Author Topic: Генеалогия рода Еник  (Read 4347 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Давид Дасаниа

  • Blogger
  • *
  • Posts: 326
  • Gender: Male
on: October 5, 2011, 10:19
Еник - это фамилия моей матери, старинный абхазский род убыхского происхождения. Абхазское произношение фамилии - Еныкь (ЕныкIь). Довольно многочисленная фамилия. Предположительно в фамилии Еник до 100 дворов. У абхазов из рода Еник в среде адыгов есть однофамильцы - Емыковы (по-адыгски - ЕмыкI). Живут абхазы из рода Еник в сёлах Мгудзырхуа и Бармыш Гудаутского района Республики Абхазия, а также в Турции и Украине. Все они знают, что родом они из Абхазии.
А теперь мы рассмотрим детали фамильных преданий, записанных нами со слов представителей рода Еник Максима Лазовича, Кунцала Баджговича, а также супруги Максима Еник – Мацацы Аабиджовны Чагуаа-Еник.
Итак, далекий предок фамилии Еник, судя по рассказам Максима Еник и Мацацы Чагуаа, записанным нами в начале 80-х годов прошлого столетия, жил на Северном Кавказе вместе со своей матерью из дворянского рода Садзба и двумя братьями. Братья, несмотря на приличный возраст, были холостыми, так как знали, что в случае женитьбы, в соответствии с тогдашними установлениями, должны были разделить своих невест с местным князем. Князь неоднократно спрашивал своих вассалов о том, почему же они не женятся. Те отвечали, что им пока рано думать о женитьбе. Но, когда князь и вовсе надоел братьям своими советами и давлением, старший из них, Башкут, решил жениться. Князь был доволен. Однако, как только он захотел воспользоваться правом «первой ночи» и собирался перейти порог «амхары», Башкут выхватил пистолет и убил князя. В ту же ночь братья выехали из своего селения. Не доходя до горы Цвымха (ЦвымхIа), умирает мать братьев из рода Садзба. Здесь братья ее хоронят и решают разойтись. Старший из них, Башкут, подался в Абхазию, средний ушел куда-то на запад, а младший обосновался среди одного из адыгейских племен.
На момент разделения братьев фамилия Еник уже существовала. Это, в частности, подтверждается тем обстоятельством, что от брата, ушедшего в Адыгею происходит род Емыковых (по-адыгейски ЕмыкI, по-абхазски Емыкь, сравните с абхазским наименованием данного рода Еныкь). В ряде стран Западной Европы (в Венгрии, Чехии, Германии) бытует фамилия, которая в официальных документах фиксируется как Еник или Енике. В Украине встречаются русские носители фамилии Еник, но они прекрасно знают, что их предок прибыл из Абхазии.
Известны и предки самого Башкута. Сам он, как гласит предание, является родоначальником абхазских представителей рода Еник. Отца Башкута звали Куасадж (Квасаджь), отца Куасаджа – Мамсыр, отца Мамсыра – Ерик (Ерыкь). По мнению Максима Лазовича Еник, фамильное имя «Еник» произошло именно от имени родоначальника всего рода Еник, охватывающего абхазских, адыгейских, русских и западноевропейских представителей указанной фамильной группы.
Прибыв в Абхазию, Башкут Еник находит князя Чаабал, проживавшего в своем родовом поселении Чаабалырхуа. Чаабал в тот день принимал гостей. Он тепло принял Башкута, расспросил о причине его появления и выслушал пожелание своего гостя. А гость, Башкут Еник, попросил князя выделить ему землю. Князь выделил Башкуту мула, плуг и сказал ему: «У меня, как видишь, находятся гости – князья да дворяне. Сейчас я распоряжусь зарезать быка. Вот тебе плуг и мул. Вся та земля, которую ты покроешь знаками, будет твоей. Но мое главное условие: ты должен прийти прежде, чем я со своими гостями сяду за стол после варки мяса. Если же опоздаешь, земли ты не получишь». На том и условились.
Слуги тотчас приступили к своему делу: зарезали быка, стали сдирать с него шкуру и разделывать, приготавливая к варке. Башкут, не мешкая, взял мула и начал покрывать знаками земельный участок, расположенный невдалеке от княжеских угодий. Он очень торопился, однако мул, не выдержав, встал. Говорят, что в селении Чаабалырхуа место, где остановился мул Башкута, и по сей день называется Агужьгыл. Оставив мула на том месте, Башкут сам пошел вдоль отмеченного участка, делая зарубки на деревьях. Усилия, предпринятые им, не пропали даром. Он успел и прибыл к князю прежде, чем тот сел за обеденный стол. Слово князя – закон. Сказано – сделано. Отныне Башкут стал жить в имении князя Чаабал, но стал полноправным хозяином своего земельного участка. Женился он на девушке из рода Адзынба.
Однажды породистая собака, принадлежавшая Башкуту, зашла в княжеский двор. Кто-то из княжеских слуг подстрелил ее. Возвратившись к себе, Башкут не обнаружил своей собаки. И тогда он стал расспрашивать свою супругу. Жена Башкута знала о том, что случилось, но не решалась рассказывать про это мужу. Чувствуя, что жена что-то скрывает, Башкут выведал у нее все, затем вошел в княжескую усадьбу и убил человека, совершившего убийство животного. 
Совершив убийство, Башкут, по законам того времени, должен был уйти в другое село. Он перебрался в селение Блабырхуа и, не спрашивая разрешения у местного дворянина Хамурзы Блаб, освоил земельный участок на его территории и стал там жить. Хамурза, заметив дым, послал своих слуг узнать, что же происходит на окраине своей территории. Слуги в негодовании стали грозить Башкуту, мол, как это так, он взял участок земли самого Хамурзы. Тот прогнал слуг и посоветовал их хозяину не вмешиваться в его дела. Услышав весть о проживании Башкута на его собственной территории, Хамурза Блаб перепугался и сказал: «Хай-хай, да станет он противным лесу этот Башкут Еник! Откуда он взялся на моем пути?!». В дальнейшем потомки Башкута освоили земли и в селении Бармыш, где ныне и проживают.

Однако в фамильных преданиях рода Еник имеются некоторые противоречия. Если все абхазские представители фамилии Еник произошли от Башкута, то от кого происходят те Ениковцы, которые издавна проживают в селе Мгудзырхуа? И почему же в генеалогических схемах некоторых носителей данного фамильного имени нет упоминания о Башкуте?
Согласно другому преданию, зафиксированному Игорем Мархолиа (Марыхуба) 15 ноября 1976 года со слов 89-летнего Максима Лазовича Еник, род Еник происходит от братьев Бадиа, Уабад и Яцкис (ИацвкIьыс), которые вышли из Северного Кавказа. Это же предание нами было зафиксировано позднее, как со слов Максима Еник, доводившегося дедом по материнской линии автору этих строк, и его жены Мацацы Аабиджовны Чагуаа.
Матерью братьев была женщина из рода Садзба. Здесь повторяется вся история с убийством князя, пожелавшего воспользоваться правом «первой ночи». Однако к изложенному рассказу добавляется, что у носителей фамильного имени Еник, которые произошли от Яцкиса, младшего из братьев, прибывших из Северного Кавказа, есть единокровные братья в лице представителей фамилий Блабба и Барцыц. Блаббовцы, согласно преданию, происходят от старшего из братьев – Бадиа, а Барцыцовцы – от Уабада. От имени Яцкис, в соответствии с этой версией, и происходит фамильное имя «Еник». В другом предании говорится о том, что фамильное имя «Еник» происходит от имени родоначальника фамилии – Ерика (ЕрыкIь).
Так или иначе, но представители фамилий Блаб, Барцыц и Еник, зная предание о своем «единокровном происхождении», тем не менее, не считают свои фамилии братскими, не проводят общих фамильных сходов и не запрещают брачных отношений между собою. В то же время Ениковцы поддерживают весьма близкие отношения с фамилиями Гунба и Гумба. Также они знают и о родстве через Гунбовых с фамилией Гуниа, проживающей в Очамчырском районе.
Родство между ними также основано на очень путаных преданиях, которые отчасти утверждают о происхождении представителей фамилии Еник от Гунба. Согласно другой версии, братские отношения между фамилиями Еник и Гунба, а через них с Гуниа и Гумба, возникли вследствие божественной кары, превратившей в камень полюбивших друг друга парня и девушку из двух родов – Еник и Гунба. По мнению ряда информаторов (например, Василия Ахметовича Еник), они были наказаны Богом ударом молнии за то, что нарушили священный закон экзогамии. С тех пор все представители братских фамилий строго соблюдают запрет на брак между собой. Однако имеются случаи женитьбы племянников по материнской линии этих фамильных групп. Они, естественно, осуждаются, но не караются.
Что касается фамильных сходов в рамках указанного нами фамильного союза, то все они проводятся с обязательным участием наиболее влиятельных и известных представителей братских фамилий. При этом Гунба, Гумба и Гуниа проводят фамильных сход вместе. Туда, как мы отметили, приглашаются и представители фамилии Еник, но не все, точнее участвует в мероприятии лишь немногочисленная делегация от фамилии Еник. Точно так же проводятся и фамильные сходы рода Еник.
Более подробно о моём проекте изучения истории и этнологии абхазских и иных фамилий смотрите на форуме http://apsuaforum.bestforums.org.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: