Author Topic: Тайные причины первоначального успеха Эсперанто  (Read 5454 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Солохин

  • Blogger
  • *
  • Posts: 16666
  • Gender: Male
Я открываю эту тему для того, чтобы высказать здесь некоторые соображения, которые, кажется, ещё никогда и никем не озвучивались публично.

Возможно, я поступаю не совсем корректно, предавая эти соображения огласке, тем более на форуме, где то и дело разгуливают озлобленные на Эсперанто тролли. Тем не менее, я убежден, что во всех случаях правда предпочтительнее полуправды, так как узнавая правду, всякий человек (пусть и не сразу) начинает обретать почву под ногами и вырабатывать разумную позицию.

Люди, которые желают критиковать Эсперанто, в общем и целом всегда в конечном итоге (явно или неявно) опираются один и тот же аргумент: если бы этот язык был хорош, то он стал бы общепризнанным.  Обычно вначале пытаются указать на какие-нибудь недостатки этого языка, которые якобы и послужили причиной его неуспеха. Но недостатки эти неизменно оказываются либо мнимыми, либо мелкими. Поэтому в конечном итоге всё сводится к повторению одного и того же решающего аргумента: если ты такой умный, то почему ты не богатый?

Защитники Эсперанто, в свою очередь апеллируют к тому факту, что Эсперанто давно вышел за узкие рамки конланга и стал живым языком. И пытаются определить те уникальные позитивные качества Эсперанто, которые позволили ему превратиться из искусственного языка в естественный. Я и сам уделил этой загадке несколько лет своей жизни и, как мне кажется, даже смог найти ключ к её разгадке.

Однако на сей раз я хочу повернуть тему совершенно неожиданной стороной, показать такой её аспект, в котором могут оказаться совершенно неважными как достоинства Эсперанто, так и его недостатки. Так же, как совершенно неважны достоинства и недостатки латыни, французского или английского при выяснении вопроса о том, почему в ту или иную эпоху данный язык вдруг становился доминирующим как международный, а в другую - вдруг исчезал или практически исчезал из международного общения.

Мой тезис прост: язык Эсперанто продвигали Австровенгерская Империя. Я бы мог выразиться и более хлестко, сказав, что Эсперанто был проектом Габсбургов, однако это будет уже чрезмерное упрощение картины.
Конечно, у Заменгофа, когда он создавал свой язык, не были и мысли о том, будто этот язык может послужить политическим целям какой-то империи. Его мечты уносились гораздо выше и дальше; он мнил свой язык в качестве всемирно признанного языка международного общения. Но мечты мечтами, а дела в нашем мире делаются совсем не так. Ни один проект не может получить серьезного развития, не имея серьезной политической базы. Должна найтись какая-то серьезная сила, которая посчитала бы его выгодным для себя капиталовложением и обеспечила данному проекту надежную политическую крышу. Мечты Заменгофа - это одно, а реалии политической истории человечества - это совсем другое.

Не секрет, что фантастический успех английского языка объясняется вовсе не его удобством для изучающих или другими подобными фантастическими причинами. Люди учат английский просто потому, что в продвижение этого языка вкладываются фантастические бабки, а раскручивание этого языка (в плане политики, культуры и науки) идет под крышей самой могущественной империи современности (Англосаксонской).
То же самое можно сказать и о французском языке, который вовсе не по счастливой случайности завоевал роль общепризнанного языка международного общения как раз в ту эпоху, когда Франция стала мировым гегемоном. И постепенно потерял эту роль спустя сто лет после так называемой "Великой Революции", которая обратила в труху Великую Францию, превратив её в историческое предание. Хотя, казалось бы, зачем миру было отказываться от французского после того как он добился решительного успеха  (как и английский сегодня)?!
Вот и латынь  доминировала во время оно вовсе не по причине своей уникальной благозвучности и проч., а просто потому, что она была официальным языком католической Церкви, которая четыреста лет была ведущей религиозно-политической силой Европы.

Вспоминая всё это, можно согласиться с тем, что нет ничего невероятного в идее, что и в истории Эсперанто важную роль сыграла политическая поддержка со стороны какой-то силы. И действие этой силы прекратилось в Первую мировую войну, после чего бурный рост и распространение языка сменилось естественной инерцией, которую имеет всякий массовый процесс. Это аргумент от истории.

А вот аргумент от географии. Даже поверхностный анализ распространения языка сразу показывает, что наибольший успех Эсперанто имел именно в Восточной Европе. И именно в тем областях Восточной Европы, которые находились в сфере геополических интересов Габсбургов. Прежде всего, конечно, в Венгрии - стране, в которой Эсперанто наиболее распостранен и в наибольшей степени признан (я знаю людей, которые всю жизнь зарабатывают в Венгрии преподаванием Эсперанто - и достойно зарабатывают), а также на Балканах, в Чехии и собственно Австрии. Но кроме того в Польше и Литве. Нельзя не заметить этой странной закономерности. Понятно, что Эсперанто возник именно там, в Восточной Европе. Но почему, возникнув в России, он не столько распространился в самой России, сколько перебросился на юго-запад, за пределы России?

Чтобы понять это, надо вникнуть в идеологический аспект проблемы. Идея Эсперанто - та идея, которую можно сколько угодно оспаривать, но невозможно отрицать - состоит в культурном единстве рода человеческого поверх национальных барьеров. В англосаксонском варианте мы имеем ту же самую идею, но в ином варианте, в котором англоязычные люди есть люди первого сорта, в прочие - второго или третьего сорта. (Об этом не принято говорить вслух, но так оно и есть. И английский язык люди учат в том числе и для того, чтобы повысить свой сорт.)

Чтобы эту высокую и красивую Эсперанто-идею чуть-чуть конкретизировать, поставить на твердую почву политического реализма, надо вспомнить особенности той эпохи и ту чрезвычайную роль, которую играла тогда идея языкового единства.
Нельзя объять необъятное, и я просто дам ссылку на великолепное исследование Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма", в котором он показывает, как в конце XVIII - начале XIX века была создана и опробована на деле (вначале - в Латинской Америке) новая технология разрушения Империй, основанная на специально разработанной для этой цели идеологии национализма.
Для любого человека чрезвычайную ценность представляет собой то человеческое сообщество, к которому он принадлежит. Это прежде все те реальные сообщества, судьба которых прямо отражается на его судьбе. Но кроме того, это и воображаемые сообщества, судьба которых задевает данного человека чисто умозрительно - потому, что он рассматривает себя как члена этих сообществ. Это прежде всего религиозные сообщества, например, христианская церковь. Называя религиозные сообщества "воображаемыми", Андерсон не имеет в виду, что сами эти сообщества нереальны. Он лишь констатирует тот факт, что причастность данного индивидуума к данному сообществу, если смотреть трезво-материалистически, вовсе не носит такого драматического характера, как это может показаться, если доверять суждениям самого субъекта по данному вопросу. То есть, речь идет о чем-то, что относится к сфере субъективных феноменов, которые с точки зрения материалистической науки есть просто работа человеческого воображения.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Андерсон считает, что возникновение и усиление феномена "наций" не случайно совпало по времени с ослаблением и даже исчезновением влияния религиозного фактора. Чем в большей степени люди в своей осознавали себя венграми, русскими, поляками, украинцами и тп, тем в меньшую роль играла для них принадлежность к той или иной конфессии - католичеству, православию, лютеранству и проч.
А это означит, что та душевная энергетика, которая раньше заставляла людей вести религиозную жизнь, отправляться в крестовые походы, отстаивать свои религиозные ценности порой ценой своей жизни, теперь стало возможным канализировать в другом направлении - что открыло новые необъятные возможности для политтехнологов. Первой жертвой этой работы стала, как уже было сказано, Испанская империя, потерявшая свои колонии. Здесь языковой фактор почти не играл роли, ключом стала логистика Нового Света, что подробно разбирает Андерс. Затем та же технология была применена в Европе для разрушения Австровенгрии и Российской Империи.

Вообще говоря, языковой фактор вовсе не является единственным фактором национализма. Однако в Старом Свете удобнее всего было опираться именно на этот фактор. И вот на протяжении XIX века внезапно осознают своё (воображаемое) единство огромные массы людей, которые читают газеты, написанные на одном и том же языке. Границы языков, которые никогда раньше не играли настолько важной роли, чтобы всерьез учитываться в политике, внезапно становятся зловещими границами между озлобленным друг на друга массами, которые вдруг осознают себя разными народами.

Габсбурги прекрасно осознавали опасность этой политтехнологии для своего господства. Они были людьми тонкими и бесконечно изобретательными, и они экспериментировали в самыми разными техниками противостояния этому новому злу. Среди прочих идей всерьез рассматривалась также и идея международного языка. Если языковые барьеры становятся опасными трещинами на теле Империи, почему не попробовать создать новое воображаемое сообщество - сообщество людей, говорящих на международном языке. Здесь важно понимать, что для того, чтобы замутить серьезное политическое движение, на первом этапе совершенно необязательно вовлекать в него массы. Гораздо важнее и перспективнее вовлечь в него интеллектуалов, придать этому движению респектабельность.

Первым экспериментом Габсбургов стал воляпюк - и этот язык сразу получил просто фантастическое распространение. Но создатель воляпюка казался слишком уж фанатичными католиком, в это грозило возможностью, что Ватикан на каком-то этапе перехватит контроль над движением. (Надо сказать, что власти Германии ревниво следили за всеми шевелениями со стороны Вены - впоть до того, что Шлееру пришлось даже посидеть в тюрьме.) А кроме того, Воляпюк казался слишком громоздким проектом, что должно было вызвать трудности на втором этапе, когда движение должно было распространиться вниз, на народные массы.

И вот как раз в этот момент появляется блистательный Эсперанто - язык благозвучный и легкий в изучении, язык, который мог бы при совсем небольшой финансово-политической поддержке раскручен до очень серьезного градуса. Появляется он за границей, в опасной и враждебной России, но не беда: ведь создатель Эсперанто - еврей, и потому внутри самой России эсперанто-движение легко можно будет маргинализовать как революционное и антигосударственное.
Если даже Романовы сами захотят раскрутить эсперанто внутри своей страны, они во-первых будут иметь несравненно меньшую социальную базу, ведь подавляющее большинство граждан Российской Империи (особенно образованных!) - русскоязычные! Острота национального вопроса внутри России была ничтожной по сравнению с остротой этого вопроса в Австровенгрии! Таким образом, если оперативно раскрутить Эсперанто в Австровенгии, то внутри самой России Эсперанто будет играть роль не цемента, склеивающего разные народы, сколько культурной скрепы, заставляющей эсперантистов считать себя принадлежащими к воображаемому сообществу, большинство членов которого находится в Австровенгрии.

Все это было осознано молниеносно - и началась интенсивная подковерная работа, результат которой мы и наблюдаем сегодня: лингвопроект стал полноценным живым языком. Успел стать до того, как Австровенгрия распалась, так и не доведя дело распространения Эсперанто до той критической точки, после которой венгры, сербы, чехи, германцы и евреи осознавали бы себя в первую очередь эсперантистами, а уже во вторую - венграми, сербами, чехами, германцами и евреями ... А затем пришла бы очередь поляков, литовцев, украинцев и северных немцев - подданных германской Империи. Очень уместным было в Эсперанто и преобладание романского элемента - это давало в перспективе (помимо Румынии) выход на Северную Италию, Швейцарию, а далее - на Россию и Францию.
Государство, которое вовремя осознало все эти возможности и взяло эсперанто-движение под покровительство своих спецслужб, получало в перспективе не только мощный козырь против внутреннего национализма, но и великолепные идеологические механизмы подрывной работы на территорий соседних империй. Эсперантисты России и Франции, Германии и Италии, а там глядишь Великобритании и (особенно!) её многочисленных колоний, исступленно жаждавшие свободы  ;up:, становились потенциальными союзниками Габсбургов.

Всё это погребла под собою Первая мировая война. Эсперантисты разделили участь старообрядцев. Сначала бесплатно раскрученные Австровенгрией, они теперь должны были перебиваться своими силами. Более того, ещё долгое время после поражения Австровенгрии на них всюду глядели подозрительно, с повышенной готовностью усмотреть за их спиной пусть и обрубленные, но ещё шевелящиеся щупальца Габсбургов. После грандиозного разгрома всей Восточной Европы по итогам Первой мировой, теперь в мире доминировали Британия и Франция, при этом ни та, ни другая держава не имели никаких оснований глядеть на Эсперанто без опаски. Эсперанто-движение между тем успело получить развитие в колониях и странах третьего мира и требовало признания со стороны Лиги Наций. По этому вопросу вспыхнула короткая, но решительная борьба, исход которой был предрешен.

Дальнейшее известно. Эсперанто продолжает жить по инерции, не пользуясь ничьей поддержкой, только лишь за счёт своих собственных сил. Эти силы невелики, но и не так уже малы.

В заключение дерзну высказать предвидение, согласно которому дальнейшая судьба Эсперанто напрямую зависит от того, удастся ли Восточной Европе осуществить реванш, который вернёт её в число Великих Держав - или две мировые войны повергли её в вечное и безысходное ничтожество без шансов на возрождение. Впрочем, если судить по тому буйному энтузиазму, с которым многие подвергают Эсперанто остракизму, кое-кто из Больших Людей между просматривает такую возможность и не склонен относиться к ней беспечно.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Offline BormoGlott

  • Posts: 11700
  • Gender: Male
эта теория Ваша собственная? Вы её построили на основании собственных предположений и логических заключений или имеется какая-то фактическая база, т. е.  имеются ли документальные подтверждения того, что Габсбурги как-либо спобствовали распространению эсперанто?

А чем Вас не устраивает распространенная версия: эсперанто де суть сионистский проект призванный для языкового объединения евреев говорящих на разных еврейских языках. Впоследствии в качестве такого языка был принят возрождённый иврит, а эсперанто начал самостоятельную жизнь
напостил BormoGlott

Offline Hellerick

  • Posts: 30125
  • Gender: Male
Восточная Европа — зона молодого национализма, где особенно болезненно воспринимаются успехи "чужих" языков, и поэтому привлекательной оказывается идея нейтрального языка. Расползающаяся австрийская империя была для эсперанто прекрасной питательной средой. Не надо тут искать чью-то скрытую волю.

Online RockyRaccoon

  • Posts: 47500
  • Gender: Male
  • Je suis RockyRaccoon
Мой тезис прост: язык Эсперанто продвигали Австровенгерская Империя. Я бы мог выразиться и более хлестко, сказав, что Эсперанто был проектом Габсбургов
Австровенгры вообще были склонны к выгодным империи языковым проектам. Так что всё возможно.
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

Offline Gleki Arxokuna

  • Posts: 418
Это англосаксы придумали самое понятие грамматики.
А эсперанто придумали именно как латынеподобную грамматику.

Те, кто говорят будто эсперанто проще других языков, фактически прогибаются под англосаксов вместо того, чтобы бороться.

Интересно, что в самой Западной Европе метод изучения языков по правилам грамматики уже давно перестал быть популярным.

Вероятно, это заговор англосаксов. Для себя они оставляют нормальные методы изучения языков, а остальное население планеты пусть будет мычащим быдлом.
Что более эффективно, научить людей системе, которая паразитирует на реальных языках, и несколько упрощает их, исключая некоторые детали фактических исторических языков; или же более эффективно иметь большое количество языков.

lojban.org/papri/Ложбан_и_самогоноварение

lojban.org/papri/Революционный_привет!/Советский

Offline Olego Fren

  • Posts: 326
Quote
И постепенно потерял эту роль спустя сто лет после так называемой "Великой Революции", которая обратила в труху Великую Францию, превратив её в историческое предание. Хотя, казалось бы, зачем миру было отказываться от французского после того как он добился решительного успеха  (как и английский сегодня)?!
Полностью согласен про французов. Интересно проследить культурное падение Франции после "Великой Революции". Франция 18 века и Франция 19 века в плане культуры и искусства это как небо и земля.
Tor is an essential part of the Internet freedom infrastructure, and I'm looking forward to working with the Tor Project to continue to grow the movement.
Shari Steele

Mister Fren is a Veteran of the Mississippi Civil Rights Movement.

Offline АБР-2

  • Posts: 4690
  • ☦ Абр Зиборский.
    • Проза ру, фэйсбук, Одноклассники.http://www.proza.ru/avtor/brayev
Не совсем ясно кто и когда вкладывал хоть копейку в англоязык. И какая связь с англоимперией. Говоря о провале эсперанто я не говорю о его мнимых недостатках и не вывожу провал из качества. Качественный язык имеет больше шансов на успех но это не гарантия успеха. в какой то мере эсперанто выиграл на простоте и звучном названии. хотя четыре слога это неудобно.  Если империя вкладывает деньги в язык то не вполне ясно как эти деньги потом вернутся братно. Ввиде чего?
Хариманский язык.  Никогда не поверю в эсперантское "лис-о", "утк-о". Ненормально это. Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его (Ос.8:3). Читайте Жемчужную Библию. http://www.proza.ru/avtor/brayev Проповедание неверящим важнее храмового богослужения . Изучая англоязык, не выверни себе челюсть: сэфайа - сапфир (!!!) Арахау - это путь к себе. Капитализм - это частный капитал плюс латинизация всей страны. РПЦ - столп и утверждение Истины. Честь - это всего лишь следование за своим рассудком. Псевда и фрипулья убивают душу лингвоюзера. Глобусы Мокшании самые крупные в мире! Упадочная Русь не избежит большой войны. ЦС язык не нужен. Кофеюзеры по найтам постят форума́. Кто копает на одном месте, у того глубже результат. Главная проблема при создании языков - трудность запоминания слов (для людей с обычной памятью). Christoros madûmbra!

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23160
  • Gender: Male
    • Орфовики
Нельзя объять необъятное, и я просто дам ссылку на великолепное исследование Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма", в котором он показывает, как в конце XVIII - начале XIX века была создана и опробована на деле (вначале - в Латинской Америке) новая технология разрушения Империй, основанная на специально разработанной для этой цели идеологии национализма.
Туда же книга "«Зоопарк народов» Лорда Пальмерстона".
Именно в конце XVIII - начале XIX века, в частности, создавались национальные славянские языки.

И вот как раз в этот момент появляется блистательный Эсперанто - язык благозвучный и легкий в изучении, язык, который мог бы при совсем небольшой финансово-политической поддержке раскручен до очень серьезного градуса. Появляется он за границей, в опасной и враждебной России, но не беда: ведь создатель Эсперанто - еврей, и потому внутри самой России эсперанто-движение легко можно будет маргинализовать как революционное и антигосударственное.
Если даже Романовы сами захотят раскрутить эсперанто внутри своей страны, они во-первых будут иметь несравненно меньшую социальную базу, ведь подавляющее большинство граждан Российской Империи (особенно образованных!) - русскоязычные! Острота национального вопроса внутри России была ничтожной по сравнению с остротой этого вопроса в Австровенгрии!
Сомнительно, что Австро-Венгрия стала бы копать себе могилу, создавая ещё один язык, если они с чешским "национальным возрождением" не справились. Скорее смысл был разрушить Российскую империю, которая была практически полностью русифицирована. В начале XIX века "национальным возрождением" в Польше занимался Мицкевич сотоварищи. Тоже из Франции, как и Эмиль Буарак в 1905 году.

Offline Лом d10

  • Posts: 16869
  • Gender: Male
Offtop
что ж Вы, мил человек, свой ПР поудаляли, весьма огорчён, даже если это было хобби, негоже так.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23160
  • Gender: Male
    • Орфовики
Плановый русский не удалён, исследования ещё идут. Хотя оптимизм уже не тот.

Offline Лом d10

  • Posts: 16869
  • Gender: Male
Плановый русский не удалён, исследования ещё идут. Хотя оптимизм уже не тот.
вики удалили, читать теперь нечего, помочь не могу ибо бездарь, но за изысканиями было интересно следить.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23160
  • Gender: Male
    • Орфовики


Offline АБР-2

  • Posts: 4690
  • ☦ Абр Зиборский.
    • Проза ру, фэйсбук, Одноклассники.http://www.proza.ru/avtor/brayev
Если говорить коротко, монументальный труд товарища Солохина вызывает уважение, но это, по сути, научное исследование, и объём должен быть значительно больше, а тезисы - более подробны. Как тезисный фолиант этот труд хорош. То, что я не согласен с 90% тезисов - это другая тема. Тут необходимо либо отказаться от грандиозной работы, либо её сделать. Для этого сайта лучше сначала выбрать один пункт, проработать его капитально, обсудить, затем перейти к другому. Можно, к примеру, начать с темы "критика эсперанто". Обычно в голове у критикующих каша. Когда кто-то говорит, что ему не нравятся циркумфлексы - это выглядит смешно. Я выделил главное - эсперанто - это маргарин, а нужен мёд. Вроде бы, все говорят про КАЧЕСТВО. Но моя критика выделяет именно субъективное восприятие языка в головах большинства людей, а не его истинное качество. Я бы пожелал товарищу Солохину большей основательности, а всё остальное есть. Не стоит торопиться с высказыванием многих мыслей, надо начать с чего-то одного, тщательно обдумав вопрос. И один вопрос часто имеет много сторон. Если говорить про успех как таковой, то, начиная говорить про успех и провал эсперанто, мы автоматически должны рассмотреть саму теорию успеха как таковую. И только в её контексте рассматривать данное произведение. Пока это не сделано, все прочие размышления бессмысленны. Нельзя браться за грандиозную задачу по ходу действия, между других дел, любое серьёзное исследование требует массу времени и сил. Если нет времени и сил - надо выбрать задачу попроще.
Хариманский язык.  Никогда не поверю в эсперантское "лис-о", "утк-о". Ненормально это. Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его (Ос.8:3). Читайте Жемчужную Библию. http://www.proza.ru/avtor/brayev Проповедание неверящим важнее храмового богослужения . Изучая англоязык, не выверни себе челюсть: сэфайа - сапфир (!!!) Арахау - это путь к себе. Капитализм - это частный капитал плюс латинизация всей страны. РПЦ - столп и утверждение Истины. Честь - это всего лишь следование за своим рассудком. Псевда и фрипулья убивают душу лингвоюзера. Глобусы Мокшании самые крупные в мире! Упадочная Русь не избежит большой войны. ЦС язык не нужен. Кофеюзеры по найтам постят форума́. Кто копает на одном месте, у того глубже результат. Главная проблема при создании языков - трудность запоминания слов (для людей с обычной памятью). Christoros madûmbra!

Offline BormoGlott

  • Posts: 11700
  • Gender: Male
Если говорить коротко
а ещё короче /императив/
напостил BormoGlott

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23160
  • Gender: Male
    • Орфовики
великолепное исследование Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма"
Прочитал полностью. Ничего не имею против самого исследования, но по деталям есть явные косяки.

1. Славяно-российский язык назван явной победой над церковнославянским. Никакая это не победа, церковнославянский в нём был высшим стилем. И весь этот проект был явно пропитан идеей русификации через православие, а также борьбой за Балканы-проливы.

2. Произведение начинается и заканчивается упоминанием войн в Индокитае, как якобы войн трёх марксистских государств (Кампучия, Вьетнам и Китай), и в этом русле утверждается, что марксизм бессилен перед идеей нации (а по тексту ещё намекается, что марксизм игнорирует данные точных наук, причём почему-то строится параллель с исламом). Но назвать Ден Сяопина (антипода Мао Цзэдуна), а тем более Пол Пота (который открыто поддерживал короля) марксистами - это надо суметь! Кстати, Пол Пот - это такой жупел, на которого ещё скинули ответственность за все смерти от американских бомбёжек страны и развала всей инфраструктуры (США туда сбросили бомб в три раза больше, чем на Японию).

Offline Солохин

  • Blogger
  • *
  • Posts: 16666
  • Gender: Male
великолепное исследование Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма"
Прочитал полностью. Ничего не имею против самого исследования, но по деталям есть явные косяки.
Согласен.
Но эти ляпы не отменяют главной идеи автора и не ослабляют его аргументации.
Его описание феномена "нации" и "национализма" в терминах "воображаемых сообществ", на мой вкус, просто превосходно.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Нельзя браться за грандиозную задачу по ходу действия, между других дел, любое серьёзное исследование требует массу времени и сил. Если нет времени и сил - надо выбрать задачу попроще.
У меня есть намного более важные жизненные планы, чем исследование истории Эсперанто. Эсперанто для меня - это просто язык, на котором я общаюсь с дорогими для меня людьми, не говорящими по-русски. В эсперанто-движении я больше никак не участвую.
Некоторые иллюзии, которые я связывал с этим языком, полностью рассеялись в связи с трагическими событиями последних двух лет, показавшими, что наличие общего языка никоим образом не защищает людей от политических манипуляций, направленных на их разделение вплоть до животной ненависти и кровопролития. Заменгоф был добрым человеком, но он не был реалистом.

Потому систематических исследований на эту тему я проводить не планирую. Но если появятся новые интересные материалы, я постараюсь представить их своим читателям.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Острота национального вопроса внутри России была ничтожной по сравнению с остротой этого вопроса в Австровенгрии!
Сомнительно, что Австро-Венгрия стала бы копать себе могилу, создавая ещё один язык, если они с чешским "национальным возрождением" не справились.
Габсбурги сами организовали чешское "национальное возрождение". Целью этой акции было - не допустить перехода Чехии под контроль Германии.
Сами по себе "национальные возрождения" никакой опасности для Империи не несут. Они становятся опасными лишь в том случае, когда эти движение возглавляют агенты соседней Империи. Сами по себе националисты - бараны, расходный материал политики. Важно кто ими управляет и какие цели при этом преследует. Опасен не национализм как таковой, а сепаратизм.
Язык Эсперанто менее всего может рассматриваться как язык сепаратизма. Мне трудно даже представить себе ситуацию, когда он мог бы использоваться подобным образом. Ведь это не язык какого-то народа, а международный язык.
Чтобы Эсперанто стал языком сепаратизма, надо сначала сформировать компактно проживающую нацию эсперантистов.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Нельзя объять необъятное, и я просто дам ссылку на великолепное исследование Бенедикта Андерсона "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма", в котором он показывает, как в конце XVIII - начале XIX века была создана и опробована на деле (вначале - в Латинской Америке) новая технология разрушения Империй, основанная на специально разработанной для этой цели идеологии национализма.
Туда же книга "«Зоопарк народов» Лорда Пальмерстона".
Именно в конце XVIII - начале XIX века, в частности, создавались национальные славянские языки.
:+1:
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Если империя вкладывает деньги в язык то не вполне ясно как эти деньги потом вернутся братно. Ввиде чего?
В виде организованного движения людей, говорящих на этом языке.
Средства вкладываются ведь, собственно, не в язык, а именно в движение. И кто возглавит это движение - тому и достанутся политические плюшки.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

смысл был разрушить Российскую империю, которая была практически полностью русифицирована
Это одно из возможных применений, но не единственное возможное.

Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

Мой тезис прост: язык Эсперанто продвигали Австровенгерская Империя. Я бы мог выразиться и более хлестко, сказав, что Эсперанто был проектом Габсбургов
Австровенгры вообще были склонны к выгодным империи языковым проектам. Так что всё возможно.
Спасибо.
Sinjoro Jesuo Kristo purigu min.


Вне форума.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: