Author Topic: In conscientia obligare  (Read 343 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Goopy

  • Posts: 122
  • Gender: Male
on: April 20, 2020, 23:43
Что собственно значит это загадочное выражение? Мне оно впервые попалось в трактате об оффиции, где объяснялось, что рубрики, указывающие на способ выполнения обряда бывают двух видов: directivae, которые дают указание per modum consilii и praeceptivae "in conscientia et sub peccato obligantes". Само по себе выражение "in conscientia obligat/obligant" гуглится во множестве книг, однако из контекста мне понятнее не сделалось, похоже на какой-то технический термин.

Offline Бенни

  • Posts: 1440
Reply #1 on: April 21, 2020, 08:46
Морально обязывать (в случае нарушения отвечаешь перед своей совестью, без юридических последствий)?

Offline Goopy

  • Posts: 122
  • Gender: Male
Reply #2 on: April 21, 2020, 22:03
Бенни, спасибо Вам, действительно по смыслу подходит.

Offline Georgos Therapon

  • Posts: 3499
Reply #3 on: April 22, 2020, 12:15
Морально обязывать (в случае нарушения отвечаешь перед своей совестью, без юридических последствий)?

Сейчас, когда у нас свобода совести, мы привыкли, что моральное обязательство не влечёт юридических последствий, но в Средневековье это было не так и последствия могли быть самыми серьёзными.

Мне оно впервые попалось в трактате об оффиции,

Это вот здесь, наверное?

Christoph Höflinger. Manuale rituum in SS. Sacrificio missae

Вот ещё есть интересный комментарий, объясняющий разницу между прецептивным законом, который обязывает морально и объявляет отступление грехом (проступком), и директивным:

Eusebius Amort. Theologia Eclectica, Moralis et Scholastica. Tomus IV. Augustae Vindelicorum 1752. Tractatus de Legibus. Quaestio 6.

Offline Goopy

  • Posts: 122
  • Gender: Male
Reply #4 on: April 22, 2020, 14:17

Мне оно впервые попалось в трактате об оффиции,
Это вот здесь, наверное?

Christoph Höflinger. Manuale rituum in SS. Sacrificio missae

В первом томе "Tractatus de officio divino seu de horis canonicis" пятитомника "Sacra Liturgia", J. F. Van der Stappen, Mechlinia, 1904. В google books его нет, но в самом поисковике находит. Мне он понравился, во-первых, современной вёрсткой и шрифтами, а, во-вторых, незамутнённостью второватиканским модернизмом.


Вот ещё есть интересный комментарий, объясняющий разницу между прецептивным законом, который обязывает морально и объявляет отступление грехом (проступком), и директивным:

Eusebius Amort. Theologia Eclectica, Moralis et Scholastica. Tomus IV. Augustae Vindelicorum 1752. Tractatus de Legibus. Quaestio 6.

Интересно было почитать, в свою очередь в книжке по литургике так написано:
Quamvis autem Rubricae directivae de consilio tantum sint, et per se non obligent sub peccato, ratione tamen motivi inhonesti vel finis pravi, ex. gr., neglegentiae, socordiae, animi dissipationis, etc., transgressio earum culpam venialem involvere, imo ratione contemptus, scandali gravis vel periculo gravis in peccatum lethale incidendi, in peccatum mortale transire potest.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: