Author Topic: как же все-таки определить проблему текста?  (Read 26362 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline kis

  • Posts: 74
сразу приношу извинения, если неправильно определил раздел.

наверное, многие догадались, что речь идет о ЕГЭ по русскому языку. В частности, часть С. В этой части дается текст, по нему нужно составить сочинение: определить проблему, прокомментировать, выразить позиции автора и свою. свою нужно подкрепить аргументами.

у меня проблема в том, что я в большинстве случаев неправильно определяю проблему. Есть книжка - типовые задания в формате ЕГЭ. К каждому тексту есть ответ - проблемы текста(их м.б. несколько) и позиция автора. И вот, я сначала читаю текст, определяю главную, на мой взгляд, проблему и сверяюсь с ответами. Но в большинстве случаев проблема не сходится с теми, которые написаны в ответах.

Например:
Quote
Первое  появление Сан Саныча запомнилось  не случайно. По  программе на
этом уроке полагалось начинать "проходить Толстого". Мы и начали. Но как!
     Не было  ничего сказано ни о мировом  значении  нашего самого  великого
классика,  ни  о его  биографии  - родился-умер, что написал, что говорил  о
других, что говорили о нем, особенно  Ленин,  - ничего, что  полагалось бы и
потому было ожидаемо, не случилось.
     Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую  парту - лицом к
классу,  ногу  на  скамью,  и, раскрыв  томик  Горького,  стал неторопливо и
вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.
     Мы, что называется, оторопели.  Оторопели прежде всего от непривычности
проявленного  к нам  доверия:  можно слушать,  можно и  отключиться В классе
повисла абсолютная  тишина.  Захватила сама увлекательность  такого труда  -
слушать, только  слушать, а не записывать, и не напрягаться для  ответов, не
тосковать  от  обязательности запоминания. А  еще  захватила магия звучащего
мастерского  литературного слова,  которое  в  исполнении  чтеца  как  будто
разогревала  воздух,  погружала нас, слушающих,  в  гипнотическую  словесную
ауру.
     Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам
без скидок на нашу возможную неготовность оценить ее по  достоинству. Тем не
менее, слушайте, тянитесь,  верьте в себя -  это теперь  принадлежит  и  вам
тоже! Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.
     В очерке Горького много таких  деталей, таких живых и  точных описаний,
что Толстой делается  буквально  видимым. Учитель верно рассчитал,  что если
захотеть заразить образом живого Толстого  без лишних, как говорится,  слов,
то  надо  озвучить   слова,   расставленные   по  бумаге  Максимом  Горьким,
исполненные тогда еще, когда великий  Лев был жив или сразу  после того, как
он ушел...
     В   центре  нищей  и  хулиганистой  Марьиной  Рощи,  в  оторопевшем  от
предложенных ему гуманитарных горизонтов  классе, сплошь состоящем из всегда
голодных, обношенных, и при этом,  конечно,  искрящихся тайным  подростковым
зовом  непременно  состояться  и не знающих, что проживут  они  меньше,  чем
сверстники в цивилизованных странах, такая у них Родина, в таком  вот классе
звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике.
     "Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шел к нему в
Гаспру  берегом моря и  под имением Юсупова, на самом берегу, среди  камней,
заметил  его  маленькую,  угловатую  фигурку,  в  сером,  помятом  тряпье  и
скомканной  шляпе.  Сидит,  подперев  скулы  руками,  -  между  пальцев веют
серебряные волосы бороды, - и смотрит вдаль, в море, а к  ногам его послушно
подкатывают, ластятся  зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе
старому  ведуну...В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее,
чародейское, углубленное во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую
пустоту над землей, как будто это он - его сосредоточенная воля  - призывает
и отталкивает волны, управляет движением облаков и  тенями,  которые  словно
шевелят камни, будят их... Не  изобразить  словом, что почувствовал я тогда;
было на душе и восторженно и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль:
     "Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!"
     Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.
     Сан Саныч пронзил нас Толстым - с помощью горьковского текста.
     Позже нашу школу сделали  "с  математическим  уклоном". К
тому времени  класс Титова  давно с ней распрощался.  Он и не вписался  бы в
нее, поскольку сложился  в конце  концов образцово гуманитарным. И  не могло
быть иначе. Мы становимся теми, кто нас учит.

Проблема, которую сформулировал я:
Проблема преподавания литературы в школе. (Как нужно преподавать литературу в школе?)

А вот проблемы, которые даны в ответах:
1) Проблема восприятия литературного произведения. (Что помогает человеку проникнуть в художественного пространство текста?)
2) Проблема оценки личности учителя. (Каким должен быть настоящий учитель?)


моя проблема, как видно, не совпадает ни с одной из тех, что в ответе. Буду очень признателен за какую-нибудь помощь, рекомендацию. А то я даже не могу проанализировать ошибки, потому что не знаю, почему проблема, которую предложил я, не подходит. Спасибо.

Offline Iskandar

  • Posts: 32488
"Этой картиной художник хотел показать, что..."
Было время, когда, чтобы забыть об ужасах мира, грамматики брались за труднейшие вопросы. Ты слышал, что в те времена однажды риторы Габунд и Теренций пятнадцать дней и пятнадцать ночей дискутировали о звательном падеже к “я” и в конце концов подрались

Offline kis

  • Posts: 74
автор - художник - хочет показать нам о заинтересованности учащихся в литературе. учитель применяет нестандартный подход и этим завоевывает учащихся. а проблема - в старт посте.

Offline Toman

  • Posts: 10480
  • Gender: Male
Увы, решения с вашей стороны здесь, видимо, нет и быть не может. Литература как школьный предмет (сколько бы она ни маскировалась под названием "русский язык" во вступительных экзаменах, а ныне в ЕГЭ) задумана с единственной целью - мучить школьников и заодно иметь универсальный инструмент для осуществления коррупции или шантажа. Ещё в советское время сочинение применялось для завала абитуриентов, набиравших хорошие баллы и имевших шансы поступить, когда надо было дать дорогу тем, кто по блату. В 90-е сочинение применялось для завала абитуриентов, не отстегнувших кому следует. Сейчас, видимо, то же самое, но с ЕГЭ. Так что всё у них предусмотрено, задания специально именно таковы, чтобы всегда можно было придраться к кому угодно и за что угодно, и чтобы т.н. "правильный ответ" было можно в лучшем случае лишь угадать случайно, с довольно небольшой вероятностью. Анализируй - не анализируй, а на выходе всё равно они, естественно, правы, а жертва, естественно, ошибается.
Во́зле до́ма хо́лм с куля́ми - вы́йду на́ холм, ку́ль поставлю.
В славном городе Miami тётки мерялись ногтями, тик иң озын завсегда у Фиделя борода!

Offline kis

  • Posts: 74
я бы не хотел думать, что все так грустно. Тем не менее, даже если все на самом деле так, как вы говорите, мне нужно уверенно сдать экзамены, в том числе и по русскому языку - непрофильному предмету. для этого я и обратился сюда, чтобы мне конкретно что-нибудь посоветовали.

Offline Iskandar

  • Posts: 32488
Повбивав би усіх литературоведов, искусствоведов и прочих бездельников и унылых паразитов.

А вообще дело не в разделе, а в форуме. Вам бы лучше на филологическое что-то податься, лингвистики здесь нет никакой. На Лингвофоруме, как нетрудно увидеть из его названия, можно поговорить о религии, астрологии, политике, гомосексуализме (что и делается), но никак не о предмете страсти филологических дев.
Было время, когда, чтобы забыть об ужасах мира, грамматики брались за труднейшие вопросы. Ты слышал, что в те времена однажды риторы Габунд и Теренций пятнадцать дней и пятнадцать ночей дискутировали о звательном падеже к “я” и в конце концов подрались

Offline Randir

  • Posts: 65
  • Gender: Male
Проблемы дающиеся в ответах это же примерный круг, всегда можно найти другие.

Offline kis

  • Posts: 74
хотите ли вы сказать, что я правильно выделил проблему текста?

Offline O. G.

  • Posts: 363
  • Gender: Female
Проблема, которую сформулировал я:
Проблема преподавания литературы в школе. (Как нужно преподавать литературу в школе?)

А вот проблемы, которые даны в ответах:
1) Проблема восприятия литературного произведения. (Что помогает человеку проникнуть в художественного пространство текста?)
2) Проблема оценки личности учителя. (Каким должен быть настоящий учитель?)


моя проблема, как видно, не совпадает ни с одной из тех, что в ответе. Буду очень признателен за какую-нибудь помощь, рекомендацию. А то я даже не могу проанализировать ошибки, потому что не знаю, почему проблема, которую предложил я, не подходит. Спасибо.
Мне кажется, что ничего страшного нет.
Ваша проблема примерно совпадает с двумя в ответах. Тут уже надо правильно без ошибок ее раскрыть.

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23233
  • Gender: Male
    • Орфовики
А вообще дело не в разделе, а в форуме. Вам бы лучше на филологическое что-то податься, лингвистики здесь нет никакой.
Вы тащемта путаете филологию с лингвистикой. На уютненьком лингвистики - хоть жопой ешь. А филологии нам и даром не надо.

Offline Iskandar

  • Posts: 32488
Вы тащемта путаете филологию с лингвистикой. На уютненьком лингвистики - хоть жопой ешь. А филологии нам и даром не надо.

По-моему, я об этом тому, кто путает, и сказал... "Здесь" - в этом задании.
Было время, когда, чтобы забыть об ужасах мира, грамматики брались за труднейшие вопросы. Ты слышал, что в те времена однажды риторы Габунд и Теренций пятнадцать дней и пятнадцать ночей дискутировали о звательном падеже к “я” и в конце концов подрались

Offline Вадимий

  • Posts: 15019
  • Gender: Male
Литература как школьный предмет (сколько бы она ни маскировалась под названием "русский язык" во вступительных экзаменах, а ныне в ЕГЭ) задумана с единственной целью - мучить школьников и заодно иметь универсальный инструмент для осуществления коррупции или шантажа.
+100500100500.

Offline I. G.

  • Posts: 34192
  • Кенгуреночек
я бы не хотел думать, что все так грустно. Тем не менее, даже если все на самом деле так, как вы говорите, мне нужно уверенно сдать экзамены, в том числе и по русскому языку - непрофильному предмету. для этого я и обратился сюда, чтобы мне конкретно что-нибудь посоветовали.
Здесь Вам вряд ли кто посоветует что-то разумное, это правда. Посетители форума далеки от проблем ЕГЭ: здесь любители болтают о языках, а чаще ни о чем.
Думаю, Вам нужен хороший (!), подобранный по отзывам знакомых и т. п., репетитор.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Вадимий

  • Posts: 15019
  • Gender: Male
Здесь Вам вряд ли кто посоветует что-то разумное, это правда. Посетители форума далеки от проблем ЕГЭ: здесь любители болтают о языках, а чаще ни о чем.
Думаю, Вам нужен хороший (!), подобранный по отзывам знакомых и т. п., репетитор.
К сожалению, это была бы редкость в том смысле, что нужно понимать шизофреническое двоемыслие программы и самому на него не попасться.

Offline kis

  • Posts: 74
да, я наверное так и поступлю - поищу человека для онлайн консультации.
всем огромное спасибо!  :)

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?:

Купить Газовое пожаротушение Novec 1230, Хладон 227еа, Хладон 125 в Оренбург Оренбургская область