Author Topic: Парси ("таты")  (Read 9996 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
on: September 17, 2006, 21:49
Первые сведения о появлении персов в Закавказье связывают с эпохой империи Ахеменидов (558-330 г. до н. э.), однако более обширная информация об этом относится уже к временам Сасанидов (III-VII вв. н. э.), которые для укрепления своих владений в Закавказье строили города и крепости, часть из них сохранилась и поныне.

Одним из ранних свидетельств влияния Сасанидов является клад монет, найденный в Чохур-Кабале и состоящий из драхм Варахрана II (276-293). В годы правления шаханшаха Йездигерда II (438-457) были построены «длинные стены» у Чора; при Каваде I (488-531) – у реки Гильгильчай (Шабранская стена) и горы Беш-Бармак. В ту эпоху в были построены такие города как Бейлаган, Барда, Лайзан (совр. Лахидж) и т. д., которые были заселены выходцами из исторической провинции Парс на юго-западе Ирана, а также из северо-западных Дейлема и Гиляна. Наряду с ними сюда переселялись и персоязычные евреи. Этот момент в дальнейшем стал служить предметом разного рода спекуляций.

При Хосрове I Ануширване (531-579) началось еще более грандиозное строительство в Закавказье, были построены каменные стены Дербенда, продолжено строительство Гильгильчайской стены. Небезынтересными представляются попытки некоторых исследователей сопоставить историческое название страны – «Ширван» – с прозвищем Хосрова I – Ануширван. Об этом говорит тот факт, что топоним «Ширван» впервые становится известным как раз в связи со строительной деятельностью Хосрова I Ануширвана в Закавказье. В тот же период Ануширван вручил титул ширваншаха своему близкому родственнику Мехрану, ставшего родоначальником династий Ширваншахов (VI в.-1538 г.).

Основным языком Закавказья (исторического Ширвана и Аррана) того времени был среднеперсидский язык (пехлеви), государственной религией – зороастризм. После завоевания Закавказья арабами и исламизации зороастрийского населения наряду с пехлеви стал использоваться и арабский язык. Начавший складываться с того времени новоперсидский язык не только не потерял своей значимости, но и стал языком впоследствии всемирно известной персоязычной изящной поэзии, на нём писали бессмертные корифеи Низами, Хагани, Мехсети и многие другие.

С 11 в. в регион стали проникать огузские племена, началось постепенное формирование азербайджанского языка, который испытал значительное влияние иранских языков Закавказья. Примерно в ту же эпоху за местным диалектом новоперсидского языка закрепилось внешнее название «тат дили» («татский язык»), происходящее от тюркского термина «тат», обозначающего осёдлых иранцев- земледельцев (преимущественно персоязычных). Так началось параллельное развитие татского и азербайджанского языков.

Носители татского языка называют его «парси», «фарси», «тати». От собственно фарси он отличается наличием ротацизма – соответствием в известных положениях персидскому «d» звука «r», тенденцией к сингармонизму, большим, чем в фарси, числом форм для выражения времен, отсутствием изафета. Для выражения падежных отношений служат предлоги и послелоги, а также используется специальный суффикс косвенного падежа. Как и в персидском, в синтаксисе отсутствует страдательная  конструкция переходных глаголов. В своей лексике он также весьма близок к персидскому, с соответствующим учетом фонетических изменений.

Формирование татского языка как самостоятельного характеризовалось его дифференциацией на два диалекта – «еврейский» и «мусульманский», что было обусловлено конфессиональными различиями. Степень расхождения между диалектами значительна, взаимопонимание не исключено полностью, но затруднено. Часть местного населения, исповедовавшего армянскую ветвь христианства перешла на татский язык, из-за чего в научной литературе именовалась как «армяно-таты».

После русско-персидских войн (19 в.) Персия уступила России Закавказье. Одним из стремлений царских властей было ослабление идентификации закавказских мусульман с Ираном, поэтому с этого момента началось постепенное вытеснение местных иранских языков из активного использования, нишу которых стал занимать тюркский язык, который по распоряжению царского правительства стал преподаваться в школах для мусульман. В результате начавшегося процесса языковой ассимиляции область распространения татского языка значительно снизилась, и во многих местах он вышел из употребления.

Как уже отмечалось выше, в Закавказье проживают также евреи, говорящие на своём диалекте татского языка (горские евреи), который выделяется ими в отдельный язык (т. н. «джухури»). Некоторая схожесть языка татов и горских евреев стала причиной заблуждения, что таты и горские евреи – это один народ. Это недоразумение является следствием антисемитской политической кампании советских властей по навязыванию горским евреям этнонима «тат». Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия.

Данных о реальном числе лиц, владеющих татским, нет, но в основном, носителями языка являются несколько тысяч сельских жителей старшего и среднего поколения отдельных посёлков Абшеронского, Хызинского, Дивичинского, Губинского, Хачмазского, Шемахинского и Исмаиллинского районов Азербайджанской Республики и ряда сёл Южного Дагестана. Почти все они двуязычны (или трёхязычны) – наряду с татским владеют также азербайджанским, русским или одним из горских языков. Диалект/язык горских евреев получил в Дагестане постоянное письменное закрепление, являясь одним из 10 литературных языков республики.

В Азербайджане татский язык официального статуса не имеет и не преподаётся. Из-за малого числа говорящих, большая часть населения рассматривает данный язык как нечто, связанное лишь с прошлым страны. Патриоты – наоборот – видят в нём оригинальную особенность, которая является неотъемлемой частью культурно-исторического наследия Азербайджана.

Offline arzawa

  • Posts: 1366
  • Gender: Male
Reply #1 on: September 19, 2006, 15:34
Дифференциация на два диалекта произошла не по конфессиональному признаку а по территориальному. Из трех диалектов: северного (Тарки), среднего (Дербент) и южного (Баку), в качестве литературного был принят дербентский диалект. Понимание его носителями остальных диалектов абсолютное, за исключением может быть пары отдельных сел в Азербайджане. Так как на еврейско-татском религиозной литературы не создавалось, то и речь и литературный язык горских евреев можно назвать именно татскими, без кавычек. Не "некоторая схожесть" а именно один и тот же язык.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Offline Vlad

  • Posts: 577
Reply #2 on: September 19, 2006, 15:54
Quote from: Farroukh
происходящее от тюркского термина «тат»
Простите, точно известно, что термин тюркского происхождения?

Offline arzawa

  • Posts: 1366
  • Gender: Male
Reply #3 on: September 20, 2006, 02:51
Мое мнение: слово "тат" произошло от тюркского слова "тау" и в переводе означает "горец". Того же происхождения и названия таджиков и татар. Кстати, горных крымских татар до сих пор называют татами, если не ошибаюсь.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #4 on: September 20, 2006, 20:43
Quote
Простите, точно известно, что термин тюркского происхождения?
См. об этом здесь.

Offline Vlad

  • Posts: 577
Reply #5 on: September 21, 2006, 18:09
Спасибо.
Я прочитал статью «Некоторые замечания о слове "тат"» М. И. Гаджиева. Пока всё-таки до конца непонятно...

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #6 on: September 23, 2006, 17:14
А что именно?

Online jvarg

  • Posts: 14181
  • Gender: Male
Reply #7 on: September 23, 2006, 18:02
Мое мнение: слово "тат" произошло от тюркского слова "тау" и в переводе означает "горец". Того же происхождения и названия таджиков и татар.
Я глубоко сомневаюсь в связке тау->тат. Нормальное производное от "тау"  есть "таулар". Если не ошибаюсь, именно так называют горцев на кавказе.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Offline arzawa

  • Posts: 1366
  • Gender: Male
Reply #8 on: September 24, 2006, 01:43
"Таули" (тавли) - кажется так. Но это поздняя форма. Ранняя (древняя) форма могла вполне быть "тат".
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #9 on: September 24, 2006, 15:19
Так назывли не только горцев.

Offline arzawa

  • Posts: 1366
  • Gender: Male
Reply #10 on: September 24, 2006, 18:47
Горец, переселиышийся на равнину, думает что он уже и не горец вовсе. Но равнинные жители помнят откуда он пришел и еще нескольким поколениям горцев будет икаться.
Please, God - If You can't make me thin, make my friends fat!!

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #11 on: July 22, 2008, 21:58
Quote
Принципиальных отличий от фарси нет. Вполне сойдет за диалект оного. Трудности в понимании письменного текста минимальны. Разговорную речь, я думаю, персоязычный, чуть привыкнув и чуть изучив некоторые самобытные лексемы, будет также легко понимать.
На основании этого можно прикинуть примерное время начала формирования татского языка?

Offline Iskandar

  • Posts: 33384
Reply #12 on: July 22, 2008, 22:15
Для начала дадим ссылку на примеры татских текстов.

Quote
На основании этого можно прикинуть примерное время начала формирования татского языка?

Формируются скорее литературные языки. Нелитературные развиваются в диалектном множестве.
Очевидно, что татский не продолжает непосредственно классический персидский (в отличие от персо-таджикских говоров), точнее его диалектную базу (говоры Хорасана и Средней Азии)

Тем не менее воздействие на него со стороны классического персидского налицо. Что крайне затемняет вопрос оформления его самостоятельности, ведь это воздействие было непрерывным до 19-го века. Так что придется опираться на исторические источники.
čiyōn paydāg kū: “brihēnēd ōy ī wisp-āgāh dādār az harw mārīg-ē sraw-ē”
Ибо известно: “Всеведущий Творец из каждого слова производит (целую) речь”

Reply #13 on: July 22, 2008, 22:32
Quote
berou ushun bä ov muram

"я для них отправляюсь на охоту"

Довольно необычное обозначение охоты. Откуда?

čiyōn paydāg kū: “brihēnēd ōy ī wisp-āgāh dādār az harw mārīg-ē sraw-ē”
Ибо известно: “Всеведущий Творец из каждого слова производит (целую) речь”

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #14 on: July 23, 2008, 13:17
Видимо, как ты и утверждал ранее, татский идёт от среднеперсидского. К тому же в словаре есть несколько архаичных (пехлевийских) для фарси слов, типа рыск (крыса), бюрг (бровь), сюрг (рог)
P. S.
ов - охота (тюркизм)

Offline tmadi

  • Posts: 2688
  • Gender: Male
Reply #15 on: December 6, 2008, 18:57
Quote
berou ushun bä ov muram

"я для них отправляюсь на охоту"

Довольно необычное обозначение охоты. Откуда?

Вполне по-тюркски. Сравните каз. АУ, к.-т. AV. А в татском - из азербайджанского (OV).

Мне berou ushun сначала показалось чем-то типа узбекского birov uchun. Потом только дошло что это براى ايشان (beraye eshan).

Offline Iskandar

  • Posts: 33384
Reply #16 on: December 6, 2008, 19:04
Мне berou ushun сначала показалось чем-то типа узбекского birov uchun. Потом только дошло что это براى ايشان (beraye eshan).

 :=

 :D Что-то мне шикар в голову впёрся один...  :3tfu:
čiyōn paydāg kū: “brihēnēd ōy ī wisp-āgāh dādār az harw mārīg-ē sraw-ē”
Ибо известно: “Всеведущий Творец из каждого слова производит (целую) речь”

Offline Farroukh

  • Posts: 513
  • Gender: Male
Reply #17 on: December 7, 2008, 23:49
Статья о татах в Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%8B

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: