Author Topic: Детская речь: сокровищница любопытных фактов из жизни языка в онтогенезе))  (Read 6422 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Тася

  • Posts: 5686
  • Gender: Female
Дорогие форумчане!  :) Ни капельки не сомневаюсь, что в течение жизни вам доводилось встречаться с порой причудливыми (на первый взгляд), а то и с любопытными или вообще загадочными явлениями в детской речи. Я, как и вы, не исключение.  :) Целые россыпи лингвистически драгоценных примеров открылись передо мной особенно в общении в троюродной сестрёнкой.  :) И, собственно, как раз опыты такого общения на днях навели меня на мысль создать эту темочку. ::)  Не секрет, конечно, что современные исследования детской речи входят в число актуальных, и в них, несомненно, можно найти немало интересных фактов-иллюстраций. Тем не менее, естественно, что, во-первых, в таких работах анализируется далеко не весь речевой материал, а во-вторых, конкретные образования в речи детей подчас индивидуальны (что, на мой взгляд, также в значительной степени украшает эти факты, делает их похожими на частички своеобразного калейдоскопа :eat:). Вот мне и подумалось, что небесполезно было бы в голубых рамках заданной темы обменяться известными нам с вами речевыми явлениями детей. Небесполезно -  и в чисто эстетическом плане  ::), и в  плане рациональном: кто знает, вдруг наши примеры когда-нибудь да пригодятся настоящим и будущим исследователям детской речи?!  :) Ну и, видимо, по игровому принципу "кто придумал, тот и голя", начну первая с нескольких иллюстраций из общения с сестрёнкой, которые хорошо запомнились мне. Итак,

Фонетические

* В 4 годика практически во всех немногочисленных словах с зиянием она вставляла интервокальный [j].
* Опять же в 4 года, зная значения слов,  путала их экспоненты, сходные по ритмическому рисунку (одинаковое количество слогов и место ударения) и гласным типа «сытая» и «лысая». 
* В 6 лет, изо всех сил пытаясь осилить и хоть как-то прочитать сочетания согласных, скажем, в слове "Джон", добавляет интерконсонантный ~[а], поэтому звучит как [Дажон]. Коартикуляция ще не на пятёрку... ну ничо.  :)


Лексико-семантические

*В 4 года путала экспоненты слов, входящих в одну ЛСГ. К примеру, живого жука называла мёртвым, и наоборот. Вот что значит условность материальной стороны знаков при наличии, однако, объективной и концептуальной связи между их означаемыми. 

Комплексные (и особенно выдающиеся ;up:)

*Особо изумил и развеселил меня другой недавний случай. Тамара спросила, как по-английски будет 'дерево', я ей произнесла слово «tree», которое для неё (да и не только) имеет фонетические сходства с русским «три» -3. Она в принципе это сразу же и отметила. Спустя какое-то время я спрашивая, мол, ты помнишь, как дерево по-английски. Ответ меня ошеломил вообще (хотя, если вдуматься, то такой вариант тоже предсказуем) – «по-английски дерево будет «зэ»!  ;up: Выходит, в её сознании имела место примечательная цепочка ассоциаций (сначала по линии фонетического сходства, а затем – по сходству внешнего вида обозначаемых реалий): «tree – три – цифра 3 – буква З». Цепляемся за образы. Которые тоже помогают запомнить что-то, когда надо. Ведь здорово же такие вещи наблюдать!  :)

С удовольствием прочту все ваши примерчики, Тася
* Где единение, там и победа. Публий.

Offline Алалах

  • Posts: 11265
как-то читал, некоторые примитивные сообщества людей проходят в развитии стадию овладения счетом таким образом, что они уже могут считать до 10, однако пропускают число 3. Объясняется это тем, что в окружающей обстановке тройку они не видят. Есть, напр., 1 солнце, 2 руки, 4 ноги у животных, далее идут уже множества и поэтому  проблем не возникает. А вот с тройкой проблема.
И вот обратил внимание, что некоторые дети (3-4 года) проходят тот же этап. До 10 считают легко, но 3 у них выпадает.

PS:  а вот скидывал в юмор тоже о счете, но с другой стороны http://lingvoforum.net/index.php/topic,16233.msg330985/topicseen.html#msg330985
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Offline Тася

  • Posts: 5686
  • Gender: Female
как-то читал, некоторые примитивные сообщества людей проходят в развитии стадию овладения счетом таким образом, что они уже могут считать до 10, однако пропускают число 3. Объясняется это тем, что в окружающей обстановке тройку они не видят. Есть, напр., 1 солнце, 2 руки, 4 ноги у животных, далее идут уже множества и поэтому  проблем не возникает. А вот с тройкой проблема.
И вот обратил внимание, что некоторые дети (3-4 года) проходят тот же этап. До 10 считают легко, но 3 у них выпадает.

  Частное проявление закона Геккеля о том, что онтогенез, по крайней мере, частично проходит те же стадии развития, что и филогенез. "Онтогенез повторяет филогенез".  Только тут уже, конечно, речь не о физиологии, а о когнитивном развитии.

Quote
Объясняется это тем, что в окружающей обстановке тройку они не видят.

  А вот любопытно было бы это проверить у детей, живущих в краях, где, скажем, в природе или дома есть какая-либо реалия с тремя выделяющимися элементами. Будет ли у таких выпадать тройка?   :)
* Где единение, там и победа. Публий.

Offline Алалах

  • Posts: 11265
в качестве тройки, я думаю должно быть что-то внушительное :)  Одно дите также пропускало ее, хотя повсюду рос клевер трилистник. Наверное он был не достоин внимания юного исследователя.
Как говорят восточные мистики - для просветления нужен подъем кундалини... (с) Lugat
В китайском письме иероглиф, обозначающий «трудность, неприятность» изображается как две женщины под одной крышей.
«Если в семье всего одна жена, она вырастет эгоисткой».

Мы тут лингвисты, нас на понт не взять. (с) Dana

Мог ли существовать трицератопс, если бы не было киевской руси? (с)

Offline Тася

  • Posts: 5686
  • Gender: Female
в качестве тройки, я думаю должно быть что-то внушительное :) 

  Ну да, условие обязательное. В том числе, как мне сдаётся, может быть индивидуально когда-то впечатлившее.  :)
* Где единение, там и победа. Публий.

Offline arseniiv

  • Posts: 14931
    • ::
Почему-то только трёхногая табуретка ассоциируется, хотя в жизни таких и не видел. Или, может, трёхлампочная люстра может для тройки запомниться...

Offline злой

  • Posts: 12108
  • Gender: Male
Помню, один товарищ в садике вместо "есть" говорил "зесть", с отчетливо произносимой "з". В школе еще один одноклассник, услышав слово "юань" воспроизвел его как "ювань".
Почему в списке Сводеша нет слова "любовь"?   Mike Validation

Offline Artemon

  • Posts: 6283
  • Gender: Male
"Тавлет" в исполнении младшей сестры до сих пор помню. Вместо "туалета" типа.

Кстати, по моим немногочисленным наблюдениям, наиболее проблемны для детей не аффрикаты, а всё-таки [r].
За разнообразие в мире языков: vk.com/lingvomir
  • Чёрное и белое - лишь условные абстракции. Но жить, навешивая ярлыки, куда проще.
  • Green ideas и глокая куздра сообщают, что главное – принцип. Слова меняются, модели остаются.
  • Хорошо кишинёвскому сыну тайца и египтянки.
  • Ругая эсперанто, предлагайте альтернативы. Многие в вашей стране смотрят голливудские фильмы без перевода?
  • Живой язык = мёртвый конланг + армия и флот.
  • Центру нужны единое мнение, единый язык и смиренные налогоплательщики.

Offline ginkgo

  • Posts: 12243
  • Gender: Female
Кстати, по моим немногочисленным наблюдениям, наиболее проблемны для детей не аффрикаты, а всё-таки [r].
И твердый "л". "Вошка" вместо "ложка" Ж)
"Θα φτιάξουμε μαρμελάδες."

Offline Хворост

  • Posts: 6101
  • Gender: Male
Братик, когда только учился говорить, заменял увулярный қ гортанной смычкой (в основном в ауслауте).
Когда я сажала, ливала смородину,
Она превращала мой сад в огородину.
Она превращала, рубила дрова,
На них высекая попутно слова.
arseniiv

Offline Чайник777

  • Posts: 9686
  • Gender: Male
Братик, когда только учился говорить, заменял увулярный қ гортанной смычкой (в основном в ауслауте).
Как в арабском? А картавость у казахов бывает? р - как в русском произносится?

Правда выше кремлевских стен
правда ярче кремлевских звезд
я больше на кухне не жду перемен
я встал на площади в полный рост

Offline Тася

  • Posts: 5686
  • Gender: Female
В школе еще один одноклассник, услышав слово "юань" воспроизвел его как "ювань".

  И устранил тем самым зияние. Понятно.  :)


Кстати, по моим немногочисленным наблюдениям, наиболее проблемны для детей не аффрикаты, а всё-таки [r].

  Да, проблема с [р] в логопедии довольно-таки известная. Однако мне приходилось встречать в России детишек, у которых вообще в целом возникали сложности с альвеолярными. В таких случаях дело касалось не только [р], но и шипящих [ш] и [ч]. У моего двоюродного племянника, например,  наблюдалось подобное в 3- летнем возрасте.
* Где единение, там и победа. Публий.

Offline BFRZ

  • Posts: 60
  • Gender: Female
Знакомый мальчик, 4 года, регулярно говорит "саш" вместо "щас" и "когда" вместо "тогда":
Quote
Саш поем и когда мы пойдем играть, да?
Причем метатезис у него наблюдается нередко и в других словах (обманаза вместо обмазана, зарушилась вместо разрушилась и т. д.), а вот "когда" вызывает у меня недоумение.

Offline Тася

  • Posts: 5686
  • Gender: Female
а вот "когда" вызывает у меня недоумение.

Дело в том, что оба эти слова своими значениями принадлежат одной и той же темпоральной семантической группе, что и служит веской основой ассоциативной связи между ними (т.н. парадигматические ассоциации).
Вот эта вот связующая ниточка и позволяет ребёнку делать такую "странную"ошибку.  ::)
* Где единение, там и победа. Публий.

Offline Лила

  • Posts: 3153
  • Gender: Female
  • Сяду я верхом на коня!
Произносила я в детстве в новых для меня каких-нибудь длинных и сложных словах вспомогательную согласную Н.
znanost i umjetnost zajedno rađaju čudo.

Offline Zavada

  • Posts: 3054
  • Gender: Male
  • Не стане на коліна мій народ!
Произносила я в детстве в новых для меня каких-нибудь длинных и сложных словах вспомогательную согласную Н.
Дык народ грит: инциндент, прецендент, дермантин, константировать...
В большинстве примеров по ссылке http://tinyurl.com/nmdle3q инциндент - корректорско-редакторский ляп в бумажных книгах!
В трамваях, на улицах – всюду подряд
Висит и гремит безобразный мат.
Но только не гневайтесь так сурово –
Теперь это – «гласность», «свобода слова»!
Эдуард Асадов

Offline troyshadow

  • Posts: 2227
тут уже писал по чуть-чуть в разных темах,у меня двое,2,4 и 4,1, но владение языком примерно одинаковое.
из фонетики сложность составляют конечные кластеры согласных: телеканал фокус(Fox),торут(торт,но тортик),непроизносимость р и ф, метатезы: теленон,заебусь(соберусь);из грамматики: обобщение моделей-найдить,кладить,сказить,смотрить;и никак не разберутся с согласованием по родам...
а,еще вместо отрицательной не- употребляют какой-то глотталстоп и нисходящий тон или говорят нет-пошел,но тут взрослым приходиться часто переспрашивать и внимательно следить за тоновым рисунком,что не перепутать 'не пошел' с 'нет,пошел'(а не остался).
на предыдущем этапе(год назад) из-за непроизношения и смешения многих звуков,получалась масса омонимов,которые различались длительностью и интенсивностью звуков,а еще тоновым рисунком,но подробностей уже не помню...

Offline Тайльнемер

  • Posts: 12736
  • Σοι υν βυρρο. Ix bin æn ézl

P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

Offline Easyskanker

  • Posts: 11650
Звук /р/ они кстати так никогда и не усваивают. Изначально в английском он был четкий, как в русском или испанском, но потом фефекты фикции...

Offline troyshadow

  • Posts: 2227
Звук /р/ они кстати так никогда и не усваивают. Изначально в английском он был четкий, как в русском или испанском, но потом фефекты фикции...
у меня русскоязычные никак не усвоят, и Л- только мягко, твердое вытеснено неслоговым у, по шипящим тоже перекос: с передними гласными смешиваются с "с" и произносят на японо-польский манер, зато с задними гласными- очень глупокое и твердое "ШЪ"

Звук /р/ они кстати так никогда и не усваивают. Изначально в английском он был четкий, как в русском или испанском, но потом фефекты фикции...
у меня русскоязычные никак не усвоят, и Л- только мягко, твердое вытеснено неслоговым у, по шипящим тоже перекос: с передними гласными смешиваются с "с" и произносят на японо-польский манер, зато с задними гласными- очень глупокое и твердое "ШЪ"

Может будет интересно:

https://juniperpublishers.com/gjo/GJO.MS.ID.555706.php
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: