Author Topic: Формат vs. дух  (Read 55 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Online mnashe

  • Administrator
  • *
  • Posts: 44542
  • Gender: Male
on: April 15, 2019, 11:24
Снова цитирую Лару.
Хотя это как бы ответ на одно конкретное письмо, но он попутно даёт ответы (которые мне очень близки) и на множество вопросов, обсуждавшихся в этом разделе и не только. Поэтому удобно, чтобы он был здесь: часто можно будет просто отсылать к нему.
Quote from: Лара Галь
Quote from: Письмо
    Здравствуйте, Лара!
    Мне кажется, я совсем запуталась и потерялась. Не могу понять, зачем я вообще живу, что мне нужно делать в этой жизни, в какую сторону двигаться. Мне скоро 23, последние лет семь я живу, как во сне. Ничего не понимаю, принимаю в основном импульсивные решения, надеюсь, что все разрулится само собой.
    Я выросла в религиозной семье, до 15-16 лет причащалась каждое воскресенье, мы ездили по монастырям, соблюдали посты, читали молитвы и главу из Евангелия каждый вечер. У меня есть огромный пласт опыта из прошлой жизни, который теперь стал ненужным. Было столько всего ценного для меня, самого дорогого, и я не знаю, как приложить это к моей жизни сейчас. Мне кажется, что я настоящая осталась там, в первой половине моей жизни, и мне сложно принять себя ту, которой я стала.
    Православие было стержнем в моей жизни, вокруг которого строилось все. Особенно сначала, где-то до моих 12 лет. Родители пришли к религии как раз в первые годы моей жизни, поэтому я росла во время их наибольшего энтузиазма. Православие у нас определяло всё: что мы едим, как одеваемся, детские игрушки, друзей, круг общения, книги, как проводить свободное время. Иногда это было поводом для расстройства, но вообще я это считала само собой разумеющимся.
    У меня столько детского счастья связано с тем нашим образом жизни: как мы ездили по святым местам, жили в далеких монастырях, мои первые церковные друзья, ночные службы, церковные праздники. Как я до школы прекрасно умела читать и на русском, и на церковнославянском, и мне потом на протяжении всей учебы очень помогало знание старых корней слов. На уроках литературы мне всегда было очень легко понимать отсылки к Евангелию и церковным традициям в классических произведениях.
    В общем, я очень люблю свое детство и свое воспитание, всегда считала, что мне повезло получить такой опыт. Но в подростковом возрасте случился ужасный кризис, семья разрушилась. У родителей всегда были очень сложные отношения, но тогда я как будто попала в параллельную вселенную, настолько это было невыносимо ужасно. Были дикие скандалы, много лет атмосфера войны, плюс еще росли младшие дети. Мне то время представляется каким-то адским сюрреализмом с оттенком больной религиозности.
    Я перестала ходить в церковь, стала замечать, что часто не вписываюсь в компанию сверстников. Но я всегда была отличницей, ко мне везде очень хорошо относились дети и взрослые, то есть у меня всегда были не только церковные, но и «светские» друзья. Поэтому я слава богу не стала изгоем, просто потеряла прошлую популярность.
    Моя жизнь в тот период (от 13 лет примерно) стала рушиться по всем фронтам. Я больше не могла опереться на религию, я наоборот ее пыталась обесценить и изгнать из своей жизни. В семье был многолетний ад, я стала много болеть, ухудшились отношения с учителями, друзьями, постоянно не хотелось идти в школу, постоянно рыдала по ночам. Родители в своей войне разошлись по разным церквям и духовникам, там началось странное противостояние батюшек и матушек.
    У меня тогда немножко крыша поехала, потом уже в универе я несколько лет пила таблетки, чтобы эмоциональный фон восстановить. Последние годы я пыталась наверстать все, что у людей бывает, если они не религиозны, потому что очень хотела стать обычной. Меня раздирает противоречие: с религией у меня связаны и самые счастливые моменты, и самые ужасные.
    Отказаться полностью от прошлого мировосприятия не получилось, хотя я очень «испортилась» за последнее время, получила весь тот опыт, без которого казалась себе не такой. Теперь я абсолютно «такая», самая обыкновенная светская девушка, но меня накрывают флешбеки из прошлого. Мне кажется, что там осталась моя настоящая жизнь, а это все подделка.
    Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, как мне примирить эти две части моей жизни? Я больше никогда не буду фанатичкой, я хочу обычного человеческого счастья, но все кажется бессмысленным.
   
Ответ
    То что вы описываете как свой религиозный опыт, вряд ли им является.
    Это опыт пребывания в определенной субкультуре. Субкультура эта имела пышную сбрую из религиозной атрибутики, но религией для вас не была, и возможно для ваших родителей тоже не была. Для кого-то из находящихся в ней — несомненно была, а для вас — нет. Религия — это метод установления связи между человеком и Богом. Но бывает так, что метод практикуется, а связи так и нет. К сожалению, для многих это так.
    И тогда люди увязают в соблюдении и трактовке мельчайших деталей метода, а следом и в изобличении тех, чья трактовка отличается. И всё потому, что связи с Богом нет, несмотря на развитый интерфейс метода. Ну что делать, если люди ищут его не в том, или ищут не сердцем, а органом, отвечающим за фанатизм и прочую горячечную истовость утверждения своего превосходства над другими.
    Может знаете, у Губермана такой «гарик» (стихотворная форма):
Quote
Есть люди — их кошмарно много —
Чьи жизни отданы тому,
чтоб осрамить идею Бога
своим служением Ему.

    Вы описываете исключительно чувственный детский опыт пребывания в субкультуре православия. Это не опыт соприкосновения с трансцендентным (Богом) — этого опыта у вас пока еще не было, судя по всему. Вы просто жили в лучах чужого опыта (не родительского, нет, а аккумулированного реальными верующими за века православия), и вам было хорошо. Потому что всякая среда, содержащее в себе благо — это хорошо.
    А потом в этой среде — в кластере, где вы находились, — случилась поломка, благо улетучилось, его место занял смрад разборок, вам становилось всё хуже и вы решили сменить климат — уйти в светскую жизнь.
    Вы просто искали где лучше.
    И как в случае с детской субкультурной средой вы принимали ее обычаи и ритуалы, так и со светской средой вы приняли ее обычаи и ритуалы.
    Теперь у вас есть чувственный опыт пребывания в двух разных культурах. Вам кажется что вы изменили одной с другой и этим мучаетесь.
    Вам хотелось бы протащить себя ту детскую чистую с теми религиозными культурными кодами в нынешнюю светскую среду, и вы понимаете невозможность такой контрабанды.
    От этого вы тоскуете, что выбрать можно только между светской собой и фанатеющей собой.
    Но это не так.
    Надо только выбирать не формат, а Бога, по которому тоскует душа. Бог неизмеримо выше любого религиозного формата, он вообще как-то без них обходится, не в рукотворных храмах живет, и вообще он — дух, и поклоняются ему в духе и истине, а не в ритуалах и кодексах.
    Любые религиозные форматы — это как каменные памятники порывам духа.
    Можно сколько угодно возлагать к этим памятникам цветы, но так и не воспарить духом.
    Не стоит тосковать по той детской себе, что находила радость в лучах добытой другими благодати — ведь можно всегда послать в эфир свой собственный позывной Богу: ты мне нужен, я без тебя болтаюсь как говно в проруби, я не хочу быть фанатичкой, я хочу жить нормальной жизнью и при этом иметь веру, а не ее суррогат — словом, изложить то, что вы написали мне, но допуская что выбор не так убог, каким видится вам.
    Вы ведь по сути хотите правды о мироустройстве. Вы хотите не славы, не богатства, не власти, а правды. Это чудесный запрос. «Блаженны алчущие правды — они насыщены будут».
    Сейчас есть форматы веры далекие от фанатизма, и очень внятные современному уму. Я сегодня познакомилась, к примеру, с людьми из Международной Академии Христианского Коучинга. Они убеждены, что с людьми надо говорить на понятном им языке, что Евангелие и следующая за ним система вероучения — это не тяжеловесное мутное нечто для слепого соблюдения, а метод перезагрузки мышления, а за ним и образа жизни, и всё это не предполагает деления на сакральное и мирское — соответственно и никакого фанатизма.
    Настоящая духовность всегда будет современна, всегда в тренде, потому что дух — самое подвижное и не косное, что можно себе вообразить.
Адепт единственного числа и безродового склонения
שָׁלוֹם עֲלֵיכֶם!

Offline Bhudh

  • Posts: 55298
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Reply #1 on: April 15, 2019, 15:28
Ритуализм против мистицизма. По сути, отражение в религиозной сфере дуализма материи и духа.
Приведён только один пример "других форматов веры", но в принципе, можно определить их как задающие вопросы (не дающие готовые ответы!) «Как?», «Зачем?» и «Почему?» всё происходит в материальном мире.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: