Author Topic: Санскрит  (Read 45927 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Bhudh

  • Posts: 57431
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #150 on: January 9, 2014, 19:45
при желании можно подобрать обратные примеры и даже санскрито-латинские vs русский
Не спорю, но их, ИМХО, будет поменьше.
Можно ж и дать / datum / dadatum дать :green: для полного исторического соответствия.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline terxoxr

  • Posts: 44
  • Gender: Male
Reply #151 on: March 21, 2014, 22:44
Уважаемые филолингвы!
Очень нужно, но найти не могу. Может кто подскажет. Как называется тот закон, в силу которого наидревнейшее 'ind-' в 'арийских' языках 'не могло не превратиться' в 'yad-' ('iad')? Или: где это название вероятнее всего можно отыскать? Нужно – точное название. И – вот ещё. Можно ли – хоть архигрубо – прикинуть время прекращения действия этого закона у 'арийцев'? (Когда начал 'язык поворачиваться' у них – опять такие сочетания произносить). Есть ли – хоть 'экстравагантные' – попытки прикинуть время? Из каких соображений? Грубо – я имею в виду – всё же поточнее, чем могу прикинуть и я сам: в период завоевания 'индусами' Индостана и слагания стихов 'клановой' части Ригведы – уже могли произносить; и более – на момент распада 'индоиранского' единства (ни в Индии, ни в Иране единство не жило, потому и в кавычках; это – как если из нас кого-то потом величать Африканцем, если правнуки его в Африке поселятся, и – Австралийцем, если в Австралии) – тоже уже могли. Я имею в виду 'абсолютную' хронологию. Или: в какую сторону 'рыть', чтобы была вероятность на что-то про это наткнуться? Может попадалось где-то когда-то кому?

Offline Skvodo

  • Posts: 460
  • Gender: Male
Reply #152 on: February 12, 2015, 00:00

Offline Neeraj

  • Posts: 4918
  • Gender: Male
  • Neeraj
Reply #153 on: July 12, 2015, 21:34
Наткнулся сегодня в книжном - думал нормальный учебник.. но оказалось,что собственно языку отведено страниц от силы 30 - остальное: мантры,чакры и т.п.
Вот более подробно об этом "шедевре"... а ведь он ещё по тибетскому языку успел издать книгу - наверно, такого же качества
http://renuvate.livejournal.com/13076.html
الشيء الوحيد القادر على انقاذ قطّ مصاب بجرح قاتل هو جرعة بنزين

Offline Centum Satәm

  • Posts: 4570
  • Gender: Male
Reply #154 on: September 13, 2015, 10:19

Quote
Из-под пера С.А. Матвеева ранее вышел первый русский перевод Самаведы, а также целый ряд книг в соавторстве с С.М. Неаполитанским: Энциклопедия мудр, Энциклопедия мантр, Энциклопедия янтр, Энциклопедия индуизма, Энциклопедия тантры, Энциклопедия аюрведы, Сакральная медицина, Сакральные растения, Сакральная геометрия, Сакральная архитектура, Секреты ведической архитектуры, Сакральная нумерология, Библейская нумерология, Наука просвящения, Кундалини: энергия просветления и др.
;up:
Сакральная ведическая крино-сакральная нумерология.
ἔχουσιν οἱ βίοι τῶν ἀνθρώπων ἡδονὰς καὶ λύπας· ὅπου ὑπερβάλλουσιν αἱ ἡδοναὶ τὰς λύπας͵ τοῦτον τὸν βίον ἡδίω κεκρίκαμεν
θνητῶν μηδεὶς μηδένα ὄλβιον κρίνῃ͵ πρὶν αὐτὸν εὖ τελευτήσαντα ἲδῃ
ΔΕΙΝΗ ΑΝΑΓΚΗ ΠΑΝΤΑ ΚΡΑΤΥΝΕΙ
Neve aliquid nostri post mortem posse relinqui...
Mors sola fatetur quantula sint hominum corpuscula

Offline Agnius

  • Posts: 1255
Reply #155 on: April 4, 2017, 20:57
У меня вопрос, в санскрите время имперфект по смыслу обозначается так же аорист? Т.е. совершенное просто прошедшее время.
А перфект по смыслу обозначает плюсквамперфект? Или какая там система времен?
И еще, правильно ли я считаю(ибо в разных источниках пишут по разному), что окончания основ на -аа в дат.пад. ед.ч. в классическом санскрите -aajai (а в ведийском было -aajaai). И у существительных на -u женского рода окон д.п. ед.ч. будет -vaai или -vai?(последний вариант в учебнике Кочергиной, а первый в вики). Если в классическом санскрите окончание д.п. женского рода будет -ai, тогда почему у сущ. женского рода на -i окон в д.п. будет -jaai а не -jai? И почему в анг. вики для корневых основ на -uu пишут форму bhuvaai вместо bhuvai?(последний вариант как раз в учебнике Кочергиной)

Reply #156 on: April 4, 2017, 21:01
Если говорить короче, то какое из двух утверждений верно
1) окончание д.п. ж.р в ед.ч. будет -ai, но у основ на -i наблюдается исключение, форма -jaai (Тогда верна теория Кочергиной)
2) окончание д.п.ж.р.ед.ч. будет -aai, тогда у основ на -aa наблюдается исключение, форма -aajai (тогда верна теория анг.вики)

Online Lodur

  • Posts: 34371
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Reply #157 on: April 4, 2017, 22:05
Увы, но ни одного вопроса не понял. :(
Первого не понял вообще, второй, вроде, что-то понял, но...

Quote
Между -aa основы и окончаниями, начинающимися с гласной, появляются соединительные элементы -y- (sg., du.) и -n- (pl.). В I.sg. и G.L.du. -aa основы сокращается в -a. В V.sg. и N.A.du. окончание -e замещает -aa основы.
Строго в соответствии (на примере sutā), D. sg. — sutāyai, I. sg. — sutayā.
В основах на ī
Quote
В формах с падежными окончаниями, начинающимися с гласной, происходят внутренние sandhi.
N. sg. nadī — D. sg. nadyai (ī + -ai = yai по сандхи).

Что не так, и что там в Вики?
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Agnius

  • Posts: 1255
Reply #158 on: April 5, 2017, 01:24
А почему bh`uumyaai , а не bh`uumyai ?

Reply #159 on: April 5, 2017, 01:25
И в ведическом санскрите окончания были для дат падежа ж.р. -aai? И инструментатив для -аа имел окончание -ааjaa?

Reply #160 on: April 5, 2017, 01:43
И да, можете пожалуйста разобрать вашу подпись?)

Offline Damaskin

  • Posts: 15577
Reply #161 on: April 5, 2017, 01:55
И да, можете пожалуйста разобрать вашу подпись?)

Да что там разбирать?

īśasya - gen. sg. от īśa (Господь)
hi - подчеркивающая частица
vaśe - loc. sg. от vaśa (власть)
loko (lokaḥ) - мир (nom. sg. от loka)
yoṣā - женщина
dārumayī - деревянная 
yoṣā dārumayī  - деревянная кукла
yathā - словно, подобно, как

Господа во власти мир деревянной кукле подобно.
इस दुनिया में जलघटिका की नलिका से बहते पानी सा जीवन

Online Lodur

  • Posts: 34371
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Reply #162 on: April 5, 2017, 02:16
А почему bh`uumyaai , а не bh`uumyai ?
Где, в Кочергиной? Очевидно же, что опечатка. Такое даже толком в деванагари не запишешь.
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Reply #163 on: April 5, 2017, 02:21
И в ведическом санскрите окончания были для дат падежа ж.р. -aai? И инструментатив для -аа имел окончание -ааjaa?
:wall:
-āджā? :what:
Вы точно не путаете "j" и "y" в транслитерации?
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Agnius

  • Posts: 1255
Reply #164 on: April 5, 2017, 02:33
А почему bh`uumyaai , а не bh`uumyai ?
Где, в Кочергиной? Очевидно же, что опечатка. Такое даже толком в деванагари не запишешь.
Спасибо)

Reply #165 on: April 5, 2017, 02:34
И в ведическом санскрите окончания были для дат падежа ж.р. -aai? И инструментатив для -аа имел окончание -ааjaa?
:wall:
-āджā? :what:
Вы точно не путаете "j" и "y" в транслитерации?
Да, конечно же y(читается как й).
А кстати, на письме h с точкой(глухое с?) отображается или нет?

Reply #166 on: April 5, 2017, 02:35
И да, можете пожалуйста разобрать вашу подпись?)

Да что там разбирать?

īśasya - gen. sg. от īśa (Господь)
hi - подчеркивающая частица
vaśe - loc. sg. от vaśa (власть)
loko (lokaḥ) - мир (nom. sg. от loka)
yoṣā - женщина
dārumayī - деревянная 
yoṣā dārumayī  - деревянная кукла
yathā - словно, подобно, как

Господа во власти мир деревянной кукле подобно.
dārumayī - это прилагательное на -i?
Я правильно понимаю, что прилагательные бывают трех типов, на -a, -i и -u?

Offline Damaskin

  • Posts: 15577
Reply #167 on: April 5, 2017, 03:02
dārumayī - это прилагательное на -i?

dārumayī - это женский род, мужской род dārumaya.

इस दुनिया में जलघटिका की नलिका से बहते पानी सा जीवन

Reply #168 on: April 5, 2017, 03:11
Я правильно понимаю, что прилагательные бывают трех типов, на -a, -i и -u?

Процитирую Зализняка:

"Однако в санскрите нет отчетливой формальной границы между существительными и прилагательными; разграничение, принятое в словарях, обычно основано на значении слова и до известной степени условно. Окончания и прочие внешние показатели склонения у существительных и прилагательных одинаковы".

Точное число окончаний можете подсчитать сами, их есть в любом грамматическом справочнике. 
इस दुनिया में जलघटिका की नलिका से बहते पानी सा जीवन

Reply #169 on: April 5, 2017, 03:13
А кстати, на письме h с точкой(глухое с?) отображается или нет?

(wiki/ru) Висарга

इस दुनिया में जलघटिका की नलिका से बहते पानी सा जीवन

Offline Agnius

  • Posts: 1255
Reply #170 on: April 5, 2017, 03:43
dārumayī - это прилагательное на -i?

dārumayī - это женский род, мужской род dārumaya.
А почему не daarumayaa?

Reply #171 on: April 5, 2017, 03:43
А кстати, на письме h с точкой(глухое с?) отображается или нет?

(wiki/ru) Висарга
А у вас висагры нет)
Бог будет isah?

Online Lodur

  • Posts: 34371
  • Gender: Male
  • ежиноопзово
Reply #172 on: April 5, 2017, 10:14
А кстати, на письме h с точкой(глухое с?) отображается или нет?

(wiki/ru) Висарга
А у вас висагры нет)
Бог будет isah?
Потому что http://daolao.ru/Sanskrit/kocherg_uchebnik_sanskr.htm#6_2 .
В именительном падеже Господь, конечно, будет īśaḥ, но санскрит - не русский, в нём словарная форма не равна именительному падежу.
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Reply #173 on: April 5, 2017, 10:32
dārumayī - это прилагательное на -i?

dārumayī - это женский род, мужской род dārumaya.
А почему не daarumayaa?
На этот вопрос трудно дать другой ответ, кроме "так исторически сложилось". У некоторых слов женский род образуется путём удлинения краткой а или добавления долгой а, у других - путём замены а на долгую или (редко) краткую i. У третьих обе формы существуют параллельно. Некоторые слова (чаще всего, с суффиксами) вообще образуют женский род путём одновременного удлинения конечной краткой а и замены предпоследней гласной на i (например:  м./с. р. sādhaka — ж. р. sādhikā).
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)

Offline Agnius

  • Posts: 1255
Reply #174 on: April 7, 2017, 04:26
Что не так, и что там в Вики?
[url=https://en.wikipedia.org/wiki/Sanskrit_grammar](wiki/en) Sanskrit_grammar[/url]
Там длинные а) Хорошо бы исправить.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: