Author Topic: Сыбыр теле — язык или диалект?  (Read 195104 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
мне моя знакомая сказала.
Что бы вы без нее делали.
Я вам ссылку давал сегодня, сумели по ней найти материалы?

А узбеки и уйгуры, а также и таджики каждому гостю рады. :) Они никого не гонят, как вы, не занимаются провокацией. Если в чем-то не прав, то стараются исправить, подсказать, помочь. Вот так вот. Это особенно касается казанских и башкирских татар...
Гости гостям рознь... Извините, что не угодили, ваше величество.

Пока студент! Можешь удалить мой аккаунт, вряд ли я когда сюда вернусь.
Если б мог, возможно, давно удалил бы.

Все что надо, я уже нашел.
Не знаю, по-моему, вы даже эту тему не смогли прочесть полностью.

Offline ashirzhan

  • Posts: 1000
  • Gender: Male
Бири тоюп сәкрәйду, бири – тоңлап.

Казанские татары и их предки

I. Введение.
О происхождении наших казанских татар существует ряд противоречивых теорий, из которых пока ни одна не может претендовать на достоверность. По одной из них, причем самой видимо старой, казанские татары являются потомками татаро-монгол, по другой - их предками являются Волжско-Камские булгары, по третьей - они потомки кипчаков из Золотой Орды, перекочевавших на Поволжие, а по четвертой, пока самой последней кажется, - казанские татары суть потомки тюрко-язычных племен, появившихся в Поволжии и Приуральи в VII-VIII веках и образовавших в пределах Волжско-Камской Булгарии народность казанских татар. Автор этой последней гипотезы, зав. археологическим отд. Казанского института им. Г.Ибрагимова А.Халиков, хотя обосновано и отклоняет первые три теории, но и про свою работу все же пишет, что она является лишь попыткой суммировать новые данные о происхождении татар Поволжья и положить начало дальнейшему исследованию в этой области. Нам кажется, что причиной таких затруднений при решении вопроса, о происхождении казанских татар является то, что ищут их предков не там, где сейчас обитают их потомки, т.е. не в Татарской республике, а кроме того относят возникновение казанских татар не к той эпохе, когда это имело место, а во всех случаях к более древним временам.

II. Теория татаро-монгольского происхождения казанских татар
По этой теории казанские татары являются потомками татаро-монгол, покоривших в первой половине ХIII века многие страны и оставивших у русского народа печальную память о “татарском иге”. В этом же русские люди были уверены, когда московское войско шло в поход, закончившийся присоединением Казани к Москве в 1552 г. Вот что читаем в “Cказании князя Курбского о покорении Казани”:
“И абие, за помощию Божьей, сопротив сопостатав возмогоша воинство христианское. И против яких супостатов, как великого и грозного Измаильтетского языка, от негож некогда и вселенная трепетала, и не только трепетала, но и опустошена была”, т.е. воинство христианское выступило против народа, перед которым трепетала вселенная и не только трепетала, но которым была и опустошена.
Эта теория, основанная лишь на одинаковости названия древнего народа и современного имела своих сторонников, но ее ошибочность полностью доказывают результаты разносторонних научных исследований, которые абсолютно не подтверждают какую либо связь казанских татар с татаро-монголами.

Эта гипотеза возможно кое-где еще сохраняется, как обывательская точка зрения лиц, кое что знающих из литературы о “татарах” старо-давних времен и которым также известно, что и теперь существуют, например, казанские татары.

III. Теория кипчако-половецкого происхождения казанских татар
Имеется группа советских ученых (М.Н.Тихомиров, М.Сафоргалеев, Ш.Ф.Мухамедьяров), которые, исходя из того, что татаский язык входит в, так называемую, кипчакскую группу тюркских языков, считают казанских татар потомками кипчако-половецких племен, которые в ХIII и ХIV веках составляли основную массу населения Золотой Орды. По мнению этих ученых, кипчакские племена, после монгольского нашествия, особенно после распада Золотой Орды, переселялись на берега Камы и Волги, где с остатками Волжской Булгарии, составили основу казанских татар.
Эта теория, исходя только из общности языка, опровергается археологическими и антропологическими материалами, которые не подтверждают каких либо значительных изменений ни в культуре, ни в этническом составе населения Казанского ханства по сравнению с населением и культурой местного края Золотоордынского периода.

IV. Теория происхождения казанских татар от волжско-камских булгар
Довольно продолжительное время шла полемика между сторонниками происхождения от волжско-камских булгар казанских татар или чуваш. Спор окончательно разрешился в пользу последних и в отношении казанских татар этот вопрос теперь окончательно отпал. При решении этого вопроса основную роль сыграло то обстоятельство, что татарский язык настолько отличается от древнебулгарского, что трудно отожествлять предков татар с волжско-камскими булгарами. В то же время: “Если сравнить язык булгарских надгробий с нынешним чувашским наречием, то разница между обоими оказывается весьма несущественной”. 1)
Или же: “Памятники языка булгар ХIII века ближе всего объясняются из современного чувашского языка.” 2)


Продолжение

V. “Археологическая” теория происхождения казанских татар
В весьма солидном труде по истории казанских татар читаем: 3)
“Основными предками татар Среднего Поволжья и Приуралья явились многочисленные кочевые и полукочевые, в большинстве тюркоязычные племена, которые приблизительно с IV в. н.э. стали проникать с юго-востока в лесостепную часть от Урала до верховьев реки Оки”.
Согласно уточняющей приведенное положение теории, предложенной завед. сектором археологии Казанского института языка, литературы и истории АН СССР, А.Халиковьм, предками современных казанских татар, а также башкир надо считать тюркоязычные племена, вторгшиеся в VI-VIII веках в Поволжие и Приуралие, говоривших на языке огузо-кипчакского типа. 4)
По мнению автора и основное население Волжеской Булгарии еще в домонгольский период говорило вероятно на языке близком к кипчако-огузской группе тюркских языков, родственном языку татар Поволжья и башкир. По мнению автора, есть основание полагать, что в Волжской Булгарии, еще в домонгольский период, на основе слияния тюрко-язычных племен, ассимиляции ими части местного финско-угорского населения, шел процесс сложения этнокультурных поволжских татар. Автор заключает, что не будет большой ошибкой считать, что в этот период оформились основы языка, культуры и антропологического облика казанских татар, включая принятие ими в Х-ХI веках мусульманской религии.
Спасаясь от монгольского нашествия и набегов из Золотой Орды эти предки казанских татар будто бы перебрались из Закамья и осели на берегах р.Казанки и р.Меши. В период Казанского ханства окончательно оформляется из них основные группы поволжских татар - казанские татары и мишари, а после присоединения края к Русскому государству, в результате будто бы насильственной христианизации, часть татар выделяется в группу кряшен.
Рассмотрим слабые места этой теории.
Есть точка зрения, что в Поволжье обитали тюркоязычные племена с “татарским” и “чувашским” языком с незапамятных времен.

Акад. С.Е.Малов, например, говорит: “В настоящее время на территории Поволжья живут два тюркских народа: чуваши и татары. Языки у них различные, хотя и одной тюркской системы. Я думаю, что эти две языковые стихии были здесь очень давно, за несколько столетий до новой эры и почти в таком виде как теперь. Если бы теперешние татары встретили предполагаемого “древнего татарина”, жителя V века до н.э., то они вполне бы с ним объяснились. Точно также и чуваши”.
Таким образом, не обязательно относить только к VI-VII вв. появление в Поволжье тюркских племен кипчакской (татарской) языковой группы.
Будем считать бесспорно установленным булгаро-чувашское тождество и согласимся с мнением, что древние волжские булгары были известны под этим названием только у других народов, сами же называли себя чувашами. Таким образом, чувашский язык был языком булгар, языком не только разговорным, но и письменным, счетоводным. 5)
В подтверждение имеется и такое высказывание: 6)
“Чувашский язык есть чисто тюркское наречие, с примесью арабских, персидских и русских и почти без всякой примеси слов финских” ...“в языке видно влияние образованных наций”.
Итак, в древней Волжской Булгарии, просуществовавшей исторический отрезок времени, равный примерно пяти столетиям, государственным языком был чувашский и основную часть населения составляли скорее всего предки современных чуваш, а не тюркско-язычные племена кипчаковой языковой группы, как утверждает автор теории. Не было каких-либо объективных причин и к слиянию указанных племен в самобытную народность с признаками, характерными впоследствии для поволжских татар, т.е. к возникновению в те отдаленные времена будто бы их предков.
Благодаря многонациональности Булгарского государства и равенства всех племен перед властью, тюрко-язычные племена обеих языковых групп в этом случае должны были бы состоять в очень тесных взаимоотношениях друг с другом, учитывая очень большое сходство языков, а отсюда легкость общения. Скорее всего должно было происходить в тех условиях ассимиляция племен кипчаковской языковой группы в старо-чувашском народе, а не слияние их между собой и обособление, как отдельной народности со специфичными признаками, причем в языковом, культурном и антропологическом смысле, совпадающими с признаками современных поволжских татар.
Теперь несколько слов о принятии будто бы далекими предками казанских татар в Х-ХI веках мусульманской религии.
Ту или другую новую религию, как правило, принимали не народы, а их правители по политическим соображениям. Иногда требовалось очень много времени, чтобы отучить народ от старых обычаев и веровании и сделать его последователем новой веры. Так видимо было и в Волжской Булгарии с мусульманством, который был религией правящей верхушки, а простой народ продолжал жить по своим старым верованиям возможно до того времени, когда стихия монгольского нашествия, а впоследствии набеги Золотоордынских татар, не вынудили оставшихся в живых бежать из Закамья на северный берег реки, не зависимо от племен и языка.
Автор теории только вскользь упоминает о таком важном для казанских татар историческом событии, как возникновение Казанского ханства. Он пишет: “Здесь в ХIII-ХIV веках образуется Казанское княжество, переросшее в ХV веке в Казанское ханство”. Как будто второе есть только простое развитие первого, без всяких качественных изменений. В действительности Казанское княжество было Булгарское с булгарскими же князьями, а Казанское ханство - татарское, с татарским ханом во главе.
Казанское ханство было создано бывшим ханом Золотой Орды Улу-Магометом, прибывшим на левобережье Волги в 1437-38 гг. во главе 3000 своих воинов татар и покорившим местные племена.
В русских летописях есть за 1412 г., например, такая запись:
“Даниил Борисович за год до того с дружиной князей Болгарских разбил в Лыскове брата Васильева, Петра Дмитриевича, а Всеволод Данилович с Казанским царевичем Талычем ограбил Владимир”. 7)
С 1445 г. Казанским ханом стал сын Улу-Магомета Мамутяк, злодейски убив отца и брата, что в те времена было обычным явлением при дворцовых переворотах.
Летописец пишет: “Тое же осени царь Мамутяк, Улу-Мухамедов сын, взял город Казань и вотчиче Казанского, князя Лебея, убил, а сам сел в Казани царствовать”. 8)
Также: “В 1446 году 700 татар Мамутяковской дружины осаждали Устюг и взяли откуп с города мехами, но возвращаясь потонули в Ветлуге”. 9)
В первом случае булгарские, т.е. чувашские князья и булгарский, т.е. чувашский казанский царевич, а во втором - 700 татар Мамутяковской дружины. Было булгарское, т.е. чувашское Казанское княжество, стало татарское Казанское ханство.

Какое значение имело указанное событие для населения местного края, как шел исторический процесс после этого, какие изменения произошли в этническом и социальном составе края в период Казанского ханства, а также после присоединения Казани к Москве, - на все эти вопросы в предлагаемой теории нет ответа. Не ясно, также, как татары мишари оказались в местах своего обитания, при общем происхождении с казанскими татарами. Уж очень элементарно дано объяснение возникновению татар кряшенов “в результате насильственной христианизации”, не приводя ни одного исторического примера. Почему же большинство казанских татар, несмотря на насилие, сумели сохранить себя мусульманами и сравнительно небольшая часть поддалась насилию и приняла христианство. Причину сказанного в какой то мере надо искать может быть и в том, что, как указывает сам автор статьи, до 52% кряшен принадлежат по данным антропологии, к своему европеидному типу, а среди казанских татар таких только 25%. Может быть это объясняется какой-то разницей в происхождении между казанскими татарами и кряшенами, из чего вытекает также и различное поведение их при “насильственной” христианизации, если это действительно было в ХVI и ХVII веках, что очень сомнительно. Надо согласиться с автором этой теории А.Халиковым, что его статья является только попыткой суммировать новые данные, позволяющие вновь поднять вопрос происхождения казанских татар, причем, надо сказать, попыткой не удачной.


Продолжение

VI. “Чувашская” теория происхождения казанских татар
Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше четырех теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а в далеких оттуда местах. Точно также возникновение их и оформление, как сомобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Поэтому предлагаемые теории происхождения казанских татар оказываются или ошибочными, или мало убедительными. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, т.е. область Татарской Республики на левобережье Волги между р.Казанкой и р.Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства бывш. ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г. и плоть до Революции 1917 года, причем предками их были не пришлые “татары”, а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая гово ривших на языке, близком к языку казанских татар.
Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь - киреметий - мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает нас то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. сохранились в той же Татарской Республике, например, около с.Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени. Кроме того, в Апастовском же районе Татарской Республики, на стыке с Чувашской АССР есть девять кряшенских селений и в их числе д.Суринское и д.Стар. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. была “некрещенными” кряшенами, дожив таким образом до Революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.
Попутно отметим, что существование почти в наше время “некрещеных” кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман.
Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. жила по старинным дедовским обычаям.
Теперь посмотрим как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.
В середине ХV в., как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды, хан Улу-Магомет с сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши.
В одной дореволюционной, исторической работе по данному же вопросу читаем вот что: 10)
“Образовалось аристократическое Казанское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое - из булгар, земледельческое же из чуваш-сувар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство”, иными словами, отатариваться. Очень это правдоподобно и конкретно.
В последнем издании Больш. Сов. Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: 11)

Продолжение

“Казанское ханство, феодальное государство в Ср.Поволжии (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Ка¬занских ханов был Улу-Мухаммед (правил с 1438-45 г.)
Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из “черных людей”: свободных крестьян, плативших ясак и др. подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов”.
Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и пр.) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплеменному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой “татарской” веры - ислама. Этот переход, чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар.
Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.
Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.
Отатаривание темных масс Поволжских народностей было результатом энергичной и планомерной деятельности среди них мусульманского духовенства, получавшего часто богословскую, а заодно и политическую подготовку преимущественно в Султанистской Турции. Вместе с проповедью “истинной” веры эти “богословы” татарскому народу, который оставался в темноте и невежестве, прививали неприязнь и враждебность к русскому народу.
В конечном счете татарский народ до XX в. продолжал оставаться вдали от Европейской кулътуры, в отчуждении от русского народа и пребывал в полном невежестве и темноте.
С другой стороны все Поволжеские народности (чуваши, мордва, мари, удмурты и кряшены) к середине XIX в. оказались на краю полного исчезновения с исторической сцены в результате отатаривания и поглощения их той самой, застывшей на уровне средневековья, арабско-мусульманской культурой.
Таким образом, формирование народности казанских татар началось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно, путем отатаривания в основном чуваш, они же булгары, которых и надо считать в первую очередь предками казанских татар. Сказанное подтверждается исследованиями и последнего времени.
В материалах по истории чувашского народа читаем: 12)
“Огромное количество левобережных суваров (чувашей) в ХIII-ХIV вв. и начале ХV ст. переселилось в северные районы левобережья Волги в Приказанье.
Несмотря на отатаривание значительной части этих чуваш, много их было в Казанском уезде, даже в ХVI-ХVIII веках.
В актах ХVI начале ХVII в.в. в Казанском уезде мне удалось зафиксировать до 100 чувашских селении”.
“Левобережные чуваши постепенно отатаривались. Архивные документы свидетельствуют о том, что в первой половине ХVII в. в Казанском уезде многие чуваши принимали ислам и начинали именовать себя татарами”. 13) “Быстрый, рост численности казанских татар был обусловлен, прежде всего, отатариванием, главным образом чуваш, а также марийцев, удмуртов и др”.
Далее в тех же материалах находим такие высказывания:14)
“В ХVI в. татар численно было меньше чуваш. Число татар в дальнейшем росло, в значительной мере за счет мусульманизации, главным образом, чуваш, а также марийцев, удмуртов и др.
Многочисленное чувашское население Казанского уезда было поглощено татарами”.
Академик С.Е.Малов говорит: 15)

Продолжение

“...в некоторых уездах быв.Казанской губернии, по антропологическим измерениям население состояло из марийцев. Но эти антропологические марийцы были в тоже время по языку и быту совершенно татарами: в данном случае мы имеем отатаривание марийцев”.
Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар.
Оказывается луговые мари и теперь называют татар “суас” (С У А С).
Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога - Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей - русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы.
В течение всей сравнительно короткой истории этого “ханства” продолжались непрерывные набеги “татар” на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни.
Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его “в полон”, т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.
Итак, современные казанские татары произошли, главным образом, из чувашского народа, причем татаризация чуваш происходила в течение продолжительного исторического периода. Прежде всего предками татар следует считать ту часть чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и первыми подпала под власть татар из Золотой Орды, которых с собой привел хан Улу-Магомет. Тогда находит себе оправдание также и точка зрения некоторых татарских историков о происхождении казанских татар от Волжско-Камских булгар, так как именно чуваши являются потомками этого древнего народа.
При попытках установить предков казанских татар, исследователи вопроса основательно ошибались всегда по следующим причинам:
1. Искали в далеком прошлом предков с характерными национальными особенностями современных казанских татар.
2. Не интересовались более глубже ходом мусульманизации народностей Поволжья в течение нескольких предыдущих столетий.
3. Не видели разницы между ассимиляцией, когда какая либо народность или этническая группа постепенно, иногда в течение ряда поколений, перенимает полностью характерные особенности другого народа и татаризацией Поволжских народностей, когда отдельные представители или группы последних сразу вместе с исламом перенимали полностью татарские образ жизни, язык, обычаи и пр., отказавшись от своей национальности.
4. Не пытались заинтересоваться архивными документами и литературой, подтверждающими превращение большими массами Поволжеских народностей в казанских татар в еще сравнительно недавнее, с исторической точки зрения, время.

Выводы
1. Все рассмотренные здесь четыре теории о происхождении казанских татар от татаро-монголов, или от Волжско-Камских булгар, или от кипчакских племен, или, наконец, от народности, возникшей еще в домонгольский период в пределах Волжско-Камской Булгарии, в результате будто бы слияния разных тюркских племен кипчакской языковой группы, является несостоятельными и не выдерживают критики.
2. Казанские татары произошли от общих предков с другими Поволжскими народностями, в основном, с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и др., в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянников” в этногенезе казанских татар.
3. Распространение ислама с татаризацией упомянутых народностей происходило в сравнительно недавний исторический отрезок времени, начиная с создания Казанского ханства в 1438 г. татарами мусульманами, прибывшими из Золотой Орды и покорившими местные племена левобережья Волги, вплоть до ХХ века. Конечный период этого процесса могли наблюдать отцы и деды современников.
4. Пюволжские народности, а главным образом, чуваши являются по происхождению кровными братьями наших казанских татар, которые в этом смысле с другими тюркско-язычными народностями, например, Средней Азии, Кавказа, Сибири и пр. ничего общего не имеют.
5. Местные тюркские племена с “татарским” или схожим языком могут считаться предками казанских татар наравне с прочими лишь в той мере, в какой они принимали мусульманство, отказавшись в то же время от всего того, что до этого составляло их национальную особенность.
Горсточка сохранившихся до XX века “некрещеных” кряшен, о которых шла речь по другому случаю, видимо могут дать представление о том, какими указанные племена были до превращения в казанских татар, в результате мусульманизации.
6. Казанские татары являются одним из самых молодых народов. Возникновение и оформление их как самобытной народности есть результат распространения мусульманства среди различных местных Поволжеких народностей в сравнительно недавнюю историческую эпоху.

Использованная литература:
  1) Н.И.Ашмарин “Булгары и чуваши”, Казань, 1902 г.
  2) С.Е.Малов “Материалы сессии по истории и философии Акад. Наук СССР”
  3) “Татары Среднего Поволжия и Приуралья”, изд. “Наука”, 1967г.
  4) Газета “Советская Татария” 1966 г., 30 июля №155.
  5) “Происхождение казанских татар” А.Д.Кузнецов “Сборник статей”, Чебоксары, 1957 г.
  6) В.А.Сбоев “Исследование об инородцах Казанской губ.” Казань, 1975 г.
  7) Н.М.Карамзин, т.IV, стр. 118
  8) Тоже т.V, стр. 172
  9) Тоже т.V, стр. 199
10) А.Сперанский “Казанские татары”, Казань, 1914 г.
11) Б.С.Э., 3 изд. Т.11, стр. 140.
12) В.Д.Дмитриев, “Сборник статей”. Чебоксары, 1957 г.
13) Ученые записки Казанского педаг. ин-та, вып. VIII сб. 1., Я.И.Ханбиков “Общественно педаг. деятельность и педагогические взгляды Галимджана Ибрагимова” стр. 76,91 и 92.
14) см. И.Д.Кузнецов “Сборник статей”, Чебоксары, 1957 г.
15) см. “Материалы сессии Института истории и философии АН СССР о происхождении казанских татар”.
16) Н.И.Ашмарин. “Болгары и чуваши”, Казань, 1902 г.

/И.Максимов/ 10.V.75 г.

http://www.missiakryashen.ru/about/Maksimov/Kazan-tatar/

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
Аширджан, это тема про язык сибирских татар или их происхождение (если сам язык уже никого не интересует), а не про ваш болезненный интерес к казанским татарам.

Offline ashirzhan

  • Posts: 1000
  • Gender: Male
А это чтоб сибирские татары знали про происхождение казанских татар и как казанские оказанивали другие народы. :)

Offline Sagit

  • Posts: 1749
  • Gender: Male
А это чтоб сибирские татары знали про происхождение казанских татар и как казанские оказанивали другие народы. :)

Переходите на казахский - он самый понятный и правильный.

Offline ashirzhan

  • Posts: 1000
  • Gender: Male
А это чтоб сибирские татары знали про происхождение казанских татар и как казанские оказанивали другие народы. :)
Переходите на казахский - он самый понятный и правильный.

Спасибо за совет, попробую. А у нас вроде с казахами схожие языки. У меня была знакомая, казашка. Мы с ней иногда на своем разговаривали, небольшие различия у нас с казахским :yes:
Это на бытовом уровне. А дальше не знаю.

Offline SWR

  • Posts: 2656
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
Продолжение

VI. “Чувашская” теория происхождения казанских татар

“Образовалось аристократическое Казанское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое - из булгар, земледельческое же из чуваш-сувар.
"Царь Казанского ханства может выставить 30 тысяч воинов среди которых чуваши и черемисы искусные стрельцы." (Герберштейн, буквально цитирую).
Этноним "Чуваш" не выводиться из этнонима "Cувар". Это фантазии пленума ВКПБ 1946 года.
Здесь, кстати, забыти "Мангытские князья", которые верховодили в Казани.

Продолжение

Выводы

2. Казанские татары произошли от общих предков с другими Поволжскими народностями, в основном, с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и др., в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянников” в этногенезе казанских татар.

/И.Максимов/ 10.V.75 г.
Антропология противоречит таким неадекватным выводам. Если вспомнить мишар (поздних ногайцев), то тем более. Забыты ногайцы, Ногайская Орда, которая занимала практически всю территорию ВБ вплоть до Казани с конца 14 века вплоть до разгроме ее калмыками в начале 17 века.
Кроме того, признанный лингвист Дыбо А. В. относит язык казанских татар к ногайским. "Мангытские князья" в Казани, это, собственно, и есть ногайцы.

Offline Karakurt

  • Posts: 22123
  • Gender: Male
мишар (поздних ногайцев)
это как?
Кроме того, признанный лингвист Дыбо А. В. относит язык казанских татар к ногайским.
пруф
͡° ͜つ ͡°

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
А это чтоб сибирские татары знали про происхождение казанских татар и как казанские оказанивали другие народы. :)
Конечно оказанивали, любой народ в той или иной мере ассимилирует окружающие народы, если он является доминантой в регионе. С другой стороны, народы, подвергшиеся ассимилиции, склонны на порядок преувеличивать количество ассимилированных и тянуть чужое одеяло на себя, это тоже встречается повсеместно.

А это чтоб сибирские татары знали про происхождение казанских татар и как казанские оказанивали другие народы. :)

Переходите на казахский - он самый понятный и правильный.
Он уже в процессе перехода то ли на уйгурский, то ли на узбекский. :)

Offline SWR

  • Posts: 2656
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
мишар (поздних ногайцев)
это как?
Да, вот как то так... Откуда мишары появились в Касимовском ханстве?  ;)

Кроме того, признанный лингвист Дыбо А. В. относит язык казанских татар к ногайским.
пруф
Я, знаете ли, не могу спорить с уважаемой Анной Владимировной...  :yes:

А.В. Дыбо
ХРОНОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ ЯЗЫКОВ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ РАННИХ ТЮРКОВ

<<В период возвышения Ногайского ханства, например, в предке ногайского языка исконные западные особенности основательно вытеснены восточными. Отпочковавшиеся от Ногайской Орды еще до преобладания в языке восточных элементов предки казанских татар (кстати казахи до сих пор называют татар noγaj, т.е. ногайцами), а также балкарцев оказались в западнокыпчакском окружении, но сохранили некоторые черты восточных кыпчаков (в частности “джеканье”). Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине 15 в.>>

Offline Karakurt

  • Posts: 22123
  • Gender: Male
В псевду
͡° ͜つ ͡°

Offline SWR

  • Posts: 2656
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
В псевду
Вы чего?!! Анну Владимировну?!!  :o
Потрогайте свою голову, уважаемый Karakurt!  ;)

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
есть ногайцы.
Средневековые ногайцы - политоним крупной кочевой общности со сложным этногенезом, в состав которого в той или иной мере вошли все или почти все сохраняющие кочевой образ жизни племена и народы бывших Золотой и Синей Орд (тюркизированные и не очень монгольские племена, кипчаки, булгары, кимаки, хорезмцы, аланы и пр.), сомнительно, что у них вообще сложился единый разговорный язык (литературный скорее всего был).

Так как они не были сложившимся эносом, имеющим устойчивую привязку к какой-либо территории, а Россия к тому же проводила последовательную политику их разобщения, позднее они растворились в среде казахов, башкир, каракалпаков, татар и прочих, или эмигрировали в более отдаленные регионы, например, в Турцию, где тоже ассимлировались.

Offline SWR

  • Posts: 2656
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
есть ногайцы.
Средневековые ногайцы - политоним крупной кочевой общности со сложным этногенезом, в состав которого в той или иной мере вошли все или почти все сохраняющие кочевой образ жизни племена и народы бывших Золотой и Синей Орд (тюркизированные и не очень монгольские племена, кипчаки, булгары, кимаки, хорезмцы, аланы и пр.), сомнительно, что у них вообще сложился единый разговорный язык (литературный скорее всего был).
Сомневаюсь, что булгары и аланы "сохранили кочевой образ жизни" ко времени Золотой Орды. Это были уже осевшие народы и уже бывшие кочевники.
Антропология говорит, что булгары под давлением ногайцев в конце 14 века покинули свои исконные земли и переселились на Север (в район Казани и Арска) и на Запад (за Волгу).

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
есть ногайцы.
Средневековые ногайцы - политоним крупной кочевой общности со сложным этногенезом, в состав которого в той или иной мере вошли все или почти все сохраняющие кочевой образ жизни племена и народы бывших Золотой и Синей Орд (тюркизированные и не очень монгольские племена, кипчаки, булгары, кимаки, хорезмцы, аланы и пр.), сомнительно, что у них вообще сложился единый разговорный язык (литературный скорее всего был).
Сомневаюсь, что булгары и аланы "сохранили кочевой образ жизни" ко времени Золотой Орды. Это были уже осевшие народы и уже бывшие кочевники.
Антропология говорит, что булгары под давлением ногайцев в конце 14 века покинули свои исконные земли и переселились на Север (в район Казани и Арска) и на Запад (за Волгу).
Устойчивого оседания, к сожалению, не случилось, из-за нашествия Тамерлана.

Какие еще ногайцы в 14 веке...

Булгары никогда не переселялись всей массой в Среднее Поволжье, переселилась только часть, да и то не скопом, а несколькими волнами.

Offline SWR

  • Posts: 2656
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
Устойчивого оседания, к сожалению, не случилось, из-за нашествия Тамерлана.

Какие еще ногайцы в 14 веке...
Слишком поздно для влияния нашествия Тамерлана (конец 14 века), если говорить об оседании булгар... с конца 8 века.

Ногайская Орда. Конец 14 века.
<<В 90-е годы XIV века Едигей вёл войны с Тохтамыш-ханом, во-первых, за господство в Золотой Орде, во-вторых, в целях укрепления власти Ногайской Орды над соседними владениями, расширения её границ. Едигей правил ордой в течение 15 лет>> (1396−1411).>>

Булгары никогда не переселялись всей массой в Среднее Поволжье, переселилась только часть, да и то не скопом, а несколькими волнами.
Если верить археологам, Казакову Е.П. в частности, который считается авторитетом в археологии ВБ, то "подавляющее большинство или основная масса" переселились на север (к Казани и Арску) и запад (за Волгу). Булгар был захвачен ногайцами.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: