Лингвофорум

Теоретический раздел => Индоевропейские языки => Тема начата: Agnius от мая 30, 2017, 01:34

Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от мая 30, 2017, 01:34
А почему *тот, кто должен быть понужден писать* будет lekhayitavya, а не lekhitavya? Сюда же вопрос про bhāvayitavya.
У нас же эта форма на основе страдательного причастия каузатива lekhita и bhāvita соответственно.
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от мая 30, 2017, 03:08
Цитата: Agnius от мая 30, 2017, 01:34А почему *тот, кто должен быть понужден писать* будет lekhayitavya, а не lekhitavya? Сюда же вопрос про bhāvayitavya.
Цитата: William Dwight Whitney от In the later language is allowed to be made from most roots a complete causative conjugation. The basis of this is a causative stem, formed by appending the causative-sign आय áya to the, usually strengthened, root.

Цитата: Agnius от мая 30, 2017, 01:34У нас же эта форма на основе страдательного причастия каузатива lekhita и bhāvita соответственно.
У кого "у нас"? :???
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от мая 30, 2017, 03:12
В вики так (wiki/en) Sanskrit_verbs (https://en.wikipedia.org/wiki/Sanskrit_verbs)
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от мая 30, 2017, 03:13
Там в конце эти формы есть. Ошибка?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от мая 30, 2017, 11:33
Я не понимаю сути ваших вопросов. Формы-то есть, bhāvayitavya даже в словаре Монье-Вильямса есть отдельной статьёй. Образованы они совершенно регулярно, поэтому непонятно, что у вас вызывает трудности. Вот, как написано у Уитни: прибавляем к корню форме вриддхи -aya-, и получившуюся основу спрягаем.
Поэтому bhavati — bhāvayati, abhavat — abhāvayat, bhavant — bhāvayant. Точно так же bhavitavya — bhāvayitavya. :donno:
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от мая 30, 2017, 16:36
Посмотрите на страничку по моей ссылке. Там внизу таблица, и форму Past participle для каузатива bhuu.
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от мая 30, 2017, 16:36
И braavayita?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: granitokeram от мая 30, 2017, 21:19
Lodur, проясните суть объяснения, если не трудно. у меня похоже с нашим подобные проблемы
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 03:39
Кстати, почему форма глагола идти в имперфекте будет ait, а не aet? Или это его такая особенность?
И кстати, почему aajan, а не ajan? В 1л ед ч вроде понятно a+ai+am=aajam, а там просто такая особенность?
И кстати, мне на сайте http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=2&font=roma выдает все формы, а не только активный залог, хотя глагол P. Т.е. у него только формы активного залога?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 04:21
И кстати, пассивные формы от i употребляются в 3 л. ед. ч или как?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от июня 1, 2017, 09:22
Цитата: Agnius от мая 30, 2017, 16:36И braavayita?
Глагол brū, вроде ж, неполноспрягаемый, и имеет только систему настоящего времени, а во всех остальных случаях заменяется глаголом vac. Что это у вас за форма?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от июня 1, 2017, 09:22
Цитата: Agnius от мая 30, 2017, 16:36Посмотрите на страничку по моей ссылке. Там внизу таблица, и форму Past participle для каузатива bhuu.
Так ваш вопрос о Future participle каузатива или Past participle оного?
Ещё раз из Уитни (в Кочергиной то же самое написано, но менее подробно):

Цитировать(параграф относится к описанию каузатива)
1051. Verbal Nouns and Adjectives. These are made in two different ways: either 1. from the full causative stem (in the same manner as the futures, just described); or 2. from the causatively strengthened root-form (with loss of the causative-sign).

a. To the latter class belong the passive participle, as dhārita; the gerundive and gerund in ya, as dhārya, -dhārya; and the gerund in am, as dhāram; also, in the older language, the root-infinitive, as -dhāram etc. (970 a). To the former class belong the infinitive and the gerund in tvā, as dhārayitum, dhārayitvā, and the gerundive in tavya, as dhārayitavya (also, in the older language, the infinitives in tavāi and dhyāi, as jánayitavāí, īrayádhyāi, etc.). The auxiliary i is taken in every formation which ever admits that vowel.

Естественно, PPP относится ко второму типу, и образуется с утерей показателя каузатива -aya-. Только корень, в отличие от прямого склонения, берётся не в слабой форме, а в степени гуна. Поэтому bhāvita.
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от июня 1, 2017, 09:24
Цитата: granitokeram от мая 30, 2017, 21:19Lodur, проясните суть объяснения, если не трудно. у меня похоже с нашим подобные проблемы
Я пока ничего не объяснял (кроме очевидного), поскольку сути вопроса не понял...
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Lodur от июня 1, 2017, 10:39
Цитата: Agnius от июня  1, 2017, 03:39Кстати, почему форма глагола идти в имперфекте будет ait, а не aet? Или это его такая особенность?
a + e = ai (сандхи).
http://samskrtam.ru/wp-content/uploads/2015/01/Sandhi-Table-11.01.15_1.png

Цитата: Agnius от июня  1, 2017, 03:39И кстати, почему aajan, а не ajan? В 1л ед ч вроде понятно a+ai+am=aajam, а там просто такая особенность?
Было бы хорошо, если бы вы писали, что и как вы пытаетесь спрягать или склонять. Иначе ваши вопросы для такого самоучки, как я, выглядят ребусами. :( (Если в тему заглянет Комар, может, он догадается, о чём вы, но мне трудно...)
ājan - третье лицо множественного числа в имперфекте глагола aj. (Переводы этого глагола несколько разнятся: Монье-Вильямс даёт "to drive, propel, throw, cast", Уитни тоже "to drive", а Кочергина - "идти, бежать, гнать"). Долгое ā в начале слова - по сандхи.

Цитата: Agnius от июня  1, 2017, 03:39И кстати, мне на сайте http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=2&font=roma выдает все формы, а не только активный залог, хотя глагол P. Т.е. у него только формы активного залога?
Глагол не чисто P.
Цитата: Monier-Williams Sanskrit-English Dictionary, 1899 от icl.2 P. eti (Impv. 2. sg. ihi) and 1. P. A1. ayati, ayate. (и т. д.)
Ваш вопрос:
ЦитироватьТ.е. у него только формы активного залога?
опять остался для меня загадкой. :srch: :donno:
(Но, безотносительно этого: таблицы на том сайте могут врать, показывая в ряде случаев несуществующие или неправильные формы. Только недавно обсуждали этот вопрос в другой теме).
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 19:06
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 09:22
Глагол brū, вроде ж, неполноспрягаемый, и имеет только систему настоящего времени, а во всех остальных случаях заменяется глаголом vac. Что это у вас за форма?
Да ладно? :)
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 09:22
Естественно, PPP относится ко второму типу, и образуется с утерей показателя каузатива -aya-.
А почему?
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 10:39
a + e = ai (сандхи).
Ясно, и сюда поэтому aayam? И кстати, почему для глагола su имперфект первого лица будет sunavam, а не sunvam, по аналогии с третьим лицом sunvan?
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 10:39
Глагол не чисто P.
А какие залоги он еще имеет?
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 10:39
icl.2 P. eti (Impv. 2. sg. ihi) and 1. P. A1. ayati, ayate. (и т. д.)
А, т.е. он еще глагол первого класса? Мне вон кстати не выдает форму ayati, только ayate http://sanskrit.inria.fr/cgi-bin/SKT/sktconjug?lex=SH&q=i&t=VH&c=1&font=roma
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 19:10
И почему в форме aije имперфекта пассива 1 л. ед.ч. i не долгое? Ведь в настоящем времени iiyati.
Или это просто автоматические формы?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Bhudh от июня 1, 2017, 21:15
Вы почему буквы y и j как придётся пишете?
Они совершенно разные звуки передают, бросьте эту практику.
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 22:05
Я исправил уже...
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 22:08
Цитата: Lodur от июня  1, 2017, 10:39
Было бы хорошо, если бы вы писали, что и как вы пытаетесь спрягать или склонять. Иначе ваши вопросы для такого самоучки, как я, выглядят ребусами. :( (Если в тему заглянет Комар, может, он догадается, о чём вы, но мне трудно...)
ājan - третье лицо множественного числа в имперфекте глагола aj. (Переводы этого глагола несколько разнятся: Монье-Вильямс даёт "to drive, propel, throw, cast", Уитни тоже "to drive", а Кочергина - "идти, бежать, гнать"). Долгое ā в начале слова - по сандхи.
Ой, конечно же aayan) Тут тоже сандхи?
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Bhudh от июня 1, 2017, 22:09
Цитата: Agnius от июня  1, 2017, 22:05Я исправил уже...
Полюбуйтесь на своё aije в предыдущем сообщении.
Название: Вопрос по санскриту
Отправлено: Agnius от июня 1, 2017, 22:35
«каждый пост в интернете имеет коэффициент бреда» © Невский чукчо :D