Author Topic: Проблема культурной идентичности в эпоху глобализации  (Read 55700 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.

На основании чего вы так считаете? 
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Geoalex

  • Posts: 19914
  • Gender: Male
Древнерусская словесность не знала комических, смеховых, пародийных произведений, хотя они существовали и на Западе, и в Византии...
В целом да, но надо вот что отметить: в XVII в. в России появляется огромное количество письменно зафиксированных комических, смеховых, пародийных произведений (все эти Фомы да Ерёмы, служба кабаку, калязинская челобитная, лечебник для иноземцев и проч.). Вряд ли они возникли резко из ничего на пустом месте, видимо была у них и ранее предтеча, но в письменном виде не сохранилась.
Sui generis

Offline Мечтатель

  • Posts: 24698
  • Gender: Male
1) не церковное же

Нет, светское, конечно. Но вот ни к любовной лирике, ни к рыцарскому роману "Слово" отношения не имеет. Ближайший аналог - это небольшие эпические поэмы на исторический сюжет типа ранних chansons de geste.

Ну да, наверное. Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.

На основании чего вы так считаете?

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence :)
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Offline کوروش

  • Posts: 1030
  • Gender: Male
Я считаю 1. - интеллектуальное и 2. - физическое развитие более важным, чем 3. - эстетическое.
На основании чего вы так считаете?
Личный приоритет.

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
В целом да, но надо вот что отметить: в XVII в. в России появляется огромное количество письменно зафиксированных комических, смеховых, пародийных произведений (все эти Фомы да Ерёмы, служба кабаку, калязинская челобитная, лечебник для иноземцев и проч.). Вряд ли они возникли резко из ничего на пустом месте, видимо была у них и ранее предтеча, но в письменном виде не сохранилась.

В значительной степени восходят к западной традиции. Например, "Повесть о бражнике"

"А.  Н.  Веселовский  считал  русскую  повесть  вариантом  западного  фаблио  о  виллане  или  немецкого  пересказа  о  мельнике  [Веселовский,  1880.  С.  497;  1888.  С.  120].  Его   мнение   поддерживали   исследователи   XIX–XX  вв.  Западное  происхождение  повести  упоминал  М.  Н.  Покровский  [Покровский,   1924;   Адрианова-Перетц,   1977.   С. 213–215].   И. Я. Порфирьев   считал   повесть    переделкой    французской    повести    [Порфирьев, 1913]
На  актуальность  проблемы  происхождения  «Повести  о  бражнике»  обратила  внимание  С.  А.  Семячко  [Семячко,  1998.  С.  7–13].  Беря  за  основу  наблюдения  А.  Н.  Веселовского  о  западноевропейских  параллелях  «Повести  о  бражнике»,  она  считает,  что  в  ней  «факт    заимствования    налицо»    [Там    же.    С.  8],  однако  в  отличие  от  А.  Н.  Веселовского,  который  рассматривал  фаблио  о  виллане  как  источник  для  немецких  вариантов  и  для  русской  повести  [Веселовский,  1880.  С. 498–499], исследовательница полагает, что «...обращение к другому немецкому варианту  не  позволяет  нам  так  однозначно  возводить древнерусскую повесть к французскому источнику»  и  указывает  на  «басню»  «Почему ландскнехты попадают в рай, а не в ад» из сборника  Ганса  Вильгельма  Кирхгофа  «Отврати  печаль»

http://www.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/5595/02.pdf
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?

Так ведь Зализняк вроде как доказал подлинность.
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence

С такой точки зрения и разумность - излишняя вещь. :)
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Мечтатель

  • Posts: 24698
  • Gender: Male
Кстати, вы верите в подлинность "Слова" ?

Так ведь Зализняк вроде как доказал подлинность.

Я не читал его анализ. Советский историк Зимин отрицал подлинность, внёс небольшое смущение.
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence

С такой точки зрения и разумность - излишняя вещь. :)

Для сегодняшней конкурентной борьбы только лишь зубов и мускулов недостаточно, нужны полезные знания.
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Offline کوروش

  • Posts: 1030
  • Gender: Male
Эстетическое неутилитарно. Не является необходимым для struggle for existence :)
У меня это не критерий. Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии. При этом, мне нравится астрология, хотя она тоже не особо утилитарна.

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.

Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Для сегодняшней конкурентной борьбы только лишь зубов и мускулов недостаточно, нужны полезные знания.

Крысам достаточно. :)
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Мало ли уникальных явлений. Исландские саги тоже не имеют аналогов. Но их много, целая литература, а "Слово", к сожалению, одно в своем роде.
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Мечтатель

  • Posts: 24698
  • Gender: Male
Однако трудно подобрать близкие аналоги в других традициях.

Мало ли уникальных явлений. Исландские саги тоже не имеют аналогов. Но их много, целая литература, а "Слово", к сожалению, одно в своем роде.

Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Offline کوروش

  • Posts: 1030
  • Gender: Male
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.
Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.
Но сводится к истории, а через неё - к литературе. А я к их вопросам обращаюсь только в крайних случаях, когда чисто логически вывести не получается.

Offline Мечтатель

  • Posts: 24698
  • Gender: Male
Главное то, что интересно, а древняя литература мне не интересна, а интересна чёткость и ясность мыслей при воплощении их в искусстве, интересны новые теории, типологии.
Эстетическое развитие не сводится к восприятию древней литературы.
Но сводится к истории, а через неё - к литературе. А я к их вопросам обращаюсь только в крайних случаях, когда чисто логически вывести не получается.

Не, ну есть же ещё и изобразительное искусство, музыка. Всё это относится к эстетическому.
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Offline Poirot

  • Posts: 65764
  • Gender: Male
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".
"Мы всегда можем уметь."(с)

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
Но сводится к истории, а через неё - к литературе.

История к эстетическому развитию вообще никакого отношения не имеет.
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Мечтатель

  • Posts: 24698
  • Gender: Male
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Это другой жанр. Риторический. Речь златоуста. "Слово о Полку Игореве" - героическая песнь.
"Прекрасная мати пустыня,
Пришелъ язъ тебя соглядати...
Отъ смутнаго мiра прiими мя,
Съ усердiемъ въ тя убѣгаю.
Пойду по лѣсамъ, по болотамъ,
Пойду по горамъ, по вертепамъ,
Да гдѣ бы въ тебѣ водвориться..."

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Уникально даже внутри самой древнерусской литературной традиции (вернее, того, что от неё сохранилось).
Рекомендую "Слово о законе и благодати".

Это другой жанр. Риторический. Речь златоуста. "Слово о Полку Игореве" - героическая песнь.

Процитирую Лихачева:

"И. П. Еремин справедливо отмечает в «Слове о полку Игореве» многие приемы ораторского искусства. Эта стихия устной речи вообще характерна для древнерусской литературы, как бы еще не освободившейся от традиций устных художественных произведений, от традиций речевых выступлений и церковной проповеди... Через ораторские обращения и ораторские восклицания передавалось авторское отношение к событиям, изображаемым в рассказе. Перед нами в «Слове», как и во многих других произведениях древней Руси, - рассказ, в котором автор чаще ощущает себя говорящим, чем пишущим, своих читателей слушателями, а не читателями, свою тему - темой поучения, а не рассказа".

В общем-то логично. Если "Сага о Греттире" относится к жанру саги, а "Гэндзи-моногатари" - к жанру моногатари, то "Слово о полку Игореве" относится к жанру слова, и определять его как "героическую песнь" некорректно. 

तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Devorator linguarum

  • Posts: 11653
А с какой стати вы вообще решили сравнивать древнерусскую литературу целиком со средневековой европейской и т.п.? Русь эдак века до 15-го в культурном отношении просто культурная периферия Византии. Да, с мощным оригинальным субстратом и собственными связями с Западом и Востоком, но все же с точки зрения культуры несамостоятельная периферия. Так откуда в ней сразу взяться всему набору жанров и т.п.? Со временем да, все появилось. Но все же русская литература достигла уровня лучших литератур мира только в середине 19 в., а в чем-то даже обогнала этот уровень только в его конце. (А потом в начале 21 в. снова деградировала. :()

Offline Damaskin

  • Posts: 17083
А с какой стати вы вообще решили сравнивать древнерусскую литературу целиком со средневековой европейской и т.п.? Русь эдак века до 15-го в культурном отношении просто культурная периферия Византии. Да, с мощным оригинальным субстратом и собственными связями с Западом и Востоком, но все же с точки зрения культуры несамостоятельная периферия. Так откуда в ней сразу взяться всему набору жанров и т.п.? Со временем да, все появилось. Но все же русская литература достигла уровня лучших литератур мира только в середине 19 в., а в чем-то даже обогнала этот уровень только в его конце. (А потом в начале 21 в. снова деградировала. :()

Правильно. Русская литература началась с Пушкина и закончилась на Гоголе. А потом пришли бородатые и все затоптали.
तमोभूतमिदं जगत्
___
Uši su mi nadevene božijim rečima, a usta puna kupusa...

Offline Devorator linguarum

  • Posts: 11653
Бородатые - это хто в данном контексте? :what:

Offline Poirot

  • Posts: 65764
  • Gender: Male
Бородатые - это хто в данном контексте? :what:
Видимо Толстой и Достоевский.
"Мы всегда можем уметь."(с)

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: