Ура-а я здал сессию. Теперь можно и приступить к урокам!
В этом уроке все еще будут предложения без глаголов. Благо, что по хауса можно ну очень много сказать не используя глаголы в своей речи.
МестоименияЛичные1s | nī (я) | 1p | mū (мы) |
2s.m | kai (ты ж.р.) | 2p | kū (вы) |
2s.f | kē (ты м.р.) | | |
3s.m | shī (он) | 3p | sū (они) |
3s.f | ita (она) | | |
Ого-го теперь мы можем отвечать на перекличке, отвечая „Nī nē“ или „Nī cē“. Предложения эти оканчиваются
на особую
частицу, которая несет функцию схожую с глаголом «быть».
N.B. У этой частицы тон всегда противоположный предыдущему слогу.
ВопросительныеВ хауса есть только два В.М.: wa и me — «кто» и «что» соответственно. Видоизменяясь особым образом образуют огромное количество других местоимений.
Теперь можно спросить:
Mḕnē nḕ? (Угадали перевод?)
Заметьте здесь дважды используется частица nē.
Что [это]?
И ответить:
Littāfì nē. (А сейчас?)
[Это] книга.
Еще примеры:
Wace ce? — Ɗaliba ce. | Кто [она]? — Студентка. |
Wane ne? — Malami ne. | Кто [он]? — Учитель. |
УкзательныеЛирическое отступлениеТеперь если кто когданить учил японский начнет удивляться такому количеству когнатов, увы псевдо. Я их поначалу видел на каждом шагу. Еле-еле избавился от этого чувства.
Для начала разберемся со словами nân и cân. Казалось бы наречия же! «Тут» и «там». Но в предложении они ведут себя прям как существительные.
Например (
помните частицу -n/r?):
makarantār nân — эта школа.
hṑtōn cân — та фотография
Теперь и к местоимения подойти можно:
1s | wannàn (этот/эта) | 1p | waɗànnân (эти) |
2s.m | wancàn (тот) | 2p | waɗàncân (те) |
2s.f | waccàn (та) | | |
wa + n + nan = wannàn
И сразу же примеры:
Wane ne wannan?
Что это?
wannan littafi ne
Это книга.
Kuma, waɗancan kujeru ne.
А то — кресла.
Числительные1 — ɗaya | 10 — gōmà |
2 — biyu | 20 — àshìrin |
3 — ukù | 30 — tàlā̀tin |
4 — huɗu | 40 — àrbà’in |
5 — bìyar | 50 — hàmsin |
6 — shidà | 60 — sìttin |
7 — bakwài | 70 — sàbà’in |
8 — takwàs | 80 — tàmā̀nin |
9 — tarà | 90 — càsàin |
Чтобы образовать числа от 11 до 19 нужно к gōmà добавить sha и соответствующее числительное:
11 — gōmà sha ɗaya
12 — gōmà sha biyu
и т.д.
Для числительных от 21 до 99 нужно к слову обозначающеу десятки добавить da и слово для единиц:
21 — àshìrin da ɗaya
22 — àshìrin da biyu
⋮
35 — tàlā̀tin da bìyar
и т.д.
Хорошее
видео с четко произносимыми числительными.