Author Topic: Условия и принципы сохранения и возрождения языков в России и в мире вообще  (Read 498 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Фанис

  • Blogger
  • *
  • Posts: 13175
  • Gender: Male
1. Необходима территория (лучше историческая для этого этноса), в границах которой данный язык имеет права титульного языка и имеет юридически подкрепленную возможность сохранять и//или возрождать полноценную языковую среду. Лучше всего, если роль этой территории выполняет суверенное государство; хуже, если это автономия, потому что права титульного языка, как показывает практика, будут сильно урезаны и восприниматься это будет некоторыми, как нечто должное. Итак, должна быть юридически оформленная территория поддержания полноценной языковой среды. Если ее нет, надо за нее бороться. Если права титульного языка урезаны, надо бороться за их восстановление.

2. На территории поддержания полноценной языковой среды все обучение должно проходить на языке титульного этноса. Каждый должен со школы учить титульный язык. Все административные акты должны писаться на титульном языке.  Титульный язык должен быть максимально задействован во всех сферах жизни. Если этого нет, надо за это бороться.

3. Ни в коем случае и никогда не слушать тех, кому на самом деле просто глубоко нет дела до поддержания этого языка и до поддержания языков вообще. Равнодушие и скепсис на основе равнодушия - лучшая убийца любого вдохновения. Любые языки и культуры сохранить (и возродить) - возможно и нужно.

4. Понятие престижа, используемый в социолингвистике, в деле сохранения и возрождения языков вряд ли полезно. Оно описывает глобальные потребительские тенденции в социуме. Маловероятно, что тысячи языков с малым числом носителей вдруг каким-то чудом начнут конкурировать в социолингвистической престижности своих языков с английским, испанским, русским и т.д. Единственное, что тут можно реально противопоставить - это воспитание отношения к языку этноса, как к чему-то  самому важному, самоценному, незаменимому и извечному атрибуту этноса. Социолинвистическому потребительскому престижу можно противопоставить только этноориентированный культурный престиж. Т.е. этнос (и каждый член этноса по отдельности) должен (должны) осознанно сохранять и возрождать свои культурные атрибуты. Иначе говоря, отношение к атрибутам этноса должно быть активным, а не пассивным. Установка в сознании должна быть " я - татарин (карел, хакас и пр.) потому, что я по мере возможностей сохраняю и возрождаю язык и другие атрибуты своего этноса", а не "я - татарин (карел, хакас и пр.) потому, что у меня предки татары (карелы, хакасы...).

5. За сохранение и возрождение ассимилируемых языков ответственны не только носители собственно ассимилируемых языков, но и (в не меньшей степени) носители ассимилирующих языков. Поэтому участвововать сохранении и возрождении языков должны обе стороны.

6. Как федеральные, так и региональные власти должны воспитывать культуру уважения и, главное, ответственности за сохранение многообразия языков и культур.