Author Topic: Садзы: правда и домыслы  (Read 14796 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Давид Дасаниа

  • Blogger
  • *
  • Posts: 326
  • Gender: Male
А сейчас мы ознакомим вас с тезисами статьи известного абхазского учёного, доктора исторических наук Теймураза Алиевича Ачугба «Об этнической номенклатуре населения Садзской Абхазии в первой половине XIX века».

1. В первой половине ХIХ века историческая Абхазия нередко делилась на две части – на «Большую Абхазию» и «Малую Абхазию». «Большая Абхазия» занимала территорию между реками Ингуром и Бзыбью, на которую и распространялась власть владетельных князей Абхазии Чачба (Шервашидзе), а «Малая Абхазия» простиралась от реки Бзыбь до реки Соча-пста включительно. Эту часть страны называли так же Садзен, Садзской Абхазией или же Джигетией.
2. Как известно, в 1864 г. Садзская Абхазия была полностью опустошена. Население было депортировано в Османскую империю. Отсутствие аборигенных жителей региона, частая путаница этнонимов в источниках того периода, стали основой возникновения разных мнений по поводу этнической номенклатуры домахаджирского населения «Малой Абхазии». В связи с решением о проведении в Сочи зимних олимпийских игр в 2014 году, интерес к данной проблематике возрос еще больше. Одни авторы население, проживавшее в прошлом юго-восточнее города Сочи считают абхазами, другие – абазинами, третьи – черкесами, четвертые – грузинами.
3. Садзское население грузинами хотят видеть, в первую очередь, мечтатели создания грузинской империи. Это больше всего, политики и часть грузинской общественности. Признание населения «Малой Абхазии» черкесами, в основном связано с традицией в специальной литературе XIX в., подразумевать под этнонимом «черкес», кроме адыгов, также абхазов, абазин и убыхов.
4. Военный разведчик, барон Ф. Ф. Торнау, изучивший в 30-х годах ХIХ в. Абхазию и другие регионы Кавказа, писал, что абхазы, которых он вместе с другими абхазо-абазинскими этническими единицами именовал «абазинами», проживали на пространстве от реки Саше до реки Ингура. По его сообщению, «от Саше до устья Ингура морской берег занят абазинами, называющими себя «абсацва», которые делятся на садзов, живущих между реками Саше и Бзыбь, и на абхазцев, составляющих отдельные владения». Относительно происхождения садзов, он писал, что оно «поколение одноплеменное с абхазцами, говорящее с ними [одним и] тем же языком без всякого приметного изменения». Характеризуя жителей Ахчипсу, Айбга и Чужгуча, барон пишет о единстве их языка, и что они «ни в образе жизни, ни в обычаях» не отличаются от абхазов.
5. Согласно сообщениям С. Т. Званба, к северо-западу от политической границы Абхазского княжества и Псху живет народ, который называет себя халцис (халҵыс) и известен у абхазцев как асадзкуа, а у грузин под именем джигет. Он пишет, что, что они «говорят наречием абхазского языка, несколько отличным от коренного…». Генерал Г. И. Филипсон, служивший в 40-х годах XIX в. на Черноморской береговой линии, сообщает, что садзы говорят «чистым абхазским языком». (Рукописное отделение Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. ф. Д. И. Милютина, д. 7955/4, л. 185–209. См.: Дзидзария Г. А. Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии, с.19.). Генерал И. Р. Анреп в середине 50-х годов XIX в. также отмечал, что садзы «говорят абхазским языком, а в обычаях более сходны с абхазцами, чем со своими соседями убыхами… общественное устройство у обоих народов одинаково». Об абхазской этнической принадлежности садзов писал Д. З. Бакрадзе. Он указывал на языковую и этнокультурную общность населения Абхазского княжества с такими этническими единицами, как: садзы, псхувцы, ахчипсуйцы, аибговцы, цебельдинцы и абазины. А. Н. Дьячков-Тарасов отмечал, что джики именовали себя «садзуа» или же общеабхазским именем «азега». Этническую принадлежность садзов, их национальное самосознание четко определил немецкий ученый Ф. Боденштедт, лично посетивший и изучивший эти края в середине ХIХ в. «Жители Абхазии (т. е. «Большой Абхазии». – Т. А.) и Джигетии сами себя называют апсуа, а свою общую страну – Апсне» – писал он.
6. Мнение о принадлежности садзов к абхазскому этническому миру разделяли: Дж. Ст. Белл, А. Берже, П. Услар, А. Фадеев, Г. Дзидзария, З. Анчабадзе, Х. Бгажба, Г. Шакирбай и др. К такому же выводу пришел Ш. Инал-ипа, впервые в этнологической науке посвятивший садзам монографическое исследование.
7. Садзы в свою очередь делились на множества мелких вольных обществ или же «республик». Среди садзов самым крупным обществом считался Цандрипш. Юго-восточная граница Цандрипша начиналась с правого берега р. Бзыбь. К середине XIX в. из-за отсутствия постоянного населения на правом побережье р. Бзыбь, многие авторы восточной границей Садзена считали р. Гагрипш или же Жоеквара.
8. Северо-западнее Цандрипша территорию от реки Хашупсе до реки Мзымта занимала многочисленная община Геч. В густонаселенной долине р. Псоу были расположены деревни Патухурха, Багрипш, Микелрипш, Куджрипш и др. По данным С. Званба, в с. Патухурха проживали представители княжеской фамилии Гечба, от которых получило название общество. Влиятельные дворяне сел Багрипш и Микелрипш Кинца и Микелба были подвластны князю Гечба.
9. На Адлерском мысе обитала крупная община Ард, управлявшаяся князьями Ардба. Здесь же недалеко, в долине р. Мзымта – Лияш, были расположены садзские аулы: Кирека, Абаза, Банчерипш, Учуга, Хишхорипш, Ката, Джанхота. Общество Хамышь располагалось «по речке того же имени». Во главе общества стоял представитель абхазской княжеской фамилии Хамышь.
10. По определению А. Берже, к прибрежным садзам примыкали общества Цвиджа и Бага, расселенные «между реками Мзымта и Хоста и обществами Ахчипсоу и Аредба». По сообщению С. Званба, общества Цвиджа и Бага, во главе которых стояли дворянские фамилии Цвижба и Багба, «не зависят от князя Ардб-ея и составляют особое общество».
11. А. Берже, как и С. Званба, к садзам относил жителей Ахчипсоу и Айбга, и в отличие от него, общество Псху в верховьях р. Бзыба и Меджиты. Примечательно, что сведения о прибрежных садзских обществах, возглавлявших княжескими фамилиями Цанба, Гечба, Ардба сохранились в трудах известного турецкого путешественника, географа и историка XVII в. Э. Челеби, который эти княжеские фамилии представил как «племена» абаза – чанда, кечи и арт. С княжеской фамилией Ардба связана этимология современного названия города Адлер. Турки, в частности, население, которое проживало на территории, подвластной Ардба, именовали «Ардлер», т.е. люди Ардба, «Ардбовцы». С обществом Хамыш Э. Челеби связывал племя Камыш.
12. В верховьях р. Хашупсе, выше общины Цандрипш, было расположено небольшое общество – Хышха. В нем в 1838 г. проживало около 200 крестьянских дворов, принадлежавших князьям Ачба. А в верховьях рек Хашупсе (выше с. Хышха) и Псоу проживало общество Аибга. «На день езды от Багрипша, – писал С. Званба, – живет общество Аибха. Оно имеет дворов 250 или более». В обществе проживали «две почетные дворянские фамилии: Оздан и Шхаца», но все они были подчинены князьям Маршан».
13. Таким образом, в первой половине ХIХ века в пределах Садзской Абхазии проживали общины: аредаа, гечаа, цанаа, аибгаа, ахчыпсаа, цвиджаа и др. Все они без исключения, совместно с другими этническими единицами «Большой Абхазии» (бзыпаа, гумаа, псхуаа, цабалаа, далаа, абжуаа, мырзаканаа), представляли единый абхазский этнос, имевшие общую этническую территорию, единый абхазский язык, общеабхазскую этническую культуру, общее самосознание, общий этноним – апсуа и общее самоназвание страны – Апсны. Все эти и другие компоненты этноса в целом были характерны и для абазин, отколовшихся в прошлом от общеэтнической абхазо-абазинской массы. Абхазы вместе с абазинами составляют единую абхазо-абазинскую (абаза) этнолингвистическую общность.
Источник: http://www.abaza-duney.ru/achugba_t.pdf

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: