На сайте http://abaza-front.livejournal.com есть тема «Интересный диалог», который указывает на ряд очень ценных исторических сообщений, проливающих свет на историю абазинского народа. Предлагаем вам ознакомиться с этим «интересным диалогом». Комментарий первый от Anonymous. Глядя на нынешних монголов, брат, трудно поверить в их великое прошлое. Да? А когда смотришь на продолжающий ассимилироваться абазинский народ, вообще нечего даже представить себе. Так же? Правильно. А ты хоть на секунду задумался, почему второй /как ты его назвал/ отдел адыгов именовался именно «абадзе»? Что это слово означает? Откуда оно взялось? И, если ты ссылаешься на Люлье, то должен был у него прочесть: «Кабардинцы и другие адыгские племена, сохранившие феодальное управление, называют Абадзехов, Шапсугов и Натухажцев общим именем Абадзе-чиль, что значит «Абазинские народы» /Люлье, 1927, с.10/. Лавров Л.И. по этому поводу замечал: «Мы стоим перед странным явлением, значительная часть черкесских племен /а именно: шапсуги, натухаджи, абадзехи, гуае, жаны, бжедуги и махоши/ долгое время среди самих же черкесов не признавались черкесскими, а именовались абазинами. К абазинам же причисляли и народ убыхов, говоривший на «особом языке» /Лавров 1946, с. 165/. Н.Я. Марр убедительно доказал, что" этноним «абазги» содержит самоназвание абазин «абаза» и суффикс «г», однозначный суффиксам в этнонимах «саниг», «зих», «колх» и др. Этот суффикс был показателем множественного числа, аналогичным суффиксу «х» в адыгских языках. Полная форма этнонима «абазги» сохранилась в названии абадзехов – «абэдзэх», одного из тех подразделений адыгейцев, которых другие адыгейцы в XIX веке считали «абадзами» или «абазами», т.к. они, судя по всему, были абазинского происхождения...» Значительная роль абазин в прошлом нашла отражение в фольклоре адыгов. И.Л. Дебу на основании преданий писал о «силе и многочислии» абазин в былые времена ... В кабардинском сказании о древнем герое Андемыркане рассказывается, как последний отдался под покровительство абазинского князя /Басхаг-пши/. «В те времена, - повествует сказание, - большим почетом пользовался Басхаг-пши, мало того, все другие пши его боялись». Ш.Б. Ногмов пишет, что в трудные времена кабардинцы прибегали "под защиту абазинцев" /1958, с.135/. Были, брат, и такие времена.. Далее. По свидетельству арабского географа Идриси в 1154 г. в Тамани правили абазские князья Алоу-абаза. Верно назван не только княжеский род Алоу /Лоо/, но и его национальная принадлежность – абаза. В 780 г. абазгский владетель Леон провозгласил себя царем, а свою страну суверенным государством. До этого Леона известно, по крайней мере, одиннадцать царей из его рода. При его приемниках границы абазгского царства достигли на востоке Армении, а на западе доходили до устья Кубани и соприкасались с Тмутараканью. Далее небольшой экскурс в гидронимику и топонимику, т.к. некоторые исследователи истории Северного Кавказа не считают необходимым знать местные кавказские языки, не понимают того, что гидронимика и топонимика являются древнейшей летописью народов. К западу от р. Белой, в бассейне Кубани есть реки Марта и Абин, названия которых хорошо интерпретируются по-аб/х/азски: абна – «лес», амара - солнце + «та» - аффикс со значением «место» (ср. Мзым-та, Хос-та, Мацес-та и др.). Различные вариации абазинского княжеского рода Лоо /Лоу, Лау/ мы встречаем на территории исторического расселения абазов на северном и южном склонах Западного Кавказа: Лохотх – селение вверх по течению р. Шахе, Лоо - поселок к западу от г.Сочи, Лаура - река в Адлерском р-не, приток Мзымты, Алоус – гора в верховьях реки Белой, Лаба - перевал и приток Кубани и др. Ты, брат, упомянул Геродота, Скилака и Страбона. Хорошо, завтра я тебе переведу на основе аб/х/азского языка такие "этнонимы" как: зиги /зихи/, синды, ахаи /ахеи/, гениохи, колхи и т.д. А все вышеизложенное имеет намерение напомнить, что и в радости и в горе не надо забывать о своих соседях, тем более, если ты их называешь братьями. Жизнь такая интересная штука, сегодня ты - кореец, а завтра переселился на острова, и уже - японец. Вчера был кабардинцем и крестьянским сыном Люевым, а сегодня переписался на абазина, сменил фамилию, переехал в Абхазию и стал потомком абхазских царей Лоу. В случае, если завтра придут китайцы, он легко докажет, что является стопроцентным китайцем по фамилии Лю. Такие, брат, теперь времена...
Комментарий от пользователя «ratmistr». Ну и какой вывод из всего написанного, по отношению к черкесскому вопросу? К тому что черкесы требуют признания - Sochi land of genocide! Начинаю понемногу понимать откуда растут корни у этого спора... Весьма очевидно, что черкесов и абаза-абхазов пытаются рассорить и вбить клин кто древнее, кто есть кто из субэтносов, из звездочек на черкесском флаге, считающиеся черкесскими, которые сами в 1830-х приняли как единый. То теперь сторонние силы, непредвзято через таких, как Чачхалия, начинают капать, оказывается шапсуги, убыхи и т.д. вовсе не черкесские племена, начинают доказывать и разбирать диалекты, уверен если так уж начать серьезно разбирать то окажется что там есть и много адыгских слогов. Известно точно, что часть убыхов были более адыгоязычными, а другая часть более абхазоязычными. Что тут удивительного? Мы, адыго-абхазы, имеем общие корни, некогда один язык разделился на две части, далее на диалекты. Меня лично очень много раз спрашивали ты абхаз? Я отвечал, я - близнец абхазов, я – черкес, мы имеем одни корни, мы братья. Почему думали, что я абхаз? Потому, что у нас один акцент, когда мы на русском разговариваем. Так как теперь, мы можем вот так вот, ссылаясь на записки тех, кто писал как они понимали, не зная языков Кавказа, нашей общей истории на достаточном уровне, утверждать, что те абхазы были или адыги? Тут действует та же стратегия, которая существует уже сотни веков, - РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ! Конечно, как нас, братские народы, могут рассорить, думаешь, да никогда не смогут! Оказывается могут, могут через таких, как Чачхалия, подобных которых и у нас достаточно! Именно через нашу проклятую гордость! Заинтересованным в нашей ссоре, их дело маленькое, просто запустить вирус в наше общество, которое разрушит наши отношения братские изнутри, где вот такие споры кто есть кто, в конечном итоге в свой пик, взорвавшись, породит ненависть, это есть ни что иное как информационная война, где среди адыго-абхазского братства ничего не останется, если мы сейчас под корень не вырубим и не изгоним этот вирус раздора. Все это реально, даже после того, как черкесы как родной дом защищали Апсны! Все это сведется к нулю, из за нашей гордости и алчности если мы сегодня не осознаем, что надо искать и освещать то что нас объединяет, а не то, что разъединяет!