Author Topic: Сыбыр теле — язык или диалект?  (Read 189649 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Тукуз - сибирско-татарское село в Вагайском районе, они к заболотным татарам никакого отношения не имеют,  в Вагайском районе нет заболотных татар, но не заболотных деревень. Заболотные татары - это очень малочисленная группа сибирских татар Тюменской области (где-то около 15 деревень) со своим говором. Они живут близко к Ханты-Мансийскому АО и считаются отатаренными ханты.
Он говорил, Сөс йакниң. А место между Вагайским и Ярковским районом это не Заболотье. Я прихожу к мысли, что происходит путаница. Мне, как раз место между Вагаем и Ярково, говорили что это Заболотье, мы ездили туда собирать ягоды. А в литературе и в сети говорится совсем про другое Заболотье.

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
Куларовские юрты. Хочешь со мной поехать? А род занятий у тебя какой? Сибирскими языками занимаешься?

Когда мы с вами перешли на "ты"? Такое чувство, в вашем лице два человека пишут, один на "вы", другой на "ты".
Я сибирско-татарским не занимаюсь. Пока есть время, пишу. Но вас буду контролировать для того, чтобы форумчане, которые не имеют представления о сибирских татарах, не принимали вашу писанину за чистую монету.
Я знаю вашу деревню, это Вагайский район, граница с Тобольским. Мне ли рассказывать вам про Вагайский район.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Куларовские юрты. Хочешь со мной поехать? А род занятий у тебя какой? Сибирскими языками занимаешься?

Когда мы с вами перешли на "ты"? Такое чувство, в вашем лице два человека пишут, один на "вы", другой на "ты".
Я сибирско-татарским не занимаюсь. Пока есть время, пишу. Но вас буду контролировать для того, чтобы форумчане, которые не имеют представления о сибирских татарах, не принимали вашу писанину за чистую монету.
Я знаю вашу деревню, это Вагайский район, граница с Тобольским. Мне ли рассказывать вам про Вагайский район.
А кого Вы там знаете в Куларово? Извиняюсь, я случайно перескочил на ты. :green:

Так что по Заболотью, их два: один официальный, картографический, а другой - так, местного значения?

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
Тукуз - сибирско-татарское село в Вагайском районе, они к заболотным татарам никакого отношения не имеют,  в Вагайском районе нет заболотных татар, но не заболотных деревень. Заболотные татары - это очень малочисленная группа сибирских татар Тюменской области (где-то около 15 деревень) со своим говором. Они живут близко к Ханты-Мансийскому АО и считаются отатаренными ханты.
Он говорил, Сөс йакниң. А место между Вагайским и Ярковским районом это не Заболотье. Я прихожу к мысли, что происходит путаница. Мне, как раз место между Вагаем и Ярково, говорили что это Заболотье, мы ездили туда собирать ягоды. А в литературе и в сети говорится совсем про другое Заболотье.

А что, Колларда ягод нету, в такую даль поехали?
У нас в Сибири болот много, в каждой местности есть свое заболотье. Не путайте Заболотье заболотных татар у которых свой говор, с местным заболотьем. И так деревни Чебурга (Күкрәнде) и Тахтагул (Ләчек), которые действительно находятся за болотами, часто причисляют к заболотным татарам. У них обыкновенный тоболо-иртышский говор. Простительно еще, когда об этом пишут местные газеты, крайне была удивлена, когда в интернете кто-то написал из татарского отделения Тюменского университета.

Сөс йакниң так не скажет ваш знакомый из Тукуза, он скажет Сос йокның, где о- русское.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
А он говорил - Сөс йакниң! И не спорьте!

Мы из Тюмени за ягодами ездили через Ярково. Я живу сейчас в Тюмени, я про это уже писал. Там на болотах полно змей, но они не опасные. Это ужики.

Offline SWR

  • Posts: 2655
  • Gender: Male
  • Пӑлхар=пил(ӗк)+хăр(ах) Болгар-"пять частей" юж.хун
Мы из Тюмени за ягодами ездили через Ярково. Я живу сейчас в Тюмени, я про это уже писал.
За клюквой?

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Мы из Тюмени за ягодами ездили через Ярково. Я живу сейчас в Тюмени, я про это уже писал.
За клюквой?
Да, за клюквой.

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
А он говорил - Сөс йакниң! И не спорьте!

Мы из Тюмени за ягодами ездили через Ярково. Я живу сейчас в Тюмени, я про это уже писал. Там на болотах полно змей, но они не опасные. Это ужики.

Буду спорить! Я с тукузскими в одном классе училась в школе №15 г.Тобольска.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Но вас буду контролировать для того, чтобы форумчане, которые не имеют представления о сибирских татарах, не принимали вашу писанину за чистую монету.

Вы уж, пожалуйста, постарайтесь. А то вдруг чего может случится... :D :E:

А он говорил - Сөс йакниң! И не спорьте!

Мы из Тюмени за ягодами ездили через Ярково. Я живу сейчас в Тюмени, я про это уже писал. Там на болотах полно змей, но они не опасные. Это ужики.

Буду спорить! Я с тукузскими в одном классе училась в школе №15 г.Тобольска.
А они, которые с тобой учились в школе, поменяли свой говор на тобольский.

Знаю эту школу, вроде под горой. Туда еще раньше, а может и сейчас, ходила то ли "единичка",  то ли "тройка". Сейчас уже не помню.

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
А они, которые с тобой учились в школе, поменяли свой говор на тобольский.

Знаю эту школу, вроде под горой. Туда еще раньше, а может и сейчас, ходила то ли "единичка",  то ли "тройка". Сейчас уже не помню.

Тобольские скажут сас якның, мы не окаем, Колларда разве окают? А что у вас незнакомым людям тыкают?

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
А они, которые с тобой учились в школе, поменяли свой говор на тобольский.

Знаю эту школу, вроде под горой. Туда еще раньше, а может и сейчас, ходила то ли "единичка",  то ли "тройка". Сейчас уже не помню.

Тобольские скажут сас якның, мы не окаем, Колларда разве окают?
Не окают, вроде.

    Шаңшы Қоллар, Нурбуға Қоллар тигән аwыл пар, имеш. Песнеңке аwылны сөйлиләр нимә тип. Шаңшыда бер бай йақшы эшләгән сигес симийәне күцергән, имеш, ирек пиргән: "Йақшы йер, пецәннеге тә бар, сыwы та бар, палығы та бар, йәшәгес шунта" - дигән. Қоллар күле бар, песнеңке аwылны түрт йөс йыл ашу булған, аныңқы қкарттасы пы аwылның истүрийәсен алып парған Сәйпиттин тийән қарт. Ул қартныңқы әйтеше буйынца түрт йөс - түрт йөс пиш йыл элек. Пестә қоллар астанасы бар. Элекке қартларныңқы нимәсе буйынца, анта ике шәйеқ қуйылған: Мәнәқ, Йусуп. Аларныңқы өйләре булған, аны сыw алып киткән мөң туқыс йос қырық перенце йыл. Йаңадан қылдырғаннар. Пестә цым тип қуйатылар, пөтөн аwылныңқы қартнәләренә пер гөнтә туwа қылтырадылар сийарәткә барып.
    Мин кеце цақта көн тотолдо. Күптә булған ул. Цығып, парып суға, йыwынышып киләделәр. Ишегалдыбыста - итлек. Итлеккә кереп, ишеген йабып қуйдық. Қараңқы, тышта да қараңқы, эцтә дә қараңқы. Қурықыплар, сықташатлар. Алтан пелепләр, көн тотолаты тип.
    Тирәснеңке тупсасыннан пулған соу қырық перенце йылны. Ирәннәрне йыйып киттеләр соуғышқа. Менәкәйен, кәwек қысқырады. Эүсе саwық. Поз эстетән күкрәсә, сыйырнңқы сөтө булмайты, күкерт күкрәсә, күкрәгәнце пос китеп қалса, сыйыр сөтлө булады. Үләннеңке сары сөткә керәде, сөтө сары булады. Ирмән ашаса, сөт ацы булады. Сес ни йертән буламсыз? Сестә алайма?

Төмән өлкәсенең Вагай районы Куларовское (Шаңшы Коллары) авылы. Экспедиция, 2007.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
А они, которые с тобой учились в школе, поменяли свой говор на тобольский.

Знаю эту школу, вроде под горой. Туда еще раньше, а может и сейчас, ходила то ли "единичка",  то ли "тройка". Сейчас уже не помню.

Тобольские скажут сас якның, мы не окаем, Колларда разве окают? А что у вас незнакомым людям тыкают?
В интернете это в порядке вещей. При личной встрече никто не будет тыкать к не знакомым.

Мена бу ерличиси ушайду бизнинг куришига, юртларда биз торган вакитта



Ablikim - Meyli Biling


Унинг исми булган Наби, унинг кизларининг исмилари - Махруза ва Мадина

Offline Фанис

  • Posts: 13132
  • Gender: Male
Мена бу ерлаучиси ушайду бизнинг куришига, юртларда биз торган вакитта



Ablikim - Meyli Biling


Унинг исми булган Наби, унинг кизларининг исмилари - Махруза ва Мадина
Подобную рожу вы можете найти в любой татарской деревне и, боюсь, зачастую даже не в единственном числе, то же и с именами.

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Жалко что я фамилии их не знаю, хотелось бы найти их, особенно Махрузу. :) Вазможно ее по-русски зовут Машей.

Жалко что я фамилии их не знаю, хотелось бы найти их, особенно Махрузу. :)
Дружили, чтоль?
Да, дружили. Мы еще в школу не ходили, они куда-то переехали.

Сейчас придет Сибиряка, даст мне разгону, почему это я не правильно пишу... :green:

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
ashirzhan, это вы написали по-уйгурски?

У меня вопросы по тексту:
мөң туқыс йос (у нас мең тугыс йөс)?
Менәкәйен, кәwек қыс(?)қырады
Эүсе саwық – ә үсе сыwық?
 Сес ни йертән буламсыз? (Сес ни йертән буласыз? наверное, правильно)
Можно спросить сес Төмәннән буламсыз?, но никак первое предложение.
Цым – астана?

Offline Хусан

  • Posts: 2601
  • Gender: Male
Унинг исми булган Наби, унинг кизларининг исмилари - Махруза ва Мадина
Это похоже на узбекский.
Odami ersang demagil odami,
onikim yoʻq xalq gʻamidin gʻami.

Alisher Navoiy. "Hayrat ul-abror".

Offline ashirzhan

  • Posts: 983
  • Gender: Male
Сес Төмән торадан буласизма? - Ии, Төмән торадан мән. Не стоит ко мне обращаться по грамматике, я её не знаю, как говорю так и пишу. Уж извиняйте.

Offline Red Khan

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 54688
  • Gender: Male
Унинг исми булган Наби, унинг кизларининг исмилари - Махруза ва Мадина
Это похоже на узбекский.
Где-то читал, что сибирские татары - это отатаренные бухарцы. Не знаю уж, насколько это верно.  :donno:

Offline Сибирячка

  • Posts: 266
  • Gender: Female
Извините, Фанис, но Вы ошибаетесь, слово Сыбыр говорят бухарцы,

Хамза, кого вы имеете ввиду под бухарцами?

Сес Төмән торадан буласизма? - Ии, Төмән торадан мән. Не стоит ко мне обращаться по грамматике, я её не знаю, как говорю так и пишу. Уж извиняйте.

Пишите, пишите… Как говорится, бумага все стерпит. Главное, все поняли, что вы пишете не на сибирско-татарском.
А текст вы отказались комментировать. Не понимаю. Вы же Коллардан. Мы все пишем, как слышим, т.к. нет у нас своего литературного языка.
Вы писали, что у вас есть родственники в Уфе, какую Уфу имели в виду?

Унинг исми булган Наби, унинг кизларининг исмилари - Махруза ва Мадина
Это похоже на узбекский.
Где-то читал, что сибирские татары - это отатаренные бухарцы. Не знаю уж, насколько это верно.  :donno:

По данным 5-й ревизии населения (1795), на 1370 тарских (это в Омской области) татар приходилось 1218 бухарцев. Всего в Сибири в XVIII в. проживало около 20 тыс. бухарцев, в основном городских жителей.
По переписи 1850г. Численность бухарцев в Тюмени составляла 2705 чел., в Таре – 3074, в Тобольске – 3272.
По  ревизии 1857 г. В Тобольской губернии было 3336 бухарцев, в 1876г. их количество было 3693. 
1880 г.  в  Тобольской губернии татар -31568 чел., бухарцев – 8727 чел.

Offline Khamza

  • Newbie
  • Posts: 2
  • Gender: Male
Извините, Фанис, но Вы ошибаетесь, слово Сыбыр говорят бухарцы,

Хамза, кого вы имеете ввиду под бухарцами?
Сибирячка, потомков тех, кто приехал из Средней Азии и осел на территории Омской и Новосибирской области и говорящие на сибирскотатарском языке.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: