Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Тогарма - прародитель

Автор Фанис, февраля 1, 2016, 16:57

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Караим. тогъарма, тогъырма "род, рождение, происхождение".

Фанис

Похоже, имя этого прародителя происходит из караимского, ну, или языка, ассимилированного караимским. :donno: Все, кого "родил" этот прародитель, входили в зону вляния Хазарского каганата.

Фанис

А может и не из караимского, кажется, слово уходит в библейские времена, где в варианте Фогарма относится к тохарам и фригийцам.  :donno:

bvs


Фанис

Караим. багъатыр (во всех 3 диалектах)

1. герой, богатырь, воин
2. смелый, мужественный
3. сильный, могучий

Мало в каком тюркском языке сохранилась такая форма этого слова (если вообще где-то сохранилась), но в караимском, как ни удивительно, сохранилась (а еще имя собственное Багатур отмечено у хазар).

Батыр в караимском тоже есть, в тех же значениях, но только в 2 диалектах.

Фанис

Караимский вообще интересный объект с точки зрения лексики.

Фанис

Почему-то в караимском встречается немало лексики общего с татарским (и башкирским). Непонятно, откуда набрались?  :donno:

true


Фанис


Фанис

А батыр у всех есть. Примечательна именно форма багъатыр.

Фанис

Цитата: Фанис от февраля 12, 2016, 09:43
Цитата: true от февраля 12, 2016, 09:14
Цитата: Фанис от февраля 12, 2016, 08:55
если вообще где-то сохранилась
В узбекском "баҳодир" и "ботир".
Баҳодир - персизм.
В татарском тоже есть - бахадир.

Фанис

Цитата: Фанис от февраля 12, 2016, 09:45
Примечательна именно форма багъатыр.
Например потому, что в качестве имени собственного было известно у хазар.

Фанис

ЦитироватьК периоду иудаизма кыпчаков относятся тат. авыз йабу "начало поста" -- караим. авуз йабар "начало дней скорби (9-го таммуза иудаистского календаря", тат. авыз ачу "конец поста" -- караим. авыз ачар "конец дней скорби - когда можно петь и громко разговаривать"

TawLan

Цитата: Фанис от февраля 21, 2016, 21:23
Цитата: Фанис от февраля 12, 2016, 09:45
Примечательна именно форма багъатыр.
Например потому, что в качестве имени собственного было известно у хазар.
У нас сохранилось в виде фаимилии Богатыревы < Багъатырлары. Как имя нет, но это (забытье имени) частое явление. Например Айсандыровы от имени собственного Айсандыр < Александр, но как имя не встречается.

TawLan

Цитата: Фанис от февраля 21, 2016, 21:43
ЦитироватьК периоду иудаизма кыпчаков относятся тат. авыз йабу "начало поста" -- караим. авуз йабар "начало дней скорби (9-го таммуза иудаистского календаря", тат. авыз ачу "конец поста" -- караим. авыз ачар "конец дней скорби - когда можно петь и громко разговаривать"
Ораза джабылгъан - начало поста
Ораза ачылгъан - конец поста
Аууз ачаргъа - вечерня трапеза во время поста.

Фанис

ЦитироватьИудаистского происхождения слово аван, распространенное в чувашском, мишарско-татарском, караимском и ногайском языках. В древнееврейском языке это слово означало "грех, грешный", в ногайском "грешный, несвятой; простой, простак", в татарском "хороший, добрый, добродушный; простяцкий"

Фанис

Цитата: Фанис от февраля 22, 2016, 10:51
ЦитироватьИудаистского происхождения слово аван, распространенное в чувашском, мишарско-татарском, караимском и ногайском языках. В древнееврейском языке это слово означало "грех, грешный", в ногайском "грешный, несвятой; простой, простак", в татарском "хороший, добрый, добродушный; простяцкий"
чув. аван "хороший, прекрасный; годный, пригодный, удобный"
карай. аван "грех, проступок"

Фанис

Тат. каберташ, кабер ташы, кум. къабур таш, кб. къабыр таш "надмогильный камень, надмогильный памятник; надгробие". В чувашском то же самое - масар чулĕ.

Фанис

кб. къазауат этерге а) воевать; б) перен. бороться изо всех сил; очень стараться; сильно добиваться чего; ~ этиб алыргъа завоевать, захватить; ~ баргъан джер театр военных действий; ~ баргъан заман (или ~ны заманы) военное время; ~ны аллы джылла предвоенные годы; ачы ~ ненавистная война; ~дан сора джылла после­военные годы; ~ билим военные знания 2) прям., перен. битва, схватка, бой; класс ~ классовая борьба; къан ~ страшная борьба, жестокая схватка; алайда ~ болду там состоялся бой; ~ бетджан огневой рубеж;~ политика милитаристская политика; ~ политикачы милитарист

кб. къазауатчы боец, воин || боевой, военный; ~ тенглери его боевые друзья



Судя по полной утрате религиозной окраски, арабское газават вошло в кб. очень давно, предположу, что еще до христианизации и последней исламизации.

Iskandar

Как вы оцениваете скорость утраты религиозной окраски?
На чём постулируется религиозная окраска в источнике?

Фанис

Цитата: Iskandar от апреля 25, 2016, 10:30
Как вы оцениваете скорость утраты религиозной окраски?
Если не утрачивается сама религия, то, как правило, и религиозная окраска не утрачивается.

Для сравнения, в чувашском много арабизмов и персизмов, относящихся к исламу, но давно принявших или языческий характер или вовсе утративших религиозную окраску, чего трудно сказать о татарском языке, где ислам имеет непрерывную историю.

Iskandar

Фанис, у этого арабского слова религиозная окраска разве что в восприятии россиян.
Вообще оно означает "вторжения", "боевые действия".

Фанис

Цитата: Фанис от апреля 25, 2016, 11:05
давно принявших или языческий характер или вовсе утративших религиозную окраску, чего трудно сказать о татарском языке,
Хотя в татарском тоже встречаются, но имеют более древний характер, чем не утратившие.

Фанис

Цитата: Iskandar от апреля 25, 2016, 11:09
Фанис, у этого арабского слова религиозная окраска разве что в восприятии россиян.
Вообще оно означает "вторжения", "боевые действия".
Россияне - это гражданство. Не сомневаюсь, что в арабском это обычное слово, но для тех, кто принял ислам - это слово с очевидной религиозной окраской, по крайней мере в татарском и кумыкском.

Фанис

Кумыкский

► къазават (2013 кр)
1) уст. рел. газават, священная война (мусульман против неверных) 2) (Къ прописное) Къазават Казават (имя собств. мужское)

► къазаватчы (2013 кр)
уст. рел. газавати́ст (участник газавата, священной войны); имам Нажмутдинни ~лары Темирханшурагъа гелип тёгюлдюлер газавати́сты имама Нажмутди́на нагря́нули в Темирханшуру́

Кумыки, как мы знаем, не проходили стадию христианизации.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр