Author Topic: Христианство среди некоторых монгольских племен средневековья  (Read 3442 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Ion Borș

  • Posts: 9530
  • Gender: Male
  • Decebalus (Музей Ватикана)
Меня это удивило - и интересно.
Если кому что известно приобщите меня, пожалуйста!
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Offline Лукас

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 18819
  • Gender: Male
    • Славо-Россика
Я немного подправил название темы, а то сумбур получился.

Не знаю точно ли среди монголов были христиане, но то, что несторианцы проживали на территории, которые заняли монголы с татарами, известно по Плано Карпини.
Точно знаю, что среди половцев были христиане.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Offline Ion Borș

  • Posts: 9530
  • Gender: Male
  • Decebalus (Музей Ватикана)
В одном фильме про Чингисхана - он покорил 1 или 2 монгольские племени верующие в Христос.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Offline murator

  • Posts: 2071
  • Gender: Male
Несторианство было принесено в степь еще согдийцами, насколько я знаю. Сын Бату-хана Сартак был приверженцем несторианства.

Offline Лукас

  • Global Moderator
  • *
  • Posts: 18819
  • Gender: Male
    • Славо-Россика
Несторианство было принесено в степь еще согдийцами, насколько я знаю. Сын Бату-хана Сартак был приверженцем несторианства.
Главное, что были приверженцы несторианства среди монголов.
«Победоносил, победоносю и победоносить буду». Георгий Победоносец
«Я мстю, и мстя моя будет ужасной» - объявил бобёр лесу.
«Бог чува Србе», али је рок трајања истиче!

Offline murator

  • Posts: 2071
  • Gender: Male

Offline Ion Borș

  • Posts: 9530
  • Gender: Male
  • Decebalus (Музей Ватикана)
В смысле - что по нашей теме - есть уже одна ссылка.

несторианство - было слово-ключ - и нашёл эту инф.

Христианство проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами; сирийский язык остался языком богослужения как у персидских, так и у среднеазиатских христиан. Принятие Христианства римскими императорами вызвало гонение на христиан в Персии и переселение части христиан на Восток; с 334 г. упоминается христианский епископ в Мерве. В V в. принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с ними персидских царей; с тех пор распространение христианства в Средней Азии было главным образом делом несториан, хотя в этом деле принимали некоторое участие яковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы (мелькиты).
В несторианских синодах 410—671 г. участвовали митрополиты и епископы Мерва, Герата и др. Распространение христианства среди тюрков началось в VII в.; в том же столетии христианство проникло в Китай (по-видимому, морским путём); памятник в Китае — камень с китайско-сирийской надписью в Си-ань-фу (781). Несторианские общины были в Средней Азии и в период господства ислама; в X в. упоминаются христианские селения Вазкерд (в горах к югу от Самарканда) и Винкерд (около места впадения Чирчика в Сырдарью).
В 1007 г. христианство принял народ кереитов в Монголии; в XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII—XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишпека) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в ΧIIΙ в. и в сев. части Семиречья. В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров. Слухи о распространении христианства на дальнем Востоке вызвали в Европе представление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманский мир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространение легенда «о священнике Иоанне», будто бы соединявшем в себе достоинства царя и первосвященника. Есть много свидетельств о христианстве хана Золотой Орды Сартака, побратима Александра Невского. Христианские кераиты, найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говорит путешественник Гийом де Рубрук (1253 г.).
В XIV в. с несторианством вступает в борьбу католическая пропаганда; возникают католические епархии в Пекине, Алмалыке (около Кульджи, см.) и Самарканде; вследствие развития торговли проникают в Среднюю Азию и христиане других исповеданий; на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея. Успехи ислама и буддизма в XIV в. прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение на христиан упоминается в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае), но оно продолжалось недолго; предание о насильственном истреблении остатков Христианства Тимуром не подтверждается письменными источниками. Христианство исчезло постепенно, вследствие прекращения сношений со странами христианской культуры, не оставив по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийского происхождения, перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам, и некоторых культурных слов.
♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

♪ ☼ † ♥ ♫   ¤$, €, £, ¥.¤
https://www.linkedin.com/in/ion-bors-aa69992a/

Offline Bhudh

  • Posts: 54867
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Quote from: murator
Сын Бату-хана Сартак был приверженцем несторианства.
Названный брат православного Александра Невского, кстати.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23232
  • Gender: Male
    • Орфовики
Названный брат православного Александра Невского, кстати.
Эта выдумка Гумилёва неоднократно выставлялась на посмешище.

Offline Bhudh

  • Posts: 54867
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
А можно ссылочку, где? Нагугливается только обратное.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо


Offline Bhudh

  • Posts: 54867
  • Gender: Male
  • aka 蝎
    • Сайты по языкознанию
Ну ещё бы в таком панегирике попробовали так сказать!
Quote
Более того, русского православного князя совершенно невозможно представить исполняющим монгольский языческий обряд братания, во время которого кровь двух участников ритуала смешивается в чаше с кумысом и совместно выпивается.
Так вроде Сартак был несторианцем, э? Его и самого тогда трудно представить «исполняющим языческий обряд». И почему обязательно монгольский? У русичей обряда побратимства не было, что ли?

Offtop
А опечатки там у них — жесть.
Quote
Уже одна только вынужденная поездка в Центральную Азию, заставившая князя бросить государственные дела на два с лишним года, являет собой убедительнейшее свидетельство не просто политической, а чисто феодальной многогранной зависимости of монголов, пронизавшей всю структуру русской государственности.
Пиши, что думаешь, но думай, что пишешь.
MONEŌ ERGŌ MANEŌ.
Waheeba dokin ʔebi naha.
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо

Offline Alone Coder

  • Вне лингвистики
  • Posts: 23232
  • Gender: Male
    • Орфовики
Вот из Я.С.Лурье:

В. Т. Пашуто высказал догадку, что Темер и упомянутый в летописи <Федор Ярунович> - одно лицо. 60) Эта догадка была использована Л. Н. Гумилевым как бесспорный факт и дополнена рядом подробностей: <Как известно, Федор Ярунович был агентом папы и оклеветал князя Ярослава, приписав ему контакт с Лионским собором и, следовательно, измену монголам, с которыми тот хотел заключить союз. Ханша Туракина была меркиткой..., а сибирские народы сами не лгут и поэтому верят чужим словам. Ханша поверила доносчику, отравила князя и тем обрекла на гибель своего сына, ибо дети погибшего, изрубив на куски доносчика, примкнули к врагам Гуюка>. 61) Откуда взяты эти красочные известия? Гумилев не указывает своих источников. Столь же загадочны другие его рассказы. В 1257 г., как мы знаем, новгородцы восстали против татарских <численников>,
готовивших сбор дани; Александр Невский расправился с восставшими, а своего сына Василия, бывшего князем в Новгороде, изгнал оттуда. Гумилев упоминает этот эпизод, но дает ему довольно неожиданную трактовку. Он объясняет, что Василий Александрович, возглавивший это восстание, был <дурак> и <пьяница>, а Александр <с вожаками смуты поступил жестоко: им <вынимали очи>, считая, что глаза человеку все равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается>. Откуда взял автор это объяснение и характеристику Василия Александровича, неизвестно. Ни в I, ни в Лавр. (кратко сообщившей об этих событиях под 1258 г.) ни слова не говорится о склонности Василия к пьянству; этому князю посвящено всего несколько строчек в летописях. Но Гумилев настаивает на этой характеристике: он сообщает, что Александр дал Василию через несколько лет <тихо и спокойно умереть от пьянства>. 62) Столь же произвольны и не подкреплены источниками и другие утверждения Л. Н. Гумилева. В одной из своих книг он утверждал, что в смерти Александра Невского <можно видеть усилия немецких сторонников>, а в другой - что <умер он не от яда - это вымысел... Александр, как известно, умер в Городце, куда немецкие агенты проникнуть не могли, а татарам он был дорог как союзник и друг>. 63)
Все эти <внеисточниковые> рассказы служат для Гумилева основанием для его теории <этногенеза>. Он заявляет, что <князь Александр, так же как его соратники, принадлежал к поколению новых людей, поднявших новую Русь на недосягаемую высоту... Сформулированная Александром доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий определила неизвестные дотоле принципы устроения Руси...>. <Новые> люди <начали рождаться около 1220 года, а исторической силой стали в конце XIV века - около 1380 года>. 64)
[Я_С_ Лурье_ История России в летописании и восприятии Нового Времени.htm]

Читатель, который пожелал бы определить источники, на которых основывались эти построения, оказался бы в немалом затруднении. Откуда взял Гумилев известия об опоре Мамая на международную торговлю, о его переговорах с генуэзцами, о их требовании <концессий> в районе Великого Устюга, о сделке, предложенной Мамаем Дмитрию и отклоненной Сергием Радонежским, о <генуэзских деньгах>, полученных Мамаем перед битвой, наконец, об участии в его войске <крымских евреев и караимов>?
        Из летописей нам известно о некоем Некомате (согласно НСС и более поздним сводам, <сурожанине> - купце, торговавшем с Крымом), ведшем враждебные Москве переговоры с Тверью и Ордой, но ни о каком участии в этих переговорах генуэзцев и их требованиях к Мамаю там ничего не сообщалось. 80)
        Не менее загадочно приведенное Гумилевым заявление Сергия Радонежского о недопустимости дел <с латинянами> и допуска их <на святую Русскую землю>. Откуда взял автор эту цитату? Ни в Тр., ни в источниках XV в. - в Житии Сергия, в НСС, ни даже о летописях XVI в. ни слова не говорится о заявлениях Сергия против <латинян>. Источники богатого подробностями повествования Гумилева о событиях вокруг Куликовской битвы остаются неизвестными.
[Я_С_ Лурье_ История России в летописании и восприятии Нового Времени.htm]
Говоря о роли генуэзцев в событиях 1380 г., следует учитывать, что как раз в 60-80-х гг. отношения генуэзцев с Мамаем были враждебными (Papacuslia ?. Quod nоn iretur ad Tanam // Revue des etudes Sud-Est europeennes. 1979. N 2. P. 214).

Непонятно, на каком основании Л. Н. Гумилев приписывал инициативу в переговорах с Тохтамышем горожанам: во всех летописях говорится, что именно хан, не сумев взять город, обманул Остея <лживыми речами и миром лживым>, убил его и захватил город. Почему же Гумилев именует Тохтамыша <добродушным и доверчивым> и объявляет его поход <совсем не страшным>?
[Я_С_ Лурье_ История России в летописании и восприятии Нового Времени.htm]

У Гумилёва ещё много фокусов, например, монголы в ледовом побоище. Не удивляйтесь.

 

With Quick-Reply you can write a post when viewing a topic without loading a new page. You can still use bulletin board code and smileys as you would in a normal post.

Note: this post will not display until it's been approved by a moderator.
Name: Email:
Verification:
Type the letters shown in the picture
Listen to the letters / Request another image
Type the letters shown in the picture:
√49 Напишите ответ строчными буквами:
«Сто одёжек, все без застёжек» — что это?: