Лингвофорум

Лингвоблоги => Личные блоги => Awwal12 => Topic started by: Awwal12 on August 26, 2011, 23:14

Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on August 26, 2011, 23:14
Начинаем с синтаксиса, поскольку уже бесит ситуация, когда прорабатываешь фонологию, морфологию, грамматику, словарь, а потом смотришь коровьими глазами на синтаксис и оказываешься в плену уже заложенных изначально калек.
Комментарии, исправления, критика приветствуются. Только прошу учитывать, что это, в сущности, мысли в слух.

В основе простого предложения лежит противопоставление темы и ремы.
Рема следует за темой.
Тема не маркируется. Начало ремы маркируется специальной частицей (условно обозначаемой R).
Конец ремы совпадает с концом простого предложения, иначе о её конце сигнализирует большинство союзов.
Исключение - соединительный союз 1-го типа, служащий для соединения однородных членов (условно обозначаемый "да").
Определения ставятся после определяемого.
Вводные слова, сочетания, предложения всегда предворяют конструкцию.

Лошадь R красивая, но R не быстрая.
R Лошади бегают быстро.
Лошадь R красивая да быстрая.
Я лошадь эту R люблю.
Я R люблю лошадь твою.
Я R люблю лошадей.
Я R увидел тут медведя бурого, а сестра его R не увидела.
R Смотри, R медведь!
Да-да, я R говорю: R смотри, R медведь!
Я сказал ей это R тихо.
Медведь R бурый.
Медведь, который бурый, как я сказал, R идёт по опушке. (я сказал ранее, что медведь бурый)
Медведь, который бурый, R идёт по опушке, как я ей R сказал. (я ей тогда сказал, что тот медведь бурый - он идёт по опушке; теперь и вы это знаете, что он шёл по опушке, и что я ей это сказал вы теперь тоже знаете)

Простые и сложноподчинённые вопросительные предложения предваряются вопросительной частицей (далее Q).
В сложносочинённых предложениях частицей Q предваряется только та часть, которая непосредственно выражает вопрос.

Q отец твой R старый?
Q ты R кто?
Q ты был R где, когда мы охотились на белок, как ты знаешь?
Q ты был R где, а когда мы купались?
Медведь R бурый, Q а волк цвета R какого?
Q ты живёшь в доме R каком?
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on August 28, 2011, 13:21
В восклицательном предложении, не содержащем ремы, в самом начале ставится частица-экскламатор E1.
Ср.
Он R мёртвый! (А мы и не знали.)
E1 он мёртвый! (Вы чего, он же мёртвый!)
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on August 30, 2011, 21:07
Стратегия кодирования глагольных актантов - активная (семантическая).
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Тайльнемер on September 1, 2011, 09:48
А вынесение ремы в конец предложения не может разорвать синтаксическую связь?
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 1, 2011, 09:52
А вынесение ремы в конец предложения не может разорвать синтаксическую связь?
Хороший вопрос. Если не трудно, поясните схематически.
P.S.: С учётом того, что все глагольные актанты так или иначе маркируются - вроде не должно.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 1, 2011, 21:05
Глагол не спрягается, однако имеет развитую систему синтетических времен, выражаемых префиксацией.
Существительные и местоимения склоняются по падежам (постфиксация).
Падежи - активный, пассивный, родительный и творительный.
Падежные аффиксы ставятся после аффиксов рода. Вслед за ними могут идти аффиксы двойственного и множественного чисел.
Кроме того, к существительным могут присоединяться разнообразные послелоги.
В языке весьма продуктивно словосложение (нюансы дериватологии в разработке).
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: arseniiv on September 1, 2011, 21:41
Было бы интересно как раз о словосложении.

Примеры очень нравятся. Хоть рассказ по ним пиши.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Тайльнемер on September 2, 2011, 06:30
А вынесение ремы в конец предложения не может разорвать синтаксическую связь?
Хороший вопрос. Если не трудно, поясните схематически.
P.S.: С учётом того, что все глагольные актанты так или иначе маркируются - вроде не должно.

Примеры, конечно, получаются очень надуманные:
(жирным выделены ремы)
— Это брат отца? — Нет, это брат друга отца.
— Это брат друга? — Нет, это брат друга отца.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 2, 2011, 12:11
Примеры, конечно, получаются очень надуманные:
(жирным выделены ремы)
— Это брат отца? — Нет, это брат друга отца.
— Это брат друга? — Нет, это брат друга отца.
Во втором случае (в ответе) рема, по крайней мере в контексте, - "друга отца", разве нет? Это ведь какой-то совсем другой друг, о котором не говорилось до этого, и вообще не личный друг вопрошаемого (что явно подразумевалось в вопросе).
Цепочки из трёх и более генитивов, конечно, могут создавать двусмысленность. Но генитив как бы не планируется как единственный метод выражения принадлежности. Характерно, что и в русском многократные определения при объекте как таковые тоже могут создавать неоднозначность, причём безо всяких рем: "брат друга моего мужа, который вчера сломал ногу" (непонятно, кто из них троих сломал ногу) - что связано с тем, что определительное придаточное не может вклиниваться в цепочку генитивов; английский частично разруливает эту же проблему за счёт противопоставления ограничительности и неограничительности, а также использования притяжательных суффиксов в сочетании с предлогами.

P.S.: Буду рад, еслди укажете на иные подводные камни. Сам ещё протрясу цепочки определений при плавающей реме на досуге.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 2, 2011, 19:40
А пока фонология.
Фонемы...
...гласные:
/i/
/ɛ/

/ɐ/
/u/
/o/

...и согласные:
носовые
взрывные
фрикативные
дрожащие
латеральные
/m/
/p/
/f/
/r/
/l/
/n/
/b/
/v/

/t/
/s/

/d/
/z/

/k/
/ʃ/

/g/
/ʒ/

 
/ç/

 
/ʝ/

 
/x/

 
/ɣ/
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: autolyk on September 2, 2011, 21:09
..гласные:
/i/        /u/
/ɛ/ /ɐ/ /o/
Не хотите заполнить пустую клеточку?

Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 2, 2011, 21:11
Структура слога в общем случае описывается как (C1(C2))V(C3).

Согласная C3 не может быть взрывной.
Кроме того, эта позиция является слабой по звонкости. На абсолютном конце слова звонкие парные оглушаются. На границах слогов C3 подвергается (за исключением непарных /r/, /l/) регрессивной ассимиляции по звонкости. Исключение составляют случаи, когда следующий слог начинается со звонких /l/ или /n/. В этом случае, напротив, происходит регрессивная диссимиляция по звонкости (C3 оглушается). Таким образом, на конце слога смыслоразличительную роль могут играть 9 фонем.

При отсутствии C2, C1 ничем не ограничивается.
При наличии C2, C1 может представлять собой только взрывную фонему или сибилянт.


C2 всегда может быть латеральной или дрожащей (/r/, /l/). Если C1 - взрывная, то C2 не может быть взрывной. Если C1 - сибилянт, то C2 не может быть фрикативом, за исключением губно-зубных (/f/, /v/). Далее, если C1 - взрывная, а C2 - фрикатив, то они обязаны совпадать по звонкости. Если С2 - /m/ или /r/, то С1 озвончается, а если /n/ или /l/ - оглушается.  Далее, C1 и C2 не могут быть одновременно губными или одновременно велярными. Если C1 - сибилянт, то он должен совпадать по звонкости с C2 в большинстве случаев, и должен не совпадать, если C2 - /n/ или /l/ (диссимилятивное оглушение).

(Может дополняться! Составляю списки разрешенных кластеров согласных.)

Не хотите заполнить пустую клеточку?
Пока не хочу.  :)
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 3, 2011, 12:52
Система записи латиницей (фонематическая):

/i/ - i
/ɛ/ - e
/ɐ/ - a
/u/ - u
/o/ - o
/m/ - m
/p/ - p
/f/ - f
/r/ - r
/l/ - l
/n/ - n
/b/ - b
/v/ - v
/t/ - t
/s/ - s
/d/ - d
/z/ - z
/k/ - k
/ʃ/ - sh
/g/ - g
/ʒ/ - zh
/ç/ - jh
/ʝ/ - j
/x/ - x
/ɣ/ - gh
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 3, 2011, 17:54
Соорудил программку, формализовал условия. Список разрешенных кластеров согласных в начале слога с учётом вышеназванных правил:
Pn-, ps-, bz-, psh-, bzh-, px-, bgh-, bj-, pjh-, pl-, br-, gm-, kn-, ks-, gz-, ksh-, gzh-, kf-, gv-, gj-, kjh-, kl-, gr-, dm-, tn-, ts-, dz-, tsh-, dzh-, tf-, dv-, tx-, dgh-, dj-, tjh-, tl-, dr-, zm-, sn-, sp-, zb-, sk-, zg-, st-, zd-, sf-, zv-, sl-, zr-, zhm-, shn-, shp-, zhb-, shk-, zhg-, sht-, zhd-, shf-, zhv-, shl-, zhr-.
Итого 61 штука.
Общее количество теоретически возможных различимых слогов в языке, таким образом, составляет:
5 + 20х5 + 61х5 + 5х9 + 61х5х9 = 3200 шт.

В разработке - фонетические процессы на границах слогов/морфем.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Awwal12 on September 4, 2011, 14:48
Фонетические процессы на границах слогов.
1. Как уже было сказано, концеслоговая позиция является слабой по звонкости. Соответственно, концеслоговые фрикативы уподобляются по звонкости любой первой согласной следующего слога, кроме n и l. Перед последними звонкие концеслоговые фрикативы оглушаются. Если следующий слог начинается с гласной, концеслоговая фонема предыдущего слога сохраняет свою изначальную звонкость.
-az + ka- > -aska-
-af + gra- > -avgra-
-ax + ma- > -aghma-
-aj + na- > -ajhna-
-agh + a- > -agha-
2. Если следующий слог начинается с билабиальной или лабиодентальной согласной, то концеслоговая n предыдущего слога переходит в m.
-an + ma- > -amma-
-an + psa- > -ampsa-
3. Начальнослоговое "sh" полностью ассимилирует концевой звук [s] предыдущего слога с образованием геминанты:
[-as] + [shta]- > [-ashshta-]
Аналогично zh- ассимилирует -z, а r- ассимилирует -l.
4. Если слог заканчивается на -m, а следующий слог начинается с кластера согласных, в котором второй фонемой выступает /m/, то концеслоговый -m диссимилируется, переходя в звук [n]:
[-am] + [tma]- > [-antma-].
5. При соединении морфем в слове, слоговая структура может переразлагаться.
а) -VC + CV- > -VC'CV-
б) -VC + CCV- > -VC'CCV-
в) -V + V- > -V'V-
г) -V + CV- > -V'CV-
д) -V + C1CV- > -VC1'CV- (если С1 может быть концевым) или -V'C1CV- (в остальных случаях)
е) -VC + V- > -V'CV-
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: arseniiv on September 4, 2011, 15:13
Гармоничненькие фонетические изменения.
Title: Наброски по конлангу Х1
Post by: Rusiok on December 31, 2011, 04:05
Медведь, который бурый, R идёт по опушке, как я ей R сказал. (я ей тогда сказал, что тот медведь бурый - он идёт по опушке; теперь и вы это знаете, что он шёл по опушке, и что я ей это сказал вы теперь тоже знаете)
При двух R в предложении как Вы различаете, которое из них главное?
1. Первое R главное, а второе - вспомогательное:
Медведь, который бурый, R (идёт по опушке, как я ей R сказал).
О буром медведе - я ей сказал, что он идёт по опушке.

2. Или второе R главное, и вспомогательное - первое:
[Медведь, который бурый, R идёт по опушке, как я ей] R сказал.
О буром медведе, идущем по опушке, я ей - сказал.

А ведь первый и второй варианты - это ответы на два разных вопроса!
Ваш перевод - это пересечение скобок:
[Медведь, который бурый, R (идёт по опушке, как я ей] R сказал).

Для преодоления таких неоднозначностей и возникли (http://lingvoforum.net/index.php/topic,8495.msg634008.html#msg634008) сложноподчинённые (что он идёт) и причастные (идущем) обороты, и прочие ухищрения (например, субстантивированный глагол), без которых было бы невозможно всё последующее развитие культуры.