Author Topic: Джигеты  (Read 4107 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Давид Дасаниа

  • Blogger
  • *
  • Posts: 326
  • Gender: Male
on: November 13, 2011, 09:42
В Интернете существуют следующие материалы по джигетам:
1. Садзы-джигеты. Один из коренных народов Черноморского побережья Кавказа, относящийся к адыго-абхазской группе. Язык – две разновидности диалекта абхазского: ахалцыс и цвыжи (абхазо-адыгская группа западной иберийско-кавказской семьи). До окончания Кавказской войны проживали на территории Большого Сочи от Хосты и до границы с Абхазией и далее до Гагр. После окончания Кавказской войны, как и убыхи практически полностью эмигрировали в Турцию.
Источник: http://edemkavkaza.ru/enciklopediasochi/247-sadzy.html
2. Сайт apsnyteka.org на одной из своих страниц публикует научную статью кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника АРИГИ (Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований) Самира Хотко «Cадзы – джигеты. Происхождение и историко-культурный портрет абазинского субэтноса». В статье её автор, в частности, считая садзов-джигетов абазинами, указывает на места их расселения: Саше, между Сочи и Мацестой, по реке Бзугу; Хамыш, по р. Хоста; Цвиджа, Бага и Аредба, сверху вниз по реке Кудепсте, Цвиджа и Бага размещались над истоками Хосты, между Агурой и Мдзымтой; Багрипш, верхнее течение р. Псоу; Геча, нижнее течение р. Псоу; Михельрипш, на восток от верхнего течения Псоу, над истоками Мехадыра; Цандрипш, между Псоу и Мехадыром; Хышха, по р. Хашупсе (правильнее Хашпсы – Д.Д.), значительной реке, впадающей в море к югу от Мехадыра; Аибга, по верхнему течению Псоу.
Территория от Кудепсты (включительно) до устья Бзыби показана как территория джигетов. Гагра, таким образом, на территории джигетов. В Джигетию, согласно карте Е. Д. Фелицына, входили такие общества как Цвиджа, Бага, Аредба, Багрипш, Геча, Михельрипш, Цандрипш, Хотхо (правильно: Хышха). Согласно Люлье, в Садзен (Джигет) входило пространство от р. Хамыш (Хоста) до укрепления Гагры, от которого в направлении ГКХ прочерчена на незначительное расстояние пунктирная линия.  Но далее джигетские земли тянутся до Бзыби.
Следует отметить, что, указывая на места расселения абазин (правильнее «абхазо-абазин» - Д.Д.), Самир Хотко связывает местные топо-гидронимы исключительно с адыгским языком. Например, название реки Псоу он связывает с адыгским наименованием «воды», забывая при этом, что корень «псы» в значении «воды» является общим наследием абхазо-адыгских языков. Достаточно вспомнить такие исконно абхазские слова как «аҧсҭа» (ущелье), аҧсҭҳәа (облако), аҧсаси (размякший, жидкий), и аҧсаҳәа (влажный, мягкий от воды). Название реки Псоу, как мы считаем, возможно перевести с абхазского языка как «длинная река», «абхазская» («псоу» - от «апсуа»: сравните с фактом распространения в Западной Абхазии фамильных имён с окончанием «-оу», что происходит от абхазского «-уа» - «человек», здесь «пс», соответственно, «абхазский»). Также адыгскими Самир Хотко считает и названия двух абхазских перевалов, как например, Псеашха (правильно Псашьха – Д.Д.) и Аишха, которые переводятся с абхазского языка как «сосновая гора» (Ҧсашьха – «аҧсақәа рышьха») и «гора (рода) Ай или Айба» (Аишьха). А по мнению с. Хотко «оба эти названия имеют вполне мотивированные адыгские значения: «Реки верховье» и «Плохая/неблагополучная гора». Обратите внимание: топоним «Аишха» он правильно подразделяет на два корня, но первый корень «аи» он переводит с адыгского языка, а второй – «шха» - с абхазского.
«В лексеме ахчипсы, - пишет Самир Хотко, - отчетливо звучит адыгское -псы «вода, река». Но он забывает, что карачаевцы именовали абхазов «хачыпсылы», а в абхазском обозначении ахчипсхувцев «аҳҷыҧсаа», последнее «ҧсаа» может означать абхазов: аҧсуаа, аҧсацәа, аҧсаа.
Возможно адыгским считает С. Хотко и топоним Псху, которое он сравнивает с адыгским названием реки – «псыхъу». Но абхазы не произносят название Псху как «Ҧсхәы», а говорят «Ҧсҳәы», что, по всей видимости означает: «ҧс» - абхаз, абхазский и «ҳә» от «аҳәаа» - граница. Общее возможное значение «абхазская граница». Таким образом, «ҧсҳәаа» - «люди у абхазской границы».
См.: http://apsuaforum.bestforums.org/viewtopic.php?f=144&t=260

Reply #1 on: November 13, 2011, 09:44
Рассмотрим иные тезисы исследуемой темы:
С. Званба о садзах-джигетах. Соломон Званба, первый абхазский этнограф, подчеркивал, что «абхазцы не считают их (садзов – Д.Д..) одного с собою происхождения». Вместе с тем, Званба подчеркивает близость садзского и абхазского языков: «Джигеты говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного». 
Отношение С. Хотко к основной проблеме истории садзов-джигетов. «Стремление Инал-ипа обязательно обосновать садзскую идентичность как прямо абхазскую или североабхазскую, при легких диалектных различиях, сталкивается с непреодолимым препятствием в факте того, что страна садзов считалась самостоятельной историко-этнографической областью. Самостоятельное политическое существование и географический барьер в виде Бзыби делает очень малоправдоподобной версию тождества садзов с абхазами. В различные периоды своего существования Джигетия-Садз могла быть ближе к Абхазии, чем к Черкесии, но эти сближения с соседями, вполне вероятно сопровождавшиеся и лингвистическим влиянием, не дают нам веских оснований считать садзов этносом абхазского или адыгского происхождения. Они, вероятнее всего, прямые потомки абазгов при весьма значительном участии в процессе их этногенеза зихов-адыгов. Возможно, что зихское участие в этногенезе было определяющим - отсюда и наименования страны и этноса как джикских. Вероятен и такой сценарий, при котором северная часть абазгов - будущее ядро садзов - на определенном этапе предпочла войти в состав Зихского этнополитического союза и резко отделить себя от царства Абхазов-Абазгов.   Так за этой группой закрепилось чисто внешнее, не отражающее этнической сути, наименование зихов-джиков. Потом собственно зихи-адыги получили новое внешнее наименование черкесов, которое не сразу распространилось на убыхов и садзов. Грузинские авторы по вековой традиции сохраняли за садзами их зихскую «этикетку». Они отмечали, что сразу за джиками живут черкесы. Позже и самих джиков стали все чаще идентифицировать как черкесов и как часть Черкесии. Эта традиция утвердилась в первой половине XIX в.».
С. Хотко о топо-гидронимике Джигетии как об адыгской. Неправ Самир Хотко тогда, когда пишет, что «территория садзов от Сочи до Бзыби резко отличается от Абхазии существованием значительного числа адыгских гидронимов и топонимов. Билингвизм садзов отражен в гидронимах Сочи-пста, Кудепста, Бегерепста, Лапста, Ачипста, Швачапста. Сочи - Сочипсы - Сочипста ». Адыгскими по этимологическому значению С. Хотко считает такие названия как Хашупсе (Ҳашҧсы: «аҳаша» - известковая скала, дикая груша, сравните с корнем фамилии Ҳашба; «ҧсы» - общеабхазо-адыгское обозначение воды и реки), Жоепсе (Жәаҩаҧсы: «жәаҩа» - двенадцать), Кудепста («ущелье Кудбовых»), Псырцха (Ҧсырӡха – «сосновый родник»), Соуипсара (Соуиҧсара: Соу – имя мужчины, «иҧсара» - «его сосновая роща») и т.д.
По поводу функционирования в абхазской топо-гидронимике корня «пс» в значении «воды», Самир Хотко пишет: «Объяснение, предложенное Ш. Д. Инал-ипа, согласно которому элемент пс в абхазской гидронимии является следствием существования в древнеабхазском языке слова псы в значении «вода», резко контрастирует с ареалом гидронимов с содержанием псы на территории исторической Абхазии. К северу от Бзыби их очень много, а к югу таковые почти не встречаются. С учетом вышеизложенных источников XVII-XIX вв. гораздо убедительнее, на наш взгляд, является объяснение этого факта через влияние адыгского языка на территории Джигетии». 
Сейчас я хотел бы специально, для опровержения высказывания Самира Хотко,  привести в пример названия топо-гидронимов восточной части Абхазии, содержащих корень «пс» в значении воды. Итак, вот эти названия: Алкәаҧсҭа (Алкуапста) – название и реки, и горы; Еграҧсҭа (река), Ӡеиқәаҧсҭа (Дзейкуапста), Мсыбысҭа (от Мсыбыҧсҭа, как и Гумиста – Гумпста), Барҟәаҧ аҧсҭа (Баркуап апста), Хыш иҧсҭа, Аҕәраҧсҭа (Агурапста) и др.
Выводы, сделанные Самиром Хотко.  «Бесспорно, что садзы осознавали свое этническое родство с абхазами княжества Абхазии, но не менее бесспорно, что они осознавали и свое отличие от апсуа. Обе точки зрения можно и следует примирить. Если садзы - потомки абазгов, то они южные, причерноморские абазины, так как абазины пришли на Северный Кавказ с территории Садза.  Сами современные абхазы стали итогом сложения двух больших абазино-абхазоязычных племен раннего средневековья - абазгов и апсилов. Ведущая роль абазгов вполне вероятна ввиду того, что Абхазское царство называлось царством Абазгов. В этом плане садзов действительно можно рассматривать как северных абхазов. А внутри Абхазского княжества гудаутских абхазов считать в большей степени потомками абазгов, а очамчирских абхазов – в большей степени апсилами».
«До XII в. включительно, - пишет автор, - часть убыхов и все садзы находились в орбите политического и культурного влияния Грузинского царства, а граница с Зихией охранялась сетью крепостей». В связи с таким заявлением напрашивается вопрос: о каком Грузинском царстве ведёт речь Самир Хотко? Разве это царство не называлось Абхазским царством и до XII, и даже в XII веке?

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: