Автор Тема: Сыбыр теле — язык или диалект?  (Прочитано 206115 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Галия Абайдуллина читает стихи на сибирскотатарском языке.
Сидит на диване  древняя старуха. А вокруг неё разложены книги.

И вы хотите сказать, что все эти книги на некоем сибирско-татарском языке?

Написаны не той графикой и не той орфографией, которая применяется, например,  в Казани? Нечто совершенно другое?

А если так, кто читает эти книги, кроме этой пожилой женщины? Тиражи какие?  Они имеются в школьных и иных  библиотеках и их используют на уроках, в культурно-массовой работе? Уже есть школы с сибирско-татарским языком обучения? Выкидывают учебники из Казани и вместо них  используют местные (Тюменьские, Омские)  учебники?

Послушал речь и чтение. Наверное, я не могу оценить самостоятельно с диалектологической точки зрения.  Но там  уловил два выражения — «татар теле» и «Тукай теле» (однако вроде есть и выражение «себер-татар теле). Тукай — сибирско-татарский поэт?
А зачем всё  это? Ради пресловутой добровольности?

Оффлайн ashirzhan

  • Сообщений: 1011
  • Пол: Мужской
Вот придет Сибирячка и всех заругает!
Первым, кого она заругает, это буду я, который запостил этот видеоролик на форуме,  :)
но не Канал Земфиры Шариповой.

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Моему удивлению нет конца!

Считается, что сейчас идёт якобы лингвистическая дискуссия насчёт того, является ли сибирско-татарский отдельным языком или нет.  На полном серьёзе рассуждают!

Ну как так можно! В рамках обычной лингвистики подобные вопросы в принципе не разрешимы. Да и не надо ничего  разрешать! Надо исходить из обычной  целесообразности.

Оффлайн ashirzhan

  • Сообщений: 1011
  • Пол: Мужской
Моему удивлению нет конца!

Считается, что сейчас идёт якобы лингвистическая дискуссия насчёт того, является ли сибирско-татарский отдельным языком или нет.  На полном серьёзе рассуждают!

Ну как так можно! В рамках обычной лингвистики подобные вопросы в принципе не разрешимы. Да и не надо ничего  разрешать! Надо исходить из обычной  целесообразности.

Язык сибирских татар является диалектом алтайских татар. Некоторые слова звучат совершенно одинаково, что алтайский, что сибирский, один к одному. Значит теперь нужно приписать, что алтайский язык является диалектом казанского языка?  :green:

Оффлайн Krasimir

  • Сообщений: 1211
  • Нижнее Притомье
    • Selkup.org
Моему удивлению нет конца!

Считается, что сейчас идёт якобы лингвистическая дискуссия насчёт того, является ли сибирско-татарский отдельным языком или нет.  На полном серьёзе рассуждают!

Ну как так можно! В рамках обычной лингвистики подобные вопросы в принципе не разрешимы. Да и не надо ничего  разрешать! Надо исходить из обычной  целесообразности.


Язык сибирских татар является диалектом алтайских татар. Некоторые слова звучат совершенно одинаково, что алтайский, что сибирский, один к одному. Значит теперь нужно приписать, что алтайский язык является диалектом казанского языка?  :green:
У казанцев все идиомы от Севастополя до Татарского пролива являются диалектами татарского. :fp: :fp: Хотя татарский сам по себе - северо-западный диалект башкирского. ::)  :yes:
Кажнай пō мадё̄ӷыт ай кажнай ӄвӭ̄л ӄолдо̄ӷыт таштып коштат, кужат тат шё̄шӄуй шэндсэ шарвачанд.©

Шё̄шӄуй ӭ̄җла ве̄с ӄулатӄо!

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Так в чём проблема?
Объедините башкирский с татарским.
И в качестве основы литературного языка этого объединения можете выбрать любой  диалект, любое наречие, любой говор. Любой идиом, имеющий к этому объединению какое-то отношение. В том числе и  любой из уже  существующих литературных языков.

Хотя я думаю, что реальная генеалогия на том уровне не совсем такая, как это вы себе представляете.

У казанцев все идиомы от Севастополя до Татарского пролива являются диалектами татарского. :fp: :fp:
Это не так.

Оффлайн Krasimir

  • Сообщений: 1211
  • Нижнее Притомье
    • Selkup.org
У казанцев все идиомы от Севастополя до Татарского пролива являются диалектами татарского. :fp: :fp:
Это не так.
Ну-ну.
Кажнай пō мадё̄ӷыт ай кажнай ӄвӭ̄л ӄолдо̄ӷыт таштып коштат, кужат тат шё̄шӄуй шэндсэ шарвачанд.©

Шё̄шӄуй ӭ̄җла ве̄с ӄулатӄо!

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Так ведь не считают крымскотатарский своим диалектом?

Ilnur

  • Гость

Бик сөйкемле әбекәй) Послушал сибирско-татарский, оказывается он совсем не существенно отличается от литературного татарского, думал разницы больше. Барыбыз да татарбыз, әлбәттә.

Оффлайн ashirzhan

  • Сообщений: 1011
  • Пол: Мужской

Бик сөйкемле әбекәй) Послушал сибирско-татарский, оказывается он совсем не существенно отличается от литературного татарского, думал разницы больше. Барыбыз да татарбыз, әлбәттә.

В Сибири сейчас три группы татар и все они себя считают сибирскими, это бухарские татары (сарты), татары-ногайцы и казанские татары. А Галия Абдулина может казанская и есть. Иначе бы не приплела сюда Тукая, который к сибирякам не имеет никакого отношения.

Оффлайн _Swetlana

  • Сообщений: 21058
  • Пол: Женский
Сейчас с внуком делали задание по Истории России (7 класс)
Вопрос.  Почему попытки Крымского хана заново поработить Русь, стать наследником Золотой Орды были обречены на провал?
Ответ. Золотая Орда перестала быть сильным государством, она распалась на Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.

Мой вопрос. А куда делись татары Астраханского ханства?
Неужели они не объявили себя особым этносом - астраханскими татарами?
🐇

Оффлайн Krasimir

  • Сообщений: 1211
  • Нижнее Притомье
    • Selkup.org
Актуальные тюрки в Астраханской области - это казахи, карагаши и юртовцы (суть оказаненные карагаши), плюс какое-то количество казанцев в виде диаспоры. Вроде бы так, если верить локальным интернетам. (Я намеренно не указываю, кто из них татары, а кто нет, потому как это вопрос идеологический).
Кажнай пō мадё̄ӷыт ай кажнай ӄвӭ̄л ӄолдо̄ӷыт таштып коштат, кужат тат шё̄шӄуй шэндсэ шарвачанд.©

Шё̄шӄуй ӭ̄җла ве̄с ӄулатӄо!

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Неужели они не объявили себя особым этносом ...?
Никто никого никем не объявлял.  Это всё игры престолов.  Да и престолонаследие одно (чингизиды), но престолов уже несколько и они находятся в разных местах.  А исходный вопрос (тот, который в учебнике или от учителя) «интересный».  Ведь вроде договорились, что никакого ига (вариант: рабства) не было, а был симбиоз?   Впрочем,  я за такими вещами мало слежу.

Оффлайн Red Khan

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 57683
  • Пол: Мужской
А куда делись татары Астраханского ханства?
Никуда не девались.
(wiki/ru) Астраханские_татары

Неужели они не объявили себя особым этносом - астраханскими татарами?
Был тут на ЛФ один юртовский. ;D Правда себя всё-таки татарином называл, не сразу я выяснил что он именно юртовский.

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
А Галия Абдулина может казанская и есть. Иначе бы не приплела сюда Тукая, который к сибирякам не имеет никакого отношения.
Ерундистика. Ахинея какая-то.  Пурга.

Оффлайн _Swetlana

  • Сообщений: 21058
  • Пол: Женский
Какой ещё симбиоз  :o
В 6-м классе мы на удалёнке смотрели какую-то презентацию, там на картинке русские князья в Золотой Орде на коленях стояли.
Что там ещё было, щас припомню. Московские князья взяли на себя функцию сборщиков налогов, часть собранного утаивали - с благими намерениями, конечно. Ну а потом понравилось и делиться расхотелось, тут-то Орде и конец пришёл. Ничего личного против ордынцев, чисто бизнес.

А сёдни дальше читали, как Василий третий Псков кошмарил. Грю внуку:
- Вот, запомни, централизованное государство - это когда все финансовые потоки...
- ...стекаются в один город. Да понял я. Чего тут не понять.
 ;D 
🐇

Онлайн alant

  • Сообщений: 52330
  • Пол: Мужской
Актуальные тюрки в Астраханской области - это казахи, карагаши и юртовцы (суть оказаненные карагаши)
А карагаши - это окалмыченные ногайцы?
Я уж про себя молчу

Оффлайн Red Khan

  • Global Moderator
  • *
  • Сообщений: 57683
  • Пол: Мужской
там на картинке русские князья в Золотой Орде на коленях стояли.
Картинка-то небось новодел. :)

Ну а потом понравилось и делиться расхотелось, тут-то Орде и конец пришёл.
Московские князья сыграли конечно некоторую роль, но самое главным было то, что в русских летописях назвали "Великой замятней". А потом ещё была война Тохтамыша с Тимуром, когда последний разрушил все города по Волге.

Оффлайн Сибирячка

  • Сообщений: 289
  • Пол: Женский
Галия Абайдуллина читает стихи на сибирскотатарском языке.
Сидит на диване  древняя старуха. А вокруг неё разложены книги.

И вы хотите сказать, что все эти книги на некоем сибирско-татарском языке?

Написаны не той графикой и не той орфографией, которая применяется, например,  в Казани? Нечто совершенно другое?

А если так, кто читает эти книги, кроме этой пожилой женщины? Тиражи какие?  Они имеются в школьных и иных  библиотеках и их используют на уроках, в культурно-массовой работе? Уже есть школы с сибирско-татарским языком обучения? Выкидывают учебники из Казани и вместо них  используют местные (Тюменьские, Омские)  учебники?

Послушал речь и чтение. Наверное, я не могу оценить самостоятельно с диалектологической точки зрения.  Но там  уловил два выражения — «татар теле» и «Тукай теле» (однако вроде есть и выражение «себер-татар теле). Тукай — сибирско-татарский поэт?
А зачем всё  это? Ради пресловутой добровольности?

Автор этих книг – она, Галия Абайдуллина. Раньше она писала на казанскотатарском ,в последнее время пишет на сибирскотатарском.
Да, ее книги есть и в школьных и иных библиотеках, читают ее книги, используют на уроках татарского языка, в культурно-массовой работе. Никто не выкидывает учебники из Казани, с уважением у нас относятся к языку Тукая. Об этом она говорит. Если ничего не поняли, зачем комментировать?

В Сибири сейчас три группы татар и все они себя считают сибирскими, это бухарские татары (сарты), татары-ногайцы и казанские татары. А Галия Абдулина может казанская и есть. Иначе бы не приплела сюда Тукая, который к сибирякам не имеет никакого отношения.

Нет у нас сейчас никаких бухарцев, никаких ногайцев . Это все кануло в историю.

Она сибирская татарка, тоболячка.

Оффлайн Rachtyrgin

  • Сообщений: 1165
  • Пол: Мужской
Здравствуйте, Сибирячка! Приятно Вас видеть. Вы, как всегда, всё расставили на свои места) А я вот оторвался от корней - переехал в Питер.
Всякому остановленному фашисту для захвата его в плен можешь еще крикнуть:
«Хэндэ хох!» (Руки вверх!)
«Вафи хинлеги!» (Бросай оружие!)
«Абгезэсен!» (Слезай! — С машины, с лошади, с повозки.)
Если фашист не сразу исполняет твое приказание, крикни грознее и добавь:
«Бай флухтфэрзух вирт гэшози!» (Побежишь — буду стрелять!)
А. Афанасьев. В помощь партизану. Москва, 1942 г.

Оффлайн Agabazar

  • Сообщений: 7081
  • Пол: Мужской
Автор этих книг – она, Галия Абайдуллина. Раньше она писала на казанскотатарском ,в последнее время пишет на сибирскотатарском.
Да, ее книги есть и в школьных и иных библиотеках, читают ее книги, используют на уроках татарского языка, в культурно-массовой работе. Никто не выкидывает учебники из Казани, с уважением у нас относятся к языку Тукая. Об этом она говорит. Если ничего не поняли, зачем комментировать?
А я и теперь ничего не понял.
Теперь  язык сибирских татар уже не считается языком Тукая? Относятся к языку Тукая с уважением, но как к  чему-то чужому и, что самое главное,  ДРУГОМУ?
Тут до расставлений «на свои места» ещё очень и очень далеко.

Приведу один пример, который показывает, что до расставлений всех точек над ё очень и очень далеко.

Канонизация поэта Булата Сулейманова как сибирскотатарского
Цитировать
Сулейманов Булат (Бикбулат) Валикович родился 28 мая 1938 года в татарском ауле Супра Вагайского района, татарский поэт, член Союза писателей СССР (1984), основоположник сибирско-татарской поэзии.
Уроженец аула Супра Вагайского района Тюменской области (на реке Иртыш).
Работал в колхозе, окончил курсы трактористов. Работал в Салехарде грузчиком, в Омске – маляром, во Фрунзе – плотником, в Баку работал на Нефтяных Камнях, в Казани – продавцом, строителем в Сургуте и Нижневартовске, референтом в Тюменском бюро пропаганды художественной литературы.
Учился в Казанском госуниверситете (1962-1964). В 1972 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. В 1962 г. в журнале «Казан утлары» были опубликованы первые стихи Б. Сулейманова.
Стихи начал писать в 1960 году на татарском литературном языке. В 1980 издается первая его книга на татарском языке – поэтический сборник «Таннор фонтаны» («Фонтан зорь»). Произведения Сулейманова печатались на русском языке в журналах «Юность», «Сибирские огни», в альманахах «Тверской бульвар», «Вдохновение», «Идель». Автор сборников «Фонтаны зорь», «Дикая рябина», «Белый метеор». Его стихи переведены на киргизский, азербайджанский, узбекский языки.
Первым публично заговорил о сибирских татарах как об этносе с оригинальной культурой, самосознанием, поднял вопрос на уровне правительства страны о статусе сибирскотатарского языка.
Жил в Тюмени. Умер 11 января 1991 года. Захоронен в с. Ембаево.
А между тем:
Цитировать
Цикл стихов Б. Сулейманов посвятил великому татарскому поэту - Габдулле Тукаю, где проявляется его отношение  к нему. Так, в стихотворении «Тукай кабере янында» («У могилы Тукая»), «Мин ялгызым йөрим урамда...» («Я одиноко брожу по улице...») отношение к Казани проявляется через уважение и преклонение перед гением Г.Тукая.
(упреждая скажу,  не надо говорить, что отношение БС к Тукаю то же самое, как к другим "общим" классикам вроде Гёте и Шекспира, Пушкина и Гейне)
Тут везде говорится про сибирско-татарскую (как бы отдельную от татарской) литературу.
Но в Казани пока стараются выражаться по другому
Цитировать
САЙФУЛИНА ФЛЁРА САГИТОВНА  ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА:  ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
10 01 02 ­ 10 ­ Литература народов Российской Федерации  (татарская литература)  АВТОРЕФЕРАТ  диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Казань-2008


Боровик

  • Гость
Теперь  язык сибирских татар уже не считается языком Тукая? Относятся к языку Тукая с уважением, но как к  чему-то чужому и, что самое главное,  ДРУГОМУ?
А что, обязательно нужно отказаться от Тукая, чтобы осознавать себя другой нацией?

Оффлайн Сибирячка

  • Сообщений: 289
  • Пол: Женский
Здравствуйте, Сибирячка! Приятно Вас видеть. Вы, как всегда, всё расставили на свои места) А я вот оторвался от корней - переехал в Питер.
Здравствуйте! Взаимно. Спасибо!

 

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: