Author Topic: Фрески кирхи Арнау 10 главы  (Read 104 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Georgos Therapon

  • Blogger
  • *
  • Posts: 2263
on: September 22, 2018, 09:56
Фрески Арнау десятой главы «Зерцала».

Фреска Арнау «Ковчег Завета».

Фрески 10 главы находились на южной стене нефа кирхи за ограждением хоров. Из этих фресок сохранилась фотография лишь одной. Фреска на фотографии уверенно идентифицируется. Слева видно ограждение хоров собора. На фотографии, где изображена фреска «Трон Соломона», это же ограждение видно справа. То есть фреска следует за фреской «Трон Соломона». Но такой фреской может быть только «Ковчег Завета», что очевидно из порядка следования миниатюр кодекса. Это же подтверждается сходством сюжета фрески (виден жезл Аарона) и миниатюры кодекса. В верхнем ряду была раскрытая реставраторами фреска «Ввод Христа в Храм», которая издали видна на одной из фотографий кирхи, но детальные её фотографии найти не удаётся. Справа была фреска «Золотой подсвечник Храма», которая, судя по фотографии, практически не сохранилась.





Миниатюра кодекса Hs 2505 «Ковчег Завета».

Надписи миниатюры

на правой скрижали:

non habebis deos alienos * non assumes nomen dei tui in uanum * memento ut diem sabbatum sanctifices * honora patrem et matrem (не поклоняйся чужим богам, не называй имя Бога твоего всуе, не забывай соблюдать субботу как священный день)

на левой скрижали:

non occides * non mechaberis * non furaberis* non falsum testimonium dices * non concupisces domum proximi tui * non desiderabis uxorem proximi tui (не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего)

внизу:

arca testamenti (Ковчег Завета)



Миниатюра кодекса Hs 2505 «Ввод Христа в Храм».



Миниатюра кодекса Hs 2505 «Золотой подсвечник Храма».

Надпись на миниатюре:

candelabrum templi aureum (золотой подсвечник Храма).



Миниатюра кодекса Hs 2505 «Анна и Елкана отдают Самуила Господу».

Quote

Capitulum 10.

In precedenti capitulo audiuimus quomodo christus a magis fuit adoratus
Consequenter audiamus quomodo in templo domino sit presentatus.
Quadragesima die post christi natiuitatem
peregit beata uirgo purificacionis sue solempnitatem
Sed ipsa non habuit necesse de purificacione
Quia conceperat filium sine uirili commixcione
Uoluit tamen purificacionem peragere ut ritum legis exsequeretur
Ne preuaricatrix legis esse iudicaretur
Preuaricatrix enim legis nequaquam erat,
Quia omnia que legis erant diligentissime tenebat
Quapropter ipsa est per archam testamenti prefigurata
In qua inclusa erant omnia legis mandata
In archa enim erant due lapidee tabule moysi,
In quibus scripta erant decem precepta dei
Que propter legencium et audiencium utilitatem hic annotabo
Et breui quadam glosula elucidabo.
Primum est deos alienos non adorabis,
Id est deum uerum coles et super eum nihil amabis
Secundum est non assumes in uanum nomen dei tui
Id est non blasphemes nec iurabis indebite nomine sui.
Tercium est, memento ut diem sabbati sanctifices,
Vt scilicet in eo mortaliter non pecces et opera illicita vites.
Quartum est, honora parentes tuos ipsis debite obediendo
Necessaria ministrando et animabus eorum miserendo.
Quintum est non occides opere verbo negligencia cogitacione
auxilio consensu malo exemplo nec aliqua occasione.
Sextum est non mechaberis uidelicet operando cogitando loquendo,
Nec in iuriditione tua fornicacionem aliquam sustinendo.
Septimum est non furaberis aliena tibi modo quolibet attrahendo,
Nec re aliena, inuito suo domino, ex industria vtendo.
Octauum est non falsum testimonium contra proximum tuum dices
Id est omne mendacium et dolum et detractiones deuites
Nonum est domum uel agrum proximi tui non debes desiderare
Tali uidelicet mente quod uelles tibi cum suo dampno aboptare
Decimum est vxorem seruum ancillam proximi non concupiscas,
Precedens de re immobili, istud de mobili intelligas.
Hec duo ultima precepta in nullo uidentur discrepare
Nisi quod res inmobiles (et mobiles) uolunt designare.
Omnia ista dei mandata maria diligenter obseruabat
Et ideo archa testamenti ipsam figuraliter presignabat.
Archa testamenti eciam librum legis continebat
et maria libros sacre scripture libenter habebat.
In archa eciam erat uirga aaron que quondam floruit,
Et (maria) floruit et benedictum fructum ventris protulit
Archa eciam vrnam auream cum manna continebat,
Et maria uerum manna celi nobis afferebat
Archa testamenti de ligno sethym inputribili erat facta
Et maria in putredinem uel in puluerem nequaquam est redacta
Archa quatuor circulos aureos in lateribus habebat
Et maria quatuor uirtutes cardinales in se gerebat,
Que sunt temperancia prudencia fortitudo iusticia
Hec sunt omnium uirtutum radices et inicia.
Archa habebat duos uectes aureos quibus portabatur
per quos duplex caritas uidelicet dei et proximi in maria designatur
Archa tam intrinsecus quam forinsecus deauratha erat.
Maria intus et foris uirtutibus resplendebat.
Quapropter eciam ipsa pulchre figurata est in candelabro aureo
Quod lucebat ierosolimis in domini templo,
Super quod septem lampades ardentes stabant,
Que septem opera misericordie in maria figurabant,
Que sunt ista, cibare esurientem et potare sitientem,
vestire nudum et colligere hospicium non habentem,
Infirmos uisitare et uinctis compati uel liberare
Mortuos sepelire et necessaria funeralia ministrare
Nullus dubitet opera misericordie in maria plenarie fuisse,
Quam constat matrem pietatis et reginam misericordie semper exstitisse
Quomodo mater tocius misericordie (opera misericordie) non impleret,
Quomodo candelabrum diuino igne accensum non luceret
Ipsa enim est candelabrum et ipsa est lucerna,
Ipsa lampas ardens accensa luce superna
Ipsa tota splendens est et tota luminosa
Ipsa aurora rutilans et tanquam sol radiosa,
Ipsa lucet et splendet super omnia astra celorum,
Ipsa est luna huius noctis mundi et lux angelorum.
Hoc candelabrum et eius candelam honoramus,
Quando in festo purificacionis accensas candelas baiulamus
Maria enim candelam domino in sua purificacione offerebat,
Quia (quando) symeon lumen ad reuelacionem gencium concinebat
Christus mariae filius est accensa candela,
Propter triplicem materiam que inuenietur in ea.
Sunt enim in candela ignis licinus et cera
Et in christo erant caro anima et diuinitas vera
Hec candela pro humano genere est domino oblata,
Per quam nox tenebrarum nostrarum est illuminata
Oblacio huius beatissime et gloriose candele
Quondam prefigurata fuit in puero samuele
Anna vxor helkane sterilis exsistens prolem non habebat,
Et pro puero dominum exorans lacrimas uberrime fundebat
Anne igitur sterili deus contra morem nature filium donavit
Marie uirgini supra cursum nature filium inspiravit
Anna filium suum samuelem vocans obtulit eum domino deo
Maria filium suum ihesum appellans obtulit eum patri suo vero
Anna obtulit filium qui iudeos erat propugnaturus
Maria obtulit filium qui mundum erat protecturus
Filius anne postea iudeis est refutatus,
Filius marie ab eis est morte turpissima condempnatus
Hoc est quod symeon marie prophetando predicebat
Quod gladius filij sui ipsius animam pertransire debebat
O bone ihesu da nobis tuam presentacionem ita uenerari
Ut tibi in templo celesti mereamur manibus (angelorum) presentari.


Quote

Глава 10.

В предыдущей главе мы узнали, как Христа почтили волхвы,
Теперь давайте узнаем, как Он был представлен Господу в Храме.
На сороковой день после Рождества Христова
Блаженная Дева исполнила торжество своего Очищения.
Но у самой неё не было необходимости в очищении,
Ибо зачала Сына без соития с мужем,
Однако решила исполнить Очищение, чтобы исполнить обычай закона,
Дабы не быть осуждённой как нарушительница закона,
Ибо ни в коей мере не была нарушительницей закона
И старательно соблюдала всё, что было в законе.
Из-за этого она сама была показана ранее через Ковчег Завета1,
Содержавший все установления закона.
Ибо в Ковчеге были две каменные скрижали Моисея,
На которых были записаны десять заповедей Божьих2,
Которые я ради удобства читающих и слушающих перечислю здесь
И поясню некоторой краткой глоссой.
Первая: «Не почитай чужих богов»,
То есть чти истинного Бога и ничего не люби более Него.
Вторая: «Но произноси имя Бога твоего напрасно»,
То есть не злословь и не клянись всуе Его именем.
Третья: «Помни день субботний, чтобы святить его»,
То есть не греши в этот день смертно и избегай недозволенных дел.
Четвёртая: «Почитай родителей твоих», должным образом повинуясь им,
Давая им необходимое и сострадая их душам.
Пятая: Не убий» ни делом, ни словом, ни беспечностью, ни помыслом,
Ни содействием, ни согласием, ни дурным примером, ни какой-либо возможностью.
Шестая: «Не прелюбодействуй». А именно: ни делом, ни помыслом, ни словом,
Не терпи какого-либо разврата, обладая властью.
Седьмая: «Не кради», присваивая себе каким-либо образом чужое
Или умышленно пользуясь чужим вопреки воле хозяина.
Восьмая: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»,
То есть избегай всякой лжи, обмана и клеветы.
Девятая: «Ты не должен желать дома или поля ближнего твоего»,
С таким, разумеется, умыслом, чтобы желать присвоить себе с ущербом для него.
Десятая: «Не желай ни жены, ни раба, ни слуги ближнего твоего».
Предыдущую понимай как относящуюся к недвижимости, эту же – к движимым вещам.
Две последние, как представляется, различаются лишь тем,
Что говорят о движимых и недвижимых вещах.
Все эти Божьи заповеди Мария старательно соблюдала,
И поэтому её образно показывал Ковчег Завета.
Ковчег Завета содержал также книгу закона,
И у Марии были книги священного Писания.
В ковчеге также был жезл Аарона, который зацвёл когда-то3.
Расцвела и Мария и принесла благословенный Плод своего чрева.
Ковчег содержал также золотой сосуд с манной,
И Мария принесла нам истинную Манну небесную.
Ковчег Завета был сделан из нетленного дерева ситтим,
И Мария никогда не испытала тления и обращения в прах.
Ковчег по сторонам имел четыре золотых кольца,
И Мария несла в себе четыре главные добродетели,
Которые таковы: воздержанность, мудрость, храбрость и справедливость.
Эти добродетели – корни и начала всех других добродетелей.
Ковчег имел два золотых шеста, которыми переносился.
Через них обозначена двойная любовь Марии, а именно к Богу и к человеку.
Ковчег как изнутри, так и снаружи был покрыт золотом,
Мария внутренне и внешне сияет добродетелями.
Из-за этого она прекрасно была показана через золотой светильник4,
Который светил в Иерусалиме, в Храме Господнем.
На нём стояли семь горящих лампад,
Которые обозначали семь добродетелей милосердия в Марии,
Которые таковы: накормить голодного и напоить жаждущего,
Одеть нагого и дать приют бездомному,
Навестить немощных и посочувствовать либо освободить узников,
Похоронить мёртвых и исполнить необходимое при погребении.
Несомненно, что Мария в полной мере обладала этими добродетелями милосердия
Которая всегда была, как известно, матерью всего благочестия и царицей милосердия.
Разве мать милосердия могла не совершать дела милосердия?
Разве мог не светить светильник, зажжённый божественным огнём?
Ведь сама она есть подсвечник и сама светильник,
Сама горящая лампада, зажжённая огнём свыше.
Сама вся сверкающая и вся лучезарная,
Сама блистающая Аврора и лучистое солнце.
Сама светит и сверкает более, чем все небесные светила.
Сама она луна ночи этого мира и ангельский свет.
Этот светильник и эту свечу чтим,
Когда на праздник Очищения несём зажжённые свечи.
Ибо Мария в своём Очищении поднесла Свечу Господу,
Когда Симеон воспел Свет к просвещению язычников5.
Христос, Сын Марии, есть зажжённая Свеча
Из-за тройственной материи, которая находится в Нём.
Есть ибо в свече огонь, свет и воск.
И в Христе были Тело, Душа и истинное Божество.
Эта Свеча была отдана в жертву Господу за человеческий род,
Которой была освещена ночь нашей тьмы.
Жертва этой блаженнейшей и славнейшей Свечи
Была показана ранее через младенца Самуила.
Анна, жена Елканы, была бесплодной и не имела детей6.
Моля Господа даровать ей сына, она обильно проливала слёзы.
И Господь вопреки закону природы даровал бесплодной Анне сына.
Деве Марии вопреки ходу природы даровал духовно Сына.
Анна, назвав своего сына Самуилом, отдала его Господу Богу.
Мария, назвав своего Сына Иисусом, отдала Его истинному Его Отцу.
Анна отдала сына, чтобы он оборонил иудеев.
Мария отдала Сына, чтобы Он защитил весь мир.
Сын Анны в последующем был отвергнут иудеями.
Сын Марии был приговорён ими к позорнейшей смерти.
Это то, что предрёк Марии Симеон, пророчествуя,
Что меч её Сына должен пройти через её душу7.
О добрый Иисусе! Даруй нам так почитать ввод Тебя в Храм,
Чтобы были мы достойны быть введёнными к Тебе в небесный храм руками ангелов.


Примечания к переводу.

1. Исх. 25, 37.
2. Втор. 5. Исх. 20.
3. Числ. 17.
4. Исх. 25:31 – 37.
5. Лук. 2:25-32.
6. 1 Цар. 1.
7. Лук. 2:35.



 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: