Author Topic: Впечатления о крепацтве и панщине  (Read 1497 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline serge-kazak

  • Казак
  • Posts: 3235
У современных людей достаточно размытое понятие о жизни большинства людей общества Восточной Европы XVII- начала XX вв., в т.ч. о крепацтве и панщине. Система отношений  в том старорежимном обществе была достаточно сложной и неоднозначной. Хотя с точки зрения современного человека хорошего там было не так много. Напр. представьте, что люди вынуждены всю жизнь гнуть спину на одного начальника-самодура, потому что их родителям угораздило оказаться в числе его крепаков. Некоторые помещики тогда имели огромные хозяйства по несколько тысяч человек, но многие, особенно на Украине - по 17-20 человек. Бывали случаи, когда человек не умел вести хозяйства и тогда от этого страдали его же подчиненные-крепаки.
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет. Село, где вся земля принадлежит пану и только он устанавливает размер зарплаты либо и условия труда. И что хочешь, то и делай, особенно если у человека куча детей, которых и бросить нельзя и кормить тяжело (попробуй в город переехать, а ведь там не лучше).  :donno:

В общем интересно ваше мнение о том периоде и тех отношениях.

Online piton

  • Posts: 41234
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет
Когда были лично свободны, это уже не панщина. Это либо батраки, получающие з/п, либо издольщики, работающие за долю урожая.
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline serge-kazak

  • Казак
  • Posts: 3235
Потом панщина. Время когда все уже лично свободны, но земли нет
Когда были лично свободны, это уже не панщина. Это либо батраки, получающие з/п, либо издольщики, работающие за долю урожая.

Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после (не раз встречал в источниках, не говоря уже о том, что наслушался немало воспоминаний о тех временах от сельских людей старшего поколения, отцы и деды которых работали в подобных условиях). Когда все принадлежит панам - разницы мало, свободен ты или нет - дома нет, заработка кроме тех вариантов что тебе предлагает владелец села - тоже нет. Именно с этим фактом сталкивалось множество людей в 1861-1917 гг  (и при Речи Посполитой до Хмельниччины). Этот вопрос пытались решить "столыпинской" реформой, но результат оказался неудовлетворительным. Единственно чем похоже простая панщина без крепацтва была лучше - люди могли искать заработков на стороне. Хотя при крепацтве немало людей все равно работало в чужой на стороне, только нелегально:

Наступали новые времена. Рознесся слух, что крестьянам, так долго и упорно мечтавшим о свободной жизни, о разных зауральских, закавказских и новороссийских новых местах, хотят дать волю.

И вот из разных мест России и из чужих краев, по-видимому без всякой причины, стали в верхние, средние и южные губернии возвращаться беглые помещичьи люди. Это было за год и несколько месяцев до изданя положений о воле. Одних помещиков это радовало, другие в недоумении пожимали плечами, не понимая, откуда это взялось и что из этого будет.

Однажды весной, в конце мая, по пути в тот угол на юге за Волгой, который населился в давние времена, с одной стороны, украинскими, а с другой - русскими выходцами, шла кучка людей - два старика и шестеро молодых. Дойдя до каменистых бугров, за которыми уже начинались прибрежья Волги, они сделали в глухом овражке последний привал, сварили еще раз общую кашицу, закусили и готовились разойтись в разные стороны.

- Пойдем к своим господам, живы ли они? - сказал семидесятилетний седой сапожник, Гриценко, тридцать три года бывший в бродягах в Бессарабии и в Крыму. - Удивятся господа, коли живы, ей-богу!

- Возвращаться, так возвращаться! - прибавил другой старик, Шумейко, восемнадцать лет торговавший в Одессе у какого-то купца квасом по поддельному паспорту. - Шабаш, молодцы! значит пришла пора! ...

Online piton

  • Posts: 41234
Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после
Дык и в колгоспах труд обзывали панщиной. Но мы все-таки на научном форуме. :)
Попалось про языковой форум:
Од молдованина до фінна
На всіх язиках все мовчить,
Бо благоденствує! У нас
Святую Біблію читає
Святий чернець і научає

Offline serge-kazak

  • Казак
  • Posts: 3235
Но это факт, что на Украине случай когда люди пашут на помещика за жалкие гроши назывался панщиной и до крепацтва как личного закрепощения и после
Дык и в колгоспах труд обзывали панщиной. Но мы все-таки на научном форуме. :)
так вот и я о том же - вдруг все-таки значение слова "панщина" охватывает не только эпоху "крепаччины" (в узком смысле, когда людей документально, юридически "закрепляли" за "панами"), а и период когда они были прикреплены к земле и тому или иному "пану" фактически, в силу объективных причин (напр. отсутствия паспорта для колхозников СССР)?  :???

вот одна из возможных точек зрения:
форма залежності селянина від землевласника, прикріплення до землі, неповна власність на землю, обмеження дієздатності та ін.; виникла в Зх. Європі у пізній період Рим. імперії; в Україні поширена з XV-XVI ст., скасована: у Сх. Галичині 1848, на Правобережжі реформою 1861 (фактично збереглася до 1882).

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: