Author Topic: Манихейская ересь и её влияние на русское Православие  (Read 10626 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Солохин

  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Апостолы были (вернее, стали) монахами
А как же 1 Кор. 9:5? Или слова "иметь спутницею сестру жену" не подразумевают секс?
Несколько дней ждал, что Flos ответит на это, но так и не дождался. А жаль.
Я присоединяюсь к вопросу.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Не могу сейчас цитату найти.
Может, Вы вспомните?

Там примерно так было: Вопрос: Может ли мирянин достигнуть совершенства?
Ответ: Может, но это очень сложно. Если монах подобен работающему для совершенства, то мирянин неженатый подобен человеку со связанными руками, женатый же - со связанными руками и ногами.

Я нашел обсуждение этого вопроса у Каллиста Уара:

Quote
И Антоний, Афанасий, Арсений, Пахомий без сомнения согласились бы с ним. Все они охотно подписались бы под утверждением святого Григория Богослова: «Ибо брак не бесчестен потому только, что непорочность честнее его» [9].

Тем не менее, вопрос остается. Отставив в сторону точку зрения, которая решительно осуждает брак, попробуем взглянуть на проблему непредвзято. Что именно имеет в виду Григорий Богослов, когда говорит, что «непорочность честнее»?

Доступно ли полное совершенство – непрестанная молитва, молитвенное созерцание, боговидение – христианину, который живет в браке, воспитывает детей, делает карьеру?

Здесь отцы-монахи расходятся во мнениях. Святой Исаак Сирин и Феодор Студит считают, что мирянин едва ли может обрести дар созерцания или боговидения [10]. С другой стороны, святой Григорий Великий считает, что lumen contemplationis («свет созерцания» – Прим. пер.) доступен каждому христианину, будь то монах или мирянин [11].

Святой Максим Исповедник приводит глубочайшее учение об обожении и соединении с Богом в своем втором письме, адресованном мирянину, простому чиновнику [12]. Святой Григорий Палама считает, что непрестанная молитва доступна и мирянам, и монахам, и что очистить свою душу от страстей может и мирянин, «хотя и через великие труды» [13].

Все эти пять высших духовных авторитетов были монахами. Так кто же из них выражает более распространенное мнение?

Чтобы хотя бы отчасти ответить на этот вопрос, обратимся к Apophthegmata Patrum.

Далее см. http://www.pravmir.ru/monah-i-miryanin-kto-blizhe-k-spaseniyu/

Например:
Quote

Некий монах сорок лет жил в пустыне за Иорданом. За это время он не видел ни одного человека, обитал среди диких животных, был наг и как boskos («пасущийся» – Прим. пер.) питался тем, что находил в пустыне.

Однажды он спросил Бога: «Скажи мне, кому я равен по святости». И к своему изумлению услышал: «Императору Феодосию». Тогда старец сказал себе с печалью: «Все эти годы я провел в пустыне, днем – под палящим солнцем, ночью – страдая от холода; я не видел ни одного человеческого лица; сорок лет я не ел хлеба, испытывал голод и жажду; проводил ночи под открытым небом, не имея покрова. И после всех этих трудов и лишений меня ставят на одну доску с человеком, который живет в миру, женат и проводит время в праздности, купаясь в роскоши».
Император Феодосий Великий в окружении святителей

Император Феодосий Великий в окружении святителей

Итак, он надел плащ и направился в Константинополь к императору Феодосию. Тот милостиво принял его и оказал ему почтение, так как был «большим другом монахов».

Старец спросил его: «Как ты спасаешься?» Но Феодосий сперва не хотел отвечать, говоря, что он обычный человек, живущий в миру грешник и ни в какое сравнение не идет с такими великими аскетами, как Антоний, Макарий, Пахомий и Пимен.

Но так как пустынник продолжал приступать к нему, император, наконец, признался: «Я правлю империей вот уже 39 лет, и 30 из них я ношу под царской мантией власяницу». «Это еще ничего не значит», – ответил старец. «Вот уже 32 года я не вхожу к жене и живу в целомудрии и чистоте». «Это еще ничего не значит», – ответил старец. Затем император рассказал, что он постится и не моет тела. «Это еще ничего не значит», – опять произнес старец.

После того, как Феодосий поведал старцу о своих аскетических подвигах, он перешел к рассказу о своей благотворительности: о том, как он помогает тем, кто претерпел несправедливость; о том, как он защищает сирот и вдов; о том, как каждый вечер он ходит по улицам и посещает тюрьмы, чтобы подать нуждающимся; о том, как он своими руками омывает раны и иссохшие руки и ноги больных и калек.

«Все это, конечно, хорошо и достойно восхищения», – сказал старец, – «но это все – ничто в сравнении с тем, какие лишения терпим мы».

В заключение, император рассказал, как сидя в императорской ложе на скачках в венце и мантии, он переписывал древние манускрипты, не обращая никакого внимания на то, что происходило вокруг. Когда толпа приветствовала его и воздавала ему хвалу, он не позволял гордыне проникнуть в свое сердце, но продолжал писать, даже не поднимая глаз.

Это поразило старца. «Благословен ты, сын мой», – воскликнул он, – «Я не сподобился достичь такой высоты добродетели. Помолись за меня Господу». Феодосий, со своей стороны, попросил у монаха благословения, и старец пошел своей дорогой.

Помимо того, что эта удивительная история свидетельствует о том, что Феодосий пользуется у монахов большим уважением, она очень оптимистична в отношении святости в миру. Несмотря на то, что император-христианин занимается государственными делами и окружен роскошью, он может превзойти пустынника, терпящего лишения.
Святой благоверный император Феодосий Великий

Святой благоверный император Феодосий Великий

Эта история говорит о том, как мирянин может быть тайным аскетом и как можно быть целомудренным, оставаясь женатым. Примечательно также, что ни тому, ни другому не придается большого значения. Она также свидетельствует о том, как мирянин служит Господу, творя дела милосердия.

Но, опять же, не за это Феодосий удостоился столь великой хвалы. Его похвалили не за его самоотверженность, с которой он служил больным и обездоленным, но за его бесстрастие и смирение. Среди окружавших его богатства и славы внутри себя он сумел сохранить простоту сердца. Вот в чем суть.

Важно отметить, что в этой истории нигде не говорится о том, что Феодосий мог бы достичь еще большей святости, если бы стал монахом. Здесь не говорится и о том, что Феодосий молился в то время, как переписывал манускрипты в своей ложе.

Однако не будет большим преувеличением сказать, что нам явлен образ идеального мирянина, который, окруженный мирской суетой, сохраняет непрестанное памятование о Боге.

"Памятование о Боге" означает то же, что и "молитва".
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Напомню, что постриг сопровождается вручением четок.
Но про непрестанную  молитву отдельный разговор, долгий-предолгий. Скажу только, что мне  представляется, что то, что через нее дается, немонаху будет в тягость.
Четки - это знак словесной молитвы, знак новичка. Умная молитва и тем более сердечная молитва не поддаются численной оценке и не нуждаются в четках.

Молитва - общение с Богом. Словесная молитва - внешнее упражнение, наряду с другими внешними добродетелями (пост, посещение службы, милостыня и проч.), умная или сердечная молитва - внутренне делание, суть которого - общение с Богом.
Словесная молитва - лишь путь к внутренней (кстати, не единственный путь!).

Может ли общение с Богом быть в тягость?
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Монашество - это путь к христианскому совершенству.
 Иначе говоря, если во всем, что заповедано,  идти до конца, без церковной икономии, то и будет, с Божьей помощью, хороший монах.
Могу ответить Вам буквально теми же словами.

Путь мирянина - это путь к христианскому совершенству.
Если во всем, что заповедано,  идти до конца, без церковной икономии, то и будет, с Божьей помощью, хороший мирянин.

Быть монахом НЕ заповедовано.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

В связи с этим возникает вопрос: а как же обходилась Церковь без монахов ДО появления монашества?
Никак и не обходилась, такие  люди были в христианстве всегда.  Апостолы были (вернее, стали) монахами, иерусалимская  община, описанная в Деяниях - прообраз общежительного монастыря.

Здесь Вы совершаете подмену понятий.
Апостолы не стали монахами; в день Пятидесятницы они стали совершенными. Совершенным может стать и монах, и мирянин.

Иерусалимская община, описанная в Деяниях, НЕ БЫЛА монастырем. Туда приходили люди женатые, и они не разлучались со своими женами.
И если она является прообразом монастыря, если считать её идеальным монастырем, то выходит, что как раз идеальный-то монастырь вполне совместим с браком и брачной жизнью! Если Вам не нравится такой вывод (а он действительно звучит абсурдно), то укажите, в чем ошибка моего рассуждения.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

я не могу смотреть на историю только сквозь призму факта принятия христианства, это неправильно.
Если Иисус Христос - Бог, то Его явление на Земле является центральным и определяющим моментом земной истории.
Если не является - то он не Бог.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

А теперь попробую разложить всё по полочкам.

Главный, ключевой вопрос в этой теме - может ли обоженный человек состоять в браке - ещё точнее, может ли обоженный человек зачать ребенка?

Иисус Христос не состоял в браке, но Он не просто обоженный человек. Он Сын Божий, Един от Троицы, Он Бог, ставший человеком.

Есть ли примеры людей, которые были на ступени совершенства, но вели при этом половую жизнь?

Сразу приходит на ум два примера.

Во-первых, конечно, Авраам.

Например, в "Амбигве к Иоанну" Максим Исповедник пишет: преодолевший на практике плоть, чувство и мiр, в связи с которыми бывает отторжение ума от умопостигаемого, и одним лишь помышлением сознательно любовью приблизившийся к Богу, сей есть новый Авраам, [получением] равной благодати показавший себя имеющим тот же образ добродетели и ведения, что и патриарх. Таким образом, патриарх Авраам, состоявший в браке с Саррой, является образцом и прообразом добродетели для всякого, кто любовью приблизился к Богу и стал выше чувственного и плотского ведения.

Во-вторых, вспоминаются Иоаким и Анна, которые зачали Богородицу, будучи совершенными и образцом для ищущих совершенства.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Уточню мою мысль.

Я полагаю, что человек, достигший совершенства, во всем действует согласно с Божественной волей. И такой человек соединяется со своей женой также согласно с Божественной волей. В частности, это означает, что целью секса в этом случае всегда является зачатие ребенка.
Вполне допускаю, что секс, не имеющий этой цели, с духовным совершенством несовместим.

Но это не значит, будто законный супружеский секс, не имеющий целью зачатие, является греховным.

Если бы это было так, то патриарха Цареградского Иоанна Златоуста учит свою паству злоупотреблять браком - более того, возводит это мнимое "злоупотребление" в закон, говоря, что теперь, когда небо и земля наполнились, брак уже не имеет своей целью деторождение, но погашение естественного пламени Вспомним патриарха Исаака, который играл с Ревеккою, женою своею, на глазах царя Авимелеха. Едва ли Исаак и Ревекка совершали на глазах герарского половой акт с целью зачатия ребенка - во-первых, а такие "игры" не играют на глазах посторонних, а во-вторых, к этому времени оба их сына (Иаков и Исав) уже были взрослыми. Да и сама Библия окажется учебником разврата, ведь Премудрый Соломон в Библии поучает (Притч.5:18-19): утешайся женою юности твоей, любезною ланью и пре­красною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любо­вью ее услаждайся по­стоян­но. Ведь для зачатия ребенка вовсе не требуется постоянство в любовных играх, да и к груди женской не обязательно прикасаться, если ставить задаче одно только зачатие ребенка. Не нужно никакого услаждения, достаточно проделать дырочку в ширме, разделяющей целомудренное католическое ложе супругов, и зачатие уже может быть осуществлено.


Таким образом, секс, не имеющий целью зачатие - это проявление несовершенства, но не грех.

А секс, имеющий целью зачатие ребенка, совместим с христианским совершенством.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Offline Vesle Anne

  • Posts: 18216
  • Gender: Female
я не могу смотреть на историю только сквозь призму факта принятия христианства, это неправильно.
Если Иисус Христос - Бог, то Его явление на Земле является центральным и определяющим моментом земной истории.
Если не является - то он не Бог.
не вижу логики. Да, Богоявление - центральный и определяющий момент земной истории. И? Как это, простите, связано с сексом? Или с грамотностью в средние века?
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

Offline Солохин

  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Если я попытаюсь определить мою метаидею (что так же нелегко, как поглядеть на себя со стороны), она заключается в мировоззренческом синтезе. Я стремлюсь преодолеть разорванность сознания. Подробнее об этом здесь: Тайна грядущих перемен.

Я занимаюсь этим несколько десятков лет и действительно продвинулся в этом направлении. Что удивительного, если мои мысли не сразу укладываются у Вас голове? Естественно, нужно какое-то время. Суть в том, что Вам на это нужны уже не десятки лет, а всего лишь недели или месяцы.

Богоявление - центральный и определяющий момент земной истории. И? Как это, простите, связано с сексом? Или с грамотностью в средние века?
Всё со всем связано.
Но некоторые связи очевидны. Например, неслучайно, что Богочеловек не занимался сексом, и что монашество, которое идет самым кратким и прямым путем внешнего уподобления Христу, прежде всего отчуждается секса.
Неслучайно и то, что Богочеловек родился в пещере и "книгам не учился" (как сказано в Евангелии: "Откуда знает Писание?!") - здесь тоже прообраз монашеского отношения к учености: не тратить время на внешнее образование, но совершить прямой рывок к Богу, в Котором всякая премудрость и разрешение всех загадок.

Теперь стало понятнее?

Монашество - это внешнее подражание Христу. Но суть христианства не во внешнем, а во внутреннем. Внешнее подражание без внутреннего уподобления лишено смысла. "Монахи без умной молитвы - черные головешки", по слову Серафима Саровского.
Путь мирянина - это путь внутреннего подражания Христу.
Это труднее, чем внешнее подражание. Но не менее благодатно.

Монахи идут путем более легким, миряне более трудным. Но трудность этого пути Бог скрашивает для мирянина радостями брака.

Примерно так.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Offline Flos

  • Posts: 15534
  • Gender: Male
Апостолы были (вернее, стали) монахами
А как же 1 Кор. 9:5? Или слова "иметь спутницею сестру жену" не подразумевают секс?
Несколько дней ждал, что Flos ответит на это, но так и не дождался. А жаль.
Я присоединяюсь к вопросу.

Прошу прощения, что заставил долго ждать. Я сюда на праздниках заглядывал только эпизодически, а вопрос серьезный.

Отвечу я так.
Монахи - это люди отрекшиеся от мира и посвятившие себя высшей цели.
Апостолы в этом  были монахами, потому как им была предписана бедность и странничество - монашеские добродетели.
Напомню,  я не согласен с Вами именно в том, что Вы ставите маркером сексуальную жизнь.

Что касается жен.
Как правильные иудеи, почти все апостолы были женаты еще  до принятия Христа. И дети у них были, и жены.
Поэтому я и написал, опасаясь быть неверно понятым, что они не "были", а "стали"  монахами, приняв апостольское служение.
А вот занимались ли они сексом, будучи в апостольском служении,  я не знаю.
Я думаю, что нет. Из общих соображений, основываясь на словах Павла: " хорошо человеку не касаться женщины" и
из того факта, что апостолы были отмечены печатью Святого Духа.

Если есть факты рождения детей у апостолов после начала служения - приведите их, я не нашел.

Может ли общение с Богом быть в тягость?

Вот удивительно от Вас это слышать.
Конечно, может.
Первая реакция на реальное общение с Богом - страх.
И лично у меня, и повсюду в библейской истории, от Авраама до Фавора.

И если она является прообразом монастыря, если считать её идеальным монастырем, то выходит, что как раз идеальный-то монастырь вполне совместим с браком и брачной жизнью!

Прообразом, да. Прообразом общежительного монастыря.
В части совместного имущества, совместного пребывания, совместных трапез и т.п.
Но не идеалом, именно дальнейшее развитие этой идеи в окончательно расставило акценты.

Монахи идут путем более легким, миряне более трудным.

Вот тут полностью с вами согласен.

Быть монахом НЕ заповедовано.

Конечно.

нам явлен образ идеального мирянина, который, окруженный мирской суетой, сохраняет непрестанное памятование о Боге.

Именно.

Приведенные Вами цитаты замечательно подтверждают написанное мной ранее.
Можно добиться совершенства не будучи монахом, но это очень трудно. Немонаху гораздо труднее быть христианином, чем монаху.

И как закономерное следствие этого - множество  святых именно среди монахов, и отсюда же почитание ведущих монашескую жизнь  среди немонахов.


Еще напишу немного о терминах, чтобы не было недоразумений.
С формальной точки зрения "монах" может предаваться всем грехам, а "мирянин" носить власяницу под царскими одеждами, но мы же сейчас  не о формальностях, а о сути. А по-сути,  монахи - это и есть миряне, ведущие специфический образ жизни. В первых монастырях монахам даже запрещалось принимать священнический сан.
 

Offline Lodur

  • Posts: 35965
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Например, неслучайно, что Богочеловек не занимался сексом
Где об этом сказано в Новом Завете?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Vesle Anne

  • Posts: 18216
  • Gender: Female
Теперь стало понятнее?
Да. Стало понятно, что у вас своя концепция и вы просто под нее подгоняете факты. Извините, если это прозвучало грубо, но именно так оно выглядит с моей точки зрения.
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

Offline Солохин

  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Например, неслучайно, что Богочеловек не занимался сексом
Где об этом сказано в Новом Завете?
Это откровение Святого Духа, зафиксированное в Предании и единогласном учении святых Отцов православия.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

по-сути,  монахи - это и есть миряне, ведущие специфический образ жизни
Эту мысль я не понял. Нужны какие-то пояснения.
Понятия "монахи" и "миряне" взаимозависимы. Христианин является либо монахом, либо мирянином. Мирянин может стать монахом, монах мирянином стать не может (это грех).
В каком смысле "монах - это мирянин, ведущий специфический образ жизни"?
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Может ли общение с Богом быть в тягость?
Вот удивительно от Вас это слышать.
Конечно, может.
Первая реакция на реальное общение с Богом - страх.
И лично у меня, и повсюду в библейской истории, от Авраама до Фавора.
"Страх" и "в тягость" - это совсем разные вещи.
Приведите пример из библейской истории, когда бы страх Божий был кому-то из святых в тягость.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

В связи с этим возникает вопрос: а как же обходилась Церковь без монахов ДО появления монашества?
Никак и не обходилась, такие  люди были в христианстве всегда.  Апостолы были (вернее, стали) монахами, иерусалимская  община, описанная в Деяниях - прообраз общежительного монастыря.
Иерусалимская община, описанная в Деяниях, НЕ БЫЛА монастырем. Туда приходили люди женатые, и они не разлучались со своими женами.
И если она является прообразом монастыря, если считать её идеальным монастырем, то выходит, что как раз идеальный-то монастырь вполне совместим с браком и брачной жизнью! Если Вам не нравится такой вывод (а он действительно звучит абсурдно), то укажите, в чем ошибка моего рассуждения.
Прообразом, да. Прообразом общежительного монастыря.
В части совместного имущества, совместного пребывания, совместных трапез и т.п.
Но не идеалом, именно дальнейшее развитие этой идеи в окончательно расставило акценты
То есть, общежительный монастырь - это и есть идеальное христианское общество. Апостолы в своё время этого идеала не достигли, хотя и стремились к нему. Но достигли христиане этого идеала лишь в IV веке по Рождестве.
Я правильно понял Ваш взгляд на вещи?
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Offline Lodur

  • Posts: 35965
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Например, неслучайно, что Богочеловек не занимался сексом
Где об этом сказано в Новом Завете?
Это откровение Святого Духа, зафиксированное в Предании и единогласном учении святых Отцов православия.
Понял, нигде. Спасибо.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Солохин

  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Можно добиться совершенства не будучи монахом, но это очень трудно. Немонаху гораздо труднее быть христианином, чем монаху.

В первой фразе Вы говорите о совершенстве, а во второй о христианстве.
Если бы Вы написали "немонаху гораздо труднее достичь совершенства, чем монаху" или "можно быть христианином не будучи монахом, но это очень трудно", то Ваша мысль была бы понятной. Но в таком виде не совсем понятно, что же имеется в виду.

Что монаху легко достичь совершенства? или что монаху гораздо легче быть христианином? То и другое звучит очень и очень сомнительно.

Так почему же не выразиться более ясно и определенно? может быть, за этой непоследовательностью выражения скрывается непоследовательность мысли?
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 68213
  • Gender: Male
Понял, нигде. Спасибо.
Прямым текстом, разумеется, нигде. Равно как нигде у Толкина не сказано, что Арагорн носил штаны.
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Солохин

  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Где об этом сказано в Новом Завете?
Это откровение Святого Духа, зафиксированное в Предании и единогласном учении святых Отцов православия.
Понял, нигде. Спасибо.
Смею напомнить, что само Священное Писание - это лишь часть Предания. Было время, когда Предание уже было, а Писания (Нового Завета) ещё не было.
И сам состав Библии определяется ни чем иным как Преданием. (Какие из книг древних авторов являются каноническими, какие апокрифическими и проч.)
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.