Среди произведений арабского учёного ибн Вахшии, который жил на рубеже 9-10 вв., есть трактат озаглавленный «О cельском хозяйстве набатеев». Несмотря на такое название, в этой книге можно найти интересные сведения о духовной культуре населения Северного Ирака в раннеисламскую эпоху, а возможно и за несколько столетий до прихода туда ислама.
Хотя документ был известен европейским учёным достаточно давно, первый, и пока что единственный, перевод на современный язык — английский, — был сделан финским востоковедом Jaakko Hämeen-Anttila и опубликован частично только в 2006 г. http://www.brill.com/last-pagans-iraq
Сам ибн Вахшия приписывает этому трактату огромную древность (в 20 000 лет) и утверждает, что перевёл его на арабский с «древнего сирийского языка». Также он пишет о том, что текст был составлен тремя учёными мужами, которые принадлежали к древнему народу, некогда населявшему Вавилонию.
Современные учёные расходятся в своих датировках; одна из версий предполагает, что исходный текст на арамейском, который переводил ибн Вахшия, мог быть составлен примерно за два столетия до возникновения ислама. Решение этого вопроса, естественно, затруднено тем, что арамейский оригинал отсутствует. Добавлю также, что этот трактат не единственный и принадлежит к группе из нескольких документов, объединённых под общим названием «Набатейский корпус».
Нужно также отметить, что этих набатеев ибн Вахшии не следует путать с набатеями из Петры.
Что же мы можем узнать о религиозных воззрениях набатеев из этого трактата? Попробую пересказать в самых общих чертах то, что пишет Jaakko Hämeen-Anttila в 3-й главе своей книги.
В основе системы их верований лежит концепция, которую можно определить термином «астротеология».
Небесные тела — числом семь — отождествляются с семью богами. Каждый из них управляет своим географическим регионом и покровительствует отдельной группе народов.
Превыше их всех находится восьмая по счёту сфера — неподвижных звёзд, — откуда исходят и куда возвращаются семь небесных тел и их божества.
Движения небесных сфер подчиняются правилу цикличности и определяют все события, происходящие в мире и в жизни человека. Мир как таковой вечен. Конец одного цикла является началом другого. Большой Цикл насчитывает 7000 (в другом месте говориться о 1800) лет и делится на 7 тысячелетних периодов. Каждым тысячелетием Большого Цикла управляет один из семи богов.
Небесная иерархия набатеев включает также и ангелов. В одном из текстов трактата они помещаются между Луной и людьми, чтобы вдохновлять людей к благочестию (piety).
Помимо богов небесных тел известен набатеям и главный Бог — творец (демиург) этого мира. Если я правильно понял, в трактате он либо отождествляется с Солнцем, либо рассматривается как некая абстрактная высшая сила, некий незримый деятель. Это, в свою очередь, ставит вопрос о том, можно ли считать религиозные верования набатеев монотеистическими, и если да, то в каком смысле этого слова.
Относительно человеческой души сообщается следующее: есть Мировая Душа, и есть отдельные души. Отдельные, т.е. индивидуальные, души могут переселяться из одного тела в другое. Таким образом, набатеям была известна теория перевоплощения (трансмиграции) душ. Кроме того, в тексте проводится различие между духом (рух) и душой (нафс). Иногда, впрочем, они употребляются как взаимозаменяемые термины. Источником отдельных душ является Солнце, которое само есть Мировая Душа.
Из других сведений заслуживает внимания то, что языческий обряд оплакивания Таммуза в Северном Ираке, по сообщению ибн Вахшии, сохранялся вплоть до его времени, т.е. до 10 в. н.э.
Цитата: Nārada от ноября 5, 2014, 18:13
Кроме того, в тексте проводится различие между духом (рух) и душой (нафс).
Интересно, что считается выше :)
Повсюду на Ближнем Востоке встречаешь элементы неоплатонизма...
Цитата: Iskandar от ноября 5, 2014, 22:09Интересно, что считается выше
Не знаю про набатеев, но в других подобных эзотерических системах выше считается дух.
В каких других?
Понятно, что в переводе на русский выше будет "дух", а "душа" ниже.
В суфийской системе координат рух выше, чем нафс.
У мандеев всё наоборот: "низшей душой" считается руха, а "истинная душа" называется нефеш.
Вот я и спрашиваю.
Цитата: Nārada от ноября 5, 2014, 18:13
Кроме того, в тексте проводится различие между духом (рух) и душой (нафс). Иногда, впрочем, они употребляются как взаимозаменяемые термины.
Я не правильно написал: известны оба термина, но различие между ними не проводится (кроме нескольких случаев).
Цитата: Iskandar от ноября 5, 2014, 22:09
Интересно, что считается выше :)
Цитата: Iskandar от ноября 6, 2014, 07:56
В суфийской системе координат рух выше, чем нафс.
У мандеев всё наоборот: "низшей душой" считается руха, а "истинная душа" называется нефеш.
Вот я и спрашиваю.
Ну, вот , например, слово
нафс употребляется и в словосочетании "Мировая Душа" -
ан-нафс аль-кулльийя, и в словосочетании "индивидуальные души" -
аль-анфус аль-джуз'ийя . Может быть это означает, что для набатеев
нафс выше? :what:
В Библии нэфэш статистически ниже, чем руах.
Идеи напоминают каббалистические! Хотя, учитывая, что первоначальные ислам и христианство - это иудаизм + арабский/европейский колорит, а затем и соответствующие накрутки, то это неудивительно.
Что касается руах רוח и нефеш נפש - то тут не может быть понятий более высоких или низких, и в разных философских, эзотерических или религиозных системах также никакой разницы быть не может: руах - это Дух: Мировой Дух, Абсолют, Дух Пространства, Бог Мира, а нефеш - это Душа: тот же самый Дух, проявленный в конкретной живущей душе, или так можно назвать саму человеческую душу. Конечно "руах" включает в себя все "нефеш", но и "нефеш" несёт в себе "руах".
Понятно, пришёл специалист...
"Руах" кстати именно как тот же "дух" сохранился в немецком языке
Цитата: Iskandar от ноября 7, 2014, 16:31
Понятно, пришёл специалист...
Не, ну а чё. Таки да, пора разруливать ситуацию
Цитата: listengort88 от ноября 7, 2014, 16:32"Руах" кстати именно как тот же "дух" сохранился в немецком языке
Из какого это языка он "сохранился"?
Цитата: Bhudh от ноября 7, 2014, 16:54
Цитата: listengort88 от ноября 7, 2014, 16:32"Руах" кстати именно как тот же "дух" сохранился в немецком языке
Из какого это языка он "сохранился"?
Ну вообще из древнееврейского судя по всему, откуда он остался в Идиш, а оттуда уже оказался в немецком. А может и непосредственно, сразу из тех веков)
(wiki/de) Ruah (http://de.wikipedia.org/wiki/Ruah)
:???
Видать в немецком дух רוח стал дымом Rauch :)
А, и английское reek тоже из руаха, наверное...
И шведское rök
Rökʼи не будет⁉ :cool:
Еврейское "руах" - в немецком Die Ruhe...