Author Topic: Baltų mitologija. Мифология балтов.  (Read 48972 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 60682
  • Gender: Male
Вы оба три не правы. У Перуна "ум" :)
Я всё-таки думаю, что "ух".  :???
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
Там 2 ошибки, правильно читать "пуп злат".  :tss:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
На основании того, что некий неизвестный ..., Вы делаете вывод(!), что у Перуна не "ус", а "уд"?
нет, про ус просто долго думал и анализировал текст, так как «ус» (в отличии от «усы») смущало, потом встретив написание «уст» в одном из вариантов и сравнил по почеркам, что иногда «д» и «ст» в рукописях очень сходно писалось, предположил, что это мог быть уд (просто для политеизма фаллические культы более привычны, нежели культы «усов» и «чубов» :)) ).
каково же было моё удивление, когда спустя какое-то время я встретил изображение Керосовского идола, и рассмотрев его атрибуты, увидел совпадение со своей реконструкцией облика громовержца.
А как этого «индру» на самом деле невозможно выяснить. Более того, я бы не осмелился его назвать одним из имён или отнести к одному из пантеонов, но то, что у данного божества атрибуты походят на атрибуты громовержца — для меня практически несомненно.

PS Сегодня поправил черновик опубликованной части рукописи и привел к современной грамматике. Если кому любопытно почитать (исправления минимальные), то вышлю, писать в личку (потому как пытался данный черновик переслать Клейну, но он сказал, что более логично переслать его Петрухину, а поскольку Петрухин так и не ответил, то я ему не отослал черновик рукописи, а потому пока считаю всю реконструкцию своей версией не имеющей научной обоснованности, кроме моего собственного мнения).

Awwal12, из «ус злат» поляки сделали златые уши, кои затем и были «притянуты» в статью «О идолех Владимировых» в Киевский Синопсис.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
2) язычество у индоевропейских народов без каких-либо изменений существовало на протяжении 4 тыс. лет?

Что вообще такое "индоевропейское язычество"? :donno:

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
2) язычество у индоевропейских народов без каких-либо изменений существовало на протяжении 4 тыс. лет?

Что вообще такое "индоевропейское язычество"? :donno:
Спросите у тех, кто его реконструирует.  :donno:
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
индоевропейское язычество
Языческие традиции индоевропейских народов, которые, как считает ряд ученых, развивались из относительно единого пантеона, как индоевропейские языки из «относительно единого протоиндоевропейского языка».

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
Языческие традиции индоевропейских народов, которые, как считает ряд ученых, развивались из относительно единого пантеона, как индоевропейские языки из «относительно единого протоиндоевропейского языка».

Языковая общность как правило слабо коррелирует с культурной. :negozhe:

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
Языковая общность как правило слабо коррелирует с культурной.
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, латинский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, лативский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

А их функции совпадают на 100%?

Online Awwal12

  • Super Moderator
  • *
  • Posts: 60682
  • Gender: Male
Индийский Дьяус, скиндинавский Tiewaz-Tyr, лативский Йове-Юпитер, греческий Теос-Зевс, балтийский Диевас, славянский *Дивъ слабо коррелируют?

А их функции совпадают на 100%?
Вот тоже хотел спросить... И функции, и индивидуальная атрибутика, и черты культа...
Фашиствующий имперец, асексуал и многожёнец, татарофоб, заслуженный функционер РПЦ. Слушает радио "Радонеж" и терпеть не может счастливых людей.

"Да здравствуют ДОЯРКИ!! Потому что доярки - это раса сверхчеловеков. За ними будущее планеты. Они переживут даже атомную войну, потому что доярки вечны, ибо хтоничны. И дадут потомство, которое тоже будет доярами и доярками. Ура, товарищи!.." (c) Awwal12

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
А их функции совпадают на 100%?
Не на 100%, для чего и нужна мифологическая типизация, то есть распределение схожих по фукнциям и именам божеств разных пантеонов по различным условным типам.

Просто среди богов балтов и богов славян совпадение имен наиболее сильное, отвергающее теорию иранского влияния и определяющее славянское язычество автохронным, схожим с балтийским. Хотя бы одно совпадение сабли на Збручском идоле и сабли же у балтийского Диеваса — довольна неожданная корреляция (например, я вообще обнаружил совпадения и потому написал текст стараясь изначально доказать вообще невозможность реконструкции пантеона славян).

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
славянский *Дивъ слабо коррелируют?
Где *Див зафиксирован?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
Где *Див зафиксирован?

Раз со звёздочкой, то вестимо где - в сферическом вакууме. :smoke:

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
Я на что и намекаю, собственно.  :smoke:
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
индивидуальная атрибутика
Атрибутика не совсем совпадает, скажем громовержцы имеют: палицы, топоры, молоты или луки, которыми мечут молнии.
Ещё интересной особенностью является то, что головы громовержцев в некоторых мифологиях пронзены металлическими или каменными предметами. Объяснение самое банальное: при молниях наиболее вероятно попадание молнии в идол громовержца, что для язычников было символом того, что громовержец «вселялся в своего идола».

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
Хотя бы одно совпадение сабли на Збручском идоле
А Вы в курсе, что не доказана принадлежность этого идола славянам?
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!

Подгонка под критикуемую балто-славянскую группу? :what:

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
Сферический *Див реконструирован на основании данных балтов, а потом с удивлением узнали, что мифология славян и балтов схожи!

Подгонка под критикуемую балто-славянскую группу? :what:
Сходства, конечно, есть... Но данных по древнейшей славянской мифологии кот наплакал. Вот и реконструируют, кто во что горазд.
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
Вот и реконструируют, кто во что горазд.

А потом в тырнетах обсуждают кабинетные изобретения. :o

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
*Див, потому что:
Дый в поучениях против язычества — славянизированная калька с Zeus. Див в «Слове о полку Игрореве» — мало убедителен, скорее уж птица.

Например, «Овсень-Таусень» это «Овсень да Усень».

«... эти персонажи этимологически связаны с латыш. aust, «рассветать», и имеют многочисленные индоевропейские параллели: ср. др.-инд. Ушас, греч. Эос, рим. Аврору, вероятно, латыш. Усиньш и вост.-слав. Усень - Авсень.» Мифологический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:«Советская энциклопедия», 1990 г.- 672 с.»

Quote
КБожественные Близнецы Дажьбог и Стрибог схожи греческими диоскурами.
Quote
Диоску́ры (др.-греч. Διόσκουροι) [прим. автора: сыновья Зевса] — в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк (др.-греч. Κάστωρ и Πολυδεύκης, лат. Поллукс), близнецы, дети Леды.
Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек.
.....Дажьбог и Стрибог, а вернее предположить *Дажьдив и *Стридив, являются богами рассвета и заката. Рассмотрим этимологию их имён.
Корень «дажь» — часто производят от глагола «давать», от санскритского dah «жечь», от русского существительного «дождь».
Рассматривая имя Дажьбог в контексте типологии Божественных Близнецов, можно заключить, что восточнославянское «дажь» родственно санскритскому dah «жечь» и сканд. dagr «день», то есть Дажьбог по типологии и этимологии символизирует божество рассвета, через этимологию слова «утро», входящее в его образ, сие божество является божеством востока (сканд. austr), а также родственно балтским словам:
«Аушра (литов. «заря»), Аушрине (литов. «утренняя звезда»), Аустра, Аустрине (латыш. «утренняя заря»), в балтийской мифологии воплощение утренней зари (звезды), денница, персонаж архаич. мифа о «небесной свадьбе».
....То есть Дажьбог является Усенем-Авсенем.
Теперь же перейдём к корню «стри». Основываясь на близнечной концепции можно предположить, что данный корень символизировал божество заката.
Славянское -ст- могло переходить в -ш-, -щ- и, порою, в -ч-.
Ища в санскрите эквивалент, можно найти лишь шри «процветание, счастье, слава, красивый» и пашчим «запад». Последнее может быть родственно балтскому Потримсу, но об этом после.
Рассмотрим пары утро - сканд. Austr - балт. austra и вечер - лит. Vakaras – нем. Westen (запад).
Как видно, эти пары образуют логическую структуру: утро-восход Солнца-восток и вечер-заход Солнца-запад.
Как видно, эти термины родственны словам встреча, стречать и стремить.
По словарю Даля:
«СТРЕЧАТЬ, стретить, стренуть что, кого, сев. стреть пск., встречать, сретать. -ся, страдат. и взаимн. Стречанье, стрета, стреча, действ. и сост. по глаг. Стречный, стретный, встречный. Приметы да стречи разбирать, быть суеверным. Ему стретный гонец попался. Стречный ветер. В стрету (или встрету) говорить, противоречить. Стретное дело, сев. супротивность, помха, помеха. Он стрел его, вм. стретил. Стречник, -ница, стретник, -ница, встретчик, более в знач. противник, спорщик; стретчик, -чица, кто вышел встречать кого. Стрeненье кур. сретенье 2 февраля».
«Стремить что куда, с предлогами устремлять, влечь, тащить, тянуть, увлекать, волокти силою, нести током, рвать, двигать и направлять, обращать; вперять».
Из этого можно заключить, что слово вечер ранее было вьстрер (ср. сканд. vitr «зима», англ. west «запад») и родственно слову ветер, что объясняет, почему Стрибог есть бог ветров.

PS Отрывок рассуждения из моей реконструкции. Жду «какшек» и «помидор». Или здесь хоть прослеживается толика логики?

Offline I. G.

  • Posts: 34177
  • Кенгуреночек
Вот и реконструируют, кто во что горазд.

А потом в тырнетах обсуждают кабинетные изобретения. :o
Вы, Чукча, святая простота! Потом пляшут вокруг кабинетных идолов где-нибудь на природе!  ;D
...И мимимишечных круглышек,
Что безусловно хороши,
Но очень вредны для души.

Offline Nevik Xukxo

  • Posts: 46689
  • Gender: Male
  • Смотрите аниме и сериалы
.....Дажьбог и Стрибог, а вернее предположить *Дажьдив и *Стридив

 :o

Offline Tyvaldr

  • Posts: 97
Quote
А Вы в курсе, что не доказана принадлежность этого идола славянам?
Принадлежность идола славянам оспаривается. Как и существование балто-славянской языковой общности оспаривается.

PS Надеюсь мне не приплетут заодно «национализьм» и родноверие, так как причислить меня к родноверам или же к балтам или славянам, я думаю, довольно-таки глупо. :))

Quote
....Дажьбог и Стрибог, а вернее предположить *Дажьдив и *Стридив
Словарь Фасмера:
Quote
ди́во
укр. ди́во, ст.-слав. дивъ τέρας (Клоц.), также диво, род. п. дивесе, им. мн. дивеса (Син. Пс.), болг. ди́вен "чудесный", сербохорв. ди̑ван, чеш. div, польск. dziw "чудо", в.-луж. dźiw – то же, н.-луж. źiw – то же. Из слав. заимств. лит. dỹvas "чудо", лтш. dĩva "морское чудо, чудовище".
Основа на -es, вероятно, образовалась по аналогии с чудо, -есе (Бернекер 1, 202). Родственные формы см. на диви́ться. Если дивъ - более позднее образование, чем более распространенное прилаг. дивьнъ (Мар. и др.), русск. ди́вный, укр. ди́вний, чеш. divný, польск. dziwny, в.-луж. dźiwny, н.-луж. źiwny, тогда родство с лит. diẽvas, лтш. dìevs "бог", др.-инд. dēvás "бог", авест. daēva- "демон", др.-исл. tîvar "боги", д.-в.-н. ziu, лат. deus "бог", dīvus "божественный", греч. δῖος -тоже и т. д. допустимо; см. еще Розвадовский, RO 1, 103 и сл. и Соболевский, РФВ 66, 398, который смело сближает др.-русск. дивья "хорошо" (Дан. Зат.), соврем. дивья бы! "дай бог", колымск. (Богораз) в качестве остатков основы на -ē с лит. deivė̃ "богиня". Напротив, Траутман (BSW 50) и Мейе (RES 6, 167; Et. 373) отделяют ди́во от и.-е. *deivos "бог"; последний пытается связать слав. divъ с др.-инд. dhīḥ "религиозный помысел", dhī́ras "мудрый".
Quote
бог
I. укр. бiг, род. п. бо́га, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бо̑г, род. бо̏га, словен. bȯ̑g, чеш. bůh, род. п. boha, польск. bóg, род. п. boga, в.-луж. bóh, н.-луж. bog. Наряду с ним: боги́ня, ст.-слав. богыни (Супр.), чеш. bohyně "богиня".
Родственно др.-инд. bhágas "одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья", др.-перс. baga-, авест. baɣa "господь", "бог" от др.-инд. bhájati, bhájatē "наделяет, делит", авест. baχšaiti "участвует", греч. φαγεῖν "есть, пожирать". Первонач. "наделяющий"; ср. др.- инд. bhágas "достояние, счастье", авест. baɣa-, baga- "доля, участь"; см. Бернекер 1, 67; Траутман, BSW 23; Розвадовский, RO 1, 102; Брюкнер и Ягич, AfslPh 37, 501; Младенов 36; RES 4, 192; Мейе, RS 2, 66; Dial. Ideur. 127; RES 6, 168. Наряду с этим постоянно предпринимались попытки доказать заимств. из ир., но фонетический аргумент (спирант ɣ в русск. бог) не представляется убедительным, вопреки Коршу (Сб. Сумцову 53), Микколе (РФВ 48, 278), поскольку это ɣ можно также объяснить укр. влиянием в московском церк. произношении. Совпадение знач. в слав. и ир. также не доказывает заимств. ввиду наличия еще и др. соответствий (ра́ди, свято́й), вопреки Сольмсену (KZ 34, 49), Хирту (Indogerm. 589), Фасмеру (RS 6, 173), Мсерианцу (РФВ 65, 171), Бернекеру (Kuhn-Festschr. 177 и сл.), Гуйеру (LF 46, 185 и сл.; 47, 52), Коржинку (LF 67, 289) и др. Ср., однако, достоверное ир. заимств. в морд. pavas, paz "бог"; см. Паасонен, FUF 8, 73; Фасмер, RS 4, 161.
••
(См. еще Вайан, Gram. comparée, 1, 16; Графенауэр, Slovenski etnograf, 5, 1952, 237 и сл.; Мошинский, Zasiąg, 92. – Т.)
II. "черт", укр. богиня "привидение" – эвфемизмы, связанные с предыдущим словом; см. Зеленин, Табу 2, 98.
То есть мы видим, что слово бог вытеснило в обиходе слово див у славян, однако, судя по сравнительной мифологии, это вытеснение должно было произойти после раскола балтославянского единства, но до обособления славянских народов.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: