Author Topic: Долганский язык  (Read 23715 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Geoalex

  • Posts: 19194
  • Gender: Male
Reply #175 on: December 19, 2017, 18:06
Люди просто так, без получения каких-то материальных и других  приобретений, на край Земли не поедут. Вот придёт Nevik Xukxo, может, сам объяснит что он имел в виду.
На Крайнем Севере высокие зарплаты - потому туда и едут. Но они там у всех высокие и зависят только от профессиональных навыков, а не от национальности.
Sui generis

Offline Цитатель

  • Posts: 2460
Reply #176 on: December 19, 2017, 18:14
Допустим, нивхи - может, это уже этнографическая группа русских?

обычно надежным критерием служит смена этнической самоидентификации. пока считают себя нивхами, а не русскими, они все еще нивхи несмотря на всю ассимиляцию.

Offline RockyRaccoon

  • Posts: 44794
  • Gender: Male
  • Je suis RockyRaccoon
Reply #177 on: December 19, 2017, 19:34
3)Необходимо добиваться, чтобы из этих сохранённых и воссозданных нишей (языковых сред) люди не разбежались в разные стороны. Для этого в указанных местах создавать нормальную экономическую ситуацию. Привлекать инвестиции, создавать рабочие места. Людям надо давать удочки, а не жалкие подачки.
А под "нормальной экономической ситуацией" вы имеете в виду натуральное хозяйство или нечто более современное? Если последнее, то для  создания и поддержания современной экономики в этом вашем закрытом пространстве необходимо постоянное активное контактирование с внешним миром, договоры, реклама, приглашение множества специалистов в самых разных областях (строителей, в том числе квалифицированных дорожных, электриков, водителей, сантехников, экономистов, инженеров, учителей, программистов, управленцев с опытом - имя им ЛЕГИОН!), обучение специалистов на местах, и т.д. и т.п. - в общем, понадобится связь с внешним миром тысячами нитей, руша всю вашу языковую среду, а иначе все ваши нью-васюганские прожекты накроются медным тазом и сгорят синим пламенем, оставив народ в самом жалком состоянии. Или вы всерьёз считаете, что всё это великолепие волшебным образом образуется внутри вашей языковой резервации за счёт сугубо внутренних ресурсов? Вы вообще сколько секунд сидели, обдумывая ваш абсолютно нереалистичный план?
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

Reply #178 on: December 19, 2017, 19:41
Допустим, нивхи - может, это уже этнографическая группа русских?

обычно надежным критерием служит смена этнической самоидентификации. пока считают себя нивхами, а не русскими, они все еще нивхи несмотря на всю ассимиляцию.
Вы ведете спор с человеком, у которого иные критерии самоидентификации.
P.S. Мнение опубликовано. ГКК.
P.P.S. Осторожно, ругаюсь бронетанками!

Offline RockyRaccoon

  • Posts: 44794
  • Gender: Male
  • Je suis RockyRaccoon
Reply #179 on: December 19, 2017, 19:43
Вот придёт Nevik Xukxo, может, сам объяснит что он имел в виду.
Допустим, нивхи - может, это уже этнографическая группа русских?
Странные фантазии.
-<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>--<<<+>>>-

Offline Vesle Anne

  • Posts: 18216
  • Gender: Female
Reply #180 on: December 19, 2017, 20:31
1)Необходимо сохранять языковую среду. А там, где эта среда исчезла, её надо восоздавать, реанимировать.
2)Эти языковые среды защишать от недоброжелателей и других нехороших людей. То есть, чтобы не нахлынули сюда иноязычные и не сказали местным: "пшол вон!", "не мучайте русских детей своими заморочками!" и т,д.
3)Необходимо добиваться, чтобы из этих сохранённых и воссозданных нишей (языковых сред) люди не разбежались в разные стороны. Для этого в указанных местах создавать нормальную экономическую ситуацию. Привлекать инвестиции, создавать рабочие места. Людям надо давать удочки, а не жалкие подачки.
3)В указанных нишах организовать качественное полноценное образовние на  местном языке без ревнивых отмашек типа: "Ах, как бы чего не вышло, как бы русский язык не пострадал!".
Ваши два пункта три противоречат пунктам 1 и 2.
Rhaid achub ar bob cyfle i hybu Cymreigrwydd :)
Capoeira e bom para mim, Capoeira e bom pra voce, Capoeira e bom ai ai ai, nao sei porque
"Православные сами по себе - экстремальная и малочисленная группа" (с) Даниэль

Offline lammik

  • Posts: 4067
  • Gender: Male
Reply #181 on: May 22, 2020, 12:54
Кстати о долганах.
Quote
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев утвердил премию имени Николая Матвеевича Артемьева за вклад в сохранение и развитие долганского языка и премию имени Григория Ивановича Вельвина за вклад в сохранение и развитие чукотского языка. Соответствующий указ подписан 21 мая.

Т.е. якуты в лице президента Якутии признают и долган и долганский язык. А люди, которые этих долган и в глаза не видели, с этим не согласны.

Offline Agabazar

  • Posts: 5162
  • Gender: Male
Reply #182 on: May 23, 2020, 12:12
А чего же ему не признавать? Он — кто? Диссидент что ли какой-нибудь?
Упомянутый тут Артемьев тоже признавал. Опять-таки всё понятно. Работал в Питере, в институте им. Герцена. Если бы не признавал, то ему там делать было нечего. Ибо тот институт  не «обслуживал» якутов. А так он, Николай Матвеевич Артемьев,  как имеющий отношение к долганам, мог там оставаться. Это ведь он как Мустай Карим в башкирской литературе.

Offline lammik

  • Posts: 4067
  • Gender: Male
Reply #183 on: May 23, 2020, 13:40
как Мустай Карим

Это как же?

Offline jvarg

  • Posts: 14905
  • Gender: Male
Reply #184 on: May 23, 2020, 18:40
Рядом с вами работает долганка. Но тоже доярка. Получает льготы как представительница малочисленного народа.  А вы — не получаете.
работая дояркой
Вам будет  не обидно в этой ситуации? Будете ли вы добиваться того, чтобы и вас считали долганкой?  Или вас сложившаяся ситуация полностью будет устраивать?
как вы представляете себе эти льготы? в виде денежных субсидий? Пусть получает себе.
лично мне в местах моего естественного обитания никакие льготы не нужны. Я вполне сама могу о себе позаботиться. Пусть льготы получают те, кому они необходимы. Это ничуть не обидно. Наоборот. Стыдно получать льготы, которые тебе не нужны. Получается, что делая так, словно крадешь у того, кому эти льготы предназначены.


Стыдно - не стыдно, а по факту такое сплошь и рядом бывает. Еще с советских времен.

У меня подруга юности была из Сургута (Ханты-Мансийская АССР в те времена), там у нее несколько ушлых одноклассников записались в паспорте кто хантами, кто мансями (или как там - манси?). Естественно, таковыми не являясь.

Все поступили в престижные московские ВУЗы, по квотам для малых народностей.

А всякие недочеловеки, типа русских и украинцев (украинцев, кстати, в Сургуте больше, чем русских, почему-то), даже в Тюменские ВУЗы не все поступили...
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Offline Geoalex

  • Posts: 19194
  • Gender: Male
Reply #185 on: May 23, 2020, 18:44
Ханты-Мансийская АССР в те времена
Ханты-Мансийский АО
украинцев, кстати, в Сургуте больше, чем русских, почему-то
Сургут, 2010 г.: русские - 73,2%; украинцы - 6,8%.
Sui generis

Offline bvs

  • Posts: 11276
Reply #186 on: May 23, 2020, 18:51
украинцев, кстати, в Сургуте больше, чем русских, почему-то
Там действительно было много украинцев в советское время. Сейчас большинство обрусели конечно.

Reply #187 on: May 23, 2020, 18:53
У меня подруга юности была из Сургута (Ханты-Мансийская АССР в те времена), там у нее несколько ушлых одноклассников записались в паспорте кто хантами, кто мансями
Вроде в СССР это было сложно - нужно было чтобы один из родителей был соответствующей национальности. Интересно, как сейчас "записываются" в КМНС - национальности в документах нет, как доказать?

Offline jvarg

  • Posts: 14905
  • Gender: Male
Reply #188 on: May 23, 2020, 18:56
украинцев, кстати, в Сургуте больше, чем русских, почему-то
Сургут, 2010 г.: русские - 73,2%; украинцы - 6,8%.
Речь шла про советское время.

И, я уверен, у этих, которые "русские - 73,2%" минимум половина родни на, пардон, "в" Украине живёт.

У этой же подруги, от которой я все это узнал, была фамилия "Петренко", вся родня - на/в Украине, причем - на западной, а в паспорте было написано - "русская".
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Reply #189 on: May 23, 2020, 19:06
Вроде в СССР это было сложно - нужно было чтобы один из родителей был соответствующей национальности.
Ну, это как бы "автомат".

А так нужно было просто пару лишних анкет заполнить, и всё. Типа - "...воспитан прабабушкой хантыйского происхождения...".

Каких-то  там особых сложностей абсолютной не было.

У меня у одноклассницы папа - еврей, мама - еврейка, а она - русская.
Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто.
(© Захар Прилепин)

Offline Agabazar

  • Posts: 5162
  • Gender: Male
Reply #190 on: May 24, 2020, 17:14

Стыдно - не стыдно, а по факту такое сплошь и рядом бывает. Еще с советских времен.

У меня подруга юности была из Сургута (Ханты-Мансийская АССР в те времена), там у нее несколько ушлых одноклассников записались в паспорте кто хантами, кто мансями (или как там - манси?). Естественно, таковыми не являясь.

Все поступили в престижные московские ВУЗы, по квотам для малых народностей.
Что-то малопонятно...
Ну, разве что вот так:
Quote
После окончания Берёзовской средней школы Юван Шесталов по рекомендации окрисполкома поступил на факультет народов Крайнего севера Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена, где, вдали от родных мест, полюбил красоту родного языка. К творчеству его побудили преподаватель мансийского языка А. Н. Баландин и преподаватель литературы народов Севера М. Г. Воскобойников[4].
А вот вышеупомянутый Артемьев  «не по этой части»
Quote
Родился 14 октября 1952 г. во 2-м Хомустахском наслеге Намского улуса Республики Саха (Якутия) в семье служащих. Отец Николая Матвеевича Матвей Никифорович был участником Великой Отечественной войны, работал учителем начальных классов и якутского языка в средней школе. По национальности якут.

В 1969 г. окончил среднюю школу и поступил в Якутский государственный университет, на историко-филологический факультет, отделение русского языка и литературы.

В 1974 г. успешно окончил университет и два года работал учителем средней школы в Мегино-Кангаласском улусе.

С 1976 г. жил в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Работал зав. учебным кабинетом в Высшем Военно-Морском инженерном училище (г. Пушкин), потом воспитателем интерната факультета народов Крайнего Севера ЛГПИ им. А. И. Герцена.

С этого времени, по совету и рекомендации заведующего кафедрой языков, фольклора и литературы народов Крайнего Севера профессора М.Г. Воскобойникова, начинает заниматься научным изучением долганского языка.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: