусть и неуклюжий), но вряд ли стоит целого слота.
- Религиозный налог. Собственно, вводит налог на иноверцев. Не сочетается с синкретизмом.
С учетом того, что иноверцы в империи являются постоянным источником нестабильности, слота это явно не стоит.
- Синкретизм. Правители могут по решению приобрести трейт симпатии к другим религиям.
Явно не стоит слота. Африканцы имеют эффект от природы (правда, в отношении только авраамических религий).
- Дерзость. Позволяет организовывать запланированные вторжения.
Настолько ситуативная вещь, что слота не стоит.

4. Религиозно-специфичные доктрины.
- survivor of Ukko (у финно-угорских язычников). Дает все эффекты от доктрины стабильности плюс делает религию устойчивой к прозелитизму.
Та же "стабильность", вид сбоку.
- дети Перуна (у славян). Дает все эффекты от доктрины стабильности плюс позволяет кораблям путешествовать по крупным рекам.
А это уже посерьезнее. Может быть использовано.
- вечные наездники (у тенгрианцев). "Полигамия" и "безжалостность" в одном флаконе (исходные тенгрианские бонусы к войскам при этом станут недействительны).
Вряд ли стоит того, чтобы брать (потери в количестве и качестве войск лежат на поверхности, а преимущества не столь уж велики; слота не стоит).
- защитники Деваса (у балтов). Дает защиту от прозелитизма и возможность системы наследования Eldership Eleictive.
Ни о чём вообще. "Почитание предков" явно сильнее, давая те же ключевые преимущества и "святых" до кучи.
- дети Рагнарёка (у германцев). "Движение к морю" и "дерзость" в одном флаконе, и дополнительно может сочетаться с мирной природой.
Как и "движение к морю", ситуативная доктрина, но более продвинутая.
- стражи тотемов (у африканцев). Включает в себя эффекты "религиозного налога"; кроме того, дает доступ к Eldership Elective и дает возможность заставлять подданных принимать обеты безбрачия.
"Ancestor Veneration" в целом выглядит привлекательнее (с учетом сказанного о религиозном налоге).
- несущие зарю (у зунистов). "Полигамия" и "божественный брак" в одном флаконе.
На любителя. В целом частично снимает недостатки "божественного брака" и усиливает "полигамию" бонусами последнего.
- гармония (у последователей бона). Сочетает эффекты "меритократии" и "равенства", плюс запрещает браки с кузенами и племянниками (что как бы минус, но на деле скорее плюс).
В целом стоит рассматривать как усиленную версию "меритократии", хорошая доктрина.
- вторжение (у ацтеков). Рекордным образом сочетает черты "кровожадных богов", "безжалостности" и "движения к морю", ценой потери ацтекского бонуса к войскам.
Заслуживает внимания как минимум с точки зрения отыгрыша. Однако получить ацтекскую религию без редактора правителя весьма трудно (а воспользоваться плодами - пожалуй, нереально), так что прощайте, ачивки.
- цивилизация (у эллинистов). Сочетает эффекты "меритократии" и "синкретизма", а правитель не получает штрафов за поднятые ополчения вассалов.
Ещё одна продвинутая версия "меритократии". Пожалуй, несколько более полезная, чем бонская "гармония".
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Reply #2 on: January 26, 2019, 14:42
5. виды лидерства
- temporal ("временное"); светская и духовная власть в одном флаконе, аналог халифата. Главное преимущество - возможность по собственному почину объявлять великие священные войны (аналог крестовых походов), как только соответствующая механика активируется игровыми событиями.
- иерократия. Один общий церковный глава герцогского ранга. Есть механика отлучения от церкви.
- автокефалия. В каждой стране свой верховный жрец.
- автономность. Каждый жрец - сам себе голова. +2 единицы к соответствующему атрибуту у адептов (дипломатия - у балтославян, военное дело - у германцев и тенгрианцев, экономика - у африканцев и зунистов, интрига у финноугров, наука - у эллинистов и адептов бона, у ацтеков - ничего) и особый "интерпретирующий" трейт на выбор (по аналогии со школами индуизма и буддизма). Исключает "почитание предков" и догматическую природу.

6. Кумулятивные эффекты.
Ацтекская вера + гадание по внутренностям, или эллинизм + кровожадные боги, или гадание по внутренностям + кровожадные боги: можно проводить ритуал гадания по внутренностям... одного из придворных.
Догматическая природа + божественный брак/несущие зарю: правитель, реформировавший религию, объявляется верховным божеством.
Воинственная природа + агнатические/энатические кланы: можно объявлять войну с целью возвести на престол соседей правителя "правильного" пола (если их религия позволяет) и установить "правильные" половые настройки прав и наследования (опять же, если религия позволяет).
Астрология + гадание по внутренностям: каждые 10 лет верховный жрец читает звёзды.
Астрология + стабильность: гороскопы для новорожденных наследников.
Дезость + движение к морю: "пиратские" события и трейты.
Стабильность/дети Перуна/Survivor of Ukko + энатические кланы/агнатические кланы/мертократия: улучшенный эффект от повышения характеристик придворных.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Reply #3 on: January 26, 2019, 17:57
Стоит заметить, что из религий с сильной базой только эллинисты имеют достаточно сильную особую доктрину; особые доктрины тенгрианцев и африканцев откровенно не блещут.
Условно имеет смысл делить эффекты религий на а) более или менее непосредственно повышающие внутреннюю стабильность, б) более или менее непосредственно усиливающие военную машину, в) улучшающие возможности контроля над наследованием и г) дающие непрямые преимущества.
К группе а) относится в первую очередь мирная природа, а также доктрина стабильности/survivor of Ukko/детей Перуна, в незначительной степени - доктрина божественного брака/несущих зарю.
К группе б) относятся базовые особенности тенгрианцев, германцев и ацтеков, доктрины безжалостности и анимизма, несгибаемая природа (все вышеперечисленное - взаимоисключающее); более косвенно - гадание по внутренностям; доктрины "движение к морю"/"дети Рагнарёка"/"дети Перуна" дают кораблям двигаться по крупным рекам (что упрощает переброску войск в районе Центральной и Восточной Европы, особенно при ранних датах) - первые две, кроме того, резко снижают стоимость содержания флотов.
К группе в) относятся доктрины меритократии/цивилизации/гармонии, дающие возможность выбирать (главного) наследника (ориентировано на невыборные системы); доктрины энатических и агнатических кланов (вводят открытую систему); доктрины "почитания предков", "защитников Деваса" или "стражей тотемов" (Eldership Elective в целом достаточно сильная, хотя и специфическая система, и может быть актуальна даже для феодалов). Сюда же относятся доктрины монашества или стражей тотемов (ориентированные на первородное наследование и отправку "неправильных" наследников монашествовать), хотя они не столь выигрышно смотрятся. В сочетании с выборной системой к этой же группе будет относиться большая часть элементов группы а), так как высокое мнение избирателей - залог правильных выборов.

Некоторые элементы группы г) требуют отдельного развертывания. Ни одна языческая религия не имеет аналога христианских монашеских орденов, последовательно наполняющих персонажа различными положительными трейтами. Однако все языческие религии дают доступ к воинским ложам (даже мирная природа не отменяет уже существующие ложи); эллинизм, зунизм и астрологическая доктрина открывают доступ в ряды герметиков. Доктрина анимизма и африканская религия дают возможность поднять некоторые характеристики персонажа (как один из вариантов - здоровье) сроком до 20 лет. Божества-патроны, доступные для адептов бона, балтославян, финно-угров и африканцев, временно повышают определенные характеристики и часто дают возможность прокачать слишком низкие. Поклонение предкам, доступное для африканцев, славянобалтов, финно-угров и тенгрианцев, дает шанс повысить случайным образом некоторые атрибуты, изредка - дать ценные трейты, поднять здоровье при недостатке (но всё - с элементом риска). Другой вопрос - это bloodline-ы. Ancestor Veneration при большинстве типов лидерства дает возможность производить аналог святых (только учитывается престиж, а не благочестие); накопление множества bloodline-ов вполне доступно для религий, не запрещающих матрилинейные браки.

Какие интересные варианты возможны?
1. Германцы с "мирной" религией смогут продолжать рейды, если культура будет скандинавской (Norse) или аналогичной, при этом германская доктрина "дети Рагнарёка" дает возможность флотам двигаться по рекам и делает переброски войск морем не столь разорительными, а грабеж - очень прибыльным. Очень удобно для стран на островах и полуостровах в окружении крупных рек. Второй доктриной имеет смысл брать "почитание предков" (чтобы производить почитаемых предков; рекомендуется автокефальное или иерократическое лидерство - "временное" для мирных религий малоактуально; возможен переход к Eldership Elective) или "мертократию" (более простое назначение наследников, подразумевающее движение от elective gavelkind к примогенитуре). Побочные открвающиеся плюсы - ритуалы поклонения предкам.

2а. Для славян, вероятно, будет наиболее сильным билд с культурой, позволяющей набеги (вероятно, скандинавская или алтайская), мирная религия, доктрины "дети перуна" и "меритократия", любое лидерство (можно автономное, для дополнительного усиления персонажей). Похоже на билд 1. Недостатки - меньше войск, набеги далеко не столь выгодны, нет языческих "святых". Достоинства - ещё более высокая внутренняя стабильность и предсказуемость игры с ожидаемым уходом от выборных систем (что в сочетании с "меритократией" более чем компенсирует отсутствие Eldership Elective); синергетическая прокачка персонажей с помощью мелиоризма (эффект "стабильности" от "детей Перуна").

2б. Отход от мирной религии к несгибаемой снизит внутреннюю стабильность, но повысит экспансионистские и вообще военные возможности. Можно выбрать восточнославянскую культуру, обеспечивающую лучшие войска. Доктрины целесообразно оставить те же, но лидерство выставить временное (для великих священных войн), благо "святых" мы не производим.

3. Эллинизм с его "цивилизацией" - также достаточно гибкая система, которую можно затачивать как в мирном, так и в более экспансионистском направлении.
3а. В первом случае мы берем мирную природу религии, второй доктриной - почитание предков ("святые", поклонение предкам и возможность временного Eldership Elective при переходе к более оптимальной при "цивилизации" примогенитуре) и иерократию/автономное лидерство, либо, что менее оптимально, стабильность (ещё большая стабильность и мелиоризм, хотя и не такой сильный, как в билдах №2) или иную догму по выбору в сочетании с автономным лидерством (без "святых" это оптмальнее).
3б. Природу религии при экспансионистском билде берем несгибаемую, лидерство - "временное". Привлекательность "почитания предков" как второй доктрины несколько падает (из-за сложностей с производством почитаемых предков), и для некоторого повышения внутренней стабильности на первый план выходит "стабильность" (с мелиоризмом в качестве дополнительного бонуса).
3в. Если эллинисты глобально нацелены на создание Византии (и далее, возможно, Римской империи) с ее формой правления, то "Цивилизация" практически теряет смысл на поздних стадиях игры. Соответственно, второй экспансионистский билд включает доктрины стабильности и почитания предков (которое достаточно сильно даже при "временном" лидерстве - достаточно заметить, что эллинисты не имеют исходно ни одного бонуса от этой доктрины), либо стабильность и иную доктрину.
Заметка: С учетом ожидаемой трудности захвата святых мест и общей технологической и экономической развитости региона, в котором они расположены, возможно, имеет смысл экспансионистский эллинизм делать не "несгибаемым", а "догматическим" (для упрощения конверсии провинций - жертвуя войсками и воровством технологий).
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Виоленсия

  • Posts: 6110
  • Gender: Female
  • К тебе приходит песец
Reply #4 on: January 28, 2019, 13:46
Тебе можно смело идти в модераторы на Стратегиум. :) Хорошая заметка. Правда, с моими игроспособностями лично мне она пригодится лет через 50...

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: