Где именно Вы заметили аскетизм в иудаизме?
Аскетизм в иудаизме таки есть весьма, и в разных аспектах.
Вот, например, такая фраза:
כַּךָ הִיא דַּרְכָּהּ שֶׁל תוֹרָה, פַּת בַּמֶּלַח תֹּאכֵל וּמַיִם בַּמְּשׂוּרָה תִּשְׁתֶּה וְעַל הָאָרֶץ תִּישָׁן וְחַיֵּי צַעַר תִּחְיֶה וּבַתּוֹרָה אַתָּה עָמֵל אִם אַתָּה עֹשֶׂה כֵּן אַשְׁרֶיךָ וְטוֹב לָךְ אַשְׁרֶיךָ בָּעוֹלָם הַזֶּה וְטוֹב לָךְ לָעוֹלָם הַבָּא:
Таков путь Учения: хлеб с солью ешь, и воду в мерке пьёшь, и на земле спишь, и жизнь огорчительную живёшь, и над Учением трудишься. Если ты делаешь так, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе к будущему миру.
Немало говорится о необходимости довольствоваться малым.
איזהו עשיר? השמח בחלקו.
Кто богат? Радующийся своей доле.
קדש עצמך במתר לך
Освящай себя в разрешённом тебе (в смысле, воздерживаясь в некоторой мере и от разрешённых удовольствий).
Аскетические обеты не приветствуются. Лучше аскеза без обетов. Обет нужен в тех случаях, когда человек хочет создать себе ограду, чтобы не нарушить заповеди. Назир по окончании срока обета приносит искупительную жертву, поскольку это не считается чем-то хорошим.
Надо отметить, что Тора — срединный путь. Фанатичное следование подобным советам не ведёт к добру.
Целибат запрещён, однако, не потому, что аскетизм не приветствуется (это не так), а потому, что именно в семье лежит ни с чем не сравнимый потенциал приближения к Творцу. Заменить это нельзя ничем. Фактически, избегать создания семьи, с точки зрения Торы, — значит избегать работы, ради которой душа приходит в этот мир.
«Не должен быть мужчина без женщины, и женщина без мужчины, и оба они без Бога».
Только по отношению к жене / мужу можно в полной мере исполнить центральную заповедь Торы «Люби ближнему твоему
как ты».
Вот ещё цитата из другой темы:
А лучше вообще не жениться, может?
אמר רבי תנחום א״ר חנילאי: כל אדם שאין לו אשה – שרוי בלא שמחה, בלא ברכה, בלא טובה; בלא שמחה – דכתיב: (דברים י״ד) ושמחת אתה וביתך, בלא ברכה – דכתיב: (יחזקאל מ״ד) להניח ברכה אל ביתך, בלא טובה – דכתיב: (בראשית ב׳) לא טוב היות האדם לבדו. במערבא אמרי: בלא תורה, בלא חומה; בלא תורה – דכתיב: (איוב ו׳) האם אין עזרתי בי ותושיה נדחה ממני, בלא חומה – דכתיב: (ירמיהו ל״א) נקבה תסובב גבר. רבא בר עולא אמר: בלא שלום, דכתיב: (איוב ה׳) וידעת כי שלום אהלך ופקדת נוך ולא תחטא.
Сказал рабби Танхум: сказал рабби Ханилай: «Всякий человек, у которого нет жены — пребывает без радости, без благословения, без блага». Без радости — как сказано: (Втор. 14) «и будешь радоваться ты и дом твой»; без благословения — как сказано: (Йехезкель 44): «возложить благословение в твой дом»; без блага — как сказано: «не хорошо быть человеку одному». В Маʕараве говорят: «Без Торы, без (крепостной) стены». Без Торы — как сказано: (Ийов 6) «Разве не во мне помощь моя и здравый ум покинул меня?»; без стены — как сказано: (Йирмийя 31): «женщина окружает мужчину». Рабба бар ʕула сказал: «Без мира», как сказано: (Ийов 5) «И узнаешь, что мир шатёр твой, и навестишь жилище твоё, и не согрешишь».