И подобные предложения...
По-чешски и словацки через y, дело ясно.
Что это у вас за предложения? ;D
Это не «Динја», а «Ђинја». Ну или «Дјинја».
Цитата: Konopka от июня 27, 2010, 18:47
Что это у вас за предложения? ;D
Прозвища, предположим.
Цитата: Hellerick от июня 27, 2010, 18:52
Это не «Динја», а «Ђинја». Ну или «Дјинја».
Диња
Цитата: Poirot от июня 27, 2010, 18:55
Цитата: Hellerick от июня 27, 2010, 18:52
Это не «Динја», а «Ђинја». Ну или «Дјинја».
Диња
Стоп, а в чем между Динја и Диња различие?
Цитата: Антиромантик от июня 27, 2010, 19:17
Стоп, а в чем между Динја и Диња различие?
В сербском письме — /динја/ и /дин'а/. В хорватском и то, и другое — dinja.
Ваш пример на сербскохорватский нужно как Диња ~ Ђиња. Или давать подробное объяснение, что в русском в Дыне твердый согласный, а в Дине мягкий. Впрочем, д ~ ђ вполне этому объяснению соответствует.
А в сербском тембо задний//передний различается в таком контексте?
:) В 1—3 классе у нас были одновременно два мальчика по фамилии Ситков и Сытьков.
Цитата: Антиромантик от июня 27, 2010, 19:37
А в сербском тембо задний//передний различается в таком контексте?
Тембр меняется только после č, ž, š, dž с [і] на [ɪ].
Цитата: Vertaler от июня 27, 2010, 19:41
В 1—3 классе у нас были одновременно два мальчика по фамилии Ситков и Сытьков.
Как разграничивали?
PS. А ты сам серб?
Иногда, Антиромантик, вас так заносит, что от смеха не удержаться, уж извините.
Простите за внетемье, но в детстве меня глубоко смутил факт, что в болгарском Ленин и Леннон пишутся одинаково. :)
Цитата: Vertaler от июня 27, 2010, 19:41
Тембр меняется только после č, ž, š, dž с [і] на [ɪ].
В литературе это явление описано подробнее? Не дали б ли вы какую-нибудь ссылочку?
Цитата: lehoslav от июня 28, 2010, 00:01
Цитата: Vertaler от июня 27, 2010, 19:41
Тембр меняется только после č, ž, š, dž с [і] на [ɪ].
В литературе это явление описано подробнее? Не дали б ли вы какую-нибудь ссылочку?
Про ассимиляции как таковые упоминается много где, а ссылочку сам посмотрю с удовольствием. Пока что оправдания два: где-то видел на википедии и сам так слышу.
Цитата: Vertaler от июня 28, 2010, 00:52
Пока что оправдания два: где-то видел на википедии и сам так слышу.
Нет, нет, я вам верю, не в том дело. Мне просто ссылка на научный источник была б нужна, для работы.
Цитата: piton от июня 27, 2010, 22:53
Простите за внетемье, но в детстве меня глубоко смутил факт, что в болгарском Ленин и Леннон пишутся одинаково. :)
Леннон (http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%8A%D0%BD).
Ленин (http://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD).
Маху дал. В детстве "читал" журнал "Панорама". :)
Цитата: Wolliger Mensch от июня 28, 2010, 12:40
Цитата: piton от июня 28, 2010, 12:33
Маху дал.
«Какому еще Маху?».
«Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18 февраля 1838, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия — 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия) — австрийский физик и философ-позитивист.
Биография
Окончил Венский университет в 1860 году.
Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Карлова университета в Праге, профессор Немецкого университета в Праге (с 1882). Профессор философии Венского университета (1895—1901).
Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха). К этому периоду относятся работы «О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861), «Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» 1866), «О стробоскопическом определении высоты тона» (1873), «Об отражении и преломлении звука» (вместе с Фишером, 1873), «Оптико-акустические эксперименты» (1873), «Основы учения о кинестезии» (1875) и др. С 1881 года Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел. Он открыл и исследовал процесс возникновения ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: число Маха, конус Маха и др.
Большой известностью пользуются обзорные сочинения Маха: «История и корень принципа сохранения работы» (1872), «Механика: Историко-критический очерк её развития» (1883), «Анализ ощущений» (1886). Труды Маха богаты экскурсами в область философии. Таковы лекции «Экономическая природа физического исследования» (1882) и «О преобразовании и приспособлении в естественнонаучной мысли» (1884).
Философские взгляды
Бюст в венском парке
Философские взгляды Маха получили широкую известность в конце XIX — начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению (см. махизм). В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».
По Маху, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела. Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны исследовать их связь. Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода — слабее. Для Маха существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов.
В области философии физики Мах предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной (принцип Маха).
Мах был противником атомизма: поскольку атомы в то время были недоступны наблюдению, Мах рассматривал их как своего рода гипотезу для объяснения ряда физических и химических явлений, без которой можно обойтись. Он утверждал, что поскольку молекулы являются мыслительными конструктами и их существование не может быть проверено прямым наблюдением, нет никакой необходимости представлять их в пространстве трёх, а не другого, большего числа измерений.
В эпистемологии Махом было введено понятие о мысленном эксперименте.
Мах оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. Его философские взгляды как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивизма, названной эмпириокритицизм (их также иногда называют махизм по имени автора). Субъективно-идеалистические идеи Маха были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935).».
Цитата: iopq от июня 28, 2010, 12:49
«Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18 февраля 1838, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия — 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия) — австрийский физик и философ-позитивист.
Биография
Окончил Венский университет в 1860 году.
Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Карлова университета в Праге, профессор Немецкого университета в Праге (с 1882). Профессор философии Венского университета (1895—1901).
Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха). К этому периоду относятся работы «О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861), «Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» 1866), «О стробоскопическом определении высоты тона» (1873), «Об отражении и преломлении звука» (вместе с Фишером, 1873), «Оптико-акустические эксперименты» (1873), «Основы учения о кинестезии» (1875) и др. С 1881 года Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковое движение тел. Он открыл и исследовал процесс возникновения ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: число Маха, конус Маха и др.
Большой известностью пользуются обзорные сочинения Маха: «История и корень принципа сохранения работы» (1872), «Механика: Историко-критический очерк её развития» (1883), «Анализ ощущений» (1886). Труды Маха богаты экскурсами в область философии. Таковы лекции «Экономическая природа физического исследования» (1882) и «О преобразовании и приспособлении в естественнонаучной мысли» (1884).
Философские взгляды
Бюст в венском парке
Философские взгляды Маха получили широкую известность в конце XIX — начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению (см. махизм). В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».
По Маху, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела. Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны исследовать их связь. Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода — слабее. Для Маха существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов.
В области философии физики Мах предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной (принцип Маха).
Мах был противником атомизма: поскольку атомы в то время были недоступны наблюдению, Мах рассматривал их как своего рода гипотезу для объяснения ряда физических и химических явлений, без которой можно обойтись. Он утверждал, что поскольку молекулы являются мыслительными конструктами и их существование не может быть проверено прямым наблюдением, нет никакой необходимости представлять их в пространстве трёх, а не другого, большего числа измерений.
В эпистемологии Махом было введено понятие о мысленном эксперименте.
Мах оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. Его философские взгляды как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивизма, названной эмпириокритицизм (их также иногда называют махизм по имени автора). Субъективно-идеалистические идеи Маха были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935).».
Как там всё серьезно.
К нам в институт как-то пришла на подмену прочитать лекцию тетка-доцент. В ходе контакта с аудиторией она сказала: "ребята, вы и этого не знаете, я просто диву даюсь. С галерки раздался голос: "кому!?"
А на всяком ли согласном такой фокус проканает при переводе на сербский?
Цитата: Антиромантик от июня 30, 2010, 08:42
А на всяком ли согласном такой фокус проканает при переводе на сербский?
Только на зубных смычных.