Исход 16.31 греческая септуагинта прямо транскрибирует [man], а Исход 16.15 греческая септуагинта переводит это слово как "что это". Греческая Библия вообще последовательно использует арамейские имена (не еврейские!): суббота, пасха, рабуни и т.п.
Уважаемый онжегога, мне кажется, Вы забываете, что еврейский народ уже был под мощным влиянием арамейского языка после возвращения из первого изгнания. Но создавалась Септуагинта еврейскими переводчиками для грекоязычных евреев.
В ней нормативным заимствованием было σάββατον с греческим окончанием среднего рода ед. числа. А σάββατα было грамматически во мн.ч., хотя порой использовалось и при переводе в ед.ч. На это двойственное употребление могла влиять как раз распространённая в то время арамейская эмфатическая форма שַׁבְּתָא, так и традиция обозначать названия праздников во мн.ч.
Слово "Пасха" в Септуагинте чаще всего "πάσχα" под влиянием арамейского, однако в некоторых местах Септуагинты, а также у Иосифа Флавия встречаем транскрипцию φάσεκ / φάσεχ (2Пар., главы 30 и 35).
Слово "рабуни" я в Септуагинте не нашёл.
Например, арамейское [yeshu] побуквенно взято греками как [iesous], но никакое еврейское раввинов [yoshua]!
Почему Вы считаете "Йешу" арамейской формой? Отсутствие безударного призвука "а" ("беглый патах") после долгого "у" или "и" перед гуттуральными "хей", "хет" и "айин", было нормой для еврейского языка на ранних стадиях. В иудейском произношении "беглый патах" появился только в самом конце первого тысячелетия до н.э. И даже у масоретов через много веков проявляется только в форме ед.ч. без окончаний. При появлении окончаний этот "беглый патах" исчезает: машиах -> мэшихо, мэшихи, мэшихэха. Т.о. произношение "Yēšūʿ" было в ходу, когда его в греческий перевод побуквенно вписали как Ιησου, а позже для форм родительного, дательного и звательного падежей так и оставили, в именительном добавили в конце "с", а в винительном - "н" для удобства склонения.[/quote]
То же и с арамейским [mariam] взято греками как [maria], но не еврейское раввинов [miryam].
В древнейших частях Септуагинты имя сестры Моисея записывается Μαριαμ, что абсолютно логично. Именно так оно и звучало тогда по-еврейски: [mar
yam]. На рубеже тысячелетий в иврите начинает действовать фонетический закон, по которому "а" в закрытом безударном слоге переходит в "и": מס [mas] во мн.ч. исходно был [mаs
sim], но позже у масоретов становится מסים [mis
sim]. Аналогичная сиуация с именем Марьям, которое стало произноситься к эпохе масоретов Мирьям, да так и было огласовано מִרְיָם. Или вот слово "пустыня", которое у масоретов огласовано "мид
бар": מִדְבָּר, в ранних греческих транслитерациях μαδβαρ. Особо обратите внимание, что в арамейском данный закон не действовал, и арамейское слово звучит "мадбэра": מַדְבְּרָא. В аккадском это слово считается заимствованием от западных семитов, и оно записано там как mad
baru.