Главное меню
Мы солидарны с Украиной. Узнайте здесь, как можно поддержать Украину.

Адыгский (черкесский) язык

Автор Черкес, мая 2, 2005, 16:31

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Чёк Магат

Цитата: TawLan от февраля 12, 2015, 10:31
Цитата: Чёк Магат от февраля 12, 2015, 08:51
Российская этнографическая наука на основе экзоэтнонима абаза придумала русифицированный неологизм абазин для тапанта и ашхаровцев проживающих в КЧР.
Ну как бэ самоназвание абазин - абаза. Русские внедрили? Какой народ называет себя по русски на своем языке? Если самоназвание и иноназвание совпадают, все предельно просто - иноназвание идет от самоназвания.
Адыгэ >> адыгеец
Абаза >> абазин
А ты о таких самоназваниях не слыхал: ашьхарыуа и ашвыуа?
И ещё: "Переселение на Северный Кавказ племени ашхарцев, часть которых до сих пор именует себя апсуа, т.е. абхазами,
происходило уже гораздо позже — в XVII-XIX веках из горных районов Северо-Западной
Абхазии, а также частично из так называемой Малой Абхазии (от р. Бзыбь до р. Хоста)." История Абхазии, 1991 г. Сухум.

TawLan

Цитата: Чёк Магат от февраля 12, 2015, 11:41
Цитата: TawLan от февраля 12, 2015, 10:31
Цитата: Чёк Магат от февраля 12, 2015, 08:51
Российская этнографическая наука на основе экзоэтнонима абаза придумала русифицированный неологизм абазин для тапанта и ашхаровцев проживающих в КЧР.
Ну как бэ самоназвание абазин - абаза. Русские внедрили? Какой народ называет себя по русски на своем языке? Если самоназвание и иноназвание совпадают, все предельно просто - иноназвание идет от самоназвания.
Адыгэ >> адыгеец
Абаза >> абазин
А ты о таких самоназваниях не слыхал: ашьхарыуа и ашвыуа?
И ещё: "Переселение на Северный Кавказ племени ашхарцев, часть которых до сих пор именует себя апсуа, т.е. абхазами,
происходило уже гораздо позже — в XVII-XIX веках из горных районов Северо-Западной
Абхазии, а также частично из так называемой Малой Абхазии (от р. Бзыбь до р. Хоста)." История Абхазии, 1991 г. Сухум.
Чесговоря не слышал. Да я и не изучал и не вникал. У нас такое есть? Я о том, что русские в нынешнем названии абазин - абаза, не сыграли никакую роль. Что нет здесь никакой теории заговора. Русские называя их так исходили от уже существующего самоназвания.

Чёк Магат

Я не пытаюсь раскрыть какой-то заговор.
Я о том пишу, что Абаза — в средневековье было собирательным наименованием народов, населявших Черноморское побережье Сев. Кавказа (апсуа, джихи, убыхи, причерномор. адыги). Только со временем, для кого-то оно стало архаичным названием, а для кого-то самоназванием.
Специалисты гоорят о возможном единстве народов носивших название Абаза в далеком прошлом. Но кто они были: апсуа или адыгэ - не известно. По крайней мере, касательно абазинского происхождения шапсугов аргументов нет.

Уникальность субэтноса причерном. шапсуги имеет сциально-политическую окраску. И связано это с политикой администрации Краснодарского края.  В частности устав КК подчеркивает, что КК историческая территория формирования кубанского казачества, исконное место проживания русского народа. Изменилось ли что-либо на данный момент, я не знаю. Но шапсуги уже несколько десятилетий добиваются, чтоб в уставе они были указаны как коренной малочисленный народ и соответственно получили какие-то преференсы защищающие народ от вымирания и ассимиляции, что вполне реально при численности 3000 чел. Преференсы связаны с помощью в сохранении языка, культуры, разрешением на народные промыслы, какие-то соц-культ программы и т.п. 

TawLan

Как вариант, обезы, кого так называли? Опять же спорят грузины и абхазы. Но как мне кажется это было не этническое название, то есть не по языку, а государственное, территориальное, Юго-Зап. Кавказ. Вот интересно почему мы сванов называем "эбзе" :donno:
А вот абазины в нашем фольклоре кстати не упоминаются ни разу под названием "абаза", только племенные названия, къызылбек, там, и т.д..

Что касается шапсугов, есть у меня один хороший знакомый (не друг потому что разница в возрасте большая и есть возрастная субординация) у которого есть друзья шапсуги. Несколько раз с ними сидел, шаповал. Так по их словам из всех тогдашних племен шапсугам ближе всего были убыхи. Правда не знаю насколько они историки и кем считают убыхов, но насколько я знаю убыхи не были адыгэ :what:

Rashid Jawba

Как там в пословице ? Ковырни адыга - вылезет абаза ;up:

Тау, твое ''шаповал'' здесь могут принять за имя сущ. :umnik:
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Чёк Магат

Цитата: TawLan от февраля 12, 2015, 22:13
Вот интересно почему мы сванов называем "эбзе" :donno:
А вот абазины в нашем фольклоре кстати не упоминаются ни разу под названием "абаза", только племенные названия, къызылбек, там, и т.д..
Где-то читал, что сваны не не картвелы.
Къызылбек, Там, Бракий, Лоо - это даже не племенные, а родовые названия. Причем некоторые из них до миграции были убыхские, а некоторые абхазские.
Кстати, встречал в Майкопе одну девушку по фамилии Бракий или Баракай, не помню уже точно. На родном языке себя называла адыгэ, но абазинского происхождения. :green:
Так что самоназвание - та ещё константа...

Чёк Магат

Цитата: TawLan от февраля 12, 2015, 22:13
Так по их словам из всех тогдашних племен шапсугам ближе всего были убыхи. Правда не знаю насколько они историки и кем считают убыхов, но насколько я знаю убыхи не были адыгэ :what:
Все верно, в 19 веке убыхи были консолидированы именно с шапсугами и абадзехами, с абхазами они враждовали.
Вот, что пишут по этому поводу в одной абхазо-абазинской группе ФБ:
"...Как объяснить языковую и культурную обособленность убыхов в военном плане доминировавших над садзами и абхазами ? Почему они не ассимилировались именно в абазо- абхазской среде, но повсеместно пользовались черкесскими наречиями, а дальнейшая языковая ассисимиляция завершилась в Турции именно среди адыгов ? Я не понимаю этого ? Почему в адыгских языках нет значительного пласта абазинской лексики, но наоборот в нашем тапантинском наречии много адыгизмов ?"

Jeremy

Цитата: Чёк Магат от февраля 12, 2015, 21:46
Уникальность субэтноса причерном. шапсуги имеет сциально-политическую окраску. И связано это с политикой администрации Краснодарского края.  В частности устав КК подчеркивает, что КК историческая территория формирования кубанского казачества, исконное место проживания русского народа. Изменилось ли что-либо на данный момент, я не знаю
Администрация Краснодарского края никакой политикой не занимается. Она пишет уставы, которые ей сверху спускают. Это хорошо видно сегодня. В своё время "хитрая" администрация и "хитрый" губернатор "добились" возвращения небольшой части регалий ККВ из США в обмен на обещание возрождения "ридной мовы". Естественно, выдача регалий прекратилась, "ридна мова" здохла. Хотя в начале "творческого пути" нынешнего губернатора в администрации края висели портреты деятелей Кубанской Рады. Потом сняли.  Так что, политика и устав края, в первую очередь, направлены не против адыгов, а против "коренного казачьего населения". Не переживайте, не обращайте внимание на тот устав, как не обращал на него глава нашего города, который флаги края на местных администрациях соизволил вывесить только в прошлом году.

Tibaren

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:24
Где-то читал, что сваны не не картвелы.
:) Двойное отрицание или пропущены две запятые?
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria


Jeremy

Цитата: Чёк Магат от февраля 12, 2015, 10:06
А как-же артефакты и захоронения на сев. склонах и равнине в период между сарматами и 16-18 веками?
Возможно, предки жанеевцев, темиргоевцев, бесленеевцев и хатукаевцев никогда не покидали равнину и предгорья.

Чёк Магат

Цитата: Jeremy от февраля 13, 2015, 08:55
Администрация Краснодарского края никакой политикой не занимается.

Так что, политика и устав края, в первую очередь, направлены не против адыгов, а против "коренного казачьего населения".
Вам поискать, или сами найдете расходы бюджета КК на государственную программу "Казачество Кубани"?

Чёк Магат

Цитата: Tibaren от февраля 13, 2015, 08:56
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:24
Где-то читал, что сваны не не картвелы.
:) Двойное отрицание или пропущены две запятые?
По языку картвелы, по происхождению, вроде как северокавказцы. :donno:

Nevik Xukxo

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 10:23
По языку картвелы, по происхождению, вроде как северокавказцы.
Обоснуйте. :smoke:

Jeremy

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 10:14
\Вам поискать, или сами найдете расходы бюджета КК на государственную программу "Казачество Кубани"?
Не трудитесь, сам знаю, что о-о-чень много! Но никакого отношения это "казачество" к культуре старожильческого населения не имеет. Я со своими записями народных сказок 25 лет по Краснодару носился, и украинскими, и русскими буквами переписывал, но "денег не было" на издание. Нашлись только у эмигрантов в Австралии, Канаде, Италии и у спонсоров. Теперь я "прозападная продажная шкура". Всё это политическая трагикомедия. В апреле, кажется, день репрессированных народов, эти реестровые казаки в военных формах собираются в Краснодаре на площади у драмтеатра. Идут с этого мероприятия малыми группками. Прислушиваюсь к их разговору, вообще, не пойму, о чём говорят. Лучше прислушался - по-адыгейски. Всё это возрождение казачества - грубый фарс и политическая игра, в которую вбухиваются бешеные деньги. Это не про нас.

Чёк Магат

Цитата: Jeremy от февраля 13, 2015, 10:30
эти реестровые казаки в военных формах собираются в Краснодаре на площади у драмтеатра. Идут с этого мероприятия малыми группками. Прислушиваюсь к их разговору, вообще, не пойму, о чём говорят. Лучше прислушался - по-адыгейски.
Не понял...
Это адыги вступившие в казаки?
Или это делегация приглашенных на мероприятие из братской Адыгеи черкесов? Тогда, вы не отличаете казака от черкеса, когда одеты в черкески?

TawLan

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:24
Цитата: TawLan от февраля 12, 2015, 22:13
Вот интересно почему мы сванов называем "эбзе" :donno:
А вот абазины в нашем фольклоре кстати не упоминаются ни разу под названием "абаза", только племенные названия, къызылбек, там, и т.д..
Где-то читал, что сваны не не картвелы.
Къызылбек, Там, Бракий, Лоо - это даже не племенные, а родовые названия. Причем некоторые из них до миграции были убыхские, а некоторые абхазские.
Не картвелы? Когда они были не картвелами? Лет 10000 назад может их генетические по гаплотипам и не разговаривали на картвельском, этого мы уже не узнаем.
Было обычным делом - родовое название >> племенное название.
Вопрос в другом, когда и какие из наших предков начали называть сванов "эбзе". Если это было по языку, думается наши предки понимали разницу между абхазами, абазинами, адыгами и сванами. Но по чему-то именно сванов так называем. И еще рачинцев, только "малкъар эбзе". Наверно потому что они "под" балкарцами. :what: В общем мне кажется что "эбзе" было названием всех живущих за хребтом от нас. Потом для грузин появился "гюрджю", а за сванами сохранилось.  :donno:

TawLan

Цитата: Rashid Jawba от февраля 13, 2015, 05:42
Тау, твое ''шаповал'' здесь могут принять за имя сущ. :umnik:
А как это по русску сказать? :what:

Rashid Jawba

Цитата: Tibaren от февраля 13, 2015, 08:56
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:24
Где-то читал, что сваны не не картвелы.
:) Двойное отрицание или пропущены две запятые?
Пропущено короткое слово между ними. :umnik:
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: TawLan от февраля 13, 2015, 12:06
Цитата: Rashid Jawba от февраля 13, 2015, 05:42
Тау, твое ''шаповал'' здесь могут принять за имя сущ. :umnik:
А как это по русску сказать? :what:
Наливал, так быстрее поймут. :green:
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Rashid Jawba

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:39
Почему в адыгских языках нет значительного пласта абазинской лексики, но наоборот в нашем тапантинском наречии много адыгизмов ?"
Почему в английском нет ни черта кельтизмов.
Видать, не нужны. Похоже, в зоне адыго-абаза контакта ассимилирует адыгский. Как бы и понятно, ведь он легче для усвоения. Адыгам сложнее усвоить абазинский, а генетическое смешение постоянно.
Katalunia Ta Askatasuna
Иши керек да кеси эрек.

Чёк Магат

Цитата: Nevik Xukxo от февраля 13, 2015, 10:27
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 10:23
По языку картвелы, по происхождению, вроде как северокавказцы.
Обоснуйте. :smoke:
Оснований нет. Когда-то негоего Арчабадзе читал, что апсилы и мисимиане сиречь абхазы.

Tibaren

Цитата: Rashid Jawba от февраля 13, 2015, 12:31
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:39
Почему в адыгских языках нет значительного пласта абазинской лексики, но наоборот в нашем тапантинском наречии много адыгизмов ?"
Почему в английском нет ни черта кельтизмов.
Есть.
Каково влияние кельтских на английский?
http://cheloveknauka.com/keltskiy-sled-v-leksiko-semanticheskom-prostranstve-angliyskogo-yazyka
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Tibaren

Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 12:37
Цитата: Nevik Xukxo от февраля 13, 2015, 10:27
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 10:23
По языку картвелы, по происхождению, вроде как северокавказцы.
Обоснуйте. :smoke:
Оснований нет. Когда-то негоего Арчабадзе читал, что апсилы и мисимиане сиречь абхазы.
Анчабадзе. Об абхазо-адыгском субстрате в сванском писал также Джанашиа, а старик Марр постулировал его "скрещенную" природу. Современная картвелистика напрочь развеяла эти мифы.
Zikiro beltza ona dut bañan obea buztan zuria

Чёк Магат

Цитата: Rashid Jawba от февраля 13, 2015, 12:31
Цитата: Чёк Магат от февраля 13, 2015, 07:39
Почему в адыгских языках нет значительного пласта абазинской лексики, но наоборот в нашем тапантинском наречии много адыгизмов ?"
Почему в английском нет ни черта кельтизмов.
Видать, не нужны. Похоже, в зоне адыго-абаза контакта ассимилирует адыгский. Как бы и понятно, ведь он легче для усвоения. Адыгам сложнее усвоить абазинский, а генетическое смешение постоянно.
А как же whisky и iron? По моему кельтизмы.
Английский и кельтский - тут большая разница в культурах англо-саксов и кельтов.
Если взять зону русские-финоугорцы, то ассимилирует русский. Но, пласт эрзя, мокша в русском языке очень большой.

Быстрый ответ

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.

Имя:
Имейл:
Проверка:
Оставьте это поле пустым:

√49:
ALT+S — отправить
ALT+P — предварительный просмотр