Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Параллельный перевод Ригведы

Автор gasyoun, октября 26, 2013, 15:04

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Damaskin

Цитата: Alexander_S от февраля 24, 2021, 16:50
У меня только учебник Кочергиной

У Кочергиной это правило тоже должно упоминаться.

Alexander_S

Цитата: Damaskin от февраля 24, 2021, 16:53
Цитата: Alexander_S от февраля 24, 2021, 16:50
У меня только учебник Кочергиной

У Кочергиной это правило тоже должно упоминаться.

Так еще надо найти. Как раз только что прочитал параграф 41
(( Но для меня между "ознакомиться" и "уметь применять" - огромная пропасть

Вам - большое спасибо, теперь хотя бы знаю
где @ зарыта

Damaskin

Цитата: Alexander_S от февраля 24, 2021, 17:02
Так еще надо найти. Как раз только что прочитал параграф 41
(( Но для меня между "ознакомиться" и "уметь применять" - огромная пропасть

"Уметь применять" - это если вы собрались сами что-то на санскрите сочинять. А чтобы читать и не удивляться, почему вместо n вдруг появился ṇ, достаточно ознакомиться :)

Alexander_S

Damaskin, эт точна

Но "Матрена" написать уже получится.
Или "ядрена феня"

)
Наверное

Alexander_S

Бывалый

Даже при наличии текстов (сохранившихся копий с более древних текстов) датировка возникновения оригинала (несохранившегося, а иногда к тому же какое-то время передававшегося изустно) всегда была большой проблемой.

Даже точные года жизни, начиная с Будды и заканчивая теми же Дигнагой и Дхармакирти.
Лишь относительно недавно ученые перестали неприемлемо "разнобоить", придя к более-менее согласуемым мнениям.

Хотя споры о том, кто что у кого перенял до конца пока не урегулированы.

Мне больше всего удивительно то, что казалось бы должно гарантировать разночтения - запись, оказывается ущербней для этой
задачи, чем изустная передача от учителя ученику.
Копии одного и того же оригинала (ясно - давно утерянного), хранимые в различных монастырях несколько разнятся между собой.
С веками накапливаются ошибки переписчиков.

А "Ригведа" разночтений не имеет, хотя и "читается" разными традициями. Были разработаны специальные методы для
невозможности исказить первоначальный текст...

Кроме наличия сохранившихся текстов есть и другие критерии.
Употребление более-менее популярных в различные временные периоды словоупотреблений, "оборотов речи", отсутствие/появление неучитываемых ранее терминов и тезисов, упоминание в одних текстах других, оспаривание тех или иных взглядов (в т.ч. и иноверцев).
И т.п.

Гипотез может быть много, постепенно выбирается "рабочая".
Если другая покажет меньше противоречий чем общепринятая, то "рабочей" станет уже она (расширяющая или пульсирующая
вселенная)

Но инакомыслящие никогда не переведутся даже при наличии доказательств, которые всегда можно (хотя бы теоретически)
подвергнуть сомнению

Наберите в ютубе "земля плоская" или "земля бублик"
или "тороидальная".

)
А лучше всего - зубная паста.
Ну каждый день все круче и круче

Alexander_S

А что такое "буддизм Будды" легче всего понять по самкхье,
которой Готама учился шесть лет перед тем как сесть под дерево бодхи.
Пуруша - не-Пуруша.
Первого нет, а второе - не модификации недискретной Пракрити (материи), а кармически предопределенные мгновенные "вспышки" череды дхарм.
Все остальное "привинчивается" к этому "ядру".
В т.ч. и высшая дхьяна всего йогического тренинга
(в которой личное состояние йогина приведено в тождественное Абсолюту).
Одухотворена нирвана или нет

Бывалый

По Санкхье ничего о древности достоверно не понять. Все её классические тексты также были письменно зафиксированы слишком поздно, а традиция живой устной передачи этих текстов, на протяжении поколений, - сегодня отсутствует. 

Komar

Цитата: Alexander_S от февраля 23, 2021, 07:28
Похоже, что
iāṭam это  iṣṭam
Да, так и есть. Там все ṣ испорчены.
Любопытно, что в исходном издании 1903 года санскрита в примечаниях не было. Т.е. получается, что это Парибок в 1995 году его дописал в таком виде.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

gasyoun

http://groups.google.com/group/Nagari/ & http://nagari.southindia.ru
Словари санскрита, прописи дэванагари, материалы по авестийскому, хинди

Bhudh

Н-да, PDF, конечно, быстрее открывается... Но за исправление глюков спасибо!
Кстати, в последней шлоке тот же самый глюк с последним символом в деванагари, что и в PDF.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

gasyoun

Хочу добавить Примечания к Ригведе, кто готов помочь исправить опечатки в распознанном тексте, скажите, пожалуйста?
Чтобы в итоге сделать так, как мы обработали всю Махабхарату, см. образец https://yadi.sk/d/jVVwGP5EIOjg2w
http://groups.google.com/group/Nagari/ & http://nagari.southindia.ru
Словари санскрита, прописи дэванагари, материалы по авестийскому, хинди

Komar

Цитата: gasyoun от февраля 27, 2021, 20:57
http://gasyoun.github.io/ так удобнее?
Нет. Текстовая база без программного модуля поиска в виде исключительно готовых компиляций - это не удобно. Хотя конечно все лучше чем ничего.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать; время разбрасывать, и время собирать; время молчать, и время флудить.

Bhudh

Поиск по тексту в браузере же есть. Хотя, конечно, найти слово в деванагари без акцентуации уже не получится...
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Iskandar

(к теме две страницы назад)
yó no dā́sa ā́ryo vā puruṣṭutā́deva indra yudʰáye cíketati
asmā́bʰiṣ ṭe suṣáhāḥ santu śátravas tváyā vayáṃ tā́n vanuyāma saṃgamé (RV X.38.5)

О многопрославленный, если даса или арья
Безбожный, о Индра, с нами замышляет сражаться,
Благодаря нам пусть будут враги для тебя легко одолимыми!
С тобою мы хотим победить их в бою!
(пер. Елизаренковой)

Alexander_S

Цитата: Бывалый от февраля 25, 2021, 20:11
По Санкхье ничего о древности достоверно не понять. Все её классические тексты также были письменно зафиксированы слишком поздно, а традиция живой устной передачи этих текстов, на протяжении поколений, - сегодня отсутствует.
Имеются упоминания о текстах более ранних, чем имеющиеся санкхья-карики, даже цитаты из них, самая упоминаемая -
некая "Шаштитантра".
Шохин расписал в своем "Лунном свете" какие были направления до Ишваракришны, что откуда он выбрал и кого отверг.
Расхождения незначительные, элементы все те же - Пуруша и Пракрити, расхождения имелись лишь в порядке ее
развертывания - свертывания и причисления/нет манаса к индриям.

Готаму обучали этим элементам, в текстах будд канона изложено два варианта классификаций ("вертикальная" и "горизонтальная")
дававшуюся его учителем Арада Каламой.

Вы в самом деле не понимаете, что сохранившиеся тексты не критерий, особенно в Индии?
Последовательно следуя такой позиции Вам придется утверждать, что буддийские тексты древнее Ригведы.

Если в некоем тексте приводятся цитаты из другого - какой из них древнее?
Возможно выстроить относительный порядок, потом датировать в более-менее приемлемых временных диапазонах.

Alexander_S

Iskandar,
Десятая - позднейшая.
Та же Елизаренкова это отмечает в своей бумажной Ригведе (I-IV).
Точные цитаты искать не стану, но смысл такой, что в самых ранних мандалах арии никаких отношений с
местными не имели, кроме как враждебных.
В поздних мандалах РВ местные даже заказывают гимны, заказывают ритуалы-жертвоприношения.

Кроме того, даса отличаются от дасью плюс некоторые племена ариев враждовали и между собой.


От себя могу нафантазировать, что этапы проникновения местных культов к ариям можно в т.ч. "отслеживать"
по появлениям в РВ неотрицательных "змеиных" персонажей.
Которые в самых древних мандалах РВ неизменно враги, даже имя у врага - "Змей".

И местная йога, неразрывно связанная с "культом врага", проникла последней, позднее своих "лазутчиков"...

И с того момента колесо перерождений завращалось вместе с теоретическими обоснованиями выхода из него,
для которого йога и нужна. Все ее "чудеса" - побочка именно этого.

Поделился посещавшими мыслями, но смертные умеют и ошибаться...

Iskandar

Каких отношений? В тексте безбожный и даса, и арья.
Это я Меншу, который не понимает, как могут быть разные степени чуждости и близости, и как они могут пересекаться.

Lodur

Цитата: Iskandar от марта  4, 2021, 14:38В тексте безбожный и даса, и арья.
"Безбожные" (вернее, не поклоняющиеся дэвам, ибо в тексте "adeva") арьи — это вратьи. Не все же арьи "безбожные", иначе в чём смысл самхит?
8-й Девственник Лингвофорума

If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Iskandar

Что ж такое... Уже второй находит у меня то, чего я не имел в виду.
Видимо, нужно побольше молчать.
Извините, что влез.


Ведический Астролог

Цитата: Sivokon от сентября 27, 2020, 17:28
проанализировать само имя "Шива" (śiva)
Тысяча имён Шивы



ЦитироватьВедийский Рудра превратился в Шиву
Если не рассматривать чисто ведийскую традицию (wiki/en) Śrauta, то Рудра, Шарабха, Калабхайрава, Махакала и Махавира - это гневные проявления бога Шивы.
А если таки её рассматривать, то Шива будет одним из множества различных проявлений бога Рудры, см. (wiki/en) Shri_Rudram.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр