Author Topic: что такое шаманизм?  (Read 11280 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #25 on: December 5, 2008, 15:32
Попытка реконструкции истории айнского шаманизма

В корпусе текстов АФ есть лишь один текст, в котором упоминается шаман, точнее шаманка, см. текст №  8. heē-ēynō. В этом тексте единственный раз во всем корпусе текстов АФ упоминается слово tus, которым хоккайдоские айну обозначали шаманов: о предостережении старухи об опасности цунами и схода селевого потока люди говорят: sunke tusu hoyo tusu ki hawe ne   –  «пророчество лживое, пророчество злое слова эти».
Каяно Сигэру в своем словаре дает для tusu такие значения как «искусство колдовства», «гадать», «предсказывать». Соответствеено tus kur переводится как «колдун», «человек владеющий искусством колдовства» .
Ота Мицуру предлагает несколько другую интерпретацию: он переводит слово tus как «шаманское искусство», «практиковать шаманское искусство» .
В целом, следует отметить, что у нас очень мало информации о шаманизме хоккайдоских айну и об айнском шаманизме вообще.  Такое положение вещей,  прежде всего, обусловлено тем, что к тому времени, когда начались научные исследования культуры айну шаманизм занимал совершенно периферийное положение в системе айнской религии. 
Почти все работы по шаманизму айну  выполнены на материале сахалинских айну, поскольку, по мнению исследователей, на Сахалине айнский шаманизм якобы сохранился лучше, чем на Хоккайдо.
Основополагающей работой по шаманизму айну является работа Бронислава Пилсудского, написанная исключительно на Сахалинском материале. (Pilsudski Der Schamanismus bei den Ainu-Stämmen von Sachalin).
Следует, однако, отметить, что эта работа является чисто описательной, этнографической работой, в ней не ставится вопрос об определении понятия «шаманизм».
На японском языке едва ли можно отметить какие-либо исследования, специально посвященные шаманизму.
У «классиков» айноведения Киндаити Кёсукэ и Тири Масихо можно найти лишь немного: разрозненные сообщения у Киндаити, а также разрозненные сообщения в примечаниях/заметках Тири к его сборнику рассказов сахалинских айну и в написанной Тири совместно с Вада Бундзиро работе о названиях частей тела.
Из более современных работ можно отметить две: труд Адами, который, в сущности, мало чем отличается от работы Пилсудского, а также от работы Онуки-Тирни по этнографии айну Северо-Западного побережья Южного Сахалина . 
Впрочем, обе эти работы также являются чисто этнографическими, описательными.
При этом очень интересно отметить, что практически нет работ по шаманизму на материале Хоккайдоских айну. Так, например, Манро в своей книге вообще никак не касается шаманизма, что, в принципе, вполне закономерно, поскольку в то время, когда Манро проводил свои полевые исследования,  на Хоккайдо уже не было шаманов.
Впрочем, и на Сахалине к тому времени настоящих шаманов не существовало. Те, кого вышеупомянутые исследователи рассматривали как шаманов на самом деле были знахарями, целителями и гадателями.
Также нужно отметить, что на Сахалине, возможно, айну позаимствовали какие-то черты из шаманизма нивхов или уйльта. 

Согласно Сакурако Танака всю историю айнской религии можно представить как постепенный упадок древнего шаманизма .
Она утверждает, что в древней айнской культуре шаманами могли быть и мужчины и женщины. Их задача состояла в том, чтобы проводить определенные церемонии на протяжении всего года. 
Примерно в 17 веке древний шаманизм приходит в упадок и в айнском обществе развивается своеобразная теократия: разрабатывается система ритуалов и представлений, и отправлением культов занимаются только мужчины, т.е. в основном старейшины - экаси, женщины же напротив отстраняются от участия в таких ритуалах как камуй номи, и не только от участия  в  ритуалах, но и от контактов с чем-либо, что может иметь отношение к ритуалу, так, например, женщина не имеет право вырезать инау. 
До этого времени определенные мужчины-шаманы могли быть вождями и даже вести войско на войну. После этого времени мужчины, в основном, перестают заниматься шаманскими практиками, шаманизм становится почти исключительно занятием женщин.  При этом происходит упадок шаманизма и вытеснение его на периферию религиозных феноменов айнской культуры. Основными функциями шаманок становится лечение болезней, узнавание воли того или иного камуя  и т.п..   
Постепенно шаманки становятся медиумами, которые, в отличие от шаманов более раннего времени, не контролируют камуев и духов, а являются пассивными медиумами, т.е. иначе говоря, пророчествуют не оттого, что обладают сверхспособностями, а потому что время от времени в них вселяются камуи.  Представляется, что Киндаити имел в виду именно таких шаманок, когда говорил, что «шаманские песни, исходящие из уст шаманок – это слова камуев, которые вселившись в шаманок, говорят их устами» .

Танака подчеркивает, что в настоящее время слово tus означает именно такого пассивного медиума.

Схема Танака представляется в целом верной, однако, на наш взгляд, упадок шаманизма начался не в 17 веке, когда на самом деле начался упадок всей айнской культуры, а намного раньше. Вероятно, имеет смысл говорить о двух переломных моментах в истории айнского шаманизма.
Первый, вероятно, был связан с тем, что примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры начинается активная миграция алтаеязычных (т.е. говоривших на языке, который принадлежит к алтайской семье) этнических групп с территории Корейского полуострова на Кюсю и южную часть Хонсю. Именно эти алтаеязычные этнические группы выступили в качестве основной компоненты японского этноса и в середине первого тысячелетия нашей эры основали государство Ямато. Алтаеязычные мигранты были крайне пассионарны и очень активно подавляли культуры, существовавшие к тому времени на Японских островах. Поскольку алтаеязычные мигранты находились на более высоком уровне развития материальной культуры, чем древние айну и аустронезийцы, то сопротивление их экспансии требовало мобилизации всех сил, а также сворачивания всего, что не относилось напрямую к военному делу и поддержанию самой элементарной жизнедеятельности. Именно тогда, на наш взгляд началось шаманизма. И оно явилось вполне закономерным в контексте утилитарности и милитаризации культуры айну в начале нашей эры.
Второй переломный момент связан с тем, что тысячелетнее вооруженное противостояние японцев и айну закончилось поражением айну.  Последним этапом айнской борьбы был ряд восстаний 15 – 17 веков, самым крупным и известным из которых было восстание Сягусяина. После поражения этих выступлений начался стремительный закат культуры айну.
Необходимо также иметь в виду, что в 15 – 17 века айну сами того не замечая заимствовали и усваивали многие черты японской культуры в том числе и моральные архетипы и поведенческие паттерны,  и поэтому угасание и маргинализация шаманских традиций может быть связана также и с неосознанным усвоением айнами некоторых аспектов японской культуры.
Таким образом, приходится признать, что мы располагаем крайне скудными данными о древнем айнском шаманизме, чтобы делать какие бы то ни было выводы. Реконструкция древних айнских шаманских практик – это задача будущих исследований.
племя эторо негодуе...

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46721
  • Gender: Male
  • Унылая жизнь уныла
Reply #26 on: December 5, 2008, 15:46
Также нужно отметить, что на Сахалине, возможно, айну позаимствовали какие-то черты из шаманизма нивхов или орочей. 

а разве орочи живут не рядышком с удэгейцами и иже с ними? на Сахалине вроде бы ороки живут...  :donno:

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #27 on: December 5, 2008, 15:50
Также нужно отметить, что на Сахалине, возможно, айну позаимствовали какие-то черты из шаманизма нивхов или орочей. 

а разве орочи живут не рядышком с удэгейцами и иже с ними? на Сахалине вроде бы ороки живут...  :donno:

ну да ну да, если Сахалин, то там, конечно же, ороки (уйльта)

вот, в оригинальном тексте исправил на уйльта.
племя эторо негодуе...

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46721
  • Gender: Male
  • Унылая жизнь уныла
Reply #28 on: December 5, 2008, 15:56
вот, в оригинальном тексте исправил на уйльта.

в порядке вынужденного оффтопа, а какова примерная хронология дорусских миграций на Сахалин (нивхи, айну, ороки...)?  :umnik:

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #29 on: December 5, 2008, 23:57
вот, в оригинальном тексте исправил на уйльта.

в порядке вынужденного оффтопа, а какова примерная хронология дорусских миграций на Сахалин (нивхи, айну, ороки...)?  :umnik:

айну и нивхи появляются на Сахалине, видимо, в одно и то же примерно время, где-то в 3 - 2 тысячелетии до н.э., но они приходят с разных сторон: айну - с юга, нивхи - с северо-востока;
тунгусо-маньчжурские народности приходят на Сахалин много позже, пока не могу сказать когда точно
племя эторо негодуе...

Offline I_one

  • Posts: 918
  • Gender: Male
  • Tusuzüguraus! USABLORALOPL
    • Rbardalzo Сайт Ивана Карасева
Reply #30 on: December 6, 2008, 00:42
А есть ли следы шаманизма... в христианстве?  :donno:

Очень интересный вопрос. и глубокий. я бы даже сказал (возможно тема диссертации).
Как-то подумал, а чем собственно говоря, отличается христианская молитва от колдовства? :donno:
И все-таки есть какое-то кардинальное различие. Взять к примеру "Калевалу". Вполне шаманистское содержание. Но трактовать Библию, как "эпос народа Израилева" язык не поворачивается... хотя. Физическая ассивность библейских героев и при этом достижение неких целей объясняется верой, терпением и молитвой (грубо говоря). А что это, как не некая форма колдовства :3tfu:
¡¡¡ʁɔɯǝнdǝʚǝdǝu ǝн ɐɓɹoʞин dиW
Птица, сидящая на голове мудреца, видит дальше мудреца
(Uzehananbrakascvofradlcoh)
Tusuzügyr))

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #31 on: December 6, 2008, 00:49
А есть ли следы шаманизма... в христианстве?  :donno:

Очень интересный вопрос. и глубокий. я бы даже сказал (возможно тема диссертации).
Как-то подумал, а чем собственно говоря, отличается христианская молитва от колдовства? :donno:
И все-таки есть какое-то кардинальное различие. Взять к примеру "Калевалу". Вполне шаманистское содержание. Но трактовать Библию, как "эпос народа Израилева" язык не поворачивается... хотя. Физическая ассивность библейских героев и при этом достижение неких целей объясняется верой, терпением и молитвой (грубо говоря). А что это, как не некая форма колдовства :3tfu:

а почему, собственно, не поворачивается? что такое "Ветхий Завет" как не "эпос народа Израилева"
племя эторо негодуе...

Offline Utis

  • Posts: 96
  • Gender: Male
Reply #32 on: December 6, 2008, 01:19
Точно не знаю (что-то тоненько пищит в душе "нееее")... Ведь обычно в эпосах главное действующее лицо - богатырь, а в Библии - святой дух и божие слово. Я бы назвал Библию антиэпосом, поскольку признается превосходство не силы, а духа...
Можно ли назвать эпосом жизнеописание Будды?
Слово "гуигнгнм" на местном языке означает: венец творения; так называет себя народ лошадей, самый разумный в этой стране...

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #33 on: December 6, 2008, 01:26
Точно не знаю (что-то тоненько пищит в душе "нееее")... Ведь обычно в эпосах главное действующее лицо - богатырь, а в Библии - святой дух и божие слово. Я бы назвал Библию антиэпосом, поскольку признается превосходство не силы, а духа...
Можно ли назвать эпосом жизнеописание Будды?

и джатаки и библейские легенды - все можно назвать эпосом
племя эторо негодуе...

Offline Nekto

  • Posts: 15262
  • Gender: Male
Reply #34 on: January 14, 2009, 21:54
Что такое инициация?

Из романа У.Эко "Маятник Фуко":

     - Раса, или же, если хотите, культура, составляет область нашего
подсознательного. С ней соседствует другая область, населенная
архетипическими фигурами, которые едины для всех людей и во всех
исторических эпохах. Сегодня вечером атмосфера и обстановка ослабили наши
внутренние защиты - вы это испытали на собственном примере. Ампаро
обнаружила, что ориша, которых она полагала уничтоженными в своем сердце,
продолжали обитать в ее чреве. Не думайте, что я считаю это положительным
фактом. Вы слышали, что я говорил с уважением о той сверхъестественной
энергии, которая вибрирует вокруг всех нас, попадающих в эту страну. Но не
думайте, что мне так уж симпатичны проявления одержимости. Инициация - не то
же, что мистицизм. Отнюдь не одно и то же - быть причащенным и быть
одержимым. Инициация есть интуитивное причащение тайнам, которые разум не в
состоянии изведать, это головокружительный процесс, постепенное преображение
как духа, так и тела, которое может привести к проявлению надмирных качеств
и даже к достижению бессмертия, но это нечто внутреннее, это тайна. Она не
выражается вовне, она стыдлива, и в особенности эта тайна замешена на
ясности и остранении. Поэтому Верховники Мира - причащенные, но они не
снисходят до мистицизма. Мистик для них - это раб, это место явления
Богоподобного, он есть то, через что есть возможность наблюдать проявления
тайны. Причащенный воодушевляет одержимого, пользуется им, как можно
пользоваться телефоном, чтобы осуществлялась связь на расстоянии, как химик
пользуется лакмусовой бумажкой, чтоб убедиться, что в какой-то среде
действует определенное вещество. Мистик полезен, потому что он
лицедействует, выставляет себя напоказ. Инициаты же дают знать о себе только
друг другу. Инициат контролирует те силы, которые действуют на мистика. В
этом отношении не существует разницы между одержимостью кавалос и экстазом
Святой Терезы Авильской или Святого Хуана де ла Крус. Мистицизм -
выродившаяся форма контакта с божеством. Инициация - результат бесконечной
аскезы разума и сердца. Мистицизм демократичен, если не демагогичен.
Инициация аристократична.

Online Vesle Anne

  • Posts: 17598
  • Gender: Female
Reply #35 on: January 14, 2009, 22:00

а почему, собственно, не поворачивается? что такое "Ветхий Завет" как не "эпос народа Израилева"
Ну так там же много разных по жанру произведений. Часть из них - безусловно эпос, а остальное  :donno: :no:
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46721
  • Gender: Male
  • Унылая жизнь уныла
Reply #36 on: January 14, 2009, 23:21
Хм. А насколько шаманизмы схожи меж собой? Вот взять эвенкийского и чукотского шаманов, что общего мы увидим?  :donno:

Reply #37 on: January 14, 2009, 23:29
вот, в оригинальном тексте исправил на уйльта.

в порядке вынужденного оффтопа, а какова примерная хронология дорусских миграций на Сахалин (нивхи, айну, ороки...)?  :umnik:

айну и нивхи появляются на Сахалине, видимо, в одно и то же примерно время, где-то в 3 - 2 тысячелетии до н.э., но они приходят с разных сторон: айну - с юга, нивхи - с северо-востока;
тунгусо-маньчжурские народности приходят на Сахалин много позже, пока не могу сказать когда точно

только сейчас обратил внимание... как на Сахалин с северо-востока? может, имелся ввиду северо-запад (были соседями юкагиров каких-нибудь до экспансии тунгусов, быть может, или что-то вроде?)? а то получается, что они жили эдак на Камчатке и их выперли оттуда ительмены какие-нибудь... O__o

Offline captain Accompong

  • Posts: 5164
  • Gender: Male
  • too bad
    • гэнго-тян
Reply #38 on: January 15, 2009, 19:07
вот, в оригинальном тексте исправил на уйльта.

в порядке вынужденного оффтопа, а какова примерная хронология дорусских миграций на Сахалин (нивхи, айну, ороки...)?  :umnik:

айну и нивхи появляются на Сахалине, видимо, в одно и то же примерно время, где-то в 3 - 2 тысячелетии до н.э., но они приходят с разных сторон: айну - с юга, нивхи - с северо-востока;
тунгусо-маньчжурские народности приходят на Сахалин много позже, пока не могу сказать когда точно

только сейчас обратил внимание... как на Сахалин с северо-востока? может, имелся ввиду северо-запад (были соседями юкагиров каких-нибудь до экспансии тунгусов, быть может, или что-то вроде?)? а то получается, что они жили эдак на Камчатке и их выперли оттуда ительмены какие-нибудь... O__o

ну да, конечно же, с северо-запада, там просто опечатка.
племя эторо негодуе...

Reply #39 on: January 15, 2009, 19:08
Хм. А насколько шаманизмы схожи меж собой? Вот взять эвенкийского и чукотского шаманов, что общего мы увидим?  :donno:

а что нам вообще известно об эвенкийском и чукотском шаманизме?
племя эторо негодуе...

Offline starrats

  • Posts: 1080
  • Gender: Male
  • starrats
    • старратс.рф
Шаманизм - вовсе не религия в нашем понимании, это наука о проникновении в подсознательное. Сейчас существуют две теории (гипотезы) этого  а)шаманы способны улавливать образную информацию от других людей, животных, растений...  б)они могут лучше чем другие люди читать СВОЁ подсознание.......   Отсюда они могут заниматься лечением, но вообще-то для лекарей есть другие названия.
Эволюция - это результат периодических и случайных       катастроф.
Любите врагов своих - даже стыдно подумать, кем бы мы без них были.
sterrets@mail.ru

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: