Author Topic: *Митра  (Read 2723 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Bhudh

  • Posts: 58157
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
on: January 17, 2011, 22:12
Quote from: Хачик
Гораздо интереснее слово МИР.Есть ли работы специалистов-лингвистов,которые выводят это слав. слово из иранского Митра,а точнее пехлевийского Миhр?Про иранские заимствования в слав. кое что читал,но конкретно про слово МИР не встречалось.
Всё гораздо проще.
Эти слова однокоренные.
Разного образования в славянских и иранских языках, но практически с одним смыслом.
В славянском к корню *mei- присоединён суффикс *-r-, а в иранских суффикс *-tr-.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Online Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 55875
  • Gender: Male
  • Haariger Affe
    • Подушка
Reply #1 on: January 17, 2011, 22:19
В славянском к корню *mei- присоединён суффикс *-r-, а в иранских суффикс *-tr-.

(Внимательно смотрит в монитор.)
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Offline spalis

  • Posts: 269
  • Gender: Male
  • Нет Бога, кроме Бога
Reply #2 on: January 17, 2011, 22:30
В славянском к корню *mei- присоединён суффикс *-r-, а в иранских суффикс *-tr-.

(Внимательно смотрит в монитор.)
а, можно без дури,? я устал

Offline Bhudh

  • Posts: 58157
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #3 on: January 17, 2011, 22:32
Quote from:
(WM внимательно смотрит в монитор.)
Да чʼто опʼять нʼе то⁈. >(
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Online Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 55875
  • Gender: Male
  • Haariger Affe
    • Подушка
Reply #4 on: January 17, 2011, 22:59
Да чʼто опʼять нʼе то⁈. >(

Ну, я не понял, зачем вы там *e сделали почти невидимым. Да и само объяснение несколько кондово.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Reply #5 on: January 17, 2011, 23:01
а, можно без дури,?

Где вы дурь усмотрели?


я устал

Прилягте, отдохните. Или ванну примите.
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Offline Bhudh

  • Posts: 58157
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #6 on: January 18, 2011, 00:15
Quote from: Wolliger Mensch
я не понял, зачем вы там *e сделали почти невидимым
Я так факультативность обозначил. В широком смысле. Как символ ступеней аблаута. Не люблю этих заковыристых обозначений типа *C(e/o)C-
Жалею, что в Уникоде нашлось место уродским ḕḗḝếềểễệ, но не нашлось банальной LATIN SMALL LETTER E WITH RING ABOVE.

Quote from: Wolliger Mensch
Да и само объяснение несколько кондово.
Ну я же не Вы, чтобы расписывать, как в праиндоиранском возникло образование на *-tr- от корня *mei- со значением «скреплять, соединять», которое дало mitraḥ в санскрите и miϑra- в авестийском со значением «соединитель» > «миротворец», ставшее именем бога мира и союзничества…
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Хачик

  • Posts: 309
  • Gender: Male
Reply #7 on: January 18, 2011, 00:54
Ну я же не Вы, чтобы расписывать, как в праиндоиранском возникло образование на *-tr- от корня *mei- со значением «скреплять, соединять», которое дало mitraḥ в санскрите и miϑra- в авестийском со значением «соединитель» > «миротворец», ставшее именем бога мира и союзничества
Также договора с сильными чертами солярного божества (договор наверное самая главная его функция).Спасибо за корень,набрав его в поисковике наткнулся на знакомый сайт,оказывается там кое что есть по теме:
Quote
3. К несколько более позднему времени оказывается нужным отнести многочисленные славяно-иранские изоглоссы. Праславянский язык, как и армянский и тохарские языки, может быть отнесен в числу «иранизованных» индоевропейских диалектов (термин был введен Е.Д. Поливановым в его исследованиях узбекских диалектов). Часть соответствующих явлений может объединять ареальные черты, соединяющие с тохарским иранские, особенно восточно-иранские, языки, как и славянские, в частности, это относится к общему для славянского, восточно-иранского и тохарского имени эпического героя-богатыря, названия «1000» и некоторых других числительных и употребления приставки *pe/o в качестве приметы повелительного наклонения (тип русск. пойдите). Иранское воздействие на славянский словарь мифологических (и шире: религиозных и этических) представлений может быть отнесено к праславянскому, когда это влияние способствовало развитию еще более ранних комплексов идей. Древний прообраз «социального договора» (ср. сходные идеи вплоть до contrat social у Руссо) виден в функции индоиранского бога Mi-tra от корня и.-е. *mei- ‘обмениваться’ (откуда слав. *mēn-, русск. менять, об-мен, cамое раннее индоиранское свидетельство - месопотамско-арийский бог Mitra в митаннийско-хеттском государственном договоре II тыс. до н.э.); использование слова в значениях ‘Солнце’, ‘Бог Митра’ в позднейших иранских солярных и митраистских культах ведет к изменению исходного значения. Происхождение и раннее значение др.-русск. МИРЪ ‘мир, согласие, договор, Вселенная’ и производных от него фразеологических сочетаний (ВЬСЬ МИРЪ ‘весь мир’) согласуются с предположением иранского влияния: представляет интерес возможное соотнесение выводов работ В.Н. Топорова на эту тему с новыми исследованиями (Тюкана и др.) о проникновении митраизма на восток и юго-восток Европы, в том числе в Северное Причерноморье. В частности, связь в митраизме образа Митры со всем миром, Вселенной проясняет вероятную предысторию славянского слова с этим же значением. Существенное преобразование исходной дуальной системы богов в праславянский период было связано с иранским влиянием, когда из иранского *bag- было заимствовано главное название бога. Половина имен богов в древнерусском пантеоне князя Владимира разъясняется как иранские заимствования; особо следует отметить заимствование из восточно-иранского (аланского) бога Хорса, имя которого связано и с прилагательным хороший, по Обнорскому заимствованным из того же источника. Следовательно с иранским влиянием была связана замена основного понятия положительного оценочного ряда. Интересный след иранского воздействия обнаруживается в негативном значении древнерусского мифологического существа ДИВЪ (ср. иранск. dev-a- ‘дэвовское отрицательное существо’ из индоиранск. и и.-е. названия главного положительного божества). С евразийским влиянием можно связать употребление древнерусского прилагательного ДИВИИ в значении ‘дикий’ - о животном (ср. аналогичные конструкции с родительным падежом родственного имени ‘бога’ в латышском и типологические параллели в енисейском).
Часть специфических славяно-иранских изоглосс, выявленных В.И. Абаевым, касается согдийско-аланской ветви восточно-иранского (к ним относится суффикс имен *-ak-). Проникновение соответствующих иранских форм в славянские диалекты можно связать с географическим контактированием славян с восточными иранцами, в частности, скифами-аланами.
http://www.philology.ru/linguistics3/ivanov-07.htm

И ещё:
Quote
Славяно-иранские мифологические и языковые соответствия стали одной из увлекательных тем серии работ Топорова. Среди них обращают на себя внимания такие сходства, в которых можно увидеть вероятный след митраизма у славян.
http://www.ruthenia.ru/folklore/ivanov1.htm

Читая книги по истории у меня давно появилось подозрение,что язычество у славян сильно напоминает митраизм,причем без римско-эллинистических примесей,вроде тауроконии и астрологии.Этот славянский "митраизм" больше напоминает первоисточник из Ирана.
Вообще по моему влияние митраизма на мировую историю сильно недооценено и почему то мало обсуждается,хотя тема наинтереснейшая.

Offline Bhudh

  • Posts: 58157
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #8 on: January 18, 2011, 01:01
Что-то Ива́нов насчёт «*mei- ‘обмениваться’» интересное говорит… У Покорного такой связи нет, а в СтарЛинге связь корней обратная…
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Iskandar

  • Posts: 33513
Reply #9 on: November 19, 2014, 10:27
Разного образования в славянских и иранских языках, но практически с одним смыслом.
В славянском к корню *mei- присоединён суффикс *-r-, а в иранских суффикс *-tr-.
В индоиранских нулевая ступень, в славянских — гуна.
Заратуштра позволяет

Reply #10 on: November 19, 2014, 10:38
Читая книги по истории у меня давно появилось подозрение,что язычество у славян сильно напоминает митраизм,причем без римско-эллинистических примесей,вроде тауроконии и астрологии.Этот славянский "митраизм" больше напоминает первоисточник из Ирана.
Очень интересно, откуда же известен этот «первоисточник из Ирана».
Забитие Быка имеет вполне иранские корни, это типичное индоиранское жертвоприношение, которое в зороастризме приписывается действиям Ахримана (злые силы причиняют страдания Душе Коровы, а Заратуштра призван заступиться за неё и, излечив её страдания, возродить целостность бытия).
Заратуштра позволяет

Offline Алалах

  • Posts: 11290
Reply #11 on: November 19, 2014, 11:42
типичное индоиранское жертвоприношение, которое в зороастризме приписывается действиям Ахримана (злые силы причиняют страдания Душе Коровы, а Заратуштра призван заступиться за неё и, излечив её страдания, возродить целостность бытия).
Никогда не встречал упоминания, что жертвоприношения связаны со страданиями. Обычно, даже если жертва их претерпевает, то все равно конечная цель во благо. Искандар, можете дать ссылку почитать именно на эту тему?
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Offline Iskandar

  • Posts: 33513
Reply #12 on: November 19, 2014, 11:59
Во-первых, смысл жертвы в том и состоит, что кто-то чего-то лишается и/или претерпевает. В большинстве культур страдание и рассматривается как жертва (далеко ходить не надо, это лежит в основе религии большинства жителей этой страны).

Во-вторых, зороастризм в этом отношении, конечно, «антимитраизм»: он расценивает митраистское благо (убийство Быка) как зло — в рамках дуалистического антагонизма между сторонниками Ахура Мазды, заботящимися о скоте, и сторонниками зла, нападающими и убивающими скот (во время оно это проделывает Ахриман с Первобыком, созданным Ормаздом). Почитать об этом можно не помню где. Кажется, любое серьёзное исследование митраизма это упоминает.

(Прим. К образу Митры в зороастризме это имеет мало отношения)
Заратуштра позволяет

Offline Lodur

  • Posts: 35532
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Reply #13 on: November 19, 2014, 12:01
Offtop
Подпишусь.
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Кассивелан

  • Posts: 2472
  • Gender: Male
Reply #14 on: December 11, 2014, 17:40
Забитие Быка имеет вполне иранские корни
:negozhe:

Quote
это типичное индоиранское жертвоприношение, которое в зороастризме приписывается действиям Ахримана (злые силы причиняют страдания Душе Коровы, а Заратуштра призван заступиться за неё и, излечив её страдания, возродить целостность бытия).
(Упорно возникают ассоциации с неопаганизмом...)
Может, конкретно с этим смыслом оно типично индоиранское?
И потом - разве при этом причиняются страдания Душе?
I can't afford to keep a conscience

Offline Iskandar

  • Posts: 33513
Reply #15 on: December 11, 2014, 17:45
Вы полностью читайте

зороастризм в этом отношении, конечно, «антимитраизм»: он расценивает митраистское благо (убийство Быка) как зло — в рамках дуалистического антагонизма между сторонниками Ахура Мазды, заботящимися о скоте, и сторонниками зла, нападающими и убивающими скот (во время оно это проделывает Ахриман с Первобыком, созданным Ормаздом).
Заратуштра позволяет

Reply #16 on: December 11, 2014, 17:46
Может, конкретно с этим смыслом оно типично индоиранское?
Может. Но насколько релевантно это для данной темы?
Заратуштра позволяет

Antony

  • Guest
Reply #17 on: June 14, 2018, 11:03
Вопрос, не связан ли термин Митра с древнегреческим вязать? В данном значении "связанный"*
(Происходит от древнегреческого μίτρα «митра, повязка», далее из праиндоевропейского *mei- «вязать»).

Навеяло изображением.

Online Wolliger Mensch

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 55875
  • Gender: Male
  • Haariger Affe
    • Подушка
Reply #18 on: June 20, 2018, 22:06
Вопрос, не связан ли термин Митра с древнегреческим вязать? В данном значении "связанный"*
(Происходит от древнегреческого μίτρα «митра, повязка», далее из праиндоевропейского *mei- «вязать»).

Навеяло изображением.


«Термин Митра»? :what:
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: „рулетке“ — „выпечке“?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал

Offline Ion Borș

  • Posts: 9530
  • Gender: Male
  • Decebalus (Музей Ватикана)
Reply #19 on: June 21, 2018, 15:37
Offtop
Исходя из семантики, предпологал что μύθος производное от μίτρα.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Offline Bhudh

  • Posts: 58157
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #20 on: June 21, 2018, 16:42
Offtop
Исходя из семантики, предпологал что u производное от i.
Фиксед.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Ion Borș

  • Posts: 9530
  • Gender: Male
  • Decebalus (Музей Ватикана)
Reply #21 on: June 21, 2018, 17:03
Offtop
:) Спасибо!
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: