Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

История этнонима булгар в послемонгольский период

Автор Фанис, марта 6, 2013, 18:58

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Фанис

Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, которое занимало описанные выше центральные земли этого государства, следует обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т.е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары» («этноним» – слово греческое и означает самоназвание того или иного народа), параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.
«Бесермены» же – несколько искаженная, летописная форма «бусурман», т.е. русской транскрипции «мусульман», ибо татары являлись мусульманами. Было и третье название – «казанцы», которое применял автор известной нам «Казанской истории» в отношении татар; хотя он и называл их татарами, но больше употреблял название по городу Казани. В этом нет ничего удивительного, ибо в античности и средневековье население какого-нибудь государства нередко именовали по названию столицы этого государства (например, римляне, московиты). Именно московитами называли русских западноевропейские путешественники XVI – XVII веков.
Несмотря на чередование перечисленных терминов, основным названием, этнонимом татарского населения Казанского, да и других соседних ханств, было «татары». Слово «татары» в качестве названия населения этих государств четко зафиксировано в русских исторических источниках (летописи, хроники, писцовые, разрядные и межевые книги, другие документы); в записках западноевропейских путешественников и дипломатов (Иосифат Барбаро и Амброджо Контарини, XV век, Сигизмунд Герберштейн, XVI век, Адам Олеарий, XVII век); в сохранившихся шертных грамотах, т. е. присяжных грамотах некоторых татарских ханов, например, казанского, Абдул-Латифа, и крымского, Менгли-Гирея; в отдельных произведениях устного народного творчества.

http://historytat.ru/2/86.html

Фанис

в XIV—-XVI вв. население и территорию Казайского ханства русские называли "булгарами", "булгарской землей" и параллельно "татарами". Известно, что Иван III после похода на Казань в 1487 году установил протекторат России над ханством и принял титул князя Булгарекого. Казань считалась у русских булгарским городом и постепенно булгар стали называть казанцами. Составители и редакторы Нико-новской летописи в 50—60-х годах XVI века много раз употребили термин "Болгаре глаголемии Казанцы". Летописцы даже конца XVI века считают Казань и ее население булгарскими. Так, в "Повести о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руссии" говорится: [Иван IV] "град великий Казань взят(л), пределы их Казанские все поплени и многое множество... болгар погуби"'. При царствовании Федора Ивановича "болгаре" восстают. Федор Иванович "повеле... своему правителю Борису Федоровичу (Годунову—С.А.) послати многие свое воинство на ... болгары". И это войско в 1588 году "приходше в пределы Болгарские области и тамо на мнозе пленующе, воевавше".
....................
Тюркское население этого региона само до XX века никогда не называло себя татарами. К их числу относится крупнейший поэт Казани Мухамедъяр. Отрицательное отношение к этому названию у поэта возникло, по-видимому, под влиянием золотоордынской (и городской, и кочевой) культуры, население которой не только не называло себя татарами, но и враждебно относилось к этому названию. Не только Мухамедъяр, но и Другие тюркские писатели—поэты периода Золотой Орды (а также до и после)—никто не имел "тахал-луса", или "нисбы"—"ат-татари". А подписавшихся тахал-лусом "ал-булгари" можно считать до тысячи, о чем свидетельствовала в свое время знаток тюркских рукописей 3. Максудова. Много и плодотворно работал по изучению творчества представителей золотоордынской культуры таких, как Сайфи Сараи, Котби, Хорезми, Махмут Болгари и других, Хатип Миннигулов, который пишет: "Основным народом Улуса Джучи были татары: бесспорно, что они были дедушками и бабушками современных татар"" (дословный перевод мой—С .А.). Но не приводится здесь ни одного слова, ни одной подписи из их произведений о том, что хотя бы один из них был татарином. Основное население Золотой Орды—узбеки, казахи и ногаи—казанских тюрков до XX века также не называли татарами. С давних пор они их

' Там же. С. 138. 'Там же. С. 141.

' Егоров Вл. Золотая Орда: мифы и реальность. М,, 1990. С. 13. ' Хатип Миннегулов. Алтын Урта эдэбияты (Литература Золотой Орды). Татарстан, 1992, №7—8. С. 64.

называли ногайцами, мусульманами, "болгарлык" и "казан-лык", "нугай мулдакэсе", "нугай бикэче" и т. д.

Далее. В 1700 году некий Ахмед, направляясь в Мекку в хадж, побывал в Стамбуле и объяснял, что он из "области Болгар в Московском государстве". Другие казанцы, бежавшие от насильственного крещения в 1740-х годах в Турцию в количестве 70 человек, также именовали себя "природными Болгарами"'. Известный идеолог и руководитель восстания 1755 года Батырша писал, что "наши предки болгары насильственно не принуждали других менять веру". Мулла Мурат в конце 1760-х годов проповедовал "возобновить Булгар время поспевает". О том, что казанский люд или, вернее, средне-волжские и приуральские тюркские народы не называли себя "татарами", в исторической литературе XIX в. писалось очень много. Об этом подробно рассказано в книге академика А. Каримуллина "Татары: этнос и этноним"". Тогда они, называя себя, употребляли термины "казанлык", "болгарлык", "мусульман". Первым, .признавшим себя публично татарином, был Ш. Марджаии. Он писал, что "ты не чувашин, не нугай, не араб, не мордвин, не черемисин, тебя зовут "татарином". Почему же ты не хочешь называться татарином?"'. Да, действительно народ не хотел называться "татарами". Г. Ибрагимов, классик татарской литературы XX века, созвучно с С. Герберштейном) свидетельствовал, что в конце XIX века, если кто-либо называл его татарином, последний бросался кулаками на первого, говоря: почему ты меня обижаешь?'

Итак, среднеповолжские тюрки в начале XX века приняли этноним "татары" как самоназвание

http://gendocs.ru/v24132/алишев_с.x._казань_и_москва_межгосударственные_отношения_в_xv-xvi_вв?page=2

Фанис

После завоевания Булгарии монголами булгары еще долгое время сохраняли свое имя. Их князья, как и русские, пользовались большой долей самостоятельности во внутренних делах, получая ярлыки от ханов на княжение.

Под собственным именем булгар, а не татар, знает их и русская летопись. Так, в событиях 1311, 1366, 1370, 1374-1391 гг. булгары назывались или болгарами или (в Никоновской летописи) - казанцами или бесермянами, но нигде не обозначаются татарами.

Даже касаясь событий начала XV в., в частности похода князя Федора Пестрого, летопись называет булгар их именем. «В лето 6939... Того же лета от великого князя Василия Васильевича воевода князь Федор Давыдович Пестрой ходил на Болгары воевати да и взял». И позднее, перечисляя земли под русской короной, летописец сообщает: «Князь великий Иван Васильевич, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Югорский, Пермский, Болгарский, Смоленский и иных земель многих, царь и государь всеа Руси». Даже новая столица Булгарского царства, Казань, по свидетельству Нармухамета, сына Агмедзяна, называлась еще «Новый Булгар». [13]

В XVI в. для русского летописца казанские татары были синонимом булгар. Это мы значительно позже встречаем и у удмуртов, называющих татар бесерменами. Правда, в ряде мест слово бесерменин означает еще и «пришелец», «чужеземец».

На. решение вопроса о принятии булгарами имени татар проливает свет Рашид-Эддин-Джувейни. Он пишет: «Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почетом. Ради чрезвычайного величия и почтения их, другие роды турецкие, перемещению степеней, разрядов и имен их, стали известны под их именем и всех называли татарами. И те различные роды видели величие и достоинство свое в том, что относили себя к ним и стали известны под их именем».

Так вместе с другими народами это имя получили и булгары. Сами булгары, повидимому, стремились сохранить свое имя довольно долго и в политическом отношении не сливались с Золотой Ордой, хотя в культурном отношении провести различие между булгарами и Золотой Ордой часто трудно. О стремлении булгар к самостоятельности и о желании татар окончательно подчинить булгар свидетельствует хотя бы событие 1370 г., когда русские с татарами ходили на булгар.

Для соседей сходство культуры булгар и Золотой Орды могло с XIV в. привести к путанице племенных названий.

Перенесение центра Булгарского государства в Казань и «Новый Булгар» и переход власти к Улу-Магомету, давшему государству новую политическую и военную организацию, укрепили это положение. С этого времени за населением Среднего Поволжья окончательно упрочилось наименование татар. Это было только сменой названия, а сами татары, да и их соседи продолжали называть себя булгарами. Такая связь с булгарами сохранилась до настоящего времени. Татары, особенно старики, считают себя потомками булгар. Памятники булгарской истории (архитектурные сооружения, могильные плиты) считают священными и тщательно охраняют.

http://www.kroraina.com/fadlan/volga_tatar_origin.html

Фанис

Монгольское нашествие тяжело отразилось на судьбах булгарского народа, страны и её главных городов. Погиб и больше не восстанавливался главный город - "Великий город" на Черемшане, страна была разбита на части и разобщена, народ раскидан во все стороны. Но имя булгар на Волге как народа, страны и города - новой столицы - не было утеряно. Так, уже около середины XIII века начинает отстраиваться новый город на Волге недалеко от устья Камы, который получает, вернее, восстанавливает имя Булгара, и где в 1242-1246 гг. находится ставка Батыя. Здесь чеканятся и первые монеты Золотой Орды с указанием места чекана - Булгар, что особенно характерно для второй половины XIII века. Но монеты с чеканом города Булгара выпускались здесь и в течение всего XIV века.

В XIII веке и после монгольского нашествия упоминаются булгарские князья, которые вместе с русскими князьями ходили в Орду просить ярлыки на княжение. Булгарские (болгарские) князья отмечаются и в XIV веке, а город Булгар-Болгары упоминается в русских источниках неоднократно как крупный город, а Булгария как страна и, оче видно, как государство фигурирует и на первых европейских картах XIV века 1367 года и как "Bulgaria" на карте Каталонскогс атласа 1375 года Сохраняются ещё более распространяются тахаллусы "ал-булгари": Осман ал-Булгари, Болгари Салар, Юнус ал-Булгари, что зафиксировано в надписях ряда надгробий конца ХIII-первой половины XIV вв. Приставку ал-Булгари носили и учёные в Булгаре периода Золотой Орды: Хасан ибн Омар ал-Булгари, поэт Гали ал-Булгари.

Таким образом, в XIV веке ещё устойчивым было имя Булгара - народа, страны и города на Волге. Арабский купец Ибн Батутта и египтянин ал-Калкашанди (1355-1418 гг.) сообщают о (1355-1418 еллар) "Болгар" стране "Булгар", купцах "Булиле, нередко считают, что египетские халифы в XIV веке признавали сударя волжских булгар царём и дунайских болгар, и даже сербов. В связи с этим ал-Калкашанди замечает: "В переписке с тем, кто за Крымским морем, в северную сторону от него, и это государь ал-булгар (Булгара и булгар) и сербов". Русские летописи в XIV веке отмечают отдельных булгарских князей, например, под 1376 годом: "Князи же Болгарскии Осан и Махмат салтан". Имя города Булгара вырезано на печатке бронзового перстня булгарского князя Ильгам хана (К349-1350 гг.).

http://www.remezovi.ru/biblio/genealogia/bulgar_tatar.htm

Фанис

Наступает XV век. Уже на рубеже ХIV-ХV вв. Волжская Булгария приходит в упадок. В 1431 году князь Фёдор Пёстрый взял "Болгары Вольжские... и всю землю их плени". Политический и экономический центр страны переносится на север, за Каму, где возвышается Казань. Показательно, что в первой половине XV века этот город, как об этом свидетельствует монетный материал, назывался Булгар ал-Джадид, т.е. Булгар Новый. На европейских картах XV века продолжает отмечаться земля "Bulgar" (см. карту 1459 года), нередко как подчинённая Орде - "Bolgar Tartarorum". Характерно и сохранение названия Великая Болгария - " Bulgaria Magna " (карта Вальдзеемюллера) для обозначения земель по Средней Волге.

Преемственность волжских булгар и казанцев, Булгарии и Казанского ханства чётко показывают русские источники XVI века, прежде всего Никоновская летопись, составленная в 1563-1567 гг., и "Казанская история", написанная в 1562-1564 гг. Так, Никоновская летопись во многих местах отмечает: "Болгаре - иже ныне глаголются Казанцы". Показательно, что великий князь Василий III в начале XVI века вносит в свою титулатуру после обьявления протектората над Казанью титул "князь болгарский". Этот титул сохраняется затем у русских царей вплоть до 1917 года.

В "Казанской истории" многократно упоминаются как предшественницы земли, городов, князей и народа казанского "больгарские рубежи", "болгарские князи", "болгарская земля", "царь Саин Болгарский", "болгарская чернь", город "Брягов больгарский", "Казань стольный град вместо Брягова", другие "грады болгарские, по Волге стояше, Казань и Болгари", казанцы - "худыя болгары" и "старыя болгаре".

Казанцы XV-первой половины XVI вв. также предпочитали называть себя булгарами. Показательно, что казанский царь и поэт Мухаммед Эмин считал себя выходцем из булгар, о чем свидетельствует его тахаллус "ал-Булгари". Крупнейший казанский поэт первой половины XVI века Мухамедьяр также нередко принимал этот этнонимический тахаллус и именовал себя так - Махмуд оглы Мухаммедьяр Булгари.

Развалины города Булгара на Волге и более древнего Великого города на Черемшане превратились в ХV-ХVI вв. в места паломничества. Поэт Мухамедьяр, например, сообщает, что во время такого паломничества в город Булгар на него нашло поэтическое вдохновение и он начал писать в 1542 году свою великолепную поэму "Нуры содур" (Свет сердец). На европейских картах первой половины XVI века продолжает сохраняться за землями на Средней Волге и Нижней Каме название " Bulgaria Magna " (карта 1523 года) или " Bulgaria Magna " (карты 1531 и 1534 гг.) и даже продолжает отмечаться город Булгар ("Bulgar") - см. карты 1538, 1541 и 1551 гг.

http://www.remezovi.ru/biblio/genealogia/bulgar_tatar.htm

Фанис

Присоединение края к Русскому государству в середине XVI века повлекло за собой как утерю политической самостоятельности потомками булгар, так и резкое изменение в этническом составе местного населения. Но даже в этих условиях имя булгар не было утеряно.

Во второй половине XVI и особенно в XVII веках среди потомков булгар на Волге, многие из которых бежали на Урал и за Урал, начинают складываться и распространяться историко-повествовательные устные сказания - баиты, в которых часто упоминается имя страны, города и людей, называвшихся "Болгар", "Булгар", "булгары", "болгарцы". Таков, например, "Баит Булгара", где говорится о разрушении города Булгара, о расселении булгар по другим землям и т.п. К последней четверти XVII века относится сборник летописных сказаний "Дафтари Чингизнамэ", где неоднократно упоминается город и земля Булгар, булгарские князья и булгары, разгромленные в конце XIV века Тимурем.

Еще более интересными являются песни и баиты о Булгаре - стране и городе, сочинённые не позже ХV-ХVI вв. казанцами - потомками булгар. Вот некоторые из них :

Песня "Идете ли вы из Булгара?":

Вы говорите Булгар-Биляр,
Вы, наверное, идёте из Булгара?
Булгарских лошадей понукая,
Вы проходите даже страны Хинда.
Липовые чаши для сотового меда,
Фаянсовые чашки для медовухи.
Жемчуг, бусы, рубин и яхонт -
Все течёт в сторону Булгара.

"Баит о Булгаре"

В твоей стране мечети, минбары, учителя, школы. Учёные и великие личности - все они жили, озарённые счастьем. Педагоги, книжники, писари, переписчики Лекарям, страждущим - всем, эти всезнающие книги отдавали. Большие реки и моря, луга и степи Земледельцы - все это раскрывало Величие твоего имени.

Европейские историки и географы второй половины XVI и ХVII вв. настойчиво продолжают сохранять имя Булгарии на Волге. Особенно в этом отношении характерно сочинение Франческо Тьеполо 70-х годов XVI века "0 делах Московии", где на многих страницах говорится о провинция Булгария, расположенной между Московией и областью Кассан (Казан) на Волге. Область под этим же названием и город Булгар (Bulgar или Bolgar) отмечены на картах 1570, 1592, 1595, 1598 и 1600 гг. Страна " Bulgar " выделена по берегам Волги на карте Герарда Меркатора 1595 года, на карте 1630 года, на карте 1635 года (Bolgar Regnum), на картах Исаака Масса 1636, 1640 и 1662 гг. Эти названия сохраняются даже на картах рубежа ХVII-ХVIII вв. Так, на картах 1687 и 1705 гг. Николаса Витзена, лично побывавшего в Казани и Казанском крае в 1665 году, отмечена страна " Bolgar "; на карте Марко Коронелли, составленной в 1680 году, указаны как страна " Bolgarlend", так и город " Bulgar "; на карте Христофора Вейгеля, составленной в Нюренберге в 1698 году, отмечены страна " Bolgaria Regnum " и город " Bulgar Bel Ojer", т.е. Булгар-Биляр.

В ХVIII-ХIХ вв. в условиях формирования единой народности, а затем и нации татар Среднего Поволжья и Приуралья усиливаются воспоминания о булгарах, городе Булгаре и стране Булгарии. В первую очередь, это проявляется в том, что большинство татарского населения свои родословные возводит к булгарам, известный татарский просветитель-демократ Альфред Хасанович Халиков писал в конце XIX века: "Из книг, написанных 100-150 лет назад, видно, что жители тех времён любили называть себя булгарами и из поколения в поколение не забывали об этом". Действительно, во многих родословных списках (шаджара) татарских семей XVIII века их предки выводятся к булгарам. Таковы, например, шаджара булгарского рода барадж; шаджара рода Тамта-Хатай, где прямо говорится, что их "происхождение из города Булгара"; шаджара Ишмана - выходцев из Булгара и др. К.Насыри приводят сведения, очевидно, основанные на генеалогических легендах, что многие сёла правобережной волжской стороны были заложены выходцами из Булгара: Атали (Азилей), куда в прошлом "Хаджи-Али пришел из Булгар"; также Мамадыш, основанный Джамедом, прибывшим "из Булгарского государства" (Биляра); Муллаиле (Молвиио), заложенное Муллаголом, "переселившимся сюда из Булгар"; Бурнаши и Бурундуки, основанные жителями Булгара, в том числе булгарином Арсяаном и др. Да и сам Альфред Хасанович Халиков с гордостью подчёркивает, что он "из Ширдан-Булгарии, т.е, бугар".

Показательно, что распространение среди массы рядового населения идеи о булгарской основе народа пытались использовать в своих проповедях и некоторые муллы. Так, около середины XVIII века мулла Мурат выступал с мусульманскими проповедями, где призывал: "возобновить Булгар время поспевает". С этими же призывами некоторые из них участвовали в движении Пугачёва. Многие видные татарские учёные, поэты, философы и общественные деятели XVIII-XIX вв. также полагали себя выходцами из Булгара и считали честью добавить к своему имени тахаллус "ал-Булгари", например, Утыз-Имяни Булгари, Ахметжан Булгари, Шамсетдин Булгари, Хисамутдин Муслими ал-Булгари и др. Непосредственную преемственность имен Булгара и Казани, булгар и казанцев неоднократно подчёркивал и видный татарский историк XIX века Марджани. Этому он посвятил специальную книгу "Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (Сведения, привлечённые для истории Казани и Булгара). В другой работе Марджани писал: "Название их города и страны Булгар, что в тюркском языке означает... "смешивать", "примешивать".

Да и русские учёные XVIII-XIX вв. отмечают несомненную преемственность волжских булгар и казанских татар. Так, в начале XIX века П.Кеппен в статье "О волжских болгарах" пишет: "Современные казанские татары... вышли... из Булгара. Их до сих пор в Бухаре, Турции и других странах в основном называют булгарами". Даже в начале XX века, как писал М.Г.Худяков: "Казанские татары совершенно отчётливо сознают своё происхождение от болгар. В древних татарских селениях, основанных болгарами, татары считают болгар своими предками". В середине XIX века предпринимается попытка возвратить имя булгар народу. С таким призывом выступает мулла Дж.Ваисов. Его внук - Г.Ваисов - в 1917-1918 гг. сумел собрать под красно-зелёное знамя движения "Булгар ал-Джадид" (Булгар Новый) почти три батальона солдат и рабочих в Казани, которые активно участвовали в революционных событиях. Лишь гибель Г.Ваисова не дала возможности развернуться этому движению. В наши дни оно вновь возобновилось под тем же лозунгом "Булгар ал-Джадид".

http://www.remezovi.ru/biblio/genealogia/bulgar_tatar.htm

Фанис

Это не случайно, ибо память о прошлом имени булгар до сих пор жива в народе. И поныне ряд татарских сёл и деревень, преимущественно в Татарии, носят название Булгар или Болгар: д. Болгар и д. Болгар в Альметьевскем районе, с. Янга (Новый) Болгар в Верхне-Услонском районе, г. Болгар, с. Болгары с Болгарским городищем и пристань Болгары в Спасском районе, д, Булгар в Лениногорском районе, с. Болгары в Нижнекамском районе, д. Кзыл (Красный) Болгар в Чистопольском районе. Все эти деревни и сёла, кроме села Болгары в Куйбышевском районе, имеют татарское население. Такое же население и в д. Болгары (Булгар) Мари-Турекского района Марийской республики. О давности этих названий свидетельствуют и названия рек, около которых расположены некоторые из указанных населённых пунктов. Так, около д. Булгар в Лениногорском районе протекает речка Булгар, как и у деревень Болгар 1 и 2 в Альметьевскем районе.

Наконец, следует отметить ещё одну любопытную деталь - татарское население, даже уходя за пределы территории своего коренного расселения, нередко переносит с собой имя булгар. Этим следует объяснить появление населённых пунктов с именем булгар в Башкирии - см. село Булгар с татарским населением в Чекмагушевском районе и д. Булгарово в Фёдоровском районе. Всё вышеприведенное свидетельствует о том, что имя болгары-булгары, появившееся в Среднем Поволжье в VII-IХ вв., активно сохраняется и в наши дни.

http://www.remezovi.ru/biblio/genealogia/bulgar_tatar.htm

Фанис

Волжские татары (булгарлыки) в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской губернии составляют выдающуюся массу населения: отдельными островами в губерниях Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Астраханской, Тамбовской, в Касимовском уезде Рязанской и в Костромском уезде. Всего считается около 1 300 тыс. душ... Исповедуют ислам, за который держатся очень стойко, как главное объединяющее их начало".

Источник:
Большой энциклопедии (под редакцией С. Н. Южакова). СПб., 1904, т.16, стр.461.

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/20/juzsakov.htm

Фанис

П. Знаменский

(Казанский священник и миссионер)
   
"Сами татары называют себя булгарами..."

Источник:
"Казанские татары". Казань, 1910 год. стр.8.

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/20/znamensky.htm

Фанис

Крупнейший русский ученый С.М. Шпилевский

(Из речи, произнесенной I9 марта I879г.)



стр. 5. - 6: "Нынешняя Казанская губерния была центром Булгарского царства, древние памятники которого... - предмет вполне достойный внимания ученых, имеющий важное значение не только для истории России, но и во всемирно-историческом отношении! Это царство соединяло Европу с Азиею, здесь было складочное место товарам, идущим из Азии в Европу и наоборот: отсюда шла пропаганда ислама, которая не ограничивалась только ближайшими соседними странами, но проникла до Киева, где проповедники ислама предлагали князю Владимиру учение Мухаммеда...


Торговые сношения Булгар с Среднею Азиею продолжались постоянно и не прекращаются доныне... Сырые кожи и даже юфть доселе называются на востоке "булгари", т.е. булгарскими; наши орехи в Средней Азии называются тоже булгарскими - "гюзи-булгар". Наконец заметим, что Казанские Татары называют себя и в настоящее время Булгарами, а к названию "Татарин" они до сих пор не  привыкли и готовы считать его даже оскорбительным".





Источник: «О задачах  деятельности Казанского общества археологии, истории и этнографии и о возможном содействии Обществу со стороны жителей местного края». (Речь, произнесенная им I9 марта I879г.) - ­ИОАИЭ, т. III. Казань, 1884 г.

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/19/shpilev.htm

Фанис

Мариэтта Шагинян
   
"Ехать по Волге в медовый месяц было в те годы самым обычным делом, но только весной, когда высока вода, и вниз к Тетюшам..., подолгу останавливаясь на шумных, заваленных всякой всячиной пристанях, скупая у болгар нарядные красивые вышивки, полотнища ручных тканей..." (Речь идет о свадебном путешествии И. Н. Ульянова и М. А. Ульяновой по Волге в 1863 год). Стр. 60

"Ты заметила, сколько мы встретили разных народностей?.. - чуваши, киргизы, немцы, мордва, башкиры, болгары, - кого только мы с тобой не насмотрелись в дороге!" (Слова Ильи Николаевича Ульянова, обращенные к Марии Александровне). Стр.64

Источник:
Из романа-хроники "Семья Ульяновых". Москва, 1958 год

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/19/saginjan.htm

Фанис

Холмогорская летопись

(Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград, I977г.)

"Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя... царство болгар и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский... И туто татар многих побили... И тут их царь.., воевод своих, пожаловал,  которые ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати за собя... юрта болгар и Казани".

Пример переделывания "булгар" в "татары" в русских летописях XVI - XVII вв:

(Информация предоставлена Фаргатом Нурутдиновым)

Воскресенская летопись

(Полное собрание русских летописей, т.VII, СПб,  1856 г., список XVI в.)



"В лето 6727 (I218 г.). Приидоша Болгаре на  Устюг, и взяша й..."

Устюжская летопись

Архангелогородский летописец

(Полное собрание русских летописей, т.37, Ленинград, I982г. список  XVII в.)

"В лето 6726 (1218 г.)... Того же лета татарове казанские воивали устюг"

*Новгород-Свияжский - первоначальное название г.Свияжска.

Фанис

Питер Генри Брюс

Шотландский офицер, находящийся на русской службе.
   
"...Отсюда мы прибыли к деревне, под названием Тенешова, где добывали великолепный алебастр. Три огромных куска я взял и складировал на нашем корабле, чтобы затем показать их Его Величеству (Петру I). 20 июня мы прибыли в Самару, расположенную на левом берегу реки. Этот город принадлежит к Королевству Булгар (kingdom of Bulgar). Река Самара (Samar), от которой взято название, впадает в Волгу и находится свыше трехсот верст от Казани. Форма Самары – квадрат, и укрепления, и здания все деревянные, кроме церквей и монастырей. Гарнизон состоит из некоторого количества регулярных войск и казаков под управлением губернатора. Жизнь и нравы булгар (Bulgarians), очень схожи с теми (булгарами), что живут у Казани (Casan)..."



Описание взято из мемуаров западноевропейца Питера Генри Брюса (1692-1757).

Потомок известного шотландского рода, Брюс некоторое время находился на русской службе в чине капитана артиллерии.

Принимал участие в завершении Северной войны и Каспийском походе 1722-1723 гг.


Источник:
Bruce P.H. Memoirs of Peter Henry Bruce, esq., a military officer in the services of Prussia, Russia, and Great Britain: Containing an account of his travels in Germany, Russia, Tartaru, Turkey, the West-Indies...Лондон, 1782 г., Дублин, 1783г.,Лейпциг, 1784 г. Известно также репринтное лондонское издание 1969 г.

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/18/bruce.htm

Фанис

Тел ярышы"

Из сборника "Тел ярышы" ("Конкурс языка")

  Отрывок из очерка "Тел мэсьэлэсе" ("Вопрос языка") казахского
педагога, Джанибекова (Гомэржани Озакыльжан углы Жанибэков):

"Кыргыз-казаклар болгар тореклэренен сукмакларына тошеп елдан
елга сузлореннэн аерылып, мохавэрэлэрендэ бер такыйм рус сузлэре
кулланып, чылгый торе теле дидекем телне жугалта башладылар".

"Киргиз - казахи, встав на путь булгарских тюрков, год, от года теряя
свои слова и употребляя в разговоре целый набор русских слов,
стали утрачивать тот язык, который я назвал чистым тюркским".
   











Источник:
Сборник "Тел ярышы" ("Конкурс языка"), составитель Ризаутдин Фахрутдинов, Оренбург, 1910.

http://www.magnabulgaria.narod.ru/IST/20/teljarysy.htm


Фанис

В 1330/31г., в период правления ан-Насира, Узбек-хан, которого ал-Макризи называет «царем булгар», отправил в Египет послов с письмом...»

И. Р. Тагиров. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000 г, с. 88

http://bulgartimes.com/BULGAR/Pravda/Tohtamysh/Uzbek.html

Фанис

"Лета семьсот девяносто третьего, в средний месяц весны года овцы (6 апреля 1391г.) султан Турана Тимур-бек поднялся с тремя сотнями тысяч войска за Ислам на булгарского хана Токтамыш-хана. Достигнув этой местности, он возвел этот курган, чтобы был памятный знак. Дай Бог, господь да совершит правосудие! Господь да окажет милость людям страны! Да помянут они нас молитвой».

Надпись на камне, обнаруженном в 1935 году в Северо-Восточном Казахстане. Хранится в Эрмитаже.

Источник: Григорьев А. П., Телицын Н. Н., Фралова О. Б. Надпись Тимура 1391г./Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 21., Санкт-Петербург, 2004г.

http://bulgartimes.com/BULGAR/Pravda/Tohtamysh/Tohtamysh.html

Фанис

Пользуясь тем же случаем, я прибыл в могущественнейшее некогда Булгарское или Волгарское царство. Главный город его Булгар (неправильно называемый русскими Белый-Яр) отстоит на 12 германских миль от Казани и был расположен за большой рекой Камой у восточного берега Волги на возвышенности и до сих пор еще видны значительные его развалины, именно, небольшой дворец с довольно большими ступенями и один храм, который, повидимому, не был выстроен как храм хотя в настоящее время употребляется как таковой магометанами. Причина того, что эти строения могли сохраниться в продолжение многих сотен лет, заключается в том, что эти здания сделаны из чистого мрамора, а остальные постройки всего города по преданию татар были разрушены Тамерланом, равно как и на другой, т.e. западной стороне Волги виднеются еще развалины многих городов, которые подобным же образом, говорят, были разрушены Тамерланом в то время, как он воевал против болгарского царя. В настоящее время все царство населено магометанами, а между ними то там, то тут разбросано несколько русских селений.



Письмо отца Иоанна Милана к отцу Иоанну Миллеру, посланное из Москвы 6 авг. 1712 года. Подлинник.

Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. СПб. 1904

http://bulgartimes.com/BULGAR/Pravda/Iezuit.html

RockyRaccoon

Интересно, насколько реально вернуть татарам исконное название.

Zhendoso

Цитата: RockyRaccoon от марта  7, 2013, 10:10
Интересно, насколько реально вернуть татарам исконное название.
Не думаю, что они согласятся называться ногаями  ;)
Otız içip kıkralım,
Yokar kopıp sekrelim,
Arslan kebi kökrelim:
"Kaçtı sakınç!", sebnelim.
Вольный чуваш по воле Божьей.
Ездию в метре на кенгуре в пальте, совсем как в кине

snn

Цитата: Zhendoso от марта  7, 2013, 10:32
Цитата: RockyRaccoon от марта  7, 2013, 10:10
Интересно, насколько реально вернуть татарам исконное название.
Не думаю, что они согласятся называться ногаями  ;)
А с какой стати Вы отождествляете татар с булгарами?

snn

А уж с какой радости отождествлять татар с ногаями, и вовсе не понятно!
Ни с булгарами, ни с ногаями никого из ныне живущих в Поволжье отождествить невозможно. Если только частично в качестве потомков.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:
Наберите символы, которые изображены на картинке
Прослушать / Запросить другое изображение

Наберите символы, которые изображены на картинке:

√36:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр