Author Topic: Бацбийский - нахский или вайнахский?  (Read 6797 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Индарби

  • Posts: 923
Очередные наши вайнахские поиски родственников. Всех туда записали - этрусков, шумеров, хурро-уров. Ясно, что культура у пирикитских тушин и язык отличались от грузинского и близки были нашим. Но назвать сегодня жителя Тосканы этруском - это назвать бацбийца нахом. Труба их языку и культуре. Я собрал уйму преданий тушин и напечатал во 2-м томе своей книги. Раньше они знались с чеченцами, пока Шамиль у нас не нарисовался.

Offline Tibaren

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 9496
  • Gender: Male
Я собрал уйму преданий тушин и напечатал во 2-м томе своей книги.
Чё за книга?
Hizkuntza aldian hibaian zehar hibia da (c)

Offline Индарби

  • Posts: 923
Я собрал уйму преданий тушин и напечатал во 2-м томе своей книги.
Чё за книга?
Мифы и предания чеченского народа, том II. Там собраны генеалогии и предания бацбийцев. В Ленинке должна быть под авторством: Яндаров А., Заурбекова А. и Бызов (Мутушев) И.

Offline amaZulu

  • Posts: 1626
  • ама З улу
раз зашла речь о бацбийском, не могу чтоб не выложить новую песеньку 

http://www.youtube.com/watch?v=3lxrwYLj-mY
Boishvili vikyo, magari tsiva © amazulu

Tiberan, rakhan ekha global moderi gakhdi kai bichebs pativs agar gvtsem da kletkashi gvsvam? Kai bichoba daivitske, dzmao, da moderobas atsvebi? Boishvili viyo, magari sheshphotebuli var...evropa chventan aris...awwals gadaetsi kai bichebs tavi dagvanebos da bozebs mikhedos © lingvoforumis kai bichoba

Brevis

  • Guest

Quote
Хотя говорят, что их прародина Вабуа. Точь в точь ингушское Ваьппи/Фаьппи.

Ваьппий (вабой) один из аккинских тайпов. Известные селения с боевыми и жилыми башнями Эрзи, Ларс, Гвилети, Балта были ваьппинскими. Особенно впечатляет башенный комплекс Эрзи, который, почему-то, называют ингушским. Называют гIалгIаем и известного мастера по строительству боевых башен Янда, который, на самом деле, был ваьппинцем. Ваьппи жили в Джейрахском ущелье, граничащем с востока с ГIалгIай (Кхекхаьлой). Они, как и цхорой, не относились к гIалгIаям. По преданиям, записанным Чахом Ахриевым, аккинцы произошли от орстхойцев или наоборот (68, с. 113). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 139
Quote
Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском, и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения – автор) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. // Л. Ильясов «Tени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции». М.: «Пантори», 2004. С. 320


«Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха (Галанчожский район) или Лам-Аьккха (обширный район, который еще до половины XVII века включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий и земли, влоть до горы Казбек. – Авт.). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях – как и к родственному себе обществу» (221, с. 13). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный, 2012. С. 133

Салтан-мурза, неоднократно упоминая в своих речах Ших-мурзу Окуцкого известного вайнахского политического деятеля второй половины XVI в., называет его своим братом. Естественно возникает вопрос, свидетельствует подобное обращение о родственных связях Ших-мурзы Окуцкого и Салтан-мурзы или только о политических симпатиях ларсского феодала, проявляемых к чеченскому владельцу? Последнее представляется маловероятным. Ни один из известных нам в настоящее время русских документов XVI—XVIII вв., описывающих политические связи и устремления северокавказских феодалов, не содержит подобных обращений. Поэтому более возможным представляется, что в этом обращении Салтан-мурзы из Ларса отразился факт кровного родства последнего с Ших-мурзой, вайнахом по происхождению. Поскольку Ших-мурза был убит, видимо, в самом конце XVI в., то становится ясным, что Салтан-мурза, имевшие тесные связи с Ших-мурзой, уже жил в Ларсковом кабаке во всяком случае не позднее последнего десятилетия XVI в.
Второе известие представляет рассказ Ших-мурзы Окуцкого о том, что царствование Ивана Грозного (т. е. не позднее начала 80-х годов XVI в.) он водил русские посольства в «Железных воротех» (видимо, Дарьяльское ущелье). Если сопоставить эти данные и приведенные выше сведения о владельце Ларса брате Ших-мурзы Окуцкого Султан-мурзе, то становится понятной, та сравнительная доступность этого участка Дарьяльского ущелья для Ших-мурзы, проводившего здесь русских послов во второй половине XVI в. // Н. Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века". Москва: "Наука", 1974. С. 126

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: